РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
СОЦИАЯ
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
и
н» •<
ИвПТ» І ‘.'V ,
М й**и !»*'**+■'; *•*,
ЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
1
издается с 1973 г. выходит 4 раза • год индекс РЖ 2 индекс серии 2,5 рефераты 96.01.001-66.01.045
МОСКВА 1996
96.01.028. ЛЕВИ Л. БОГОХУЛЬСТВО: СЛОВЕСНЫЕ
ОСКОРБЛЕНИЯ СВЯТЫХ ОТ МОИСЕЯ ДО САЛМАНА РУШДИ. LEVY L. Blasphemy: Verbal offense against the Sacred, from Moses to Salman Rushdie. * N.Y.: Knopf, 1993. - XII, 688 p.
Большая часть исторических событий, представляющих собой бесчеловечные деяния, не должна повториться - такими словами предваряет свою монографию видный историк и эксперт по проблеме эволюции гражданских свобод Леонард Леви. Его солидный труд включает разбор многих случаев богохульства, имевших место в Европе и Америке за многие столетия. Книга впечатляет детальной хроникой религиозной бесчеловечности во имя божественной справедливости. В книге содержатся также аргументы в пользу окончательного устранения богохульства из интеллектуальной традиции и обычного права Англии и Соединенных Штатов.
Понятие "богохульства1' пришло к нам из Древней Греции. Оно относилось к случаям "отсутствия набожности" (злобных нападок на богов). Оно шло и от израэлитов. Согласно Талмуду, богохульство проявлялось тогда, когда божье имя использовалось для оскорбления самого бога. Христиане отождествляли богохульство с ересью ("неверное" представление о божественном) или с непристойностями, профанацией, призывами к бунтам, идолопоклонством, кощунством. Леви рассказывает, что отцы христианской церкви расширили понятие богохульства для того, чтобы оправдать угнетение и нетерпимость под предлогом сохранения мира и защиты благочестия (набожности). Часто желание политического контроля, а не единомыслие, являлось мотивацией к созданию отрядов стражей чести богов. Богохульство рассматривалось как одна из форм предательства бога, которая угрожала легитимности власти папы римского или монархов, которые реализовывали эту власть от имени бога. Римские катилики, поддерживаемые воинствующей теологией Святого Августина, нацеленной на искоренение ереси, были первыми христианскими
нарушителями прав человека во имя ортодоксии. Церковные инквизиторы утверждали, что богохульник насилует не только свою собственную душу, но и души тех, кто попал под его влияние. Поэтому богохульник заслуживал всяческого наказания, которое должно рассматриваться не только как выражение
всепрощенчества, но и как справедливости. Примерно так смотрели на богохульство и протестантские реформаторы. Гнев католиков и реформаторов нередко выливался в погромы всех тех, кто подвергал сомнению подлинность божественного происхождения Христа или доктрины Святой Троицы.
Ныне\иние юристы рассматривают преступления, относящиеся к категории "непристойности" или "неприличия", а не к "святотатству” или "ереси". Веру, по мнению Леви, необходимо отстаивать не эмоциональным путем, а посредством холодного, рационального разума.
Выводы автора выглядят, на наш взгляд, довольно убедительными, поскольку он рассматривает религию как защитника свобод человека, а не как ускорителя постижения "абсолютной истины". Такой ракурс свойственен не многим историкам религии.
ВЛ:Васильев
История России и СССР
96.01.029. КРЕСТЬЯНСКИЕ ЧЕЛОБИТНЫЕ XVII в.: Из собрания Государственного Историчческого музея / РАН. Ин-т рос. истории, Гос. ист.музей; Редкол.: ... Индова Е.И. (отв. ред.) и др.; Сост.: Горбушина Н.В. и др. - М.: Наука, 1994. - 329 с. - Указ.: с.250-307.
Настоящее издание открывает серию публикаций большого комплекса крестьянских челобитных, хранящихся в Государственном Историческом музее (далее - ГИМ). В фондах отдела письменных источников и отдела рукописей сотрудниками ГИМ и Института российской истории РАН выявлено более тысячи крестьянских