25 лет Содружеству Независимых Государств: новые стратегические подходы к обеспечению безопасности СНГ, взаимовыгодные формы сотрудничества и векторы взаимодействия
(Научная дискуссия в Институте проблем безопасности СНГ 19 мая 2016 года) СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Директор Института проблем безопасности СНГ, главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: экономика, политика, право», кандидат юридических наук
Аннотация: Пройденный странами СНГ 25-летний исторический период сотрудничества и развития стал для международного сообщества конструктивным фактором урегулирования международных проблем, несмотря на сложности становления механизма обеспечения интересов стран содружества и коллизии в процессе развития взаимопонимания между суверенными государствами СНГ, ранее входящими в единое целое государственное образование. В преддверии подготовки к празднованию 25-летнего юбилея СНГ 19 мая 2016 года в Институте проблем безопасности СНГ прошел научно-практический семинар на тему «Стратегические подходы к обеспечению безопасности СНГ: новые формы сотрудничества и векторы взаимодействия». В нем приняли участие представители госорганов Российской Федерации, межгосударственных органов и организаций СНГ.
Ключевые слова: исторический путь СНГ, итоги 25 лет сотрудничества в рамках СНГ, научные дискуссии по проблемам безопасности СНГ
25 years of the Commonwealth of Independent States, new strategic approaches to the CIS security, and mutually beneficial forms of cooperation and interaction between the vectors
(Scientific discussion at the Institute of CIS security problems May 19, 2016) STUPAKOV NIKOLAI VALEREVICH
Director of Institute of the security problems CIS, chief editor of journal "International Cooperation Eurasian States: Politics, Economics, Law", candidate of legal sciences
Abstract: Passed the CIS countries 25-year-old historic period of cooperation and development has become for the international community in a constructive factor in the settlement of international problems, despite the complexity of the formation of the interests of a mechanism to ensure community and the conflict in the development of mutual understanding between the sovereign states of the CIS, before entering into a whole public education . In anticipation of the preparation for the celebration of the 25-year anniversary of the CIS May 19, 2016 at the Institute of CIS security problems was held scientific-practical seminar on «Strategic approaches to ensure the safety of the CIS: new forms of cooperation and vectors of interaction.» It was attended by representatives of state bodies of the Russian Federation, international bodies and organizations of the CIS
Key words: historical path of the CIS, the results of 25 years of cooperation within the CIS, the CIS scientific debate on security issues
Пройденный странами СНГ 25-летний исторический период сотрудничества как конструктивный фактор межгосударственного взаимодействия в тематике научно-практического семинара в Институте проблем безопасности СНГ (19 мая 2016 г., Москва)
Международные отношения, сложившиеся к 2016 году как на евразийском пространстве, так и в других регионах мира, отражают возрастающее стремление государств к уважению их суверенитета, территориальной целостности, права наций на самоопределение, права на безопасность и стимулирующий экономический рост в условиях как активизирующихся процессов региональной и международной интеграции, так и роста факторов терроризма и экстремизма.
25-летний юбилей образования Содружества Независимых Государств (СНГ), который будет отмечаться 8 декабря 2016 года, вызывает необходимость более глубокого осмысления политического, международно-правового и социально-экономического статуса СНГ. Во имя мира, процветания, гуманизма и стабильности жизни народов стран СНГ в юбилейный год особенно важно подтвердить полноту гарантий суверенных прав его государств - членов в условиях противостояния мировым угрозам, реализации современных стратегических подходов к обеспечению коллективной безопасности СНГ, функционирования транснациональных механизмов сотрудничества и новых векторов взаимодействия.
8 декабря 2016 года исполняется 25 лет со дня создания 8 декабря 1991 года Содружества Независимых Государств (СНГ), которое было сформировано главами трех союзных республик, ранее входящих в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР): Российской
Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР), Украинской Советской Социалистической Республики (УССР) на основе «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств СНГ)». В Соглашении о создании СНГ было определено, что СССР прекращал свое существование как субъект международного права, но, «основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета», стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств1.
Пройденный странами СНГ 25-летний исторический период сотрудничества и развития стал для международного сообщества конструктивным фактором урегулирования международных проблем, несмотря на сложности становления механизма обеспечения интересов стран содружества и коллизии в процессе развития взаимопонимания между суверенными государствами СНГ, ранее входившими в единое целое государственное образование. СНГ как субъект международного права получило международно-правовой статус в ООН в качестве межгосударственного объединения суверенных государств. Статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН СНГ получило в марте 1994 года, и с этого вре-
1 Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.1991 г. ЬПрву/ги.шПфеШа.огб/шИи/Содруже-ство_Независимых_Государств#
мени сотрудничество между СНГ и организациями и органами ООН развивается.
Можно назвать многочисленные примеры конструктивного сотрудничества ООН и СНГ. Так, 11 ноября 2014 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Содружеством Независимых Государств». СНГ заключило договоры о сотрудничестве с ЮНКТАД, Европейской экономической комиссией, отделением ООН в Женеве и Управлением ООН по борьбе с наркотиками и транснациональной преступностью, с отделениями ФАТФ по регионам мира и др.2 Анализируя опыт создания и функционирования СНГ, можно сказать, что давно назрела необходимость развития научных доктрин по комплексу проблем СНГ, включая проблемы безопасности.
В преддверии подготовки к празднованию 25-летнего юбилея СНГ 19 мая 2016 года в Институте проблем безопасности СНГ прошел научно-практический семинар на тему «Стратегические подходы к обеспечению безопасности СНГ: новые формы сотрудничества и векторы взаимодействия». На семинаре присутствовали представители госорганов Российской Федерации, межгосударственных органов и организаций СНГ: А.Н. Гусев - Советник департамента по вопросам СНГ Аппарата Совета Безопасности Российской Федерации; А.К. Заварзин - Дирек-
2 Резолюция ГА ООН от 11.11.2014 г. «Сотрудничество между симых Государств». http://www.anews.eom/p/12848895/
тор Информационно-аналитического департамента Исполнительного Комитета СНГ; В.С. Савченко - Генеральный директор Делового Центра экономического развития СНГ; Д.И. Пирогов -Главный специалист Отдела интеграционного взаимодействия на пространстве СНГ Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству - «РОС-СОТРУДНИЧЕСТВО», В.И. Никишин - начальник управления информационных программ Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности.
Из числа сотрудников Института проблем безопасности СНГ (ИПБ СНГ) организаторами и участниками были: Н.В. Ступаков - Директор ИНБ СНГ, главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», кандидат юридических наук; А.М. Задорина - заместитель Директора ИПБ СНГ, руководитель Центра международной и региональной безопасности; Г.В. Петрова Г.В. - заместитель Директора ИПБ СНГ по науке, руководитель центра политических и международно-правовых проблем евразийского сотрудничества ИПБ СНГ, доктор юридических наук, профессор; В.К. Андреев - главный научный сотрудник ИПБ СНГ, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор; Л.В. Андреева - руководитель Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции, доктор юридических наук, профессор; В.К. Быковский - ведущий научный сотрудник ИПБ СНГ, кандидат юридических наук; А.Ю. Грачев - старший научный сотрудник ИПБ СНГ.
Обсуждаемые на семинаре вопросы включали актуальные проблемы развития СНГ:
1) стратегия развития СНГ, международно-правовое обеспечение сотрудничества в сфере коллективной безопасности и государственный
эганизацией Объединенных Наций и Содружеством Незави-
суверенитет как международно-правовая ценность в системе обеспечения коллективной безопасности стран СНГ;
2) стратегические подходы к укреплению интеграционных связей государств - участников СНГ в контексте совершенствования моделей и кон-
цепций сотрудничества суверенных государств на международном и региональном уровне;
3) новые стратегические подходы к обеспечению безопасности СНГ в условиях создания транснациональных корпораций и транснациональных партнерств.
Направление научной дискуссии — стратегия развития СНГ,
международно-правовое обеспечение сотрудничества в сфере коллективной безопасности
и государственный суверенитет как международно-правовая ценность в системе обеспечения коллективной безопасности стран СНГ
Научная дискуссия по вышеуказанным проблемам проходила в рамках обсуждения докладов Л.Э. Слуцкого на тему «Стратегия развития СНГ и повышение эффективности интеграционных и кооперационных связей в СНГ»; Н.В. Ступа-кова на тему «Модель международно-правового обеспечения сотрудничества в сфере коллективной безопасности СНГ»; Г.В. Петровой на тему «Государственный суверенитет как международно-правовая ценность и инновационные подходы к повышению эффективности сотрудничества и коллективной безопасности СНГ при соблюдении суверенных прав и интересов государств -участников СНГ».
Основные положения выступления Л.Э. Слуцкого (Председателя Комитета Госдумы ФС РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, доктора экономических наук) были кратко представлены в письме в адрес участников семинара, которое он направил 19 мая 2016 года из Санкт-Петербурга, где участвовал в работе очередной сессии Межпарламентской Ассамблеи СНГ3. Давая глубокую и позитивную оценку деятельности СНГ как международной организации, Л.Э. Слуцкий поддержал идеи семинара, тематику научных исследований
в рамках ИПБ СНГ, журнал «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право» и подчеркнул в своем сообщении важность теоретических научных исследований институциональных основ СНГ и их совершенствования в контексте повышения безопасности.
Н.В. Ступаков (Директор Института проблем безопасности СНГ, кандидат юридических наук) в своем докладе подчеркнул, что актуальность выбранной им темы обусловлена поиском компромиссного варианта дальнейшего развития государствами - участниками СНГ унифицированных и гармонизированных норм военно-технического и военно-экономического сотрудничества в условиях растущих угроз международной и региональной безопасности. Доктрина безопасности СНГ базируются на традиционных доктринальных ценностях обеспечения безопасности государств и международного правопорядка средствами «коллективной безопасности», провозглашенными ООН, при которых государства стремятся разрешать международные проблемы мирно, руководствуясь нормами международного права.
В заключение Н.В. Ступаков представил ряд концептуальных подходов к выработке теорети-
3 Выступление Л.Э. Слуцкого на сессии МПА СНГ о возобновлении участия России в Парламентской ассамблеи Совета Европы/ http://actualcomment.ru/rossiya-mozhet-vernutsya-v-pase-1605191138.html
ческих основ правового обеспечения сотрудничества в сфере коллективной безопасности и военно-экономического сотрудничества стран СНГ. Во-первых, межгосударственные соглашения государств СНГ в сфере коллективной безопасности являются соглашениями о специфической системе защитных мер, выработанных на региональном уровне согласованием суверенных волеизъявлений государств СНГ. Во-вторых, правовая модель коллективной безопасности СНГ стимулирует развитие собственного институционального механизма регулирования рынка стран СНГ по обороту продукции, произведенной в рамках военно-экономического сотрудничества. В-третьих, стимулируются механизмы конкуренции стран СНГ и иностранных государств на мировых рынках торговли продукцией военно-технического назначения.
Актуальным и дискуссионным стал доклад Г.В. Петровой (заместителя Директора ИПБ СНГ, доктора юридических наук), в котором были озвучены крайне важные для международного права вопросы современных доктрин государственного суверенитета. На актуальность формирования Россией доктрины государственного суверенитета как части доктрины национальной безопасности указано в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина4.
В данной Стратегии до 2020 года сказано, что укрепление обороны страны, обеспечение незы-
блемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности России являются одними из приоритетных задач. Такая постановка стратегических задач означает более высокий уровень доктринального понимания взаимозависимости этих понятий.
Г.В. Петрова, отмечая угрозы «размывания» содержания государственного суверенитета, ссылалась на тревожные тенденции в развитии международного права в иностранных государствах за пределами СНГ. Понятие государственного суверенитета является доктринальной категорией международного права, которое в западной науке пытаются модернизировать односторонне, с точки зрения воздействия факторов глобализации, международной региональной интеграции, трансграничных партнерств, усиления управленческих функций транснациональных корпораций и международных финансовых центров. Докладчик призвала противостоять проникновению в российскую науку и практику разрушающих государственность и суверенитет России западных идей «мира без границ», «открытого общества», «мирового правительства», «отмирания государств», «замены роли государства как носителя суверенитета на роль государства как субъекта оказания публичных услуг» и др.
Присутствующий на семинаре А.К. Заварзин (директор Информационно-аналитического департамента Исполкома СНГ) выступил в дискуссии с конкретизацией подходов к содержанию государственного суверенитета как важнейшему политическому инструменту безопасности и обеспечения взаимовыгодного, справедливого и долгосрочного сотрудничества государств -участников СНГ. Отмечая, что механизм обеспечения полного и неделимого суверенитета в договорных отношениях между странами СНГ (по сравнению с наднациональными механизмами ЕС) часто замедляет процедуры согласования
4 Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». http:// www.consultant.ru/law/review/2771101.html
позиций государств по различным вопросам сотрудничества, он подчеркнул исключительную важность двусторонних и многосторонних договоров стран СНГ как основного системного фактора международных отношений в рамках СНГ.
В процессе обсуждения темы семинара и докладов о межгосударственных договорных основах коллективной безопасности СНГ выступил В.И. Никишин (начальник управления информационных программ Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности), который отметил, что начиная с 2003 года сотрудничество в рамках ОДКБ дополняется и развивается, обеспечивая более высокий уровень эффективности политики и права в сфере коллективной безопасности государств - участников СНГ. Примером является Соглашение о порядке формирования и применения совместных групп специалистов пограничных ведомств быстрого реагирования на угрозы безопасности на внешних границах государств СНГ, которое было ратифицировано Федеральным законом Российской Федерации от 26 апреля 2016 года.
Также в своем выступлении он подчеркнул, что в СНГ уже 20 лет существует система обеспечения коллективной безопасности, основанная на комплексном восприятии современных международных угроз военно-стратегического и экономико-политического характера. В условиях роста угроз международной и региональной безопасности регулятивный потенциал норм
ОДКБ повышается, гарантируя суверенные права государств СНГ на установление параметров взаимоотношений с другими государствами при соблюдении договоренностей в рамках ОДКБ. В.И. Никишин призвал, оперируя весомыми аргументами, повысить межгосударственное значение норм ОДКБ как «ядра» модели международно-правового регулирования коллективной безопасности СНГ.
Конструктивные подходы, представленные в выступлениях докладчиков относительно совершенствования мер защиты государственного суверенитета в странах СНГ и правового обеспечения коллективной безопасности стран СНГ были поддержаны А.Н. Гусевым, советником департамента по вопросам СНГ Аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, присутствующим на семинаре. Комментируя выступления участников он отметил, что такая форма взаимодействия на межгосударственном уровне, как Совещание Секретарей Советов безопасности стран СНГ, становится действенным механизмом выработки стратегически важных решений в сфере безопасности.
Направление научной дискуссии — стратегические подходы к укреплению интеграционных связей
государств — участников СНГ в контексте совершенствования моделей и концепций сотрудничества суверенных государств на международном и региональном уровне
По актуальным проблемам унификации и гармонизации законодательства стран-членов СНГ в сфере инновационной деятельности, промыш-
ленной и инвестиционной политики выступила Андреева Л.В. (руководитель центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции
ИПБ СНГ, доктор юридических наук). Она отметила, что новые стратегические подходы к укреплению интеграционных связей государств - участников СНГ нужно искать в совершенствовании международно-правовых моделей и концепций торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества суверенных евразийских и других государств на международном и региональном уровне. Останавливаясь на инновационных подходах к интеграции в СНГ, докладчик подчеркнула перспективные подходы к использованию кооперационных связей в промышленном секторе. В Договор о ЕАЭС включено понятие технологической платформы, под которой понимается объект инновационной инфраструктуры, позволяющий обеспечить эффективную коммуникацию и создание перспективных коммерческих технологий, высокотехнологичной, инновационной и конкурентоспособной продукции на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, общественных организаций).
Л.В. Андреева акцентировала внимание на развитии данного коммуникационного инструмента для решения задач по производству высокотехнологичной и инновационной продукции. Технологические платформы - термин, предложенный Евросоюзом в 2002 г. - действенный инструмент научно-технологического развития
Евросоюза. Они создаются за счет объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов самого Евросоюза и крупнейших европейских промышленных производителей с целью осуществления научных исследований, необходимых современному промышленному производству. В настоящее время работает более 36 европейских технологических платформ, покрывающих наиболее важные технологические секторы Европы5.
Идеи расширения инновационного сотрудничества стран СНГ, унификации и гармонизации законодательства стран СНГ в инвестиционной, коммерческой, финансовой, информационной сферах прозвучали в выступлениях В.С. Савченко (генерального директора Делового Центра экономического развития СНГ). Он выразил озабоченность низкими темпами сближения правовых норм стран СНГ в важнейших секторах промышленности, обусловленными рядом факторов. В их числе негативное воздействие «смешения» правил международной торговли, установленных ВТО, и соглашений стран СНГ о зоне свободной торговли; расхождения правовых режимов финансирования экспортно-импортных операций в странах СНГ, порождающие нарушение добросовестности конкуренции; отсутствие системы общих принципов публичного и частного права на уровне СНГ; «запутанность» в соподчиненности норм национального, модельного и интеграционного права СНГ и др. Эти же взгляды на международно-правовые проблемы СНГ нашли отражение в выступлениях Д.И. Пирогова (главного специалиста Отдела интеграционного взаимодействия на пространстве СНГ Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству) и других участников, ранее выступавших по иным вопросам.
5 Мошкова Д.М. Технологические платформы как субъекты финансовых правоотношений // Предпринимательское право. 2013. №3. С. 23
Направление научной дискуссии —
новые стратегические подходы к обеспечению безопасности СНГ в условиях создания транснациональных корпораций и транснациональных партнерств
Интересным было выступление Андреева В.К. (главного научного сотрудника Центра политических и международно-правовых проблем евразийского сотрудничества ИПБ СНГ, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук) о правовых основаниях создания и деятельности корпораций в странах СНГ. Он отметил проблемы коллизий гражданского законодательства стран СНГ в части корпоративных основ объединения капитала. В частности, он отметил, что с включением в Гражданский кодекс РФ такого типа юридического лица, как корпоративная организация, принцип отделения имущества юридического лица от имущества его учредителей (участников) перестает быть единственным основополагающим принципом корпоративного права, поскольку для корпоративных организаций характерно и управление предпринимательской и иной экономической деятельностью. Теория юридического лица как персонифицированного имущества теперь имеет ограниченную сферу применения и распространяется только на государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, фонды. В Республике Казахстан с 1 января 2016 года вступил в действие Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, принятие которого имеет большое значение для развития отрасли и науки гражданского и предпринимательского права не только в Казахстане, но в России.
В рамках темы о корпорациях в дискуссии участников семинара прозвучала обеспокоенность возникновением в мире транснациональных корпоративных партнерств с дискриминационными условиями участия. Корпоративные договоренности межгосударственного уровня, не учитывающие интересы большинства, в том числе развивающихся стран, способны де-
стабилизировать и фрагментировать мировую экономику, поставить под угрозу перспективы ее устойчивого развития. Россия и страны СНГ выступают за честные, открытые и справедливые правила корпоративных организаций в глобальной торговле и инвестициях. В дополнение к корпоративным аспектам сотрудничества стран СНГ было отмечено, что обостряются проблемы соотношения экономической и экологической безопасности. В.К. Быковский (ведущий научный сотрудник центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции ИПБ СНГ) говорил об актуальности принятия новых модельных законов СНГ в сфере обеспечения экологической безопасности.
В процессе дискуссий была отмечена перспектива для стран СНГ по участию в транснациональных партнерствах. Так, Евразийский союз (ЕАЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Экономический пояс Великого Шелкового пути (ЭПВШП) рассматривают возможность развития экономического континентального партнерства, в том числе и в форме зоны свободной торговли, о чем говорит начавшаяся подготовка Соглашения об экономическом континентальном партнерстве. Также Евразийский экономический союз и Шанхайская организация сотрудничества намерены взаимодействовать со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по формированию возможных экономических партнерств на принципе равноправия и учета интересов.
Переходя к заключительному этапу обсуждения группы проблем перспектив обеспечения безопасности стран СНГ, руководитель (модератор) Семинара Н.В. Ступаков (Директор ИПБ СНГ) попросил участников рассмотреть, скорректировать и утвердить проект Рекомендаций науч-
но-практического семинара Института проблем безопасности СНГ «О формировании стратегических подходов к обеспечению интеграции и коллективной безопасности государств - участ-
ников СНГ в условиях развития новых форм сотрудничества и векторов взаимодействия» (полный текст утвержденных рекомендаций приведен в конце статьи).
Рекомендации научно-практического семинара Института проблем безопасности СНГ, проходившего 19 мая 2016 года в г. Москве «О формировании стратегических подходов к обеспечению интеграции и коллективной безопасности государств — участников СНГ в условиях развития новых форм сотрудничества и векторов взаимодействия»
Векторы влияния правовой модели обеспечения коллективной безопасности государств -участников СНГ на эффективность их сотрудничества:
1. Межгосударственные соглашения государств СНГ в сфере коллективной безопасности должны являться соглашениями о специфической системе защитных мер по охране суверенитета и целостности государств СНГ, выработанных на региональном уровне согласованием суверенных волеизъявлений государств СНГ.
2. Правовая модель коллективной безопасности СНГ должна стимулировать развитие собственного институционального механизма регулирования рынка стран СНГ по обороту продукции, произведенной в рамках военно-экономического сотрудничества.
3. Следует ускорять процессы унификации норм международного права СНГ и гармонизацию норм национального права государств СНГ, действующих в сфере обеспечения национальной и коллективной безопасности, используя сравнительно-правовые приемы в согласовании норм национального права.
4. Необходимо стимулировать механизмы развития конкурентных возможностей стран СНГ на рынках иностранных государств в торговле продукцией военно-технического назначения.
5. Важно повышать роль международного договора СНГ как основного инструмента междуна-
родного права при создании в СНГ новых интеграционных форм взаимодействия без ущемления суверенитета государств - участников СНГ на основе принципов ООН.
Пути повышения эффективности сотрудничества и коллективной безопасности СНГ при соблюдении суверенных прав и интересов государств - участников СНГ включают:
1. Усиление межведомственного сотрудничества органов стран СНГ по разработке комплексных программ создания транснациональных проектов инфраструктурных инвестиций, финансируемых банками развития государств ЕАЭС, ШОС, БРИКС.
2. Разработку доктрины государственного суверенитета как международно-правовой ценности при выявлении стратегических и инновационных подходов к обеспечению безопасности СНГ, новых форм сотрудничества и векторов взаимодействия.
3. Устранение негативного влияния научных и консалтинговых прозападных НКО на концепции развития СНГ и создание научно-исследовательских институтов с привлечением молодых выпускников вузов стран СНГ.
4. Противодействие попыткам расширения концепций отказа от внешнеполитической самостоятельности евразийских государств в угоду экономической выгоды от трансграничных глобальных партнерств под эгидой США.
5. Обеспечение условий интеграции научных учреждений на основе комплексных программ научно-технического сотрудничества государств - участников СНГ.
6. Разработку общих принципов политической и экономической интеграции государств - участ-
ников СНГ как долгосрочной Программы сотрудничества по всем отраслям экономики, науки, международных отношений с созданием национальных центров координации контроля ее исполнения.
Согласованная макроэкономическая политика стран СНГ
Данный механизм предусматривает обеспечение макроэкономической стабильности, формирование единых принципов функционирования экономики, согласование параметров основных показателей в целях повышения устойчивости и углубления интеграции экономик участников. Задача критической важности - добиться полноценной координации макроэкономической политики, как в монетарной сфере, так и в фискальной.
Необходимо координировать близкие и очень умеренные темпы инфляции, важны и актуальны: сближающаяся цена финансовых ресурсов и их взаимная доступность; сближение рисковых премий; стабильные и устойчивые темпы роста; устойчивость долга; сбалансированность внешней торговли; сбалансированность в налогово-бюджетной сфере.
Суверенные международные глобальные интересы стран - участников СНГ - это перспективы динамичного экономического роста, усиление влияния на развитие мировых экономических систем, создание международных финансовых цен-
тров на своих территориях, размещение активов национальных компаний в высокотехнологичных секторах мирового хозяйства, повышение конкурентоспособности национальных экономик и заинтересованности в производственных и торгово-экономических связях и полноценном торгово-экономическом взаимодействии.
Суверенные международные региональные интересы стран - участников СНГ - это создание региональных систем поддержки национального производства, сбыта товаров, работ и услуг в целях экономического роста, обеспечения коллективной безопасности и других целях, определенных Соглашением о создании СНГ и другими актами
Суверенные внутринациональные интересы стран - участников СНГ - это социально ориентированная экономика и внутренняя политика, занятость, экологическая безопасность, защита национальной культуры, образования, здравоохранения, стабильность, защищенность населения и др.
Основные направления интеграционной политики государств — участников СНГ, связанной с решением задачи по созданию условий, способствующих снижению риска использования информационных и коммуникационных технологий для осуществления враждебных действий
Основными направлениями интеграционной а) развитие диалога с заинтересованными го-политики государств - участников СНГ в данной сударствами о национальных подходах к проти-области являются: водействию вызовам и угрозам, возникающим в
связи с масштабным использованием информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях;
б) участие в выработке на двустороннем и многостороннем уровнях мер по укреплению доверия в области противодействия угрозам использования информационных и коммуникационных технологий для осуществления враждебных действий и актов агрессии;
в) содействие развитию региональных систем и формированию глобальной системы международной информационной безопасности на основе общепризнанных принципов и норм международного права (уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние
дела других государств, неприменение силы и угрозы силой в международных отношениях, право на индивидуальную и коллективную самооборону, уважение прав и основных свобод человека);
г) содействие подготовке и принятию государствами - членами Организации Объединенных Наций международных правовых актов, регламентирующих применение принципов и норм международного гуманитарного права в сфере использования информационных и коммуникационных технологий;
д) создание условий для установления международного правового режима нераспространения информационного оружия.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Резолюцию ГА ООН от 11.11.2014 г. «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Содружеством Независимых Государств». anews.eom/p/12848895/
2. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.1991 года. 1И^:// ги^№ре^а.о^^№/Содружество_Независимых_Го-сударств
3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». http://www.eonsultant.ru/law/ review/2771101.html
4. Мошкова Д.М. Технологические платформы как субъекты финансовых правоотношений // Предпринимательское право. 2013. № 3. С. 23