РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ /) ?),//, }
___гд&йййсная акалёлня ( ч ч у i
НАУК
и».»**! т »цкиммт •
н
с/ -х.
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
1
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.01.001-95.01.030
МОСКВА 1995
05,01.018
66
вариантов его понимания, осмысления. Соответственно новейшая социология строится как бесконечная череда вариаций по поводу самого социологического знания. Эти вариации направлены на то, чтобы, по словам Дерриды, обнаружить присутствие в социальном знании "того содержания, которое оттеснялось, подавлялось, затушевывалось ради стройности представлений, "основной", "центральной" мысли" (цит. по: с. 93).
Современные общества, отмечает автор в заключение, демонстрируют торжество принципа дополнительности, когда на структуры и элементы, возникшие в предшествующие эпохи, наслаиваются и их дополняют социальные формы, возникшие позднее". "Эта социальная дополнительность на феноменальном уровне выражает состояние современного научного знания, в котором актуально присутствуют и элементы классической картины мира, и методы реального, эмпирического направления, и гуманитарные ценности и цели, и маргинальные структуры производства и передачи информации ... Нынешнее направление развития знания идет в сторону актуализации всех его пластов я сфер, их задействования в институтах науки и социальной политики" (с. 95).
Т. В. Виноградова
95.01.018. МЭННИНГ Ф. "НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ" ОПИСАНИЕ: ОТКРЫТИЕ И ИЗОБРЕТЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ. MANNING Ph. Fuzzy discription: discovery and invention in sociology // History of human science. — L., 1994. — Vol. 7, № 1 — P. 117-123.
Термин "социальный конструктивизм", по словам автора — сотрудника Кливлендского университета (США), был введен в научный обиход благодаря классической работе П. Бергера и Т. Лукмана "Социальное конструирование реальности"1, где социальный конструктивизм фактически отождествляется с социологией знания. Автор определяет социальный конструктивизм широко — как "те способы, посредством которых понимание и интерпретация деятельности человеком конструирует саму эту деятельность" (с. 117).
Принцип социального конструирования не может ограничиваться только предметной областью социологии, но может быть приложим и к ней самой. Однако подобный шаг вносит рефлексивный компонент, который угрожает рел яти визировать выводы социологических исследований, предполагая, что это не открытия, но лишь способ восприятия социального мира. Дж. Шоттер (Shotter), обсуждая напря-
1 Berger P., Luckmann Т. The social construction of reality. — Harmondaworth, 1866. — Приведено по реф. источнику. С. 123 .— Прим. реф.
жениые отношения между реализмом и конструктивизмом, отмечает "социальный конструктивизм, подразумевает, что, поскольку не существует независимой реальности и социальная реальность может быть понята лишь "изнутри", не может быть никаких независимых стандартов, к которым можно было бы обращаться, и поэтому социология ■рискует соскользнуть в "релятивистский нигилизм" (цит. по: с. 118). Таким образом, казалось бы, простое социологическое утверждение — "то, что люди думают о том, что они делают, представляет важную составную часть самой этой деятельности" — может иметь серьезные и потенциально опасные последствия для самой социологии.
Автор выделяет две версии социального конструктивизма: процедурную и рефлексивную. Процедурная версия подчеркивает, что способы нашей интерпретации деятельности составляют важную часть самой этой деятельности; рефлексивная версия настаивает, что это всеобъемлющий принцип, который должен быть распространен и на саму социологию социального конструктивизма. Проект процедурного социального конструктивизма состоит в том, чтобы раскрыть те знаки, значения и процедуры, с помощью которых мы привносим смысл в социальный мир через анализ сложных и тонких аспектов повседневных взаимодействий. Для сторонников этого проекта занятие рефлексией не расширяет нашего понимания этих процессов, но угрожает, что на первом плане окажется сама проблема рефлексии. Для защитников рефлексивного социального конструктивизма рефлексия — это способ обнаружения границ и валидности социологических утверждений, они склонны рассматривать своих не склонных к рефлексии коллег как невольных сторонников реализма.
Вопрос отношений между этими двумя версиями социального конструктивизма может быть понят как вопрос о том, насколько "неопределенной" (Гиггу) должна быть социология. Рефлексивные социальные конструктивисты хотят перестроить наши общие представления о социальном мире через затушевывание различий между описанием, открытием, изобретением, теорией и объективными данными. В результате возникает версия социологии, которая, чтобы обосновать свои "открытия", должна апеллировать к "стандартам сообщества". Сторонники нерефлексивного социального конструктивизма также склонны затушевывать различия между объяснением и описанием, но они не согласны с предположением, что они скорее изобретают социальный мир, чем открывают его механизмы и процедуры. С их точки зрения основная задача состоит в том, чтобы понять, каким образом социальная реальность конструируется в ходе речевой коммуникации, в ходе онтологизации субъективных значений и смыслов. М. Миноу (Мтои») утверждал: "Я верю, что мы делаем ошибку, когда допускаем, что категории, которые мы используем для анализа, уже существуют и
95.01.018
68
просто сортируют наши опыт, восприятия ..." (цит, по: с. 119). Наше восприятие того или иного объекта всегда многозначно, ситуативно и зависит от контекста. Так, мышь, официально принимающая участие в экспериментах, имеет установленные права, за ее благополучием следит отдел министерства сельского хозяйства. Однако стоит только мышке удрать из лаборатории, она превращается в паразита без гражданских прав. Наконец, если в лаборатории содержатся змеи тогда мышь в любой момент может превратиться из чувствующего существа с моральными и юридическими правами в чей-то завтрак" (цит. по: с. 119).
Социальный мир, даже социальный мир лабораторной мыши, многозначен. Мы живем, и в какой-то степени сами являемся сложным сочетанием семиотических систем, которые канализируют, осуществляют обмен и постоянно порождают значения в процессе коммуникации. Очень трудно дать даже приблизительное описание этого процесса, в то же время даже самые мелкие детали повседневного взаимодействия конструируют само это взаимодействие.
Процедуры интерпретации, скрытые, тонкие механизмы социальной коммуникации служат предметом анализа одной из ведущих школ социального конструктивизма — этнометодологии. Этнометодологов интересует, каким образом поток неповторимых уникальных ситуаций, составляющих социокультурную реальность, упорядочивается и порождает у людей ощущение, что они живут в регулируемом и доступном для понимания мире. Для этнометодологов способом изучения этой деятельности служит детальное описание взаимодействий между людьми, протекающих в естественных условиях. Социальная реальность приобретает объективные характеристики благодаря тому, что в процессе коммуникаций люди представляют значения своих суждений в виде объективных признаков, приписываемых реальности, что делает социальный мир понятным. Этнометодологи попытались раскрыть сложную сеть значений, которые активизируются в повседневном общении, вводя-понятие индексных выражений. Различая два уровня социального познания — повседневный опыт и социологическую теорию — этнометодологи я выделяет два типа суждений: индексные, которые характеризуют уникальные, специфические объекты, чье значение целиком определяется тем контекстом, в котором они возникли и используются; и объективные выражения, которые описывают общие свойства объектов независимо от контекста употребления. Социология представляет собой объективацию и онтологизацию индексных выражений, т. е. она нроизводна от повседневного опыта повседневного общения
Этнометодология отводит большое место механизмам рефлексии. Можно выделить "эндогенную рефлексию" (endogenous reflextivity),
которая описывает то, "как члены сообщества конструируют и действуют внутри социальной реальности", и "референтную рефлексию" (referential reflexivity), которая "понимает" анализ — включая этно-методологию — как конструирующий процесс. Для того чтобы направить усилия на подробное описание повсёдневнбго взаимодействия между людьми, этнометодологи подчеркивают важность "эндогенной рефлексии" и склонны отвергать "референтную рефлексию", поскольку последняя влечет за собой риск обращения анализа на себя, как плату за детальное натуралистическое описание. Вопрос о том, насколько выигрыш, получаемый от обращения к "референтной рефлексии", перевешивает риск, с ней сопряженный, остается открытым.
Таким образом, диктуемый социальным конструктивизмом "рефлексивный поворот" в социологии бросает вызов самой социологии как научному предприятию, поскольку он связан с серьезными последствиями для статуса социологического знания.
Т. В. Виноградова
95.01.019. БООД П. АРИСТОКРАТ, КОТОРЫЙ СОВЕРШИЛ РЕВОЛЮЦИЮ В ХИМИИ.
BOARD P. The aristocrat who revolutionized chemistry // New scientist. — L., 1994. — May 7. — Vol. 142, H 192 .— P. 33-35.
"Понадобилось одно мгновение, чтобы отсечь эту голову, и, возможно, не хватит и ста лет, чтобы появилась другая такая", — печально заметил Л. Лангранж, французский математик XVIII в., имея в виду французского аристократа и гениального химика Антуана Лорана Лавуазье, казненного во время Великой французской революции. Лавуазье чаще всего вспоминают, как отмечает автор — гвинейский химик, в связи с его борьбой против теории флогистона, но главное его достижение состоит в упорядочивании языка и системы обозначений, которые придали четкую форму химической мысли. Во времена Лавуазье алхимия уже утратила свое значение, но химий в том виде, в котором она известна теперь, еще только предстояло возникнуть. Оставшийся в наследство от алхимии мистический язык и поэтические обозначения по-прежнему стояли на пути любой попытки рационализировать химический мир. Развитие химии сдерживалось также широким распространением и ложной верой в теорию флогистона, предложенную в 1718 г. баварским профессором медицины Г. Э. Шталем (Stahl). Согласно ей, все вещества, способные гореть или при прокаливании превращающиеся в "извести", "земли" или "окалины" (т. е. оксиды), содержат невесомый флюид — флогистон, выделяющийся при горении или прокаливании вещества.
Лавуазье родился в Париже 26 августа 1743 г. в семье богатого