<glb>
УДК 334.021
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГА ОБОРУДОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Ф.А. Шкваркин
Аннотация. В статье представлены основные направления развития лизинга оборудования в сельском хозяйстве. Рассмотрены методики, позволяющие покупателю оценить эффективность работы лизинговой компании, а лизингодателям определить основные положительные стороны лизинга сельскохозяйственной техники.
Ключевые слова: развитие лизинга сельскохозяйственной техники, повышение эффективности использования лизинга в сельском хозяйстве, оперативный лизинг.
Abstract. In the article the main directions of development of leasing of the equipment in agriculture are investigated. The techniques allowing the buyer to estimate overall performance of the leasing company are considered, and to lessors to define the main positive sides of leasing of agricultural machinery.
Keywords: development of leasing of agricultural machinery; increase of efficiency of use of leasing in agriculture; expeditious leasing.
В настоящее время лизинг сельскохозяйственной техники является важным механизмом обновления материально-технической базы агропромышленного комплекса (АПК) на территории субъектов Российской Федерации. В сельском хозяйстве новая техника является дорогостоящей, поэтому многие предприятия не могут приобрести ее в собственность. Использование лизинга открывает дополнительные возможности для участников лизинговых отношений. Для производителя техники лизинг открывает новые возможности, т.к. появляются покупатели, и растет рынок сбыта продукции. Для потребителя, который нуждается в оборудовании, лизинг дает возможность приобрести технику без значительных затрат. Помимо этого, он получает консультацию профессионалов по использованию техники на практике.
У многих фермерских хозяйств существует большая проблема, которая связана с техническим переоснащением всей сельскохозяйственной отрасли. Техника, которая приобреталась в рамках проекта развития агропромышленного комплекса, серьезно устарела. Поэтому большое значение имеет лизинг оборудования для сельскохозяйственных нужд. В большинстве субъектов России потенциальные лизингополучатели зачастую не могут воспользоваться лизингом для приобретения необходимого оборудования. Главным препятствием является высокая цена, а также слабая работа региональных компаний в сфере сельскохозяйственного лизинга. Росагролизинг является ведущей организацией в России по обеспечению агропромышленного комплекса современной сельскохозяйственной техникой на условиях федерального лизинга. В 2014 г. почти 90% договоров лизинга заключались с Росагролизингом.
Росагролизинг предоставляет услуги федерального лизинга на определенных условиях. Первым условием является срок договора, который составляет до 10 лет. Данный срок является достаточным, чтобы выплатить всю сумму, предусмотренную по договору финансовой аренды. Следующим условием является сумма первоначального взноса, которая должна составлять от 5-7% с удорожанием каждый год от закупочной цены в размере 2%. При оплате первоначального взноса в размере не менее 20% от общей суммы лизинговых платежей в соответствии с условиями лизинговой сделки, вне зависимости от срока лизинга, залоговое обеспечение не требуется. Последним условием является установление периодичности платежей, которые могут рассчитываться ежемесячно или квартально [1].
Поставщиками сельскохозяйственной техники и оборудования на территории России являются более 100 компаний. Лизинговая компания - это резидент Российской Федерации, приобретающий в ходе реализации договора финансовой аренды (лизинга) в собственность сельскохозяйственную технику у производителя или дилера и предоставляющая ее в качестве предмета договора финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на сельскохозяйственную технику [2, п. 2]. Все они специализируются на следующей сельскохозяйственной технике и оборудовании: тракторы, оборудование для обработки почвы, техника для внесения удобрений, техника для уборки урожая, автомобильная техника, обо-
<д|Ь>
МФЮА
рудование для обработки зерна, прочая сельскохозяйственная техника и оборудование.
В настоящее время для того чтобы лизинговые отношения в сельском хозяйстве развивались, необходимо, в первую очередь, участие государства. Так, начиная с 2013 г. действуют правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники. Данные правила закреплены в постановлении правительства от 27.12.2012 №1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники». Субсидии предоставляются производителю в размере 15% от цены сельскохозяйственной техники [2]. Данная субсидия является приблизительной и не может превышать определенной суммы в зависимости от вида оборудования.
После истечения срока договора лизинга многие лизингополучатели имеют задолженность. В этом случае все лизинговые платежи переходят в приобретение техники.
Эти проблемы в значительной мере снижают весь потенциал лизинга сельскохозяйственной техники и отображаются на прибыли лизинговых компаний. Также следует отметить и тот факт, что многие производители, как правило, не заинтересованы в применении новых передовых технологий на производстве.
Рассмотрим подробнее, как используется сельскохозяйственная техника на примере Костромской области. В 2014 г. материально-техническая база организаций агропромышленного комплекса состояла из 226 единиц техники на общую сумму 181,5 млн руб. Основным поставщиком горючесмазочных материалов является ОАО «РН Ярославль». По предусмотренной программе обновления парка техники, которая проводилась Росагролизингом совместно с департаментом агропромышленного комплекса Костромской области, сельскохозяйственные производители получили пятьдесят восемь единиц техники в лизинг. В соответствии с постановлением правительства №1432 было приобретено десять единиц техники и три единицы высокотехнологичного оборудовании на общую сумму 8,4 млн руб. Приведенная статистка свидетельствует о том, что предприятиями агропромышленного комплекса Костромской области в лизинг приобретается небольшая часть техники от их общего количества за прошедший год. В случае, если увеличить количество приобретаемой техники и оборудования в лизинг в 2015 г. до ста единиц, то можно будет произвести списание уже устаревшей техники и непригодного оборудования. Такое оборудование имеется практически в любом районе Костромской области.
Можно выделить самые проблемные вопросы, которые не дают развиваться региону с экономической точки зрения в области сельского хозяйства.
Во-первых, устаревшая и неэффективная сельскохозяйственная техника и оборудование. Департаментом агропромышленного комплекса Костромской области приведена статистика, в соответствии с которой износ основных средств составляет 80%. Это очень высокий показатель, и вопрос о замене техники в регионе должен стоять на первом месте. Если правительство Костромской области и департамент АПК, в частности, займутся приобретением техники в лизинг и увеличат объем парка с 50 до 100 единиц техники, то устаревшая техника и оборудование автоматически может пойти на другие нужды или на списывание. Безусловно, приобретая технику в лизинг, многие лизингополучатели переплачивают, но если приобрести технику заблаговременно, то вопрос окупаемости сразу отпадает. Например, можно начать приобретать по договору лизинга сельскохозяйственную технику во Всероссийском научно-исследовательском институте механизации сельского хозяйства, который находится в Москве. При этом заключается договор поставки и договор финансовой аренды между сторонами. Здесь могут возникнуть трудности лишь с поставкой техники из-за удаленности регионов. Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства предоставляет технику для селекционно-семеноводческих работ, измельчители (мульчеры), а также технику для растениеводства (зерновые, овощные культуры).
Второй вариант, приобрести технику в лизинг у ЗАО «Производственная компания «Ярославич». ЗАО «Ярославич» является ведущей компанией по изготовлению оборудования в сфере сельского хозяйства. В основе производства используются комплектующие изделия мировых производителей: а). ADP-Spa (Италия) - оси и подвески полуприцепов; б). Camozzi pneumatic (Италия) - комплекты тормозных систем; в). Industriehof (Германия) - рабочие органы сельхозмашин [3]. Помимо этого, компания находится в соседнем регионе - Ярославская область, что облегчает процесс поставки.
Таким образом, решить проблему обновления парка возможно, если увеличить объем поставок сельскохозяйственной техники в лизинг. В таком случае дефицита техники не будет, а новая и современная техника сделает уборку урожая качественной.
Во-вторых, в регионе имеются проблемы в обеспечении горючесмазочными материалами. Во многих районах Костромской области
<д|Ь>
имеются финансовые трудности и не всегда горючесмазочные материалы имеются в достаточном количестве. Недостаток обусловлен также и ростом цен на нефтяные продукты. Как уже говорилось, в сельском хозяйстве используется устаревшая техника, и заправлять ее нефтепродуктами по-прежнему необходимо. Таким образом, увеличиваются затраты производственного характера, снижаются эффективность и производительность труда. Данная проблема возникает и на предприятиях пищевой отрасли, в которых износ основных производственных фондов составляет порядка 90%.
В-третьих, в области наблюдается дефицит квалифицированных кадров. Большинство работников, занятых в сельском хозяйстве, пенсионного возраста. Старение сельского населения сказалось на подотраслях животноводства и растениеводства. За 2014 г. сельское население в трудоспособном возрасте сократилось на 2,2 тыс. человек. Общее количество трудоспособного населения на начало 2015 г. составляет 107 тыс. человек. Уровень образования работников, занятых в сельском хозяйстве, ниже, чем в экономике. Это связано и с качеством подготовки специалистов и выбытием трудоспособного населения. По статистике, количество уволенных опытных специалистов из сельскохозяйственных предприятий на 30% больше, чем принятых на работу молодых кадров.
В-четвертых, социальная инфраструктура в области находится на низком уровне, что, в первую очередь, связано с отсутствием благоустроенного жилья и иных объектов социальной инфраструктуры. В случае если на селах будут появляться новые жилые комплексы и будут создаваться нормальные условия жизни, то этот сдерживающий фактор пропадет и даст приток молодого населения в сельскую местность.
В-пятых, агропромышленный комплекс в настоящее время не является привлекательным для притока инвестиций. Костромская область относится к числу регионов с неблагоприятными социальными условиями развития сельского хозяйства, что ведет к сокращению численности населения [4]. Ситуация осложняется еще и тем, что регион является зоной рискованного земледелия и неблагоприятных условий социально-экономического развития. Однако у государства одинаковый подход в предоставлении субсидий, и это не зависит от того, как ведется производство в сельском хозяйстве или от природно-климатических условий. Кроме того, существует проблема оформления долевых земель, в основном по причине тяжелого финансового состояния сельскохозяйственных организаций [4].
Для решения проблем предлагаются два направления по совершенствованию экономического и инновационного механизма повышения эффективности использования лизинга техники и оборудования в сельском хозяйстве.
В первом направлении, призванном преобразовать систему лизинга, можно выделить следующие компоненты.
A) Поддержка государства по средствам предоставления субсидий для закупки сельскохозяйственной техники в лизинг. В случае поддержки государства будет необходим контроль со стороны лизингодателя и государства одновременно. Контроль необходим для того, чтобы определить насколько эффективно используется техника. Таким образом, субсидирование закупки техники в лизинг будет целесообразным.
Б) Предоставление налоговых льгот лизингодателям техники сельхозпроизводителям. Государство вправе предоставить налоговые льготы, которые предусмотрены в законодательстве. В этом случае возможна и государственная поддержка, которая заключается в кредитовании на льготных условиях, и предоставление гарантий при заключении лизингового договора.
B) Заблаговременное реагирование на изменения в сельскохозяйственной отрасли, которая связана с природными условиями. Природно-климатические условия могут всерьез нарушить финансовое состояние предприятий, что может привести к невозможности выплаты лизинговых платежей. Самым перспективным вариантом является предоставление отсрочек платежей. За прошедшие годы Росагролизинг предоставил отсрочки почти 2 тыс. производителям в сельском хозяйстве. При этом общая сумма составила 5 млрд руб. и предплагается, что и в 2015 г. эта тенденция сохранится.
Г) Создание многофункциональных и универсальных центров, которые необходимы для обслуживания техники, предоставленной в лизинг. Данные центры необходимы, в первую очередь, для обслуживания техники, которая передается в лизинг. Центры должны создаваться территориально близко к производителям, и тем самым повысится эффективность работы предприятий агропромышленного комплекса.
Д) Увеличение и распространение лизинговых услуг в области агропромышленного комплекса и создание филиалов лизинговых компаний. На сегодняшний день филиалы Росагролизинга имеются во многих регионах России. При создании хороших условий и благоприятного климата для лизинговых организаций, которые работают в сель-
<д|Ь>
скохозяйственной отрасли, могут привлекаться и крупные лизинговые компании, имеющие развитую сеть филиалов. Главным противоречием выступают сублизингодатели, которые имеют право установить свой процент на стоимость приобретаемой техники. Таким образом, привлекательность лизинга падает из-за высокой цены.
Второе направление характеризуется качественным изменением нынешней системы лизинга. Оно подразумевает кардинальное изменение лизинговых операций в агропромышленном комплексе на федеральном уровне.
1) Первое изменение предполагает переход от прямого государственного регулирования лизинговых отношений к развитию лизинга с привлечением частного капитала. Привлечение частного капитала приведет к развитию конкуренции, т.е. лизинг будет востребованной услугой. Помимо этого, увеличится производительность труда на проблемных предприятиях, т.к. они получат финансирование. Многие лизинговые компании будут искать улучшенные условия договора, что в совокупности с государственной поддержкой, повысит процент обновления техники и оборудования в агропромышленном комплексе.
2) Вторым преобразованием является отказ от системы списания долгов, т.е. ужесточение условий для получателей. Предполагается процедура закрытия задолженностей сельхозпроизводителей при помощи двух основных методов: соединения и интеграции. Эти методы часто используются в регионах с тяжелыми природными условиями. Таким образом, повысятся меры ответственности лизингополучателей.
3) Третьим направлением повышения эффективности лизинговых сделок является предоставление субсидий предприятиям, которые являются изготовителями сельскохозяйственной техники и оборудования. Главным условием предоставления субсидии является ее целевой характер, т.е. цена на технику и оборудование должна быть ниже. Таким образом, если покупка техники происходит на рынке, то она будет выше, чем техника, приобретаемая у лизинговых компаний.
4) Законодательное закрепление отдельных положений и видов лизинга (финансовой аренды). В федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» отсутствуют нормы права, которые касаются оперативного лизинга [5, ст. 1]. Это обусловлено, в первую очередь, новизной такого института, как лизинг в российской правовой среде и, как следствие, наличие слабо развитой системы нормативных актов в сфере лизинга. Оперативный лизинг - это вид лизинга на короткий срок аренды
оборудования. В случае оперативного лизинга оборудование амортизируется не полностью, и может быть возвращено арендодателю. Этот вид лизинга предполагает ответственность арендатора за целостность техники. Помимо этого, арендатор должен заключить контракт с поставщиком на необходимое техническое обслуживание. В Российской Федерации оперативный лизинг на законодательном уровне не закреплен, поэтому многие сделки заключается как договор аренды.
Таким образом, повышение эффективности использования лизинга сельскохозяйственной техники возможно через призму двух направлений: качественного изменения лизинговых операций и преобразований в системе лизинга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный лизинг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ro-sagroleasing.ru/agricultural_machinery/federal_program/
2. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 №1432 (ред. от 30.07.2014) «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» // Собрание законодательства РФ. 07.01.2013. №1. ст. 29.
3. О предприятии «Ярославич». [Электронный ресурс]. URL: http:// pkyar.ru/about/
4. Отраслевая информация Департамента АПК Костромской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.apkkostroma.ru/mdus-try-info/1/index.aspx
5. Федеральный закон №164 от 29 октября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 02.11.1998. №44. ст. 5394.
A.Ф. Шкваркин, аспирант,
ФГУП «НИЦИ при МИД России» E-mail: [email protected]