Научная статья на тему 'Возможности оценки эффективности деятельности кафедр вуза'

Возможности оценки эффективности деятельности кафедр вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ / ACTIVITY OF DEPARTMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ОЦЕНКА / ASSESSMENT / МЕТОДИКА / TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьев Александр Егорович, Мурзаева Айнагуль Кадыровна

Представлена методика оценки эффективности деятельности выпускающей кафедры. Показана оптимальная численность и соотношение профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры. Выявлены недостатки сложившегося подхода к распределению учебной нагрузки среди профессорско-преподавательского состава, наблюдаемые во многих российских технических университетах. Показаны базовые подходы к оценке эффективности деятельности выпускающей кафедры. Дан целевой функционал различных квалификаций профессорско-преподавательского состава. Представлен детальный перечень показателей оценки эффективности деятельности кафедр вузов. Проанализированы показатели объема хоздоговорных и бюджетных научно-исследовательских работ, выполняемых вузом. Раскрыты пути организации эффективной методической работы на кафедрах и даны показатели ее оценки. Дана математическая зависимость обобщенных оценок эффективности деятельности кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьев Александр Егорович, Мурзаева Айнагуль Кадыровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technique of efficiency assessment of activity of the depree-pranting department is presented. The optimum number and a ratio of the faculty of depree-pranting department is shown. The shortcomings of the developed approach to distribution of an academic load among the faculty observed at many Russian technical universities are revealed. Basic approaches to an assessment of efficiency of activity of depree-pranting department are shown. The target functionality of various qualifications of the faculty is given. The detailed list of indicators of an assessment of efficiency of activity of depree-pranting department institutions is submitted. Volume indicators the research works performed by higher education institution are analysed. Ways of the organization of effective methodical work of departments are opened and indicators its estimates are given. Mathematical dependence of the generalized estimates of efficiency of activity of department is given.

Текст научной работы на тему «Возможности оценки эффективности деятельности кафедр вуза»

МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ

Воробьев Александр Егорович

доктор технических наук, профессор, проректор по международной деятельности ФГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса»

(Минэнерго РФ, Раменское, РФ)

Мурзаева Айнагуль Кадыровна

заведующая кафедрой «Педагогики и естественных наук» Кызыл-Кийский педагогический институт, Баткенский государственный университет, (г. Кызыл-Кы, Республика Кыргызстан)

УДК 378

ВОЗМОЖНОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАФЕДР ВУЗА

TECHNIQUE OF THE EFFICIENCY ASSESSMENT OF ACTIVITY OF IN HIGHER EDUCATIONAL DEPARTMENT INSTITUTION

Представлена методика оценки эффективности деятельности выпускающей кафедры. Показана оптимальная численность и соотношение профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры. Выявлены недостатки сложившегося подхода к распределению учебной нагрузки среди профессорско-преподавательского состава, наблюдаемые во многих российских технических университетах. Показаны базовые подходы к оценке эффективности деятельности выпускающей кафедры. Дан целевой функционал различных квалификаций профессорско-преподавательского состава. Представлен детальный перечень показателей оценки эффективности деятельности кафедр вузов. Проанализированы показатели объема хоздоговорных и бюджетных научно-исследовательских работ, выполняемых вузом. Раскрыты пути организации эффективной методической работы на кафедрах и даны показатели ее оценки. Дана математическая зависимость обобщенных оценок эффективности деятельности кафедры.

Ключевые слова: деятельность кафедры, эффективность, оценка, методика

The technique of efficiency assessment of activity of the depree-pranting department is presented. The optimum number and a ratio of the faculty of depree-pranting department is shown.

The shortcomings of the developed approach to distribution of an academic load among the faculty observed at many Russian technical universities are revealed. Basic approaches to an assessment of efficiency of activity of depree-pranting department are shown. The target functionality of various qualifications of the faculty is given. The detailed list of indicators of an assessment of efficiency of activity of depree-pranting department institutions is submitted. Volume indicators the research works performed by higher education institution are analysed. Ways of the organization of effective methodical work of departments are opened and indicators its estimates are given. Mathematical dependence of the generalized estimates of efficiency of activity of department is given.

Key words: activity of department, efficiency, assessment, technique

Основным звеном управления качеством обучения студентов в ВУЗе выступает вспомогательная и выпускающая кафедра [4; 5]. В зависимости от численности обучающихся студентов персонал кафедры современного российского университета обычно состоит из 8-30 (и более) человек профессорско-преподавательского состава различной квалификации и специализации и 4-8 человек учебно-вспомогательного состава [12]. Кадровый состав кафедры обычно комплектует ее заведующий, который распределяет часовую учебную нагрузку между преподавателями и выполняет текущее управление процессом обучения студентов.

Целью исследования являлся поиск решений по повышению эффективности функционирования университетских кафедр в плане существенного улучшения качества предоставляемых студентам услуг в области образования.

Методы исследования. При проведении исследований использовались в основном диалектический и структурно-функциональный методы оценки процессов образования.

Результаты исследования. В последние годы во многих российских ВУЗах лекции по специальным курсам дисциплин читают как профессора, так и преподаватели без ученого звания и научной степени (в том числе и аспиранты, зачастую неофициально заменяющие профессоров по необходимости). Напротив, проведение же семинарских и лабораторных занятий обеспечивают не преподаватели и ассистенты, а доценты и нередко -даже профессора [12].

Подобная практика в сложившейся системе обучения российских студентов приводит к [12]:

• весьма нерациональному использованию имеющегося в ВУЗах потенциала специалистов высшей научно-педагогической квалификации;

• последовательному вытеснению высококвалифицированных, но часто внештатных преподавателей низкоквалифицированными, но входящими в штат кафедры;

• снижению качества обучения студентов в целом (в том числе -получаемой ими профессиональной компетенции).

Для обеспечения повышения эффективности деятельности (качества учебной [3], методической, научной и воспитательной работы со студентами) кафедр ВУЗов необходимо обеспечить должное решение следующих актуальных задач [8]:

- научного качественно-количественного анализа основных показателей по каждому виду деятельности кафедр;

- разработки стратегии совершенствования учебной, методической, научной и воспитательной деятельности кафедры (вырабатываемой в каждом случае отдельно, по результатам осуществленной оценки эффективности их работы);

- решение задачи последующей оптимизации деятельности кафедр, с учетом имеющихся (часто ограниченных или не эффективно распределенных) ресурсов.

Эффективность деятельности кафедр ВУЗа определяется многими показателями, которые отражают, прежде всего, объективные результаты учебно-воспитательной, методической и научно-инновационной деятельности и входят в рейтинговую систему оценки, разработанную Минобрнауки РФ или отдельными российскими университетами (для обеспечения самооценки своей деятельности) [1].

В общем случае, оценка эффективности деятельности кафедры ВУЗа осуществляется по нескольким количественным подходам [7]:

- абсолютному (валовому);

- приведенному к количеству ППС и студентов;

- среднегодовому.

Кроме этого, необходимо отметить, что современной кафедре требуется совершенствование своей организационной структуры, основанной на учете функциональных характеристик профессорско-преподавательского состава (ППС), находящегося в соответствии со своей квалификацией на весьма разных уровнях кафедральной иерархии (табл. 1).

Для объективной оценки эффективности деятельности кафедр ВУЗов весьма целесообразно использовать существующую в Минобрнауки РФ систему обобщенных взвешенных показателей, учитывающих достижения по всем основным направлениям их работы (в динамике по годам):

1. Количественного и качественного состава научно-педагогических кадров.

2. Качества подготовки студентов (в том числе - получаемых ими профессиональных компетенций).

3. Воспитательной деятельности.

4. Научно-исследовательской работы.

5. Методической работы.

6. Развития учебно-материальной базы.

Данный подход требует детализации в каждом конкретном случае (табл.

2).

Таблица 1

Целевой функционал различных уровней квалификации ППС кафедры

[12]

НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС учебный процесс

ФУНКЦИЯ УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ФУНКЦИЯ

Обеспечивает выявление закономерное i ей развития и системное видение объектов (процессов), обнаружение противоречий и понимание их природы, разработку концепций и методов разнития систем Док ни (раскрь закон ноет сист тор vk I ватель 1 мерей и •ем} t -► 11 рофессор (толкователь закономерно стей и систем) Обеспечивает доступное системное преде гавленне изучаемого предмета, используя собственный диссертационный опыт раэработки СИСТ«М. Раскрывает обучаемым закономерности, пони тин, законы и теории по предмету. Разъясняет условия и возможности применения методов эффективного решения практических задач. Раскрывает пс и о вы учебного курса.

Обеспечивает выявление чакисимисгсй состоянии объекта от ВЛИЯЮЩИХ факторов и разработку методик их использования Кандидат наук (раскрыватель связей) t - Доцент (толкователь связей) Обеспечивает передачу знании и ПОНИМАНИЙ по объективным связям в предметной области и методикам их расчета. Углубляет понимание элементов системы знаний по предмету. Раскрывает элементы учебного курса.

Обеспечивает подготовку и проведение экспериментов, использование методик и получение расчетной информации ИИ5К (рользе мето en ер ватсль дик) -► Ассистент (обучатель методикам) Обеспечивает текущий контроль 1а усвоением знаний и пониманием лекционного курса, согласуй с ним тематику семинарских запиши. Обеспечивает обретение умении и навыков применения методик и выполнения расчетных процедур для получения информации

Обеспечивает сбор и обработку первичной информации об исследуемом объекте Техник (сборщик) Лаборант (подготовит к) Обеспечивает подготовку технических условий для проведения учебного процесса

^ направление освоения функций и уровней квалификации

Таблица 2

Расширенный перечень показателей оценки эффективности деятельности

кафедр ВУЗов

Научная работа

3.1 Ко л и чес тв о ас п и ра нто и

3.2 Кодичес гво докторантов

3.3 Количество защищенных кандидатских диссертаций

3.4 Количество защищенных докторских диссертаций

3.5 Количество аспирантов, защитившихся в срок

3.6 Количество монографий

3.7 Количество статей

3.8 Количество патентов на изобретения

3.9 Количество патентов на полезные модели

3.10 Количество зарегистрированных программ на ЭВМ

3.11 Число публикации студентов

3.12 Количество студентов-призеров олимпиад

3.13 Количество призеров выставок

3.14 Количество заявок (конкурсы, гранты)

3.15 Количество заявок-победителей

Фииниишаи деятельность

4.1 Объем х/д иг/б работ, тыс. руб

4.2 Целевая помощь спонсоров, тыс руб

4.3 Объем внебюджетных среда и (доп. услуги), тыс, руб

Эффективность работы ППС кафедр ВУЗов необходимо оценивать по следующим подходам к показателям [6]:

Во-первых, освоение нового уровня качества обучения в ВУЗе может быть достигнуто в результате количественной адаптации кадрового состава ППС (табл. 3) к следующей иерархии их квалификации: профессор - 1 ед., доцент - 1-2 ед.; старший преподаватель - 2-3 ед.; ассистент (преподаватель) - 3-4 ед.

Таблица 3

Соотношение профессорско-преподавательского состава на кафедрах

[12]

Каждой кафедре ВУЗа необходимо постоянно стремиться к увеличению числа преподавателей, обладающих ученой степенью (желательно -докторской). В этой связи целесообразно всесторонне поддерживать и стимулировать стремление преподавателей кафедры к своему профессиональному саморазвитию, т.е. к повышению своей квалификации [2;

9].

Также должно наблюдаться определенное уменьшение среднего возраста профессорско-преподавательского состава кафедры [9]. Это объясняется тем, что молодые преподаватели гораздо активней применяют современные методики осуществления образовательного процесса, а также они более мобильны и креативны.

Такое количественное соотношение в кадровом составе ППС (оптимального сочетания их разных уровней квалификации и возрастов) выпускающих кафедр ВУЗов позволит получить следующие необходимые эффекты [12]:

- функциональной специализации, гармонизации и повышения качества процесса обучения студентов (в том числе - получении ими необходимых компетенций);

- повышения уровня организации деятельности ППС кафедры;

- упорядочения выполняемой преподавателями кафедры учебной нагрузки (в соответствии с уровнем их квалификации);

- выстраивания межкафедрального горизонтального и вертикального взаимодействия для совместной плодотворной работы (отношений комплементарности, т.е. взаимодополняемости) и повышения профессиональной компетенции каждого ППС кафедры.

При этом оценка научно-исследовательской деятельности (рис. 2) выпускающих кафедр включает в себя не только показатели объема хоздоговорных и бюджетных НИР, а также количества аспирантов, их защит в диссертационных советах и пр., но и числа и качества научных публикаций, участия в выставках, конкурсах и т.д. [7].

Рис. 2. Оценка научно-исследовательской деятельности кафедр ВолГАСУ [7]

Поэтому необходимо также обеспечить значительный рост количества публикаций в базах Scopus и Web of Бшепсе, а также увеличение значение индекса Хирша [9].

В отношении организации эффективной методической работы ППС на кафедре основными задачами являются [13]:

- поиск путей повышения эффективности учебного процесса на основе комплексного использования наиболее передовых научных рекомендаций, имеющихся в отрасли, а также инновационных методов, организационных форм и способов обучения студентов;

- обеспечение логического и дидактического единства учебного процесса обучения студентов на кафедре, оптимизации содержания учебных дисциплин (с обоснованным соотношением теоретического курса, лабораторных, практических и семинарских занятий), устранения дублирования учебного материала, обеспечение преемственности, непрерывности и отраслевой направленности подготовки студентов по всем фундаментальным и прикладным дисциплинам;

- обеспечение студентов необходимой учебно-методической литературой, а также оснащение учебного процесса современными техническими средствами;

- повышение эффективности методической работы преподавателей кафедры, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса;

- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС).

Методическая работа, осуществляемая кафедрой (рис. 3), оценивается по следующим показателям [13]:

- общее количество проведённых методических занятий;

- качество занятий, проводимых кафедральными ППС;

- качественное содержание учебно-методического комплекса (УМК) по дисциплинам, обеспечиваемых кафедрами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- количество опубликованных учебно-методических трудов в учебном

году.

Рис. 3. Структура организационно-функциональных мероприятий методической работы на кафедре и содержание УМК [13]

Весьма важная роль в методической работе ППС кафедр ВУЗов отводится написанию и опубликованию необходимых учебных изданий (рис.

4).

Рис. 4. Типизация учебных изданий [13]

Кроме этого необходимо учитывать существующую динамику роста количества (рис. 5, 6) и качества предоставляемых студентам образовательных программ.

■ 5экрытне с с ьоейе о от ■ Модер-нм ро=-эн- ь = ООП 1без = - им

Рис. 5. Существующая динамика обновления основных образовательных программ (новые, модернизированные и закрытые) НИУ ВШЭ [9]:

В 2016/17 гг. не было закрыто ни одной ООП, модернизировано - 7, а открыто новых - 14.

В 2015/16 гг. было закрыто 7 ООП, модернизировано - 11, а открыто новых - 10.

В 2014/15 гг. было закрыто 5 ООП, модернизировано - 3, а открыто новых - 15.

Рис. 6. Динамика изменения числа программ подготовки студентов в ТГУ [10]

При этом образовательные программы должны отвечать существующим современным российским стандартам, разрабатываться в соответствии с требованиями потенциальных работодателей и стратегических партнеров кафедры [9].

Качество подготовки студентов оценивается в том числе по их участию в профильных олимпиадах и различных конкурсах, а также научно-практических конференциях и форумах.

Переход на прикладной характер выпускных квалификационных и диссертационных работ осуществляется по заявкам предприятий и направлен на поиск эффективных решений по техническим и экономическим вопросам

[9].

Не менее важен средний балл поступающих абитуриентов по ЕГЭ (более 60). Для привлечения на кафедру более трудолюбивых и мотивированных абитуриентов необходимо вести круглогодичную работу со школами, где желательно создавать профильные классы [9]. Старшеклассники должны иметь четкое представление о кафедре, направлениях подготовки, получаемой специальности, необходимых для вступительных экзаменах.

В конечном итоге для каждой ьй кафедры (в группе общенаучных, общетехнических или выпускающих кафедр) необходимо рассчитать суммарные, выраженные в баллах, обобщенные оценки объема выполненных по исследуемому направлению работ X; и их результативности Yi. Тогда эффективность работы ьй кафедры в группе определится как [11]:

Э; = У;/Хь а относительная эффективность как: Э = Э^Э

где: Э - среднее значение эффективности работы кафедры в группе.

ЛИТЕРАТУРА

Апишева А.Ш. Эффективность деятельности кафедры технического университета: психолого-педагогический аспект / А.Ш. Апишева // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции. Йошкар-Ола. АНО ВПО "Межрегиональный открытый социальный институт", 2015. - С. 33-38.

Воробьев А.Е., Айкина Н.В. Подготовка рабочих кадров на основе формирования прикладных квалификаций в топливно-энергетическом комплексе / А.Е. Воробьев, Н.В. Айкина // Теория и практика современной науки. - 2017.- N 9 (27).

Воробьев А.Е. Механизм самоорганизации совершенствования образовательной деятельности в РГГРУ-МГРИ / А.Е. Воробьев // Вестник АИНГ N 3 (Казахстан). - 2015. -С. 82-92.

Воробьев А.Е. Высшее профессиональное образование в XXI веке / А.Е. Воробьев, О.В. Ваккер, В.В. Забусов, Е.А. Гулан // Под ред. член-корр. РАН Опарина В.Н. Норильск. НИИ. - 2010. - 289 с.

Воробьев А.Е. Тенденции инновационного развития высшего образования в XXI веке. / А.Е. Воробьев [и др.] - Издательство ФГОУ ВПО «КГТУ», 2010. - 335 с.

Грахов В.П. О новой роли заведующего кафедрой в реализации программы стратегического развития вуза / В.П. Грахов [и др.] // Современные проблемы науки и образования - 2014.- № 5.

Жиделёв А.В. Система оценки эффективности научно-исследовательской деятельности кафедр ВолГГАСУ / А.В. Жиделёв, В.И. Воробьёв // Научный потенциал молодых ученых для инновационного развития строительного комплекса Нижнего Поволжья: Материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград. 2011. - С. 243-258.

Зубков А.Ф., Есаулова И.В., Хорошева Э.А. Математическая модель оценки эффективности работы производственной системы - кафедры университета / А.Ф. Зубков, И.В. Есаулова, Э.А. Хорошева // XXI век: Итоги прошлого и проблемы настоящего - 2014. - N 2. - С. 162-167.

Отчет об образовательной деятельности НИУ ВШЭ по программам бакалавриата и магистратуры 2016 год // Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2017/07/18/ 1173798699/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE0/oD00/oB60/oD00/oB50/oD00/oBD0/o D0%B8%D1%8F_%D1 %81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B 8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%200/oD00/oB40/oD00/oB00/oD00/oBD %D0%BD%D1 %8B%D0%B5%20%D0%BA%20%D0%BE%D1%82%D 1%87%D0%B5%D1 %82%D1%83%20%D0%A3%D0%9C%D0%94%202016.pdf.

Отчет о результатах самообследования ТГУ // Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/ 161/15883-2^.

Попов Ю.В. Анализ эффективности отдельных видов работы кафедр и факультетов с использованием рейтинговых оценок / Ю.В. Попов [и др.] // Актуальные вопросы профессионального образования - 2006. - № 8. - С. 57-58.

Прокопенко С.А. Повышение эффективности функционирования кафедры университета / С.А. Прокопенко // Успехи современного естествознания - 2015. - № 1-3. -С. 511-516.

Трубилин А.И. Оценка эффективности деятельности кафедры и факультета / А.И. Трубилин, О.В. Григораш, Г.В. Тельнов // Краснодар: КубГАУ, 2008. - 98 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.