МСС'-М :кл ,'( } 0 Ч
РОСС и^рКАЯ АКАДЕМИЯ НА^К
ИНСТИТ>ГШ^%ШИНФОРМАЦИИ ^ ^ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
4
издается с 1973 г. выходит 4 раза • год индекс РЖ 2 индекс серии 2,5 рефераты 95.04,001-95.04.057
МОСКВА 1995
67. Stita Я Fantasy and revolution: Alexandr Bogdanov a. the origin of bolshevik science fiction // Bogdanov A. Red Star the first bolshevik Utopia / Ed. by Graham L.R., Stites R. - Bloomington, 1984. • P. 1-16.
68. Susiluoto I. The origins and development .of system thinking in the Soviet Union: Political and philosophical controversies from Bogdanov and Bukharin to the present-day re-evaluations. - Helsinki, 1982. - 211 p.
69. TaitA.L. Lunacharsky.the "poet-commissar" // Slavonic a. East Europ. rev. • L., 1974. - Vol. 52, N127. - P. 234-251.
70. Terms V. BelitUkij and Russian literary critisism. - L.: Madison, 1974. - 305 p.
71. Thomson B. Lot's wife and the Venus of Milo. - Cambridge, 1978. - 171 p.
72. Tucker RC. Lenin's bolshcvism as a culture in the making 11 Bolshevik culture: Experiment a. order in the Russian revolution. - Bloomington, 1985. - P. 25-38.
73. Valkenier E. Russian realist art: The stale a. society. - Ann Arbor; N.Y., 1977. -
251 p.
74. Vucinich A. Social thought in tsarist Russia: The quest for a general science of society, 1861-1917. - L.; Chicago, 1976. - 294 p.
75. Vucinich A. Empire of Knowledge: The Academy of sciences of the USSR (1917 -1970). - Berkeley etc., 1984. - 484 p.
76. Williams Я Artist to (evolution: Portraits of Russian avant-garde, 1905 - 1925. -L.: Bloomington, 1977. - 267 p.
77. Williams Я Collective immortality. The syndicalist origins of proletarian culture, 1905 -1910 // Slavic rev. - Chicago, 1980. - Vol. 39, N 3 - P. 389-402.
78. IVUUamsRThe Other bolsheviks: Lenin a. his critics, 1904-1914. • Bloomington; Indianopolis, 1986.-233 р.
95.04.003. ТУПОВ B.C. БИРЖЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ.
Почти пойное отсутствие законодательства, регулирующего торговлю ценными бумагами, в сегодняшней России позволяет различным дельцам с помощью хорошо организованной рекламной кампании по радио, телевидению и в других средствах массовой информации разжигать ажиотаж и увлекать доверчивых простофиль на покупку акций всевозможных дутых, часто совершенно фантастических предприятий.'
А как было раньше? Например, до 1917 г. Нам долгие годы говорили, что в царской России все было плохо, даже очень плохо. В 8*
обзоре рассматриваются и сопоставляются взгляды отечественных ученых на историю российского законодательства, которое регулировало куплю-продажу товаров и ценных бумаг, а также деятельность организации, в рамках которой в основном и происходила эта торговля • биржи, где первоначально совершались операции с товарами, а затем и с ценными бумагами.
Несмотря на отсутствие монографического исследования, посвященного исключительно биржевому законодательству России, большинство авторов книг1), в которых рассматриваются возникновение, история и деятельность российских бирж, довольно много места отводят рассмотрению законодательных актов, регулирующих создание и деятельность биржи в России.
Особого интереса заслуживает издание "Русские биржи", подготовленное А.С.Невзоровым на базе материалов, собранных им во время командировки "во внутренние губернии России" в 1896 г. А.С.Невзоров посетил биржи в следующих городах: Санкт-Петербурге, Москве, Рыбинске, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Саратове, Царицыне, Астрахани, Ельце, Орле, Харькове, Одессе, Киеве, Варшаве и Риге. Во время посещения этих городов автору "была доставлена возможность собрать довольно значительный печатный материал и лично ознакомиться с формами и условиями деятельности российских бирж" (10, с.7).
Выпуск второй ("Сводный устав русских бирж") содержит тексты Третьей книги Устава Торгового ("О торговых установлениях"), в которых рассматриваются вопросы "учреждения бирж и ярмарок, установление торговых книг, маклерских книг и записок, торговых мер и весов и учреждение торговых складов" (11, с.80). Кроме общероссийского закона (Устава Торгового), в издании
Во вступлении к своему отчету о командировке по российским биржам А.С.Невзоров подчеркивает, что 'российская литература о биржах и биржевых сделках в большинстве своем представлена статьями, помещавшимися в периодических изданиях" (10, с.З).
приводятся уставы некоторых бирж. Ряд положений уставов приводится дословно, "с выпусками в потребных случаях и с дополнениями отдельных слов и выражений, где это нужно было для удобопонимаемости той или другой статьи" (11, с.З).
Уникальным является третий выпуск работы А.С.Невзорова "Сводная инструкция о порядке определения и увольнения и о правах и обязанностях биржевых маклеров, гоф-маклеров, нотариусов, корабельных маклеров, аукционистов, диспашеров и экспертов" (12). Эта "сводная инструкция, - как пишет сам
A.С.Невзоров, • является систематизированным сборником действующих' правил о маклерах и близких к ним по роду деятельности лицам, состоящим при биржах" (12, с.З). При подготовке сборника автор использовал Устав Торговый и "другие узаконения, постановления Правительства" (12, с.5), уставы, правила и инструкции отдельных бирж.
Детальный анализ деятельности Санкт-Петербургской биржи и законодательных актов, регулировавших ее возникновение и развитие, содержится в юбилейном издании, которое вышло в 1903 г. в связи с 200-летней годовщиной создания первой в России биржи (16).
В работе Г.А.Немирова "Опыт истории С.-Петербургской биржи" (13, 14) также имеются данные о законодательных документах, связанных с деятельностью столичной биржи.
Большой материал по истории российского биржевого законодательства содержится в статьях, опубликованных во втором томе "Банковой энциклопедии" (2). Особого внимания среди статей тома заслуживают работы А.И.Зака "Объекты фондовых сделок" (6) и
B.П.Кардашева "Фондовые биржи в России" (8), в которых приводятся не только данные о развитии фондового рынка в России, но и дается анализ законодательных актов, регулирующих его деятельность. Сделки с ценными бумагами, особенно на срок, вызывали и продолжают вызывать противоречивые оценки исследователей во всех странах, в том числе и в России. Ведь именно
сделки на срок лежат в основе спекуляции на бирже. И российское законодательство (как и в других странах) решительно боролось с биржевой спекуляцией, стараясь нейтрализовать ее вредные последствия. С 1836 по 1893 г. уличенные в срочных сделках с ценными бумагами по российским законам подвергались наказаниям, установленным за азартные игры. Большинство исследователей выступали за снятие излишних запретов, мешавших развитию биржевого дела. Так, во вступлении в "Банковую энциклопедию" находим саркастические слова в адрес обывательского взгляда на биржу как исключительно злостный и опасный институт, который "нужно держать в ежовых рукавицах, с одной стороны, охраняя государственный кредит от злонамеренных посягательств на курсы фондов, с другой - тщательно оберегая обывательских карасей от биржевых щук и акул, заботливо преграждая им, недоросшим до понимания собственных интересов, доступ в запретное капище золотого тельца" (2, с.Х1).
Запрещение срочных сделок с акциями, введенное в 1836 г. с благой целью предотвратить спекулятивные операции, на деле, как отмечало в 1867 г. Министерство финансов, "не предупреждая биржевой игры, служило лишь к стеснению правильной торговли акциями" (19, с.156). По мнению экспертов Министерства, запрещение это "всегда можно обойти", а поэтому желательно и своевременно разрешить срочные сделки.
Действительно, закон 1836 г., запрещавший сделки на срок, не устрашал спекулянтов. Показательным примером является существование в 1869 г. в Демутовском отеле в Санкт-Петербурге негласной (неофициальной) биржи. Там в утренние часы совершались сделки на срок с акциями Рыбинской железной дороги, выигрышными билетами и другими ценными бумагами. В воспоминаниях современников утверждалось, что "1869 год Санкт-Петербург, по всей справедливости, может назвать годом спекулятивным... Тот, кто вчера ездил на извощичьих дрожках, обитая в скромной меблированной комнатке, отправлялся на другой
день в собственной коляске нанимать на лето комфортабельную дачу" (2, с.234). Ажиотажная горячка, естественно, закончилась резким падением искусственно вздутых цен и первым в России биржевым кризисом. Небезынтересно, что биржевой ажиотаж и последующий за ним кризис известный российский специалист по фондовым операциям И.ИЛевин назвал "своего рода признаком совершеннолетия" (2, с.233).
Серьезный и всесторонний анализ российского биржевого законодательства содержится в работе Ю.Д.Филиппова "Биржа: Ее история, современная организация и функции" (18).
История и развитие биржевого законодательства нашли свое отражение и в научно-популярных изданиях и учебных пособиях для вузов и университетов. Среди последних следует отметить "Курс торгового права" (20), подготовленный Г.Ф.Шершеневичем, и курс лекций в Санкт-Петербургском политехническом институте В.Р.Ид ел ьсона (7).
Из работ, вышедших в период после Октябрьской революции, наиболее объективные данные о дореволюционном биржевом законодательстве находим в работе украинского исследователя И.ОБака "Биржа на Западе и в СССР" (1).
В многочисленных публикациях о бирже, появившихся в период биржевого бума начала 90-х годов XX в., как правило, содержится очень мало данных о биржевом законодательстве России.
Организация и деятельность российских бирж регулировалась как общим торговым законодательством (ст.656-663 и 691-713 Устава Торгового изд. 1903 г.), так и уставами отдельных бирж.
В первые годы существования Санкт-Петербургской биржи, которая была создана в 1703 г., не возникало вопроса об организации биржевого купечества и выработки биржевых порядков. Для развития Санкт-Петербургской торговли Петр 1 решил сосредоточить в столице богатое купечество, прибегая при этом, по обыкновению, по современной терминологии, к административно-командным методам. Так, например, в 1717 г. по его именному указу
было приказано переселить в Санкт-Петербург богатейших купцов из Архангельска.
Руководство биржей, как и всей торговлей, было поручено учрежденной в 1716 г. Коммерц-Коллегии, регламент для которой был издан в 1724 г. Коммерц-Коллегии поручалось попечение о внешних торговых сношениях России. От дипломатических представителей и назначавшихся ею торговых консулов Коммерц-Коллегия получала сведения о том, как "товары подымаются и низятся; такожде как пошлины в чужестранных приморских городах возвышаются и убавляются, какие трактаты от коммерции между чужестранными державами поставлены и какие о морском хождении купечества, каперстве и прочих регламенты выдаваны бывают" (14, с.13). Полученные сведения Коммерц-Коллегия, согласно с вышеприведенным указом, должна была сообщать торговым людям на бирже.
Именным указом Петра I от 1717 г. была введена должность гоф-маклера, что является указанием на существование института маклеров и до 1717 г.
К важнейшим законодательным актам начального периода существования биржи следует отнести распоряжение Коммерц-Коллегии от 1744 г., согласно которому портовой таможне поручалось объявить гоф-маклерам и маклерам о необходимости еженедельно сообщать о сложившихся ценах на русские и иностранные товары. В целях упорядочения записей о ценах в 1760 г. Коммерц-Коллегия учредила гоф-маклерскую контору, о деятельности которой никаких сведений, к сожалению, не сохранилось.
Для определения на маклерскую должность долгов время были необходимы лишь определенные моральные качества, которые были отражены в аттестатах от учреждений или ручательствах избиравших их корпораций. С 1771 г. по решению Коммерц-Коллегии были введены экзамены для претендентов на должность гоф-маклера и маклера.
В 1831 г. было утверждено и стало законом "Положение о биржевых маклерах, гоф-маклерах, аукционистах, нотариусах, корабельных маклерах, диспашерах и о биржевом комитете надзора за благочинием биржевых собраний при С.-Петербургском порте" (3, с.5). Этим Положением были четко определены обязанности гоф-маклера, вводилось деление маклеров на биржевых и корабельных, биржевых аукционистов и диспашеров. Положение предоставило купечеству право выбирать из маклеров двух биржевых нотариусов, чем был ликвидирован конфликт между Министерством финансов и биржевым купечеством, выступавшим против установленного в 1820 г. порядка выбора нотариусов из чиновников, считавшихся на действительной службе.
По положению 1831 г., основные черты которого вошли в последующее биржевое законодательство, "маклеры суть утвержденные правительством, по выбору и удостоению купечества, посредники в торговых делах, или посредствующие (на бирже) лица между торгующими" (сг.91) (12, с.13).
Численный состав ("комплект") маклеров каждой биржи был зафиксирован в ее Уставе. Так, статья 59 Устава Московской биржи определяет количество состоящих при бирже маклеров в 50 человек. В их число входят также один гоф-маклер, один нотариус и один аукционист. Лишь устав Иркутской биржи предоставлял биржевому комитету право "избирать маклеров, сколько нужно" (12, с.23).
.Чтобы стать маклером, необходимо было отвечать ряду условий, которые частично перечислены в Уставе торговом, частично в биржевых уставах и специальных маклерских инструкциях. Исходя из конкретной социально-экономической обстановки района расположения биржи в ее устав вносились те или иные дополнения и изменения общего закона. Более или менее общими для всех бирж являлись следующие условия: 1) Росссийское подданство. Исключением являлись три биржи: Ростовская, Астраханская и Одесская. На Астраханской бирже иностранные граждане допускались без всяких ограничений. Статья 4 Устава 9-3341
гласила: "к занятию маклерской должности при Астраханской бирже допускаются иностранные подданные" (12, с.41). Маклером Ростовской биржи мог стать иностранец лишь в случае отсутствия претендентов из числа российских подданных. 2) Достижение определенного возраста. Почти всюду маклер должен был быть не моложе 30 лет. Лишь инструкции Калининской и Московской хлебных бирж понижают этот возраст до 25 лет. В правилах Нижегородской ярмарочной биржи и инструкции Рижской биржи о возрасте маклеров не упоминалось. 3) Принадлежность к купеческому званию, а при отсутствии кандидатов из этого сословия к мещанскому. 4) В случае принадлежности к купечеству или мещанству не того города, где расположена биржа, необходимо было предоставление свидетельства от соответствующего общества о согласии последнего на вступление его представителя в должность маклера на иногородней бирже. 5) Грамотность и наличие профессиональных знаний и опыта работы. Уст. торг. (ст.629) -"Избираемые и представляемые от купечества к утверждению в звания маклера должны быть вообще люди добрые, опытные и во всех торгах и вексельных переводах искусные. Запрещается избирать и определять в маклеры безграмотных" (12, с.52). От кандидатов на должность маклера на Нижегородской ярмарочной бирже требовалось "приложить... свидетельство, подписанное по крайней мере семью купцами о том, что он поведения честного и трезвого и сведущ в делах торговых" (12, с.52). 6) Нравственная добропорядочность, в частности, свидетельство о том, что кандидат не был объявлен несостоятельным, а если и был, то судом восстановлен в правах заниматься торговлей. До 1886 г. исповедание той или иной религии не считалось препятствием для вступления в должность маклера. В июле 1^886 г. Устав Бакинской биржи исключил нехристиан из числа лиц, которые могли претендовать на маклерскую должность. Этому примеру последовали уставы бирж Елецкой (1888), Таганрогской (1888) и Воронежской (1897). По
принятому в 1897 г. новому Уставу Одесской биржи для нехристиан была оставлена лишь одна треть из общего числа маклеров (12, с.52).
Для получения должности маклера "кандидат должен был прежде всего подать прошение в биржевой комитет. Затем он сдавал биржевому комитету экзамен, или, как определяли уставы бирж, он подвергался испытанию в знаниях, для должности маклера необходимых" (18, с.181).
После этого он должен был быть избран на общем собрании биржевого общества или собрании его представителей. Например, на Московской бирже выборы на должность маклера производились на собрании выборных биржевого общества. Согласно статье 62 Устава Московской биржи, выборы могут состояться при наличии на собрании не менее половины всех выборных посредством тайного голосования. Однако, говорится далее в Уставе, "счет шаров производится в присутствии собрания выборных" (17, с.14). Избранные в маклеры представлялись биржевым комитетом отделу Торговли Министерства Торговли и промышленности для утверждения. Биржевой маклер по утверждении в должности получал официальный документ, удостоверявший его новое звание и одновременно особый серебряный значок с надписью "Биржевой маклер" для ношения в петлице при исполнении своих служебных обязанностей. Но к исполнению своих обязанностей маклеры могли приступить лишь после принятия присяги. Текст присяги дан в уставе Санкт-Петербургской биржи: "Я, нижеименованный,, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием в том, что по принимаемой мною обязанности (такой-то), обязуюсь исполнять все... предписанные правила и оправдать сделанное мне доверие не по одному опасению законных наказаний, а по чистой совести и в страхе Божьем; из пристрастия же, корысти, дружбы или вражды противно должности моей отнюдь не поступать, в чем целую слова й крест Спасителя моего. Аминь" (12, с.73-74).
Новый маклер назначался в комплект "на "убылое место" бессрочно. Однако маклеры, несмотря на бессрочность своей службы, 9*
могли быть отстранены от должности как по суду, так и в административном порядке, за те или иные проступки, а также в случае обнаружения в действиях или упущениях маклера признаков, свидетельствовавших о несоответствии его занимаемой должности. Вот как это записано в утвержденной 19 мая 1881 года инструкции Саратовской биржи: "Биржевые маклеры и старший маклер могут быть уволены от звания биржевого маклера по ходатайству биржевого общества в тех случаях, когда будет усмотрено, что лицо, занимающее маклерскую должность, мало будет исполнять поручений, то есть торгующий класс будет видеть в нем мало способного человека на отправления маклерства" (12, с.223-224). По ходатайству биржевого общества министр торговли и промышленности подписывал акт об увольнении. Ст.713 Устава торгового наделяла министра полномочиями по собственной инициативе отстранить маклера от исполнения обязанностей. Однако в этом случае необходимо было принять во внимание, во-первых, точку зрения на сложившуюся ситуацию самого провинившегося, и, во-вторых, заключение по объяснению маклера соответствующего биржевого комитета.
На российской бирже единственными законными посредниками являлись лишь присяжные биржевые маклеры. Следует иметь в виду, подчеркивает Ю.Д.Филипов, что монопольное положение маклеров ограничивалось лишь их правом на посредничество и что оно не исключало возможности для торгующих заключать между собой сделки без посредства маклеров (в том числе и на бирже). Но в целях сдерживания биржевой игры, или спекуляции на биржи, в 1893 г. закон разрешил непосредственно заключать сделки с фондами, векселями и валютой без участия маклера "лишь владельцам или представителям действующих в России торговых, промышленных или банкирских предприятий" (18, с.180). Остальные же лица при заключении вышеупомянутых сделок должны были прибегать обязательно к посредничеству маклера.
Совершаемая на бирже при посредстве маклера сделка оформлялась путем составления так называемой "маклерской записки". Закон знает два вида этих записок: подробную и краткую записку. Первая составлялась при заключении сделок с товарами. В ней излагались все условия заключения сделки. Записка составлялась в двух экземплярах, каждый из которых в несколько иной редакции. Для покупателя маклер писал: "по приказу вашему куплено", для продавца - "по приказу вашему продано". После подписи маклера записки подписывали покупатель и продавец. Составленные записки немедленно вручались каждому из участвовавших в сделке. Что же касается краткой записки, составлявшейся по вексельным и фондовым сделкам, то, "во-первых, в ней излагается сделка лишь вкратце и, во-вторых, она подписывается одним маклером, выдающим, однако, два экземпляра ее сторонам" (5, с.5). Само же содержание записок "слово в слово вносится в особую имеющуюся у маклеров книгу" (5, с.4). Эту книгу маклер получал ежегодно у биржевого комитета. По истечении года, на который маклерская книга была выдана, она передавалась на хранение в архив или Министерства торговли и промышленности (Санкт-Петербургская биржа), или казенной палаты (Киев), или оставалась в архиве биржевого комитета (Московская, Рыбинская биржи).
Опираясь на провозглашенный в Уставе торговом принцип тайны купеческих книг, который гласит, что кроме случаев, указанных в законе, "никто и ни под каким предлогом не в праве требовать, чтобы открыты были купеческие книги, составляющие купеческую тайну" (12, с.92), Устав Санкт-Петербургской биржи, а также инструкции многих бирж, отмечает А.С.Невзоров, последовательно проводят этот принцип и по отношению к маклерским книгам. В частности, в них указывается, что "маклер без специального разрешения заинтересованных сторон ни в косм случае не в праве разглашать содержание сделанных им записей в книге" (12, с.93).
Вместе с законом о маклерах от 1831 г. было издано и положение о биржевом комитете - институте, существовавшем до этого без официально утвержденных правил деятельности.
Биржевой комитет впервые был создан в 1816 г. в связи с решением правительства о передаче купечеству построенного для него здания. Комитету вменялось принять новое здание по описи и затем "содержать оное в исправности" (16, с.92). Первоначально комитет состоял из шести членов, срок службы которых определялся в два года, причем "ежегодно должна была выбывать половина членов, вакансии которых замещались новыми выборами" (16, с.94). В состав биржевого комитета входили: 1) председатель, который занимал этот пост по должности городского головы; 2) выборные члены от русского и иностранного купечества и 3) выборные члены от маклеров.
Наряду с содержанием здания биржи "комитету было поручено заведывание биржевыми суммами, распоряжения сбором доходов и ведение бухгалтерской отчетности" (16, с.94).
Таким образом, в 1816 г., говорится в работе А.Г.Тимофеева, возникли два биржевых установления: 1) общее собрание биржевого купечества, собиравшееся обыкновенно раз в год для утверждения отчета комитета и выборов в него; оно созывалось по мере надобности также на экстренные заседания; 2) биржевой комитет, который был исполнительным органом этого общего собрания.
Закон 1831 г. закрепил уже имевшее место фактическое расширение полномочий комитета.
Наряду с попечением о биржевом здании ему доверялся надзор за порядком на бирже. На членов комитета возлагалась обязанность быть по желанию торговцев посредниками в спорных делах. Комитет получил право штрафовать за нарушения порядка на бирже. Штрафу подвергались также виновные в незаконном маклерстве. Все штрафные суммы, поступавшие в биржевой комитет, шли на помощь "престарелым и неспособным к труду маклерам" (16, с.112).
В том же 1831 г. биржевой комитет получил разрешение (в котором раньше ему было отказано) иметь свою печать, чем "окончательно признавалось введение биржевого комитета в круг других правительственных установлений, и он становился присутственным местом" (16, с.113).
Хотя положение о маклерах и биржевом комитете 1831 г. явилось существенным улучшением старого биржевого законодательства, оно не охватывало всех сторон деятельности биржи. Принятый в 1832 г. Устав Санкт-Петербургской биржи всесторонне регламентировал деятельность этой организации и явился основой для выработки уставов возникших позднее российских бирж.
В главе I устава биржа определялась скорее как общество, а не как место собрания купцов. "Биржа, - говорилось в ст.1 устава, - есть общее собрание принадлежащих к торговому классу лиц, которые собираются на одном месте для удобности взаимных сношений и сделок по всем оборотам торговли и промышленности" (12, с.39).
Это определение биржи довольно близко подходит к тексту французского торгового уложения 1808 г., в котором указывается, что биржа является "собранием купцов, фондовых и товарных маклеров, происходящее под надзором правительства", и более позднему немецкому определению биржи как "собрания купцов, торговых маклеров... и других лиц для облегчения заключения торговых сделок с разрешения правительства" (из устава Берлинской биржи 1866 г.) (16, с. 159).
Устав Санкт-Петербургской биржи в целом был ближе к английским биржевым уставам, предоставлявшим биржевому обществу право на самоуправление и автономию, чем к французским, подчинявшим биржу непосредственно администрации. Определенным диссонансом в этом вопросе было указание Устава о том, что председателем биржевого комитета, члены которого избирались, назначался городской голова, который мог быть посторонним человеком для биржи, чуждым ее интересам и кроме
того одновременно занимал две ответственные должности. По ходатайству купечества в 1846 г. был принят закон, укрепивший начала самоуправления российской биржи: "Торгующему при Санкт-Петербургской бирже купечеству предоставляется право избирать в биржевой комитет на три года особого представителя из среды своей, то есть из купцов 1-й гильдии, сообразно тому, как предоставлено ему избрание членов того комитета" (16, с.162).
Таким образом, подчеркивает А.Г.Тимофеев, с 1846 г. Санкт-Петербургская биржа стала самостоятельным учреждением, управляемым выборным комитетом, независимым от городского общественного управления, что было вполне естественно, так как биржевое купечество представляло из себя значительную группу лиц, имевших самостоятельный интерес и задачи (16, с. 162).
Право посещать биржу по уставу 1832 г. было предоставлено всем желающим, однако совершение торговых сделок разрешено только лицам, принадлежащим к русскому и иностранному купечеству, а также торгующим крестьянами и подрядчикам. Право посещения биржи для совершения сделок обусловливалось ежегодными взносами "для содержания биржевого здания и на прочие хозяйственные надобности" (16, с.156). Организации маклерского дела устав не касался, что объяснялось изданием в 1831 г. специального закона о маклерах.
В условиях бурного развития промышленной и торговой деятельности в 60-70-е годы XIX в. возрастало и значение биржи, увеличивался и расширялся оборот сделок. Заметно увеличилось и число посетителей биржи и более, чем до этого времени сказывалась на деятельности биржи неполнота определений устава 1832 г., сосредоточившего основное внимание на работе биржевого комитета и почти ничего не упоминавшего о коллективном участии в делах биржи купечества. В связи с этим в дополнение к уставу 1832 г. в 1875 г. были приняты временные правила биржевой деятельности, которые "вводили (и это, по мнению А.Г.Тимофеева, - их важнейшая заслуга) долго ожидаемое биржевым купечеством учреждение -
собрание гласных" (16, с.171). Следует отметить, что ряд исследователей оценивают появление института собрания гласных несколько иначе, чем Тимофеев. Так, Ю.Д.Филипов и А.С.Невзоров полагают, что появление собрания гласных ведет к тому, что "биржевое общество в полном своем составе не является распорядителем и вершителем своих дел. Оно заслонено выборными представителями этого общества" (11, с.126). Собрания этих представителей получили те полномочия и права, которые ранее были ' у общего собрания биржевого общества. По мнению
B.Прокшинского, имевшая место коллизия между собранием гласных и биржевым комитетом привела к победе последнего: "Преимущества на стороне биржевого комитета не замедлили обнаружиться: во-первых, он существовал долее, а потому компетенция его успела выясниться; во-вторых, он был малолюднее, чем достигалась большая быстрота в исполнении; в-третьих, он был органом постоянным, не временно создаваемым, вследствие чего все вопросы, требующие скорого решения шли к нему и т.д." (15, с. 123). На практике три российские биржи воспользовались возможностью внести изменения в организацию биржевого общества -
C.-Петербургская, Московская и Киевская. На Нижегородской ярмарочной бирже биржевое общество также было заслонено избранными его представителями, которые назывались "уполномоченными" (в Москве и Киеве - "выборными"). Для обсуждения имевших общий для всего биржевого общества интерер дел на С.-Петербургской бирже созывались общие собрания гласных. Для решения отраслевых проблем торговли или промышленности проводились частные собрания, в которых принимали участие не все члены собрания гласных, а лишь те, которые были компетентны в рассматриваемых вопросах. На московской и киевской биржах ежегодно проводились два очередных собрания выборных. На одном рассматривалась смета на будущий год и проводились выборы должностных лиц; на другом - заслушивался отчет о доходах и расходах за истекший год и доклад биржевого комитета о работе в
10-3341
течение года. По мере надобности созывались и чрезвычайные собрания выборных.
После издания временных правил 1875 г. деятельность в сфере биржевого законодательства до 1900 г. практически ограничивалась подготовительной работой, целью которой было общее преобразование бирж всей России. Теоретически первоначально стояла задача выработать идеальный биржевой устав, содержащий отвлеченные абстрактные правила, годные для бирж различных местностей и определяющие в целом порядок биржевой торговли как товарной, так и фондовой. О невозможности выработать такой устав впервые официально было заявлено министром финансов в 1895 г. К декабрю 1899 г. было признано, что создание нового положения о бирже, по крайней мере в то время, невыполнимо. "Главным затруднением для проектирования и проведения в жизнь более или менее совершенного закона, долженствующего нормировать собою деятельность всех бирж Российской Империи, -по мнению председателя комиссии по общему пересмотру устава С.-Петербургской биржи, члена Совета Министерства финансов проф. П.П.Цитовича, - является разнохарактерность фондовой и товарной торговли. Кроме разнохарактерности бирж фондовых и товарных, существенное затруднение для составления положения о биржах представлялось в неоднородности условий биржевой торговли по причинам местным" (15, с. 115). Исходя из этих соображений, на последней стадии разработки биржевого закона 1900 г. комиссия по его подготовке не занималась пересмотром всего биржевого законодательства или хотя бы отдельных статей биржевых уставов, касающихся фондовой торговли на различных биржах, разработкой устава для фондовых бирж, созданием "более совершенного устава С.-Петербургской биржи", а лишь проектированием правил для одного фондового отдела одной только С.-Петербургской биржи.
Таким образом, вместо . планируемой общей биржевой реформы была проведена частичная реформа лишь одной отрасли
биржевой деятельности, а именно - торговли валютой и ценными бумагами. "Ввиду же того, что в этой отрасли биржевой деятельности преобладающее положение принадлежит С.-Петербургской бирже, • пишет Филипов, - признано было на первое время достаточным внести соответственное преобразование в устав С.-Петербургской биржи с тем, чтобы впоследствии постепенно распространить это преобразование и на прочие биржи" (18, с. 187-188).
Практически биржевая реформа 1900 г. свелась к созданию фондового отдела в составе С.-Петербургской биржи. В отличие от всех российских бирж (в том числе и С.-Петербургской), которые в порядке надзора были подчинены Министерству торговли и промышленности по отделу торговли, фондовый отдел С.-Петербургской биржи подчинялся Министерству финансов по Особенной канцелярии по кредитной части.
Торговля фондовыми ценностями кроме С.-Петербургской биржи велась также на биржах Москвы, Одессы, Варшавы, Киева, Риги и Харькова. Специальных фондовых бирж в России не было. Как отмечалось выше, единственный фондовый отдел был образован лишь в начале XX столетия на столичной С.-Петербургской бирже.
Одна из причин отсутствия в России настоящих фондовых бирж заключается ■ том, что путем мобилизации капиталов внутри страны удовлетворялась лишь часть потребности и частного предпринимательства, и государства в необходимых для финансирования экономики капиталов. Наиболее крупные государственные займы распространялись только на иностранных биржах. Первый внутренний государственный заем был выпущен в 1809 г. Было размещено облигаций на 3 млн. руб. ассигнациями. За последующие девять лет было выпущено еще пять внутренних займов на общую сумму в 354 млн. руб. (2, с. 190). Успешное распространение займов . положило начало регулярному использованию этого источника для финансирования государственной казны. В 30-х годах XIX в. на СГ-ПетербургскоЙ бирже появляются в обращении акции и облигации частных 10*
обществ, которые, однако, не стали играть такой же большой роли в фондовом обороте России, как на биржах Запада. "Русская биржа, -отмечает украинский исследователь И.С.Бак, - в значительной степени - рынок государственного кредита" (1, с. 106). На облигации государственных займов вместе с акциями железных дорог России (формально независимые железнодорожные компании контролировались правительством, которое гарантировало минимальный дивидент по их акциям) в 1900 г. приходилось 3/4 оборота фондового отдела С.тПетербургской биржи, в 1913 г. - уже четыре пятых (9, с. 64). Согласно приводимым в Банковой энциклопедии данным на 1 января 1862 г. государственных ценных бумаг в обращении насчитывалось на сумму 1362 млн. руб., а на 1 января 1900 г. - 6233 млн.руб. (2. с. 193).
До середины прошлого века внутренние государственные займы покрывали менее 10% государственного долга. Остальное было получено путем распространения российских займов на иностранных биржах. На российский рынок поступало в то время незначительное количество акций. "Но затем в период с 1856 года по конец 1858 года возникло столько новых обществ, организованных на акционерных началах, - отмечал научно-общественный журнал "Народное хозяйство", - что потребный для них капитал превысил в несколько сот раз капиталы предыдущего (до 1856 года) биржевого периода" (15, с. 117). Подъем экономики сопровождался выпуском огромного количества акций, спрос на которые к 1859 г. резко упал. Это привело к понижению стоимости акций, а ожидание дальнейшего понижения вызвало панику на бирже. Вызванная потоком акций биржевая буря, однако, вскоре утихла.
Поставленный этими событиями на очередь дня вопрос о необходимости пересмотра биржевого законодательства, принятого в основном в период, когда обороты с акциями составляли лишь незначительный процент биржевых сделок, кардинально не был решен и реформой 1900 г. "Положение об образовании на Санкт-Петербургской бирже фондового отдела от 17 июля 1900 года",
подчеркивается в "Банковой энциклопедии", было принято в административном, а не в законодательном порядке. Но еще более важно, говорится там далее, что "основанием Отдела уничтожался строй, сложившийся исторически, в угоду стремлениям власти вмешиваться непосредственно в сферу экономической жизни, правда, имеющую большое значение для государства как владельца железных дорог и эмитента государтвенных займов и облигаций государственных земельных банков" (2, с.205). Автономия фондового отдела в результате реформы 1900 г., отмечает Ю.Филипов, сужена до пределов возможного: еще один шаг в том же направлении и Особенная канцелярия по кредитной части стала бы полным хозяином на петербургском фондовом рынке.
Биржевая публика фондового отдела состояла из: 1) действительных его членов, 2) постоянных посетителей и 3) гостей. Кроме того, отдел посещался представителями Министерства финансов: "одни из них являлись сюда для осуществления правительственного надзора, другие для участия в деловом обороте, а именно для производства сделок с фондами и валютного за счет государственного банка и государственного казначейства" (18, с. 191).
Корпоративными правами пользовались только действительные члены фондового отдела: они проводили общие собрания, выбирали совет отдела и котировальную комиссию. Из их же среды назначались маклеры отдела, которые назывались "фондовыми" в отличие от прочих маклеров. Только действительные члены имели право действовать на бирже через своего уполномоченного (не более одного) и подручных (не более двух). Только они имели право заключать сделки на бирже, не прибегая к посредничеству маклеров. Действительными членами могли быть представители частных кредитных учреждений, включая банки, и лица, имевшие промысловое свидетельство первого разряда на производство банкирских операций.
Постоянными посетителями могли быть лица, имевшие в Петербурге промысловое свидетельство 1 гильдии. Однако к
постоянному посещению фондового отдела они допускались лишь после подачи заявления совету отдела с обязательством подчиняться требованиям и распоряжениям совета. "В отличие от действительных членов отдела, постоянные посетители его пользуются помимо npaeá присутствия на биржевом собрании только одним правом: заключать сделки, но и это право они могут осуществлять не иначе как через посредство фондовых маклеров" (18, с.191), - отмечает Ю.Филипов.
Гости отдела допускались на биржу по рекомендации действительных членов. За каждое посещение они платили по рублю. Но им было запрещено заключать биржевые сделки не только непосредственно, но и через посредство фондовых маклеров.
Заведование делами фондового отдела принадлежало общему собранию действительных членов отдела и совету отдела.
Возложив по "Положению 1900 года" всю работу на совет отдела (общее собрание производит только выборы в совет отдела, а также рассматривает и утверждает сметы доходов и расходов отдела и отчеты об их исполнении), подчеркивается в "Банковой энциклопедии", Министерство финансов оставило за собой право и в будущем изменять состав совета по своему усмотрению: параграф 2 статьи VII "Б" предоставляет Министерству финансов право назначать вторичные выборы, если избранные члены совета не будут им признаны заслуживающими утверждения или если выборы установленного числа членов совета не состоятся. Если вновь избранные лица не будут утверждены или вновь назначенные выборы не состоятся, то на должности членов совета отдела, оставшиеся свободными, министр назначает на выборный срок по своему усмотрению лиц из действительных членов отдела.
Открывая первое заседание совета фондового отдела, министр финансов России С.Ю.Витге подчеркнул, что основной целью "Положения 1900 года" является "устранение недостатков и пробелов в биржевой деятельности при помощи правильной организации, основанной на необходимой во всякой организации дисциплине, которою будет предупреждено искусственное создание цен" (1, с. 104).
В своем выступлении, отмечает И.С.Бак, министр не скрывал, что дело идет о подчинении фондового отдела влиянию Министерства финансов.
Министр финансов утверждал постановления совета отдела, связанные с установлением дней и часов работы отдела, с подготовкой и изданием правил о порядке заключения биржевых сделок, составлением и публикацией инструкций для фондовых маклеров по ведению книг, с установлением таксы вознаграждения фондовых маклеров и др. Несмотря на то, что в ведении совета находились вопросы, связанные с рассмотрением споров, которые возникали при заключении и исполнении биржевых сделок, а также вопросы допуска к котировке ценных бумаг, Министерство финансов имело "возможность энергичного вмешательства" (2, с.215) в деятельность совета по рассмотрению и принятию решений о допущении бумаг к котировке. Формально постановления совета фондового отдела о допущении ценных бумаг к котировке считались окончательными, тем не менее представителям Министерства было предоставлено право принесения протеста министру финансов на постановления совета. До рассмотрения протеста принятие по его поводу решений приостанавливалось.
Положения об административном воздействии на деятельность биржи были заимствованы из принятых 22 июля 1896 г. в Германии правил, позволявших немецким властям осуществлять постоянный контроль и вмешательство в работу бирж. Российский исследователь В.П.Кардашев в этой связи подчеркивает, что российское Министерство финансов "пошло еще дальше немецкого закона 1896 г. в деле осуществления административного воздействия на биржу" (8, с.205).
Отметив все возрастающее для народного хозяйства России значение фондового отдела петербургской биржи, И.С.Бак полагает, что он тем не менее не Занимал такого места, как, например, Берлинская биржа в народном хозяйстве Германии или Лондонская в Англии: "Целый ряд ценностей не обращался и не котировался на
бирже" (1, с.104). Так, по подсчетам А.Н.Зака, из общего числа 1617 акционерных компаний, существовавших в России в 1911 г., на петербургской бирже котировались акции лишь 275 (6, с.264). На московской бирже были зарегистрированы свыше 120 наименований ценных бумаг с постоянным доходом (облигации) и около 80 - с дивидендами (акции) (2, с.218). Обороты фондовых ценностей на других биржах России были незначительными. Слабое развитие торговли фондами на местах В.В.Кузнецов объясняет тем, что основные участники биржевой торговли - акционерные коммерческие банки - вели большую часть операций через столичные отделения, а купеческая московская (как, впрочем, и другая провинциальная) публика не имела желания вкладывать сбережения в "игровые ценности" (9, с.65).
Как говорилось выше, реформы 60-х годов дали импульс увеличению как числа, так и роста оборотов российских бирж. В 1913 г. их насчитывалось уже более ста. "Быстрое капиталистическое развитие России, - отмечается в цитированной выше работе И.С.Бака, - поднимало ее биржевую технику, "европеизировало" русскую биржу" (1, с.100). Однако первая мировая война приостановила предвоенную эволюцию российской биржи.
Уже в начале 1914 г. биржа реагировала на приближение войны. Осознанная неизбежность вооруженного конфликта привела 12 июля к форменной панике на российских биржах: "бумаги летели стремительно вниз • продавцов было сколько угодно, а покупателей -никого, - сообщали российские газеты. - Такого смятения не было ни перед последней балканской, на даже перед русско-японской войной" (1, с.108). Положение несколько нормализовалось 15 и 16 июля благодаря мощной интервенции банков и надеждой на Возможность созыва конференции послов в Лондоне, которая могла бы приостановить движение к общеевропейской войне. Однако неотвратимость нависшей военной катастрофы требовала проведения быстрых и решительных мероприятий в целях охраны национальных рынков капитала. В числе таких мер было и закрытие
фондовых бирж. 14 июля закрылись биржи в Вене, Будапеште и Брюсселе; 15-го прекращены операции в Торонто и Монреале; 16-го были остановлены операции по срочным сделкам на берлинской, гамбургской и франкфуртской биржах, были закрыты биржи в Амстердаме, Антверпене, Барселоне и Гавре. В этот же день последовала ликвидация фондового отдела Санкт-Петербургской биржи. Вслед за центральным фондовым рынком России прекратились фондовые операции на остальных биржах страны. В ряде публикаций ошибочно утверждается о закрытии всех бирж в России. Так, например, в статье по проблемам истории биржевого дела в России, опубликованной в журнале "Деньги и кредит" в N 10 за 1991 г., говорится: "Во время первой мировой войны биржи в стране были закрыты" (4, с.64). Следует отдать должное редколлегии журнала "Деньги и кредит", которая в том же номере, где говорилось о прекращении деятельности бирж в период войны, поместила материал другого автора, повествующего, в частности, о состоянии акционерного и биржевого дела в России в этот период.
Между тем и фондовый оборот во время войны не замер. "Акции предприятий, работавших на оборону, были высокодивидендными бумагами и встречали оживленный спрос" (1, с.108), - читаем в работе И.С.Бака. Но так как официальная фондовая торговля была прекращена, то в стране возник "вольный рынок". В Санкт-Петербурге неофициальные биржевые собрания имели место в помещениях коммерческих банков. В Москве они даже происходили в здании самой биржи (конечно, неофициально). По данным "Отчета русского для внешней торговли банка за 1916 год" Фондовый рынок не уступал довоенному официально действовавшему биржевому рынку ценных бумаг: "в биржевых оборотах принимают участие самые широкие круги населения и настроение рынка стало напоминать яркие дни подъема биржи в 1911 году" (1, с.106). Официально фондовый отдел Санкт-Петербургской биржи был вновь открыт в январе 1917 г. Однако" на нем были
11-3341
запрещены, как и на большинстве бирж воевавших государств, торговля иностранной валютой и сделки на срок.
В период первой мировой войны, отмечает В.В.Кузнецов, произошел полный выход биржевой торговли из-под государственного и, что важнее, банковского контроля. "Махинации с военными поставками, умение вести дела в условиях галопирующей инфляции выдвинули на авансцену российских финансов новое поколение деловых людей, прибравших к рукам значительную часть промышленности и кредитных учреждений страны. Трудно сказать, что стало бы с возникшими во время войны концернами - история не позволила довести эксперимент до конца. В декабре 1917 г. вся торговля ценными бумагами в России была запрещена" (9, с.66).
Подобно другим "буржуазным" институтам Октябрьская революция 1917 г. ликвидировала в России биржу. Однако не прошло и полных четырех лет, как в стране вновь появились биржи. Объективной предпосылкой возрождения бирж стало окончание "красногвардейской атаки на капитал" и переход к новой экономической политике. Первая послереволюционная биржа открылась в июле 1921 г. в Саратове.
Список литературы
1 Бак И С. Биржа на Западе и в СССР. - Харьков- Книгоси1лка, 1926 - 143 с
2 Банковая энциклопедия. - Киев, 1916. - Т.2. - 412 с.
3 Биржевой календарь на 1914 г. - СПб.: Альфа, 1914 - 282 с.
4 Воеводская ТП. Из истории биржи в России // Деньги и кредит. - М , 1991. -N 10 - С 63-64.
5 Гоммстен А.Х. О торговых сделках по русскому праву // Жури юрил о-ва при Имп С.-Петербург ун-те. - СПб, 1894. - Г. 24, ки 3 - С4-55.
6 ЗакА.Н. Объекты фондовых сделок // Банковая энциклопедия - Киев, 1916 -Т 2 - С 262-274
7 Идельсон В Р Кредит, банки и биржа - С116 , 1914 - 360 с
8 Ка^дашев ВП Фондовые биржи в России // Ьанковлн энциклопедии -Киев, 1916 - Т 2 - С 185-220
9 Кузнецов В В Российские фондовые биржи // Деныи и кредш - М. 1991 -N 10 - С 64-66
10 Невзоров А С Русские биржи - Юрьев, 1897 - Ныи 1 - 223 с
11. Невзоров A.C. Русские биржи. - Юрьев, 1898. - Вып 2. - 287 с.
12. Невзоров A.C. Русские биржи. - Юрьев, 1899 - Вып 3 - 409 с.
13. Немиров ГА. Опыт истории С.-Петербургской биржи - СПб, 1891 - Вып 8.
- 24 с.
14. Немиров ГА. Опыт истории С.-Петербургской биржи. - СПб, 1893 - Вып. 12. - 24 с.
15. Прокшшккий В. Биржевой закон 1900 года // Нар хоэ-во - СПб., 1902 - Г. 3, кн.7. - С.112-135.
16. Тимофеев AT. История С -Петербургской биржи. - СПб., 1903. - IV, 295 с.
17. Устав Московской биржи. - М., 1905. -17 с.
18. Филипов КХД. Биржа: Ее история, современная организация и функции. -СПб., 1912. • IX, 202 с.
19. Шепелев JLE. Акционерные компании в России. - Л.: Наука, 1973. - 217 с.
20. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. - СПб, 1908. - Т.2. - 682 с.
95.04.004. БЕЛЯЕВ М.П. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ ФРАНКО-ИМПЕРСКИХ ПЕРЕГОВОРОВ НА ВЕСТФАЛЬСКОМ МИРНОМ КОНГРЕССЕ (1644 -1648).
В исторической науке Вестфальский мир всегда находился в центре внимания многих исследователей. Зафиксированные в Вестфальском мирном договоре принципы означали переход к новому типу межгосударственных отношений. Религиозный фактор в европейской политике стал играть второстепенную роль. На первый план выдвинулся "государственный интерес". Европейская система государств, созданная этим трактатом, оставалась в целом нетронутой вплоть до наполеоновских войн. Вестфальский договор состоял как бы из двух частей: франко - имперского договора, подписанного в Мюнсгере, и шведско - имперского соглашения, подписанного в Оснабрюке.
Исследователей Вестфальского мира интересовали в основном франко-испанские, испано-голландские и шведско-имперские переговоры. Непосредственно франко-имперским переговорам в Мюнсгере посвящена всего одна статья (22, р. 206-257). В то же время существует большое число исследований и публикаций источников по истории Вестфальского мирного конгресса, которые затрагивают 11"