И. НОВАКОВ, ректор, чл.-корр. РАН Ю. ПОПОВ, первый проректор, профессор В. ПОДЛЕСНОВ, доцент Волгоградский государственный технический университет
Волгоградский государственный технический университет в 2005 году отмечает свое 75-летие. Этому юбилею предшествовали десятилетия его яркой, многогранной жизни и деятельности. Коллектив учебного заведения всегда был в передовых рядах тех, кто решал актуальные проблемы, стоявшие в разные периоды истории перед нашей страной.
Созданный в 1930 г. как тракторостроительный институт, ВолгГТУ был открыт в год пуска Сталинградского тракторного завода, и его главной задачей стала подготовка инженерных кадров для тракторостроения и других машиностроительных отраслей. В дальнейшем институт рос и развивался вместе с заводом, совместно решая важнейшие народнохозяйственные задачи.
Первый набор в институт составил 111 человек. Первым директором института стал профессор В.Г. Ильинский.
Период становления и развития института (1930-1940 гг.) был сложным и ответственным, потому что приходилось организовывать учебный процесс, закладывать основы научно-исследовательской работы, создавать материальную базу. В этот период формировались лучшие традиции вуза, создавался профессорско-преподавательский коллектив, образовывались кафедры. Становлению научного потенциала вуза способствовала работа одного из организаторов танко- и тракторостроения проф. Э.А. Сателя, других известных ученых.
Институт отметил свое первое де-
75 лет служения Отечеству
сятилетие в расцвете творческих сил; перед ним открывались широкие перспективы дальнейшего развития. Однако мирный путь развития был прерван войной. Лозунг «Все для фронта, все для победы» стал главным для страны и для коллектива вуза. В июле 1941 г. первый отряд добровольцев из числа студентов, преподавателей и сотрудников института был отправлен на фронт. В институте были организованы танковый и артиллерийский факультеты, новые специальные кафедры. Всего за годы войны были подготовлены 294 инженера. В институте работали курсы по подготовке военных специалистов - танкистов, артиллеристов, радистов и телефонистов.
Преподаватели, студенты и сотрудники института активно участвовали в строительстве оборонительных сооружений на подступах к Сталинграду, в защите города. Около 70 человек впоследствии были награждены медалью «За оборону Сталинграда». В августе 1942 г., когда линия фронта подошла
вплотную к городу, институт был эвакуирован в г. Челябинск.
В эвакуации был возобновлен учебный процесс, организовал свою работу ученый совет. Научно-исследовательская работа выполнялась по заказам оборонных предприятий, для нужд фронта.
После возвращения осенью 1943 г. в Сталинград коллектив института все силы направил на восстановление вуза. Уже в феврале 1944 г. возобновились учебные занятия. С 1946 г. продолжился выпуск инженеров. Кстати, группа преподавателей института осталась в Челябинске. Она вошла в состав профессорско-преподавательского коллектива созданного тогда Челябинского механико-машиностроительного института, который впоследствии стал политехническим, а ныне это ЮжноУральский государственный университет.
Сегодня, в год 60-летия Великой Победы над фашизмом, в коллективе университета с особой теплотой вспоминают тех преподавателей, студентов, сотрудников, которые с оружием в руках защищали свободу и независимость нашей Родины, ковали Победу в цехах оборонных предприятий, в годы суровых испытаний готовили инженерные кадры. С заботой и вниманием относятся в нашем коллективе к ныне работающим участникам Великой Отечественной войны, их осталось всего семь человек. Среди них - бывший рядовой Красной Армии, впоследствии заслуженный деятель науки России, профессор Е.А. Григорьев, более 30 лет проработавший заведующим кафедрой двигателей внутреннего сгорания. Четверть века назад он был удостоен высшей государственной награды.
В послевоенные годы научная и учебная работа была тесно связана с потребностями производства, в частности Сталинградского тракторного
завода. Ряд актуальных научных разработок был выполнен по заказам строителей Волго-Донского судоходного канала и Волжской ГЭС.
Бурное развитие в 60-х годах химической и нефтехимической промышленности в регионе привело к созданию в институте химико-технологического факультета. В эти же годы был образован заочный факультет, вечерние факультеты в Кировском и Красноармейском районах Волгограда и в г. Волжском. К 60-м годам институт стал многопрофильным высшим учебным заведением и в 1963 г. был преобразован в политехнический.
В 1980 г. институт отметил свой полувековой юбилей. За заслуги в подготовке высококвалифицированных специалистов и развитии науки вуз был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В последние два десятилетия прошлого века и в последующий период институт продолжал динамично развиваться. В 1993 г. вуз получил статус Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ). В 1994 г. были созданы факультеты электроники и вычислительной техники и экономики и управления. В том же году были организованы филиалы - Волжский политехнический институт и Камы-шинский технологический институт.
За многие десятилетия сформировались лучшие традиции университета: высокая ответственность коллектива за подготовку специалистов для экономики страны, решение актуальных научно-технических проблем, тесная связь с промышленностью, самоотверженный труд каждого члена коллектива, забота о воспитании молодежи.
На каждом этапе своей истории и в настоящее время основными направлениями деятельности университета были: постоянная забота о подготовке научно-педагогических кадров, разви-
тие фундаментальных и прикладных научных исследований, совершенствование учебного процесса и развитие материальной базы.
Хорошо понимая, что для становления и развития научных исследований в первые годы работы вуза первостепенную роль должны были сыграть высококвалифицированные кадры, руководство области и вуза обратилось с просьбой к другим вузам страны помочь Сталинградскому тракторостроительному институту (так тогда назывался наш вуз) в формировании профессорско-преподавательского состава. Этот призыв был встречен в стране с пониманием. В 1933 г. в институте приступили к работе один профессор и пять доцентов, что по тем временам было значительным успехом. В 1932/33 учебном году базовые дисциплины вели в основном преподаватели с учёными степенями и званиями.
Существенную роль в подготовке кадров высшей квалификации сыграло открытие в Сталинградском механическом институте в 1935 г. аспирантуры. В 1940 г. в ней обучались 22 человека. В том же году первые её выпускники П.А. Гришин и К.П. Панченко успешно защитили диссертации и стали кандидатами технических наук по кафедре резания металлов. В тот период в институте работали 64 штатных преподавателя, среди них три профессора и девять доцентов.
Даже в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны, когда институт был эвакуирован в г. Челябинск, продолжала активно работать аспирантура, защищались кандидатские диссертации. Хотя трудности, вызванные войной, безусловно, оказали своё влияние на подготовку кадров высшей квалификации.
Для реализации новых задач в 19611970 гг. в институт была приглашена большая группа докторов и кандидатов
наук из ведущих академических и отраслевых институтов, а также ведущих вузов России. Среди них доктора наук Н.В. Тябин (ректор с 1962 по 1967 гг.), П.О. Пашков, А.П. Хардин (ректор с 1967 по 1983 гг.), А.А. Чирков, Б.И. Но и кандидаты наук (вскоре защитившие докторские диссертации) В.С. Седых,
A.И. Рахимов, Г.М. Косолапов, А.М. Огрель, Г.И. Брызгалин, В.Е. Шишкин, Б.Н. Горбунов и др.
Практика приглашения кадров высшей квалификации на постоянную работу в вуз использовалась и в дальнейшем и, несомненно, оправдала себя. В последующие годы в вузе работали профессора, доктора наук А.И. Поло-винкин (ректор с 1983 по 1988 гг.),
B.А. Камаев, Л.В. Григоренко, М.Б. Ди-перштейн, Е.И. Духнич, Г.И. Саютин, Е.И. Чаплыгин, В.М. Труханов, В.А. Ильинский, С.И. Жульев, А.Г. Шеин, А.Д. Грига, Ю.П. Сердобин-цев, И.Я. Шиповский, А.И. Павлючко, чл.-корр. РАН М.Н. Бабушкин, чл.-корр. РАСХН И.Ф. Горлов и др.
Приглашение докторов наук обеспечило мощный толчок развитию существующих и формированию новых научных школ в университете. В этот период наблюдается существенный рост квалификации научно-педагогического коллектива. Количество докторов наук, профессоров увеличилось с трех в 1962 г. до 20 в 1980 г., 44-х - в 1990, 96 - в 2000 и 120 на 01.01.2005 г.
Заметный рост квалификации профессорско-преподавательского состава, признание авторитета научных школ ВолгГТУ в России и за рубежом позволили расширить перечень специальностей аспирантуры и численность аспирантов, а в 1989 г. открыть докторантуру. Если в 1955 г. в аспирантуре обучалось 11 человек, то в 1980 г. -90 человек, а в 2005 г. - 460 человек.
В настоящее время в университете работают 8 диссертационных советов,
из них 4 - докторских: по химии и химическим технологиям, по сварке и материаловедению, по проблемам транспорта, по САПР. Как следствие, в университете резко возросло количество защит докторских и кандидатских диссертаций: только в 2004 г. сотрудниками и докторантами университета защищены 8 докторских и 67 кандидатских диссертаций. Подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру явилась фундаментом для укрепления профессорско-преподавательского состава вуза.
На 01.01.2005 г. в университете (с филиалами) на 72 кафедрах работают 1189 преподавателей, из них 120 докторов наук, профессоров и 547 кандидатов наук, доцентов. В профессорско-преподавательском составе вуза член-корреспондент РАН, 9 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 8 заслуженных работников высшей школы, два заслуженных химика, заслуженный металлург, заслуженный экономист; 51 человек награжден знаком «Почетный работник высшего профессионального образования».
Повышению активности преподавателей кафедр и факультетов в немалой степени способствовала внедренная в ВолгГТУ в 1992 г. рейтинговая система оценки их деятельности. Основные показатели этой системы были определены на основе анализа исходных данных для ежегодного определения рейтинга вузов. Критерии рейтинговой оценки являются едиными для всех преподавателей. Однако для обеспечения сравнимости результатов все преподаватели университета подразделяются на шесть квалификационных категорий: деканы, заведующие кафедрами, профессора, доценты, старшие преподаватели и ассистенты (преподаватели).
Рейтинг определяется внутри этих групп, его образуют два показателя: квалификационный потенциал, накоп-
ленный за все годы работы, и показатель активности по основным направлениям за последние пять лет. Внедренная система позволяет проводить мониторинг качества работы всех преподавателей, управлять деятельностью преподавателей и кафедр за счет установленных коэффициентов по каждому показателю, решать вопросы их морального и материального поощрения.
Постоянное внимание, уделяемое в университете качественному составу кадров, позволяет более успешно решать вопросы совершенствования научной и учебной работы.
Блестящая плеяда ученых-политехников заложила теоретические и практические основы развития известных в России и за рубежом научных школ химиков, металлургов, машиностроителей, материаловедов, сварщиков, приборостроителей и др. Создание научных школ ознаменовало качественно новый скачок в развитии вуза.
На базе проведенных фундаментальных исследований учеными университета разработан ряд принципиально новых технологий в области создания перспективных полимерных материалов со специальными качествами, композиционных материалов с оптимальными свойствами, обработки металлов резанием, конструкционной прочности и эксплутационной надежности, транспорта, управления и динамики машин, экспериментальной физики и др.
Политехники имеют большие заслуги в создании отечественной техники гражданского и оборонного назначения; среди них - один из разработчиков брони для всемирно известного танка Т-34 П.О. Пашков, автор многих систем автоматического регулирования и управления А.Н. Рабинович, известные химики: в области синтеза и технологии создания энергонасыщенных полимеров с новыми свойствами,
совершенствования производства полимеров и мономеров - А.П. Хардин, в области гидродинамики и тепломассо-переноса в неньютоновских средах -Н.В. Тябин, в области синтеза и исследования свойств адамантансодержа-щих азот-, кремний- и фосфороргани-ческих соединений - Б.И. Но, первооткрыватель сварки металлов взрывом В.С. Седых. Ученые университета принимали участие в разработке проектов по программам «Луноход», «Венера», «Марс», «Буран-Энергия», «Мир», МКС, «Тополь» и многим др.; большинство современных российских космических систем оснащаются деталями и узлами, сделанными по научным разработкам ученых университета. В настоящее время в ВолгГТУ постоянно ведутся работы по развитию новейших направлений в науке и внедрению их в практику.
В вузе выполняются проекты в рамках научно-технических программ Министерства образования и науки РФ, программ сотрудничества с Минобороны РФ, «АвтоВАЗом», федеральных целевых программ «Интеграция науки и образования», «Электронная Россия» и др. Сотрудники ВолгГТУ - победители в конкурсах грантов Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), Министерства образования и науки РФ: «Поддержка НИР аспирантов», «Грант Президента РФ молодым ученым» и др.
Важную положительную роль в развитии научной работы сыграло установление творческого содружества ряда кафедр с институтами Академии наук СССР и союзных республик по совместному проведению исследований в области синтеза и изучения свойств термостойких и негорючих полимеров, разработки основ теории и практики применения энергии взрыва для сварки и упрочнения металлов,
прессования порошков и полимерных материалов, создания новых машин и механизмов и др. Эти связи непрерывно расширяются и совершенствуются, способствуют неуклонному повышению научного уровня и практической значимости выполняемых исследований, росту авторитета и признания достижений университета среди научной общественности страны. Результаты научной деятельности коллектива университета были положительно оценены многими ведущими институтами АН СССР (Российской академии наук).
Академики и члены-корреспонденты РАН оказывали и оказывают огромное влияние на подготовку кадров высшей квалификации для ВолгГТУ. Академик Ю.Б. Монаков и член-корр. РАН В.П. Казаков являются членами докторского диссертационного совета по химическим наукам, академик РАН В.Н. Анциферов - член докторского совета по материаловедению. В качестве официальных оппонентов докторских диссертаций выступали академики А.А. Берлин и М.С. Юнусов, чл.-корр. А.Б. Зезин и Г.И. Никишин и др.
Существенным вкладом в подготовку научно-педагогических кадров являются международные и всероссийские научные конференции. Ежегодно в ВолгГТУ проводится не менее 10 конференций и совещаний, в которых принимают участие ведущие российские и зарубежные учёные.
В последние годы существенно активизировалось участие ученых университета в конкурсах проектов научно-технических программ и конкурсах грантов. Как следствие, значительно увеличился объём финансируемых научных исследований и к 2005 г. составил 97,6 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета - 17,9 млн. руб.
Нынешний этап развития университета характерен резким увеличением публикуемых научных материалов -
монографий и статей - в центральной и зарубежной печати. За последнее пятилетие издано 139 монографий, опубликована 1461 статья в центральных и зарубежных журналах. Это свидетельствует о признании научных школ университета в России и за рубежом.
Успешное развитие научных исследований всегда неразрывно связано с творческой инициативой изобретателей вуза. Начало системного подхода к изобретательскому творчеству и его расцвет относятся к 70-90 годам. Уже к 1993 г. на имя университета в Государственном реестре изобретений было зарегистрировано 1811 авторских свидетельств СССР и РФ, а с 1993 г. по 2004 г. - 758 патентов РФ. На имя университета в зарубежных странах было выдано 39 патентов.
К научной работе активно привлекаются студенты. Более 46% студентов дневной формы обучения принимают в ней участие. Только за 2000-2004 гг. вместе со студентами опубликовано более 1700 научных материалов.
Особое внимание в университете уделяется интеграции науки, производства и учебного процесса. Такая интеграция в ВолгГТУ реализовыва-лась, в частности, в результате присоединения в 2000 г. к вузу в качестве филиала бывшего Всероссийского научно-исследовательского института резиновой промышленности с опытной технологической и машиностроительной базой. Образованный на основе НИИ Волжский научно-технический комплекс (филиал) ВолгГТУ позволяет успешно решать научные, производственные и учебные вопросы в комплексе. Специалисты ВНТК успешно работают в области создания резинотехнических изделий (их создано более 500), резинотканевых рукавов (создано более 600 типоразмеров), разработки резиновых смесей (более тысячи марок), кровельных и напольных (для
спортивных сооружений) покрытий. В работе ВНТК активное участие принимают ученые университета, его Волжского филиала. ВНТК участвует в практическом обучении студентов, на его базе проводятся лабораторные и производственные практики, выполняются курсовые и дипломные проекты.
Постоянная забота руководства о научно-педагогических кадрах и развитии научных исследований обеспечила высокий уровень подготовки. При этом номенклатура специальностей, контрольные цифры приема студентов определялись потребностями экономики страны, кадровыми и материальными возможностями самого учебного заведения. Начинали с приема немногим более 100 студентов по специальностям холодной и горячей обработки металлов, а также по тракторостроению; в настоящее время пришли к выпуску сотен высококвалифицированных специалистов по новейшим технологическим, конструкторским, информационным и экономическим специальностям. За годы своего существования университет подготовил свыше 66 тыс. специалистов в области машиностроения, горячей обработки металлов, химической технологии, транспорта, информатики, вычислительной техники, экономики и др.
Совершенствованию учебного процесса в ВолгГТУ всегда уделялось много внимания, однако существенная его реорганизация была проведена в начале 90-х годов, когда приступили к внедрению многоуровневой системы подготовки специалистов. Присоединение России к Болонской декларации побуждает нас (наряду с внутренними причинами) по-новому взглянуть на российскую систему образования. Всем известно, что высшая школа России (в том числе и наш университет) в течение многих десятилетий готовила весьма квалифицированных специали-
стов. Однако на современном этапе ее развития проявились и некоторые недостатки. Даже при высокой теоретической подготовке наши молодые инженеры не всегда готовы решать сложные задачи, постепенно стали утрачиваться лучшие традиции технических вузов, ослабла связь с промышленностью.
Решение задачи повышения качества подготовки специалистов непосредственно связано с возможностями, которые открывает введение многоуровневой системы их подготовки. Во многих вузах России такая система существует уже более десяти лет, однако в методах ее реализации в разных вузах имеются свои отличия. Особенности многоуровневой подготовки специалистов в ВолгГТУ состоят в том, что прием всех поступающих на очную форму обучения производится только по направлениям бакалавриата с продолжительностью обучения четыре года. Бакалавриат создает хорошую основу для подготовки на втором уровне образования дипломированных специалистов и магистров. Эта основа необходима и тем, и другим, поскольку она обеспечивает глубокие, фундаментальные знания по естественнонаучным и общетехническим дисциплинам. Родственные направления подготовки дипломированных специалистов и магистров реализуются на базе одного учебного плана бакалавриата. Переход на второй уровень подготовки - в «инженерную школу» и магистратуру - осуществляется в ВолгГТУ на конкурсной основе. Для этого ежегодно устанавливаются контрольные цифры приема на специальности и магистерские программы. В среднем прием на вторую ступень обучения составляет 85% от выпуска бакалавров. Учитывая, что абсолютное большинство оканчивающих бакалавриат стремятся обучаться дальше, в конкурсе на бюджетные места участву-
ют также и те выпускники, которые обучались в бакалавриате на контрактной основе. Опыт показывает, что до 40% не прошедших по конкурсу на второй уровень продолжают обучаться по контракту, а остальные отчисляются из университета.
В настоящее время университет осуществляет обучение по 14 направлениям бакалавриата, 26 направлениям подготовки дипломированных специалистов, в которые входят 40 специальностей, и по 10 направлениям магистратуры, в которые входит 21 магистерская программа.
За последние пять лет было выпущено по основным образовательным программам 6326 бакалавров, 7650 специалистов и 347 магистров.
Переход на многоуровневую систему подготовки специалистов сопровождался внедрением новых технологий обучения и критериев оценки знаний. В университете используется мо-дульно-рейтинговая накопительная система оценки знаний студентов. Внедрению этой системы предшествовал выполненный учеными университета анализ недостатков существующей четырехбалльной системы оценки знаний. Введение модульно-рейтинговой системы осуществлялось поэтапно, начиная с 1990 г., и в 1997 г. она действовала на всех курсах дневных факультетов, а затем была введена и на факультетах очно-заочного обучения. Эта система предполагает максимальную оценку по каждой учебной дисциплине 100 баллов, из которых до 60 баллов отводится на оценку текущей успеваемости в семестре, а до 40 баллов -на оценку при проведении экзамена или зачета. На основе рейтинга по дисциплине можно определить показатель за семестр, курс и т.д.
Рейтинговая система высоко оценивается студентами и преподавателями. Она позволяет: студентам - организо-
вать ритмичную, систематическую работу в семестре, преподавателям - обеспечить максимальную объективность при оценке знаний студентов, деканатам, кафедрам и ректорату - осуществлять постоянный контроль за ходом учебного процесса, более объективно решать вопросы, связанные с переводом студента на второй уровень образования, с назначением стипендии и т.д.
Повышению качества учебного процесса способствует активная работа преподавателей по написанию учебно-методической литературы. За период с 2000 г. по 2005 г. издано 19 учебников, 533 учебных пособия (в том числе 97 с грифом Министерства или учебно-методических объединений вузов).
Повышению качества учебного процесса способствует осмысление передового опыта лучших кафедр и преподавателей. В последние годы в университете активизировалась научно-методическая работа: было выполнено несколько крупных исследований по программам развития образования. Учеными университета издан ряд крупных учебных пособий для кафедр, преподавателей, студентов по научно-методическим основам и практике многоуровневой системы подготовки специалистов, организации рейтинговой системы оценки знаний и др.
Одним из приоритетных направлений работы университета является развитие международного сотрудничества. Оно реализуется при подготовке зарубежных учащихся, организации научных контактов, командировок сотрудников и студентов в зарубежные вузы для научных стажировок и обучения.
Регулярная подготовка специалистов для многих стран Европы, Азии, Америки, Ближнего Востока и Латинской Америки началась в вузе с 1962 г. С дипломами магистра наук, специалиста или бакалавра наук выпускники
университета трудятся в более чем 70 странах мира. С 1973 г. в ВолгГТУ функционирует специальный факультет для подготовки иностранных граждан для дальнейшего обучения в вузах России.
Университет имеет договоры о сотрудничестве с различными организациями Италии, Польши, Канады, Китая, США и других государств. Ученые университета участвуют в международных симпозиумах и научных выставках-ярмарках. Около 100 преподавателей университета работали в вузах 26 стран мира.
Решение главных задач, стоящих перед любым университетом, - развитие научных исследований и совершенствование подготовки специалистов -определяется не только кадровым потенциалом, но и наличием и динамичным развитием материально-технической базы и оснащением научного и учебного процессов.
Университет имеет хорошую материальную базу, которая постоянно укрепляется. В составе вуза 20 учебных корпусов, общая площадь которых превышает 165 тыс. квадратных метров, четыре студенческих общежития на 2000 мест. Один из предшествующих ректоров университета как-то сказал, что если прекращается капитальное строительство, то вуз останавливается в своем развитии. В нашем университете оно не прекращается, несмотря на известные экономические трудности: завершается строительство 16-этажного учебно-лабораторного корпуса.
Научно-техническая библиотека имеет 10 абонементов и 12 читальных залов. Общий объем библиотечного фонда - около 1,5 млн. экземпляров книг, журналов на традиционных и электронных носителях.
Продолжается оснащение вуза уникальным научным оборудованием: в
2000-2004 гг. были приобретены ЯМР-спектрометр, хромато-массспектро-метр, гельпроникающий хроматограф, четыре испытательных комплекса, создан межкафедральный центр по металлообработке взрывом и др.
Планомерно развивается процесс информатизации университета на базе долгосрочного перспективного плана.
Парк вычислительной техники университета постоянно пополняется современными ЭВМ. Общее количество компьютеров в университете - 1839. Создана информационная среда на базе локальных вычислительных сетей кафедр, факультетов и классов коллективного пользования, объединенных в корпоративную информационно-вычислительную сеть университета. Компьютеры корпоративной сети имеют выход в Интернет. На базе ВолгГТУ функционирует областной центр новых информационных технологий, ко-
торый определяет единую политику информатизации в сфере образования и науки Волгоградской области.
Ректорат университета постоянно стремится создать необходимые условия для творческой работы и отдыха студентов и сотрудников. В университете функционирует санаторий-профилакторий, имеется спортивно-оздоровительный лагерь, расположенный в живописном месте на левом берегу Волги.
Волгоградский государственный технический университет, имея сложившиеся традиции, высокие достижения в учебной и научной деятельности, встречает свое 75-летие на новом этапе динамичного развития, успешно решая задачи повышения качества подготовки специалистов, расширения научных исследований во благо развития отечественной высшей школы и науки.