РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
2
издается с 19',3 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 3 индекс серии 3.5 рефераты 95.02.001 - 95.02.023
И>3сИЬСНАЯ ~ АКАдЁ ім Я і НА/К
7Ч
и
пт* **• *« •**.
И йН* і
Кіглип пт* **•-*« •**
МОСКВА 1995
РЕФЕРАТЫ
НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ Международные отношения
95.02.005. РОССИЯ И АМЕРИКА: ОТ СОПЕРНИЧЕСТВА К ПРИМИРЕНИЮ.
Russia and America: From rivalry to reconciliation / Ed. Ginsburg S. et al. - Armonk (N.Y.); L: Sharpe, 1993. - XI, 353 p.
В сборнике, посвященном современным американо-российским отношениям, ще основное внимание уделено политико-экономическим и социально-этническим процессам, происходящим в обеих странах в последние два-три года, приняли участие более десяти известных американских ученых и политологов.
В статье профессора истории Пенсильвансхого университета Элвина З.Рубинстайна отмечается ряд сторон жизни в Америке, в которых кризис ощущается особенно остро. В экономике -громадный федеральный долг, низкий уровень накоплений и инвестиций; в социальной сфере - разрушение общественной инфраструктуры, нарастание всех видов неравенства; в области общественной морали: преступность н насилие, наркомания, сексуальная распущенность, духовная опустошенность; наконец, в политической сфере - полное разочарование в системе.
Перечисляя кризисные явления в США, автор упоминает об опасности возникновения там "потенциально разделяющей монокультурности", иными словами, вместо опоры на исторические традиции, усиленные общим языком и обеспечивающие
национальное единство, возникают разъединительные национальные общины, и это Рубинстайн считает серьезной угрозой безопасности и благополучному будущему США. Автор болезненно воспринимает процессы размывания национальной идентичности, понимая, что для США • страны с синкретической культурой и народом - общность нации • залог выживания. Некоторые американские политологи разделяют эту точку зрения, хотя и не произносят это вслух Они понимают, что геополитический упадок любой страны начинается с упадка духовного.
Наиболее важный вопрос, затронутый в статье, • геополитика. Здесь, твердо убежден автор, США остались единственной страной, которая способна проецировать свое влияние во всех его четырех формах (военное, экономическое, культурно-идеологическое и, наконец, политическое), хотя автор признает, что "американская глобальная мощь вовсе не равна американскому глобальному авторитету" (с.301).
Рассматривая политические тенденции, которые Рубинстайн видит в ближайшем будущем, он считает, что Китай будет играть наиболее активную, глобальную роль. Чтобы создать наиболее эффективный геостратегический противовес, китайские стратеги, которые столкнутся с тройственной коалицией ( Америка, Европа и Япония), вполне могут попытаться создать свой тройственный союз, связывающий Китай с Ираном и Россией. Такая коалиция, направленная против существующего порядка4 вещей, потенциально может стать магнитом для других государств, выражающих неудовлетворенность существующим положением вещей. В некоторых обстоятельствах, по мнению автора, и у Ирана, и у России могут появиться собственные серьезные мотивы для участия > возглавляемом Китаем тройственном союзе: у Ирана • обеспечить свои традиционные амбиции в регионе Персидского залива и над частью территорий бывшей советской Центральной Азии; у России -помочь ее усилиям присоединить хотя бы части бывшей империи. Такой тройственный союз в определенной степени представлял бы собой возрожденный китайско-советский блок, где вакуум
формальной идеологии был бы заполнен совместным отрицанием необходимости неравноправного статус-кво. К тому же Пекин и Москва поменялись бы местами в прежней иерархии взаимоотношений.
Рубинстайн рассматривает и другой возможный вариант развития событий, коша Китай проявил бы стремление утвердиться в качестве главной региональной державы на Дальнем Востоке, используя свою экономическую мощь "не в идеологических, а в военных целях. Эго в конце концов столкнуло бы Китай с Японией, создав предпосылки для крупнейшего соперничества, таящего в себе угрозу дестабилизации положения в регионе” (с.311).
Автор прогнозирует возникновение и других "центров военной мощи".
1. Северная Америка, в которой доминирующую роль будут играть Соединенные Штаты. Это будет самое мощное экономическое объединение в мире, созданное на основе Соглашения о североамериканской «же свободной торговли, которое со временем, по-видимому, считает автор, приведет к постепенной интеграции Канады с Соединенными Штатами (возможно, к созданию на определенном этапе более формальной Североамериканской конфедерации). В зоне ее зависимости будут находиться остальные страны Западного полушария, включая Кубу, которая свергнет коммунистический режим, самое позднее - после смерти Фиделя Кастро.
2. Европа, политическое единство которой будет значительно отставать сгг экономической интеграции. Она по-прежнему будет сталкиваться с проблемой могущественной Германии и с нестабильностью восточных Границ, вызванной продолжающейся неопределенностью перехода от поеткоммунисткческого правления. В зоне зависимости этого региона будут находиться Восточная Европа, а также большая часть Африки.
3. Восточная Азия, в которой господствующие экономические позиции будет занимать Япония. Из-за отсутствия системы безопасности в этом регионе могут возникать напряженные
19-1
отношения, особенно, если активизируется Китай в экономической и политической сферах. В зоне зависимости этого региона, по-видимому, будут находиться дальневосточная часть территории бывшего Советского Союза, а также Юго-Восточная Азия, Австралия и Новая Зеландия.
4. Южная Азия. В регионе, очевидно, не будет политического и экономического единства, но в то же время он не будет объектом внешней экспансии. Гегемоном станет Индия, которая столкнется, однако, с сопротивлением исламских государств на Западе и Северо-Западе, включая бывшую советскую Центральную Азию.
5. Мусульманский полумесяц, охватывающий Северную Африку, Ближний Восток, за исключением Израиля, возможно Турцию, особенно, если Европа отвергнет ее, государства Персидского залива и Ирак. Иран и Пакистан, а в1 северном направлении • новые центральноазиатские государства вплоть до китайских границ. Государства, которые войдут в этот регион, будут объединять одни и те же устремления и обиды, особенно в отношении Запада. Однако в нем не будет подлинного политического и экономического единства, и он станет объектом иностранного вмешательства.
6. Возможно, считает автор, существование и "евразийской грозди". Это геополитическая "черная дыра", охватывающая большую часть территории бывшего Советского Союза. Господствующее положение здесь займет Россия, которой еще предстоит определить свою роль. Касаясь "дилеммы глобального беспорядка", т.е. распада СССР и долговременные последствия этого события для мировой политики, автор статьи отмечает, что крушение Советского Союза превратило "сердце" Евразии в геополитический вакуум. Огромное пространство между технологически развитыми западными и восточными оконечностями Евразии, на котором располагалась когда-то могущественная империя, представлявшая собой эпицентр глобального идеологического вызова, стало "черной дырой" современной истории. Его осязаемое будущее под вопросом. В ближайшей перспективе угроза безопасности со стороны бывшего
Советского Союза устранена. Однако в более длительной перспективе это может стать источником новых больших опасностей в политической сфере. Крах СССР не только представляет собой "поворотный пункт в идеологии", но и "знаменует событие еще более важное с исторической точки зрения • конец существовавшей на Протяжении 300 лет Российской империи... Эта империя владела в свое время самой крупной частью "недвижимого имущества" в мире, и ее географическое Положение * в самом центре Евразии - бросало тень могущества на западные, восточные и южные оконечности материка. Сопротивление, оказываемое при активном участии Америки расположенными там государствами, было главным геостратегическим фронтом международного соперничества"(с.324). Исчезновение Российской империи при том условии, что она не возродится, означает прекращение геополитического вызова. Центральная Европа теперь может стремиться к постепенному слиянию в культурном отношении с Западной Европой, включится в процесс европейского экономического и политического объединения. Некоторые части бывшей империи, особенно балтийские республики и, возможно даже Украина и Беларусь, по-видимому, будут стремиться к той же цели. На Дальнем Востоке прекращение существования империи избавляет (Южную) Корею, Японию и Китай от тревоги в связи с присутствием на их границах огромной военной мощи России. На Юге Турция, Иран и Пакистан неожиданно обрели Защиту благодаря появлению ряда новых ‘буферных государств*. Это укрепило отделяющий Россию барьер от теплых южных Порто», к которым она стремилась.
в статье профессор истории КадгеЙтского уни верситета Марта В.Олкотди, рассматривая новую ситуацию под углом зрения национальных интересов США, отмечает, что с геостратегической точки зрения еще более важен тот факт, что крушение расположенной в сердце материка империи означает прекращение продолжавшихся на территории 40 лет попыток изгнать Америку из Евразии - стратегической цели, которой в период "холодной войны" добивался Сталин. После ее окончания и последовавшего за этим 19-2
распада Советского Союза США впервые имеют возможность распространить свое влияние на постсоЬетские республики Евразии с помощью усилий "содействующих консолидации новых нерусских государств" (с.129). Однако результаты исчезновения последней империи, считает автор, едва ли будут мирными, принимая во внимание, в частностй, возможность возникновения многомиллионных миграционных потоков в Россию. Миграций новым бременем ляжет на социальные структуры России, некоторых щновь образовавшихся стран и, возможно, распространится на Центральную Европу и дальше, на Запад. Уже сейчас на территории России находятся 800 тыс. беженцев из бывших республик СССР, а к концу 1993 г. , по мнению автора, их должно быть около 2 млн. человек (с. 130).
Акцентируя внимание на том, что опасные очаги насилия уже существуют на Кавказе, в Молдове, Центральной Азии, а также на серьезной напряженности в отношениях между Латвией, Эстонией и Россией из-за присутствия в балтийских государствах многочисленного русскоязычного населения, Олкфтли пишет, что В будущем эти проблемы в масштабах бывшего Советского Союза еще более усугубятся, если социально-экономические трудности на Украине, недавно обретшей независимость , обострятся, то многочисленное русское меньшинство, составляющее около 10 млн. человек из 52-миллионого населения Украины и сконцентрированное в ключевых промышленных районах, таких, как Харьков и Донбасс, может начать открыто выражать свое недовольство. В таком случае у Кремля появится соблазн оказать давление на Украину, сначала с тем, чтобы добиться статуса для этого меньшинства, а затем использовать его недовольство в качестве рычага давления для дестабилизации украинской государственности, что чревато серьезными столкновениями (с.139).
Большая вероятность насилия, по мнению автора, заложена также в ситуации в новых независимых государствах Центральной Азии, те "неизбежны все более откровенные, возможно, даже насильственные , действия с целью изгнания русских поселенцев".
95.01005
---------»
Эго, в свою очередь, вызовет противодействие Москвы и вовлечет в события русскую армию, как это произошло ранее в Молдове. Даже занимающему более уступчивую позицию в отношении Москвы Казахстану, где живет почти столько же русских, сколько казахов, может бытк», сравнительно скоро придется испытать усиление межэтнической вражды, в том числе рост насилия в отношении некоренного населения, и тогда *9 млн. русских, живущих в Центральноазиатском регионе, будет ожидать зловещее будущее. Потенциально же, подчеркивается в работе, более взрывоопасным представляется возможное возникновение этнических и пограничных конфликтов между обретшими независимость государствами Центральной Азии. Автор объясняет это тем, что границы между ними устанавливали "по своему усмотрению" советские лидеры, я в некоторых случаях они незаконны как с исторической, так и с этнической точек зрения.
Перечень потенциальных конфликтов этим не исчерпывается, отмечает автор. Она привлекает внимание к двум важнейшим вариантам развития событий: в результате "этнических и
религиозных страстей" на определенном этапе может быть использовано оружие массового уничтожения, а эффективного сдерживания в виде международных санкций не удастся осуществить, если станет известно, что участвующие в конфликте стороны владеют таким же оружием и фанатично готовы применить его. Эта опасность может быть сведена к минимуму, если бы между членами "ядерного клуба", каждый из которых является постоянным членом Совета Безопасности ООН, существовал консенсус о совместных действиях против страны, готовой применить оружие массового уничтожения. Однако, такой консенсус, по мнению Олъскотт, едва ли будет возможен в пределах "евразийского прямоугольника". Наоборот, считает автор, он привел бы к возникновению разногласий между "пятеркой" и парализовал бы деятельность Совета безопасности. В этом случае единственным средством устрашения стала бы решимость США предпринять в одностороннем порядке, возможно, объявленную заранее массированную военную
95.02.005
150
акцию против государства, которое первым бы применило оружие массового уничтожения. Однако автор высказывает серьезные сомнения по поводу того, что конгресс США захочет, чтобы Америка брала на себя обязательства со столь далеко идущими последствиями. Нет уверенности и в том, что мировое сообщество поддержит "особую полицейскую" миссию Соединенных Штатов.
Касаясь будущей роли России, Ольскотт видит слабость посгкоммунистического государства в отсутствие социальных н политических институтов, способных "дисциплинировать" общество В период экономического крушения и необходимого изменения структур экономики, которые неизбежно будут тяжелыми для населения. Чтобы привить в России этику предпринимательства и осуществить приватизацию, необходимо на протяжении многих лет, а возможно, и нескольких десятилетий, предпринимать постоянные усилия и проявлять терпение. Поспешность может привести к возникновению в России революционной ситуации. Вероятность этого особенно возрастет, если бездумная политика быстрой приватизации и объявления банкротами крупнейших промышленнных предприятий вызовет в России массовую безработицу. Такое же положение существует и в сельском хозяйстве, подчеркивает Олкотли. Поскольку российское крестьянство было истреблено, в колхозы и совхозы используют технику, пригодную для ведений лишь крупномасштабных сельскохозяйственных работ, деколлективнзация, по мнению автора, едва ли привлечет большое число фермеров, а с экономической точки зрения, может привести д банкротству.
Ольскотт считает, что лидерам поемсоммуиистической России следовало бы уделить первостепенное внимание роаданию институтов власти и консолидации конституционных и демократических процессов, с тем чтобы стабильная политическай система могла "поглотить" неизбежные шоковые последствия далеко идущих социально-экономических перемен. "До тех пор пока не будут созданы эффективно действующая структура законов, система политических партий и выработаны стабильные парламентские
процедуры, одновременное стремление к демократии и свободному рынку может погубить и то и другое",- считает автор статьи (с.141). Без стабильного конституционного государства общество может прибегнуть к ответйым бесконтрольным действиям, и этим воспользуются силы, враждебные демократии и свободному рынку.
Следует отметить, что в заключениях своих статей американские авторы делают однозначный вывод: новые отношения между США и Россией развиваются не в лучшие времена, но и не в худшие. Существуют общие тенденции, ценности и цели: сохранение мира, взаимное разоружение, обеспечение безопасности стран на взаимоприемлемой основе, решение внутренних проблем, усмирение имперских амбиций. Условия, при которых возникла "холодная война" , более не существуют и вряд ли появятся , чтобы Россия и США снова стали непримиримыми соперниками.
Однако отмечается невозможность полного совпадения позиций этих стран. Период притирки России как нового государственного образования на части территории бывшего СССР к своим соседям по континенту и планете, прежде всего США, завершается. Наступают трудные времена, когда защита национальных интересов пoтpeбyef изменения общего стиля "дипломатии улыбок", а также содержания российско-американской внешней политики, и нет никакой гарантии, что интересы двух стран будут полностью совпадать (с.124,321).
ВМ.Солощтт
Страны Европы
95.02.006. МЕТАМОРФОЗЫ ЕВРОПЫ / РАН. Ин-т всеобщей истории. Центр по изучению европ. цивилизации. - М.: Наука, 1993.-256 с.
Книга посвящена' некоторым проблемам европейской цивилизации: центре внимания авторов • способность Европы
трансформироваться, не утрачивая идентичности: от античного средиземноморского очага- к христианскому миру - к разломам и