9.3. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ
Раскин Игорь Леонидович, полковник милиции. Должность: Начальник ОВД. Место работы: ОВД по району «Бирюлево - Восточное» г.Москвы. e-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассмотрен вопрос об участии органов внутренних дел в обеспечении правового режима контртеррористической операции.
Ключевые слова: терроризм, контртеррористическая операция, правовой режим.
PARTICIPATION OF LAW-ENFORCEMENT BODIES IN MAINTENANCE OF THE LEGAL REGIME OF THE COUNTERTERRORISM OPERATION
Raskin Igor Leonidovich, the colonel of militia. Position: Interior precinct department Chief. Place of employment: Eastern Birjulevo district Interior precinct department, Moscow. Email: [email protected]
Annotation: In article the question on participation of law-enforcement bodies in maintenance of a legal regime of a counterterrorism operation is considered.
Keywords: terrorism, counterterrorism operation, legal regime.
Вопрос об участии органов внутренних дел (ОВД) в обеспечении правового режима контртеррористической операции при всей его теоретической и практической значимости остается одним из дискуссионных в теории управления правоохранительными органами. Наука пока не смогла выработать всех устраивающего понимания объекта, а, следовательно, и социальной ответственности правоохранительных органов, специальных служб за выявление, предупреждение, пресечение и минимизацию последствий преступлений террористического характера, напротив, по этому вопросу
высказаны весьма различные, порой противоречивые
1
суждения .
Не претендуя на полный и всесторонний анализ проблемы, обратим внимание на некоторые принципиальные моменты.
В специальной литературе для обозначения деятельности, направленной против преступности включая проведение контртеррористических операций (КТО), используют разнообразные термины «борьба с терроризмом», «социальный контроль над терроризмом», «пресечение терроризма», «профилактика тер-
1 Букреев Ю.Д. Контртеррористическая операция на Северном Кавказе: основные уроки и выводы // ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 2000. №
3 С.6 Дмитриев Ю.А. «О противодействии терроризму»/ Государство и право, 2006, № 10 , с 38-42; Дуканов О.М., Казак Б.Б. Организационно - правовые основы противодействия терроризму: учебное пособие/Под.ред. Н.П.Патрушева - Псков.2007.; Щербаков В.Ф. Государственная политика противодействия преступности в сфере экономики: понятие и сущностная характеристика // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2005. № 4.С.157-158., Шинкин И.А. Криминологическая характеристика преступлений на территории Чеченской Республики в период проведения контртеррористической операции.- Ростов- на - Дону: НМЦ «Логос».
роризма», а в последнее время и такой термин как «противодействие терроризму».2
Появление в законодательстве и правоприменительной практике новых терминов должно быть обусловлено их объективной необходимостью и потребностью. Однако достаточного объяснения появлению нового термина «противодействие терроризму» ни в теории, а тем более в правоприменительной практике сделано не было. Например, противодействие согласно Федеральному закону № 35 РФ 2006 г. «О противодействии терроризму» понимается как профилактика терроризма, и как борьба с терроризмом. Такой подход разъединяет правоохранительные органы и специальные службы в деле искоренения терроризма на территории Российской Федерации и во всем мире. Например, в субъектах РФ нет единого фронта, государственные органы, ответственные за профилактику терроризма, отделены от органов, отвечающих за борьбу с терроризмом. В субъектах Российской Федерации были созданы антитеррористические комиссии, основной функцией которых является предупреждение терроризма, и оперативные отделы, возглавляемые представителями федеральных органов безопасности, на которых возложена функция борьбы с терроризмом (см.прилож. № 1).
Органы внутренних дел Российской Федерации согласно законодательству призваны осуществлять и предупреждение терроризма, и участвовать в борьбе с терроризмом.3
Заметим, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 116 от 15.02.2006 г. «О мерах по противодействию терроризму» (пункт 9) предусмотрено принятие органами внутренних дел Российской Федерации первоочередных мер по пресечению террористического акта на территории муниципального образования и, таким образом, вся ответственность за принимаемые решения по подготовке контртеррористической операции и её проведению ложится на
4
плечи сотрудников органов внутренних дел .
Следует отметить, что употребление термина «участие органов внутренних дел в обеспечении правового режима контртеррористической операции» при таком законодательном регулировании роли и места ОВД в контртеррористической операции некорректно. Скорее
2 ; Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. О противодействие терроризму: Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35 - ФЗ//СЗ РФ. 2006 № 11. Ст. 1146; О мерах по противодействию терроризму: Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 //СЗ РФ.2006. № 8. Ст.897.; Герасимов С.И. Концептуальные основы и научно- практические проблемы предупреждения преступности: Автореф. Дисс...д-ра юрид. наук. -М., 2001.; Яськов Е.Ф. Словарь- справочник терминов и определений, используемых в управлении. - М.: Академия управления, 2006.; Бандурка А.М., Давыденко Л.М. Противодействие преступности: война терминов, понятие, общая характеристика //Право I безпека/ 2004/ № 3.С.7-11.
3 Закон Российской Федерации «О милиции» ст. 10. Обязанности милиции п.32 «участвовать в противодействии терроризму и обеспечении правового режима контртеррористической операции», ст. 11 Права милиции п.36 «подразделения милиции и сотрудники милиции, участвующие в контртеррористической операции и обеспечении правового режима контртеррористической операции, наделяются правом применения мер и временных ограничений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35 -ФЗ «О противодействии терроризму».
4 Заметим, в Указе сделана оговорка о том, что такое положение возможно лишь при отсутствии соответствующего подразделения органа федеральной службы безопасности, дислоцированного на территории муниципального образования. Муниципальных образований, в которых отсутствуют такого рода подразделения значительное количество.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА
Раскин И.Л.
следует говорить о непосредственной организации органами внутренних дел и проведении их силами и средствами контртеррористической операции (прилож. № 2).
В соответствии с ч.3 ст.11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35 ФЗ РФ «О противодействии терроризму» в условиях правового режима контртеррористической операции на период ее проведения допускаются отдельные временные ограничения прав и свобод личности. Возможное ограничение прав и свобод граждан выступает основным характеризующим признаком этого правового режима как вынужденное, но объективно обусловленное средство обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Как справедливо отмечает Н.С. Бондарь неопределенность правовой нормы приводит к её произвольному истолкованию и применению, влекущему неограниченное усмотрение и произвол5.
Не менее важным для понимания места и роли органов внутренних дел в организации и проведении контртеррористической операции является определение терроризма. К характеристикам терроризма подходят с двух сторон - рефлекторного и превентивного. Основу рефлекторного подхода составляет убеждение о необходимости наиболее быстрого разъяснения тех или иных видов и форм терроризма, устранения или наказания всех лиц, так или иначе связанных с ним и тем самым оказать воздействие устрашающим образом на других потенциальных террористов. Этот подход наиболее концентрировано выражается следующим образом: «Только действительно важная победа над терроризмом может фактически привести к уничтожению террористов». Превентивный подход к терроризму связан с комплексом экономических, социальных, правоохранительных, культурных и политических проблем в системном их понимании.
Научный анализ современного терроризма позволяет сделать несколько выводов относительно его природы. Наиболее характерно суть природы терроризма выражается в его определении.
Терроризм по российскому законодательству -идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.(ст.3 ФЗ РФ № 35 «О противодействие терроризму»).
Как видим, в законодательном определении терроризм - это не только практика насилия, но и идеология. И таким образом, в одном понятии соединены два смысловых значения, что же такое терроризм. Представим себе, что один сотрудник правоохранительных органов понимает терроризм как исключительно идеологию, а другой его сослуживец понимает его как насилие и, таким образом, они не могут понять друг друга. Потому что, если терроризм - идеология, значит этой идеологии должна быть противопоставлена, новая идеология, опровергающая идеи терроризма. В другом случае, против насилия должна быть применена сила, т.е. материальная сила должна быть противопоставлена такой же материальной силе. По нашему мнению, такое положение не может быть терпимо и, следовательно, такое положение должно быть уст-
5 Бондарь. Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. - М.2005. С.322.
ранено и законодательство регулирующее эту проблему приведено в соответствие со взятыми обязательствами Российской Федерации. Например, в 2004 году Содружеством Независимых Государств был принят модельный закон «О борьбе с терроризмом», в котором государствам было рекомендовано привести национальное законодательство о выявлении, предупреждении и пресечении актов терроризма к единым принципам, организации борьбы с терроризмом. Законодатель отступил от взятых на себя обязательств в этом направлении и в 2006 году ФЗ № 130 от 25 июля 1998 г. был заменен на закон о противодействии терроризму.
Заметной особенностью терроризма, не характерной для других специальных феноменов, широко распространенных и связанных с терроризмом, является точка зрения на терроризм, отражающая его практикополитическую оценку, высказываемую в официальных различных документах государственных органов. Такое определение терроризма обладает двумя особенностями, а именно, политической - особенно в документах по безопасности и экспертных анализах и исследованиях, связанных с ними, и правовой - особенно в законодательных материалах и других правовых нормах и предписаниях. Несмотря на значительное число различных определений и понятий терроризма его правовые характеристики в отдельных странах также различны и до сих пор не существует международной правовой нормы, в которой было бы однозначно установлена характеристика терроризма.
По утверждению главы Следственного комитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина, по сравнению с прошлым годом число преступлений террористической направленности на Северном Кавказе возросло на 57 %. Этот факт констатирует и Александр Бортников. Глава ФСБ России отмечает, что, несмотря на предпринимаемые силовиками меры, активность боевиков на юге страны возросла, они вновь стали применять тактику использования террористов смертников, увеличилось количество вооруженных нападений на сотрудников органов внутренних дел и чиновников. (Прилож.№ 3)
Несмотря на то, что современную обстановку в стране в борьбе с терроризмом большинство экспертов оценивает как неблагоприятную, возможности Министерства внутренних дел в области выявления, предупреждения, пресечения и минимизации последствий террористических акций не используются по государственному. До сих пор в системе мВд отсутствует орган (структура) ответственная за эту работу перед Правительством и Президентом.
Отметим одновременно, что в ближайшем будущем невозможно полностью устранить терроризм, однако следует привлечь к этому науку как один из инструментов, который в перспективе может изменить сложившуюся обстановку на территории Российской Федерации. Терроризм конечно можно ограничить только насильственными средствами, но более эффективный путь в действиях против терроризма заключается в познании его источников, причин и проявлений и в изменении тех условий, в которых он зарождается и развивается. В выполнении этих задач должны принять участие не только ученые правоведы, но и представители других научных дисциплин.
Терроризм обладает высокой приспособляемостью и борьба с ним сводится, прежде всего, к уменьшению пространства и условий, в которых он бы мог существовать и развиваться, что можно достичь в результате
познания этих подходов к явлению терроризма. О современном терроризме сложно сказать, что это только зло и его теоретический анализ не должен быть закончен лишь осуждением. Аксиологический взгляд на современный терроризм, к сожалению, до настоящего времени недостаточно разработан.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.