Научная статья на тему '96. 03. 032. Маарек Ж. Дерегулирование финансовой сферы и банковский кризис в ведущих странах Запада. Maarek G. dereglementation et cycle bancaire a l'etranger // banque. - P. , 1995. - № 556. - P. 48-51'

96. 03. 032. Маарек Ж. Дерегулирование финансовой сферы и банковский кризис в ведущих странах Запада. Maarek G. dereglementation et cycle bancaire a l'etranger // banque. - P. , 1995. - № 556. - P. 48-51 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-БАНКИ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО -КРИЗИС --- ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ -СТРАНЫ / ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ - КРИЗИС / ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА -ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 03. 032. Маарек Ж. Дерегулирование финансовой сферы и банковский кризис в ведущих странах Запада. Maarek G. dereglementation et cycle bancaire a l'etranger // banque. - P. , 1995. - № 556. - P. 48-51»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

3

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.03.001-96.03.108

МОСКВА 1996

57

96.03.032

вить серьезную конкуренцию лидеру и занять его место. Проводящие такую стратегию банки внимательно изучают позиции и политику лидера, его сильные и — главное — слабые стороны. Атака на лидера обычно носит фронтальный характер, поскольку банк мобилизует на эти цели все свои ресурсы, чтобы оттеснить лидера со всех рынков, при этом могут использоваться агрессивные рекламные кампании, методы войны цен и т. д. Стратегия вызова весьма рискована и далеко не всегда приводит к успеху, поскольку банк-лидер не остается безучастным к атакам и предпринимает ответные меры.

3. Стратегия подражателя, осуществляемая банками, предпочитающими сохранять свои позиции и обеспечивать определенный уровень рентабельности, а не увеличивать свою долю на рынке. Это не значит, что банк-подражатель не проявляет никакой активности, напротив, он постоянно следит за поведением своих конкурентов, принимает меры по адаптации к новым условиям рынка и новым технологиям, по повышению качества своих продуктов, сохранению и расширению клиентуры.

Л.А. Зубченко

96.03.032. МААРЕК Ж. ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ И БАНКОВСКИЙ КРИЗИС В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ ЗАПАДА. MAAREK G. Déréglementation et cycle bancaire à l'étranger // Banque.— P , 1995 .— № 556 .— P. 48-51.

В статье французского специалиста рассматриваются причины и проявления банковского кризиса, разразившегося на рубеже 80- 90-х годов в странах Запада, а также пути выхода из него. Автор предостерегает от упрощенных ответов на вопросы о соотношении между дерегулированием финансовой сферы и уровнем рентабельности банков. Хотя в различных странах ОЭСР банковский кризис конца 80-х — начала 90-х годов проявлялся по-разному, он был связан с ухудшением общеэкономической ситуации в этих странах, а также с развитием за последние 10-15 лет так называемого "банковского цикла", который определяет следующую последовательность событий в банковской сфере: использование в банковском деле новейшей информационной технологии; распространение финансовых нововведений, позволяющих обходить действующие правила регулирования банковской деятельности; дерегулирование, т. е. смягчение или отмена регулирующих норм; усиление конкуренции на рынке банковских продуктов и услуг; снижение банковской маржи; повышение уровня рисков; банковский кризис и его микроэкономические эффекты; выход из кризиса; разработка и принятие новых норм регулирования финансовой сферы

8 Зак 2116

96.03.032

58

Причины быстрого развития процессов дерегулирования финансовой сферы в 80-х годах заключаются в том, что во многих странах действовали законы и нормы, принятые еще в 30-х годах или в первые послевоенные годы. Между тем условия, в которых функционировали банки и другие финансовые учреждения, сущестренно изменились: в начале 70-х годов в рамках международной валютной системы был отменен режим фиксированных валютных курсов, во многих странах стала проводиться более либеральная валютная политика, значительный прогресс в области информационной технологии и телекоммуникаций способствовал появлению и быстрому распространению финансовых нововведений и инструментов. Старые правила и нормы, способствовавшие сохранению замкнутых национальных "финансовых пространств", тормозили развитие новых типов финансовых операций и побуждали банки и другие финансовые учреждения искать различные способы обхода этих правил. В конечном счете не только банки, но и учреждения, осуществлявшие надзор и регулирование их деятельности, осознали необходимость дерегулирования.

Процесс дерегулирования способствовал обострению конкуренции на рынках банковских продуктов и услуг, главным образом за счет проникновения на эти рынки иностранных банков и небанковских учреждений (сберегательных касс, различных фонде» и т. д.). В результате предложение банковских товаров и услуг превысило спрос на них, что в условиях более жесткой конкуренции привело к уменьшению банковской маржи и соответственно рентабельности банков. Чтобы поправить свое положение, банки стали расширять предоставление кредитов, в том числе и "рискованным" заемщикам. Обилие кредитов питает спекулятивные операции, особенно на рынках ценных бумаг и недвижимости. Когда центральные банки начинают осознавать опасность этих явлений, уже бывает поздно предпринимать какие-либо решительные меры, например, ужесточать валютную политику. Следствием всех этих факторов является возникновение банковского кризиса, часто совпадающего с экономическим кризисом; при этом оба эти кризиса взаимно усиливают друг друга. Многие банки терпят убытки, а некоторые из них терпят крах.

Пути выхода из банковского кризиса в разных странах и для разных банков различны. Вместе с тем опыт экономически развитых стран позволяет выделить три группы мер, способствующих преодолению кризиса: 1) меры институционального характера, в том числе оказание государственной поддержки банкам; 2) перегруппировка в банковском секторе за счет слияний и поглощений банков; 3) меры, принимаемым банками в индивидуальном порядке и направленные на отказ от одних и на расширение других видов деятельности, на повышение производительности, сокращение персонала, изменение организационной

59

96 03 032

структуры и т. д. Автор пытается подтвердить эти положения, ссылаясь на опыт развития в последние годы банковского сектора США Великобритании, Швеции и Испании.

В США трансформация финансовой системы была очень быс грой и довольно глубокой. Как ни парадоксально, но американская банковская система и сегодня остается одной из наиболее регулируемых среди развитых стран. До сих пор действуют многие положения Национального банковского закона 1864 г. и законов, принятых в 30-х годах. Фактически процесс финансовой либерализации в США затрагивал не положения банковских законов, а те инструменты, которые использовались банками, чтобы обойти эти законы. К числу последних относились депозитные сертификаты, счета НАУ (текущий счет с выплатой процентов, позволяющий выписывать инструменты типа чеков), взаимные фонды денежного рынка (МММФ) и т. д., которым позволяли обойти "правило Кью" (С}), устанавливающее потолок процентных ставок по банковским вкладам. В результате доля банковских чай мои в общей сумме задолженности домашних хозяйств уменьшилась с 35% в 1975 г. до 25% на конец 1993 г. Что касается крупных предприятий, то главным источником их финансирования являются рынки капиталов В этих условиях в 80-х годах американские банки расширили предоставление кредитов таким "рискованным" заемщикам, как развивающиеся государства и торговцы недвижимостью. Финансовым учреждениям нового типа удавалось избегать жесткого регулирования, например, МММФ не подчинялись правилу обязательного страхования своих депозитов в Федеральной корпорации страхования депозитов.

Все это в конечном счете привело к возникновению в начале 90-х годов банковского кризиса, затронувшего американские банки и сберегательные кассы: в 1990-1992 гг. численность сберкасс сократилась на 650, в 1991-1992 гг. обанкротились 400 банков.

Меры по преодолению банковского кризиса в США носили прежде всего институциональный характер: еще в 1989 г. была разработана программа спасения сберкасс; в 1991 г. были ужесточены правила создания страховых резервов; отменен Закон Гласса — Стиголла, принятый в 1933 г. и устанавливавший разделение банков на коммерческие и инвестиционные и т. д. Некоторые меры институционального характера находятся в процессе рассмотрения, в частности, проект объединения институтов надзора и контроля над деятельностью и других финансовых учреждений.

Банковский кризис вызвал волну банкротств и одновременно увеличение численности операций по слиянию и поглощению банков Многие банки предприняли энергичные меры по изменению структуры своих активов: в 1990-1991 гг. значительные меры по изменению струму ры своих активов; в 1990-1991 гг. значительно возросли их вложения

96.03.033-035

60

в государственные облигации; было приостановлено предоставление займов и кредитов другим государствам и сокращено — частным резидентам; существенно увеличился объем собственных капиталов банков (в 1990-1992 гг. на 13,4%); расширились сравнительно новые типы банковских операций — с платежными карточками, на рынках ценных бумаг и производных финансовых инструментов (деривативов) и т. д. С 1993 г. в стране начался быстрый рост кредитных рынков, обострилась конкуренция на рынке кредитных карточек, что со временем может вызвать новую волну финансовых спекуляций и соответственно новый кризис.

Л.А. Зубченко

96.03.033-035. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА ВО ФРАНЦИИ. (Сводный реферат).

1. BASINI В., GOLLIAU С. La banque est morte... Vive la bank! // Nouvelle économiste.— P., 1995 .— № 983 .— P. 50-54.

2. BASINI В., GOLLIAU С. Sur les bras des banques, des kilometres de guichets // Nouvelle économiste.— P., 1995.— № 983 .— P. 54-55.

3. BONIN H. La banque du futur sera décentralisée // Nouvelle économiste — P., 1995 .— № 983 .— P. 52.

Банковская система Франции, испытывающая в настоящее время серьезные трудности, отмечают французские эксперты, вынуждена перестраиваться. Меняются не только банковские продукты и услуги, но и сама концепция развития банковского сектора. Все более широкую поддержку получает англосаксонская модель банковского бизнеса (1, с. 53). В результате на место традиционных, классических банков приходят банковские предприятия, а на место банкиров — специали-сты-финансисты, менеджеры и аналитики.

Волна дерегулирования банковской сферы, прокатившаяся по странам Запада в 80-е годы, захлестнула и Францию. "Вхождение в рынок" французских банков, традиционно находившихся под жесткой опекой и защитой государства, проходит очень трудно. Многие банки терпят большие убытки и не могут эффективно организовать свою работу. Признаком серьезности нарастающих трудностей в банковской системе стало сокращение в 1994 г. суммы чистых банковских доходов впервые за 50 лет. Существенно снизилась банковская маржа: у ведущих банков — до 1,5% против обычной в прошлом "королевской маржи" в 2,5% (2, с. 54). .

Ошибка многих банков состоит в том, что они сначала устремляются на новые рынки банковских продуктов и лишь потом начинают анализировать риски такого вторжения. Однако это вторжение имеет и положительные аспекты: работа иа новых рынках вынужда-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.