РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 7
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
2
издается с 1973 г. •ыходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,7 рефераты 96.02.001-96.02.019
МОСКВА 1996
ФОЛЬКЛОР И ФОЛЬКЛОРИСТИКА
96.02.015. НАРТЫ: Героический эпос балкарцев и карачаевцев / РАН. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Каб.-Балк. НИИ истории, филологии и экономики; Вступ. ст., коммент. и глоссарий Хаджиевой Т. М.; Отв. рея. Алиева А. И.; Сост. Ортабаева Р. А.— К.— М.: Наука, 1994 .— 656 с.— (Эпос народов Евразии).— Рез. англ.
Реферируемый том из серии "Эпос народов Евразии" является первым академическим двуязычным изданием балкаро-карачаевской версии общекавказской Нартиады.
В том вошли эпические тексты, записанные на протяжении более 100 лет, начиная с 1881 г. Составители включили в него все дореволюционные записи и публикации нартского эпоса балкарцев и карачаевцев. Записи эти представляют эпические сказания двух народов только в переводе на русский язык, их оригиналы не были опубликованы и не сохранились. Однако специалистами установлена аутентичность этих текстов, их непреходящая ценность.
Основное место в издании занимают нартские песни и сказания из архивов Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института истории, филологии и экономики и Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института. Большинство из них в научный оборот вводится впервые.
В настоящее издание входят: вступительная статья Т. М. Хаджиевой, оригинальные тексты и перевод 12 циклов нартского эпоса балкарцев и карачаевцев, статья С.-А. Урусбиева "Несколько слов от собирателя и переводчика"', статья А. И. Рахаева "О музыке нартского эпоса Балкарии и Карачая", нотные приложения, комментарии, глоссарий. В комментариях к текстам приводятся паспортные данные (исполнитель, его возраст, место и время записи, собиратель) в той полноте, как они зафиксированы в полевых материалах. Здесь же дается толкование идиом, этнографических и бытовых понятий, приводится перечень вариантов данного сказания.
Т. М. Хаджиева во вступительной статье "Нартский эпос балкарцев и карачаевцев" отмечает, что балкарцы и карачаевцы (общей численностью около 250 тыс.) — два близкородственных народа с единым языком и традиционной культурой. Они издавна населяют центральные и западные районы Северного Кавказа в верховьях Терека и Кубани, в современных границах Кабардино-Балкарской Республики и Карачая.
За свою многовековую историю балкарцы и карачаевцы создали богатейший фольклор. Центральное место в их устном поэтическом творчестве занимает героический нартский эпос, который является одной из национальных версий общекавказской Нартиады.
В результате сложившихся в течение веков тесных экономических, политических и культурных связей между кавказскими народами в разных версиях Нартиады много общего. Но при всей их близости у каждого из кавказских народов нартские сказания несут черты национальной фольклорной традиции. Так, в частности, в балкаро-карачаев-ской версии кавказские и локальные самобытные эпические традиции сочетаются с эпической традицией тюркско-монгольских народов.
Песенное бытование эпоса балкарцев и карачаевцев — одна из ярких, самобытных особенностей их эпической традиции. Именно благодаря стихотворно-песенной форме существования в их эпосе произошла консервация многих архаических элементов.
У балкарцев и карачаевцев, как и у других народов — носителей Нартиады, сказания составляют ряд больших и малых циклов. Каждый цикл — это группа небольших по объему сказаний и песен о появлении на земле нартского племени; о различных этапах и событиях эпической жизни героев (рождение, богатырское детство, первый подвиг, женитьба, борьба с мифическими чудовищами, с кровником и т. д.). Одни циклы образуются из ряда сказаний, группирующихся вокруг имен нартских героев по биографическому принципу (Ерюзмек и Сатанай и др.), другие — по генеалогическому (Дебет — Алауган — Карашауай; Ачей-Ачемез, сын Ачея, Бёдене-Рачыкау). Малые циклы складывались из сказаний и песен о нартских героях, с именами которых связано небольшое количество сюжетов и чьи эпические "биографии" детально не разработаны. Каждый цикл представляет собой достаточно самостоятельную и законченную группу сказаний, однако все циклы взаимосвязаны. В целом же балкаро-карачаевская версия Нартиады — композиционно разработанный и завершенный эпос: в нем воссоздана жизнь нартского племени от его появления на земле до гибели или переселения его на небо или в подземный мир.
Согласно балкаро-карачаевским сказаниям, сотворение мира нар-тов связано с деятельностью богов — Тейри Земли, Тейри Солнца и Тейри Неба, которые принимают самое активное участие в судьбе нартских героев. Нарты.— воплощение геройства и мужества.
Специфика изображения нартских героев обусловлена героико-эпи-ческой эстетикой древнего эпоса. Идеализация большинства из них начинается уже с описания их рождения и детства. В исследуемом эпосе мотив божественного и чудесного рождения связан с образами всех основных нартских героев. Так, в одном из вариантов сказаний о рождении Дебета он сотворен Богом, в другом, основанном на древнейших мифологических представлениях, он — сын Тейри Неба и Тейри Земли; Сатанай — дочь Солнца и Луны; Ерюзмек появился из хвостатой звезды, упавшей на землю; Сосурук — сын камня; Караша-
уай — внук Дебета, а мать его — эмегенша. С мотивами чудесного рождения нартских героев связаны и другие постоянные архаические общефольклорные мотивы: фантастически быстрый рост, богатырское детство, первый подвиг и т. д. (
Мотив божественного или чудесного рождения предопределяет и необыкновенность, исключительность героев (сердце и кровь Дебета из огня, он понимает язык огня, камней, зверей и птиц; прекрасная Сатанай — чародейка и провидица; Карашауаю подвластна стихия холода, он и его богатырский конь Гемуда могут менять свой облик).
Нартские герои наделяются не только различными сверхъестественными способностями, они обладают и чудесными предметами: бочонок (чаша) Агуна, котел о сорока ушках, меч Ерюзмека, талисман Чюерды, а также имеют волшебных помощников (чаще всего это богатырский конь нартского героя). Все эти качества героев и предметов, которыми они обладают, необходимы нартам в борьбе с различными враждебными существами — эмигенами, алмосту, агач киши, сарауеками, желмауузами.
Спецификой исследуемой версии является то, что главная ее эпическая тема — борьба нартов с мифологическими чудовищами-эмигена-ми, которые выступают не только постоянными эпическими врагами нартов, они — источник зла и хаоса на земле, пожирающими все живое. Чтобы очистить от них землю, Бог создает нартов, которые ведут с чудовищами постоянную борьбу.
Главным же истребителем эмегенов выступает нарт Ерюэмек. У него, как и у других подобных ему эпических героев (Гильгамеша, Тора, Амирани, Нюрген-Боотура, героев бурятских улигеров), задача одна — уничтожение чудовищ, которые нарушают мирную жизнь его племени.
Значительное место в эпосе балкарцев и карачаевцев занимают сказания, посвященные нартскому кузнецу Дебету, его сыну Алаугану и внуку Карашауаю,
Сказания о Дебете наряду с сюжетной группой о рождении нартских героев являются наиболее архаическим пластом рассматриваемой версии, так как они испытали сильное влияние языческой мифологии. В образе балкаро-карачаевского Дебета, как и осетинского кузнеца Курдалагона, адыгского Тлепша, абхазского Айнар-ижи, отразилась эпоха освоения кузнечного ремесла. Он, вероятно, может рассматриваться как развитие в эпическом контексте образа какого-то мифологического существа или божества древних балкарцев и карачаевцев. Во всех сказаниях Дебет — не только первый, нарт, но и первый кузнец и оружейник на земле, в балкаро-карачаевском эпическом памятнике Дебет, как и Сатанай, наделен универсальными функциями. В сказа-
ниях постоянно подчеркивается роль Дебета-первотворца: он первый на земле изготовил различные предметы быта, оружие и доспехи, подковал нартских коней. С именем Дебета связаны и такие космогонические мотивы, как появление звезд, звездопад. Особенностью исследуемого эпоса является то, что в нем, как и в эпической традиции большинства тюрко-монгольских народов, наблюдается культ кузече-ства.
В балкаро-карачаевском эпосе у Дебета 19 сыновей, которых он женит, согласно обычаю, начиная с младшего. Следование этому обычаю во многом определило судьбу старшего сына Дебета — Алаугана, который состарился, пока очередь дошла до него, превратившись в посмешище "для всего народа". Во всех вариантах сказаний Алауган изображен как богатырь фантастической силы, благодаря которой он выступает как неутомимый истребитель эмегенов. В цекле Дебет — Алауган — Карашауай, как и во всем эпосе балкарцев и карачаевцев, персонажи составляют два враждебных племени — нартов и эмегенов. Одна из самобытных черт этого цикла заключается в том, что именно в нем получил яркую художественную разработку международный мотчв брачных связей между племенами-антагонистами, чего не обнаруживается ни в одной из других версий Нартиады. Особый колорит сказаниям об Алаугане придают описания его борьбы с эмеге-нами, встречи с его будущей тещей, изображение облика эмегенш, их занятий, быта, жилья.
Сказания о женитьбе Алаугана на эмегенше, о рождении Караша-уая и его воспитании на Эльбрусе относятся к самобытным эпическим текстам нартского эпоса балкарцев и карачаевцев. Если в сказаниях о Дебете отразились различные мифологические представления предков балкарцев и карачаевцев, а для сказаний о женитьбе Алаугана характерна сказочно-мифологическая интерпретация, то в сказаниях о Карашауае превалируют богатырские мотивы. Карашауай ведет непримиримую борьбу не только с эмегенами, с его именем связана классическая тема мирового фольклора — змееборство. Герой, согласно сказанию, убив двенадцатиголового дракона "всю страну освобождает от засухи". Народная фантазия наделила своего любимого персонажа лучшими качествами. В его образе гармонически сочетаются не только богатырские достоинства, но и высокие моральные качества (мужество, скромность, верность данному слову). Его образу присущи также черты, соответствующие архаической форме идеализации героя (обо-ротничество, магия погоды, дар предвидения). К имени Карашауая в эпосе прикреплен и мотив Орфея. Карашауай балкаро-карачаевских сказаний неуязвим, непобедим и бессмертен.
Проведенный автором сравнительный анализ балкаро-карачаевско-го круга сказаний о Дебете, Алаугане и Карашауае'и других версий
Нартиады показал, что песни и сказания о Дебете и Алаугане (за исключением нескольких мотивов) бытуют только у балкарцев и карачаевцев. Традиционность, детальная эпическая разработанность данного цикла, многовариантность и самобытность его сказаний и песен, наличие значительного числа параллелей с эпосом тюркско-монгольских народов и, наконец, указания самих нартоведов на разработанность и завершенность этого цикла именно в балкаро-карачаевской среде, по мнению автора, дают основания говорить о его первичности в исследуемом эпическом памятнике.
Центральное место в системе образов балкаро-карачаевского нарт-ского эпоса занимают Ерюзмек и Сатанай. Сказания и песни о них составляют самостоятельный законченный цикл, в котором различные эпизоды из их "эпических биографий" разработаны во всех деталях. В сказаниях о борьбе Ерюзмека с эмегенами, в которых наиболее полно реализуется основная тема Нартиады — тема борьбы и подвига, он выступает отважным и неутомимым воином. Как и во всех версиях Нартиады, в сказаниях балкарцев и карачаевцев, где фигурирует жена Ерюзмека Сатанай, подчеркивается ее исключительное место в нартском обществе. Спецификой балкаро-карачаевских сказаний о супружеской жизни Ерюзмека и Сатанай является то, что даже в этих текстах, которые, вероятно, были созданы в период утверждения патриархальных отношений в семье, так как в них Сатанай выступает в роли хранительницы домашнего очага и при э том идеализируются ее преданность, верность Ерюзмеку, мифологическая интерпретация ее образа не ослабевает (чародейство, ясновидение, универсальное обротничество). Благодаря этим качествам она помогает Ерюзмеку и выручает его из самых безвыходных положений. Своеобразие героев балкаро-карачаевского эпоса Ерюзмека и Сатанай заключается в том, что ни в одном из сказаний они не теряют эпической природы.
Сосуществование в эпосе балкарцев и карачаевцев двух эпических традиций — общекавказской и тюркско-монгольской — особенно ярко проявляется в сказаниях, повествующих о судьбе нартского племени после того, как оно уничтожило на земле всех своих врагов. Наряду со сказаниями, в которых, как и у других носителей Нартиады, речь идет о гибели нартского рода, имеются сказания, в которых говорится, что нарты, истребив всех чудовищ на земле, по велению Тейри, покинули землю: одни из них улетели на небо на "ветрокрылых конях", другие ушли в подземное царство Тейри Земли.
В эпосе балкарцев и карачаевцев есть оригинальные, самобытные песни и сказания, не имеющие параллелей ни в одной другой национальной версии Нартиады. Они относятся в основном к архаическому слою эпики, так как в них превалируют мотивы, связанные с тоте-
мическими, анимистическими, магическими и религиозными представлениями этих народов, у которых вплоть до XIX в. наряду с исламом бытовали некоторые пережитки первобытных форм религии и христианства. Так, в религиозных верованиях балкарцев и карачаевцев главенствующее положение занимал Тейри — верховное божество всего тюркско-монгольского народа. То, что балкарцы и карачаевцы продолжительное время поклонялись небу, огню, воде, небесным светилам, животным, деревьям, камням и что, по их представлениям, каждое явление, предмет имели своего Тейри, нашло отражение и в их нарт-ском эпосе
Проведенный автором сравнительный анализ говорит о том, что на формирование самобытной версии общекавказской Нартиады оказали влияние не только традиции фольклора кавказских народов: балкарцы и карачаевцы, придерживаясь своих эпических принципов, подвергая даже заимствованные мотивы и образы переосмыслению, реализовали и аккумулировали в нартских песнях и сказаниях многие религиозно-мифологические образы, которые принесли из тюркско-монгольского мира.
Нартские песни и сказания балкарцев и карачаевцев, как и сказания других версий Нартиады, могут быть сгруппированы по циклам. Каждый цикл представляет собой ряд небольших и в основном "од-ноконфликтных" сказаний о различных этапах и событиях эпической жизни героев. Основные темы этих сказаний: чудесное рождение героев, борьба нартов с эмегенами, походы нартов, богатырское соперничество нартов друг с другом, поиск жены, кровная месть, бытовые коллизии, гибель нартов.
Для поэтики нартских песен и сказаний балкарцев и карачаевцев весьма характерно использование различного рода повторов, гипербол, постоянных эпитетов, сравнений, антитез.
Как и у всех других носителей Нартиады, сказания балкарцев и карачаевцев по форме бывают прозаическими, стихотворными и смешанными', поэтому они и исполняются по-разному: прозаические тексты сказываются, стихотворные — декламируются или поются. Карачаево-балкарский язык входит в число агглютинативных языков, и поэтому стихосложение балкарцев и карачаевцев относится к силлабической системе стихосложения. Для нартских песен характерны два типа стиха: короткий — семи-восьмисложный и длинный — от одиннадцати — до шестнадцати слогов. В ритмической организации нартских песен большую роль играют рифмы, аллитерации, ассонансы, эпифоры, рефрены.
Т. М. Миллионщикова