номика страны будет развиваться в ближайшем будущем в основном за счет факторов структурного, а не циклического характера: «Качество роста поддерживается сбалансированной фискальной и монетарной политикой, продуманным режимом валютного курса и усовершенствованием институциональной среды». При этом министр признает, что в белорусской экономике остается еще много уязвимостей.
В среднесрочном плане, считает В. Горчаков, темпы роста белорусской экономики уменьшатся до 2-2,5% вследствие структурных дисбалансов, связанных с неэффективным функционированием госпредприятий, слабой институциональной средой и низким уровнем конкуренции. Планы правительства относительно «новой экономики» вряд ли будут реализованы, поскольку доля «новых» отраслей в общем объеме продукции невелика. Кроме того, экономика Белоруссии в обозримом будущем все еще будет зависеть от России - главного торгового партнера, инвестора и кредитора.
Список литературы
1. Gattini L., Borysko S. Republic of Belarus: Financial sector review and private sector financing / European investment bank. - 2018. - Mode of access: http://www.eib.org/attachments/efs/republic_of_belarus_financial_sector_review_e n.pdf
2. Gorchakov V. Research report on Belarus. - Mode of access: https://raexpert. eu/reports/Research_report_Belarus_18.01.2019.pdf
3. Imeson M. How has Belarus become a beacon of stability // The Banker. - L., 2019. - 01.02. - Mode of access: http://54.72.50.240/World/Central-Eastern-Europe/Belarus/How-has-Belarus-become-a-beacon-of-stability?ct
2019.03.024. ФРЭНКЕЛ Дж. ЕВРО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ.
FRANKEL J. The Euro's First 20 Years // The project syndicate. -
2019. - 25.01. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/
commentary/eurozone-20-year-anniversary-failures-successes-by-jeffrey-
frankel-2019-01?a_la=english&a_d=5c4b2faa78b6c74c7cf280a5&a_
m=&a_a=click&a_s=&a_p=%2Fsection%2Feconomics&a_li=eurozon
e-20-year-anniversary-failures-successes-by-jeffrey-frankel-2019-01&
a_pa=section-commentaries&a_ps=
Ключевые слова: евро; Европейский валютный союз; бюджетный дефицит; государственный долг.
С момента введения евро два десятилетия назад1 единая европейская валюта не раз сталкивалась с серьезными проблемами, но выжила, указывает профессор Гарвардского университета. Согласно опросам общественного мнения, в настоящее время евро пользуется большой популярностью: 64% граждан зоны евро поддерживает эту валюту и надеется, что руководство зоны евро сможет извлечь уроки из прошлых ошибок и что валютный союз будет процветать в будущем.
При этом автор отмечает ряд ошибок, связанных с введением и функционированием евро. Первая, наиболее серьезная ошибка заключается в переходе на единую валюту многочисленной группы сильно отличающихся друг от друга стран. Странам зоны евро не хватало циклической синхронизации. Кроме того, утратив независимость в валютной сфере, им стало труднее согласовывать потребности развития своей экономики с потребностями других стран. Например, в 2004-2006 гг. Ирландия нуждалась в более жесткой денежно-кредитной политике, чем та, которую проводил Европейский центральный банк (ЕЦБ), поскольку на рынке жилья этой страны возник пузырь, а высокие темпы роста привели к перегреву экономики. Аналогичным образом в 2009-2013 гг. в условиях резкой рецессии Ирландии требовалась более мягкая денежно-кредитная политика, чем проводимая ЕЦБ.
Вторая ошибка заключалась в том, что в некоторых периферийных странах зоны евро сохранялся значительный дефицит баланса текущих платежей в течение первого десятилетия после введения евро. В тот период высокий чистый приток капитала рассматривался как признак эффективности финансовой интеграции стран ЕС.
Кроме того, многие страны, в первую очередь Греция, имели значительный бюджетный дефицит и государственный долг. По этой причине более богатым странам зоны евро, особенно Германии, пришлось спасать своих «расточительных партнеров». По-
1 В 1999 г. евро предназначался только для безналичных расчетов, а с 2002 г. в обращение были введены банкноты и монеты в евро, заменившие национальные банкноты и монеты. - Прим. реф.
скольку бюджетный дефицит и госдолг представляют угрозу для Европейского валютного союза, власти ЕС попытались решить данную проблему, включив в Маастрихтский договор норму, согласно которой дефицит бюджета стран-членов не может превышать 3% ВВП. Однако это требование оказалось невыполнимым. Практически все члены зоны евро (включая Германию) вскоре нарушили его.
Не помогло и предоставление правительствам периферийных стран с высокой задолженностью льготных кредитов под программы конкретных реформ с целью стабилизации долга. Попытка передать на наднациональный уровень полномочия национальных органов власти в области банковского регулирования закончилась неудачей.
Автор также отмечает ошибочность отдельных действий ЕЦБ, в частности, повышения процентных ставок в июле 2008 г. и дважды в 2011 г., несмотря на рецессию. Более того, европейские власти не отреагировали эффективно на греческий кризис, разразившийся в начале 2010 г. Финансовая поддержка Греции со стороны ЕС и МФВ, предоставленная на жестких условиях (проведение политики экономии бюджетных расходов и непопулярных среди населения реформ), а также затягивание реструктуризации греческого долга нанесли ущерб экономике страны.
Политика жесткой бюджетной экономии после 2009 г. закончилась впечатляющим провалом: она не только способствовала усилению рецессии, социальной дестабилизации и гораздо более сильному, чем ожидали власти ЕС и МВФ, сокращению бюджетных доходов в странах периферии, но и не достигла своей основной цели. Падение ВВП опередило падение долга, и в результате отношение долга к ВВП выросло.
Помимо ошибок, автор отмечает и успехи в развитии зоны евро, в частности, на начальном этапе ее формирования. Успехом автор считает, прежде всего, тот факт, что переход от 11 национальных валют к единой валюте прошел очень гладко. Вторым успехом стало то, что евро сразу же стал второй мировой резервной валютой. Кроме того, желание быть принятым в Европейский валютный союз привело к благоприятным реформам во многих странах - членах ЕС.
В числе более поздних успехов автор называет прогресс в повышении конкурентоспособности некоторых стран периферии,
особенно Испании. Он также положительно оценивает действия главы ЕЦБ М. Драги, направленные на укрепление бюджетной дисциплины в странах-членах и стабилизацию финансов в зоне евро.
Е.А. Пехтерева
2019.03.025. ОБИАТУЛЛА И.Б. НЕДОСТАТКИ ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА И ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ. OBIYATHULLA I.B. Serious gaps in Islamic banking and finance. -2019. - 19.02. - Mode of access: https://www.inceif.org/2019/02/19/ serious-gaps-in-islamic-banking-and-finance/
Ключевые слова: исламский банкинг; исламские финансы; облигации сукук.
Автор, профессор международного центра образования в области исламских финансов (International Centre for Education in Islamic Finance, INCEIF) в Куала Лумпур (Малайзия), анализирует проблемы развития исламского банкинга и исламских финансов (ИБФ).
Сектор ИБФ, отмечает автор, существует уже почти три десятилетия, и за эти годы он сектор добился впечатляющих успехов. Сегодня активы ИБФ превысили 2 трлн долл. Хотя размеры этого сектора по мировым мерам все еще невелики, модель ИБФ довольно быстро и успешно укоренилась. Исламские банки работают не только в мусульманских странах, но и в нескольких немусульманских юрисдикциях. Совокупные активы исламского банковского сектора оцениваются в 1,5 трлн долл. Исламский рынок капитала также имеет глобальные масштабы: исламские облигации сукук размещаются как в мусульманских, так и в немусульманских странах.
Современная модель ИБФ сформировалась на основе простого копирования деятельности обычных финансовых учреждений и традиционных финансовых продуктов. Первоначально такая стратегия была разумной, поскольку исламским учреждениям нужно было завоевать позиции на рынке. В настоящее время, по мнению автора, имитация и копирование зашли слишком далеко и используются слишком долго. Отсутствие оригинальных идей и инноваций привело к тому, что исламские финансовые учрежде-