ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2019.02.004. КУДАЯРОВ К.А. ПОДХОД КИРГИЗИИ К ИДЕЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ.
KUDAYAROV K.A. The Approach of the Kirghizia to the idea of eurasian integration. doi: 10.31249/rva/2019.02.01
Аннотация. На протяжении последних нескольких лет Киргизия активно поддерживает российскую модель интеграционных процессов на евразийском пространстве. Ее переориентация с Анкары на Москву происходит не только в экономической сфере, но и по линии гуманитарного сотрудничества. Как и в России, в Киргизии набирает силу интерес к идеям евразийства, руководство страны осуществляет поддержку научных исследований в области алтаистики и поощряет проведение крупных международных конференций в этой области.
Abstract. Over the past few years, Kyrgyzstan has actively supported the Russian model of integration processes in the Eurasian space. Its reorientation from Ankara to Moscow is taking place not only in the economic sphere, but also along the lines of humanitarian cooperation. As in Russia, in Kyrgyzstan, interest in the ideas of Eurasian-ism is gaining momentum, the country's leadership supports research in the field of Altaic studies and encourages large international conferences in this area.
Ключевые слова: Киргизия; Россия; Турция; евразийская интеграция; евразийство; алтаистика.
Keywords: Kyrgyzstan; Russia; Turkey; Eurasian integration; Eurasianism; Altaic studies.
Кудаяров Каныбек Акматбекович, ведущий редактор Института научной информации по общественным наукам РАН, г. Москва, [email protected]
В последние несколько лет Киргизия все более четко пытается сформулировать свое официальное отношение к процессам интеграции, разворачивающимся на евразийском пространстве. Характерной приметой этого является поворот ее внешней политики с турецкого направления на российское, который начался в период президентства А.Ш. Атамбаева и продолжается в настоящее время. В августе 2015 г. Киргизия официально вошла в число стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), объединив свои экономические ресурсы с Россией, Казахстаном, Белоруссией и Арменией. В 2017 г. (в последний год президентства Атамбаева. -К. К.) Киргизская Республика сделала еще один шаг в сторону от Анкары, когда власти страны отказалась закрывать на своей территории образовательные учреждения, аффилированные с движением Ф. Гюлена «Хизмет», несмотря на жесткие и настойчивые требования турецкой стороны [2].
Переориентация Киргизии в сторону России в рамках евразийской интеграции в настоящее время проявляется и в том, что Киргизия пытается подкрепить киргизско-российское экономическое и политическое сотрудничество все более тесным сотрудничеством в гуманитарной сфере. Киргизия пытается придать новый импульс самой идее евразийской интеграции - евразийству, используя для этого потенциал гуманитарно-научного знания, прежде всего исследований в области алтаистики. На этом пути Киргизией сделаны еще только первые шаги, но они, безусловно, -заслуживают внимания.
Как известно, идея евразийской интеграции давно беспокоила некоторых интеллектуалов и близких к ним политических деятелей. Наиболее ярко она была развита в таком течении мысли как евразийство. Позаимствовав у А. Гумбольдта термин «Евразия», которым тот обозначал обширную часть Старого Света, включающую в себя Европу и Азию (без Африки), евразийцы придали ему новый, расширенный смысл - геокультурный, геоисторический, геополитический. Они пришли к необходимости рассматривать Евразию как особую цивилизацию, объединившую в себя
большую семью народов с единой исторической судьбой и культурным кодом.
Евразийская идея за последние 100 с лишним лет прошла несколько этапов развития. В 70-х годах XIX в. ее развивали в первую очередь Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов К.Н. Леонтьев, в 20-30-х годах ХХ в. - П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Г.И. Вернадский, а позднее Л.Н. Гумилев [7, 13, 14]), в 90-е годы ХХ в. к ней обратилось новое поколение мыслителей и политиков, в том числе Президент Казахстана Н.А. Назарбаев, который обратившись к евразийской идее, в марте 1994 г. впервые выдвинул предложение о необходимости создания Евразийского союза [6]. Поддержав Н.А. Назарбаева, Президент России В.В. Путин и Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко стали развивать прагматическую модель евразийства. Сотрудничество их стран приобрело, прежде всего, экономический характер, которое некоторые эксперты позднее определили как не имеющее «философской погруженности в предмет», чисто «механическое» [5].
Несмотря на изначально провозглашенный «прагматизм» процессов евразийской интеграции, некоторые теоретики в России со временем попытались придать возрожденной евразийской идее более содержательный характер. Так, по словам К.А. Пшенко, «история ... показывает, что территория бывшей Российской империи и Союза ССР, независимо от политических режимов, всегда представляла некую целостность, различные регионы которой развивались по схожим законам ... Она представляет собой единый континент - Евразию, народы которой всегда составляли симбиоз, взаимно дополняли друг друга в различных сферах деятельности. В течение многих веков они не раз объединялись в государственные образования и выработали уникальную культуру, масштаб и значение которой для человечества можно сравнить только с той ролью, какую играют такие культурные сверхмассивы, как Европа, Китай и США» [10, с. 23].
Западные эксперты также увидели в идее евразийской интеграции глубокий смысл. Р.С. Дазарасов выделил три наиболее распространенные точки зрения о ее целях, которые сложились на Западе. Первый подход «расценивает евразийскую интеграцию как попытку России обеспечить свое доминирование на постсоветском пространстве, путем его относительной изоляции от мировой эко-
номики». «Другая точка зрения расценивает евразийскую интеграцию как, в основном, позитивный процесс, смоделированный по принципам ЕС. Указывается, что речь идет о создании рынка больших объемов». «Третья позиция состоит в том, что евразийская интеграция не является ни попыткой восстановить СССР, ни повторением ЕС... евразийский проект отражает растущее разочарование элит и широкой общественности постсоветских государств в результатах неолиберальных экономических реформ 1990-х годов». Анализируя достоинства и недостатки трех этих подходов, российский эксперт полагает, что только третий из них наиболее близок к тому, что хотят видеть в евразийской интеграции сами ее участники. «Третья позиция условно может быть обозначена как социал-демократическая. Она принимает во внимание интересы развития национальных экономик стран ЕАЭС. Очевидно, что добиться более выгодных для себя условий странам бывшего СССР гораздо легче в рамках единого экономического образования, чем поодиночке» [4].
Как и для современной России, для Турции идея евразийского объединения тоже является крайне значимой, и она рассматривает ее под углом зрения собственных интересов. После распада СССР Турция стала активно продвигать свои интересы в его бывших тюркоязычных республиках. Придерживаясь евразийской идеи, Турция попыталась вести единую внешнеполитическую линию в Закавказье и Центральной Азии, но все же ей этого не удалось. «Турецкая общественно-политическая мысль ... не едина в своих трактовках евразийства. К примеру, ультралевые националисты во главе с Д. Перинчеком были более близки к идее союза с неоевразийцами России ради создания антизападного геополитического блока. В то время как правые националисты выступали с апологией пантюркистского евразийства, антироссийского по своей сути и видящего своей целью восстановление исторического влияния Турции на регион Кавказа и Центральной Азии» [16, с. 67]. Под «евразийством» в Турции понимается также и «евразийство тюрок Кавказа, Центральной Азии и Турции, которые могут действовать сообща» [1]. Евразийский выбор лежит в самом основании современной турецкой государственности, с этого антианглийского импульса для Турции начинается отсчет современной истории. Сегодня же Евразия и евразийская политика для
Турции - это уже не только тюркские республики, ранее входившие в состав Советского Союза, а модель мира с Турцией, как центральным государством макрорегиона «Афро-Евразии» [16, с. 72].
Будучи непосредственным участником евразийской интеграции, Киргизия с 2015 г. пытается более четко заявить о собственном видении идеи евразийской интеграции. Площадками для этого становятся крупные международные научные конференции, устраиваемые в Бишкеке, на которых продвигается идея сближения Киргизии и России, прежде всего в формате гуманитарного сотрудничества. Примером такого рода стал проведенный в Бишкеке (20-22 июля 2017 г.) Международный форум «Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи» [9]. Открывая работу форума экс-президент Киргизии А.Ш. Атамбаев заявил: «Ради мирного будущего континента Евразия, ради мирного будущего всей планеты мы просто обязаны поддержать алтаи-стику, вдохнуть в нее новую жизнь. Это будет наш общий вклад в дело укрепления евразийской интеграции, в дружбу и сотрудничество народов Евразии . Паналтаистика служит делу мира между народами. Алтаистику, паналтаизм в отличие от пангерманизма, панславизма, панарабизма и пантюркизма невозможно использовать как политическое оружие для пропаганды идеологии этнического превосходства. Сама история, сама Земля нас подталкивает объединиться под идеей Евразийства» [8].
Форум, проведенный в Бишкеке, стал значимым индикатором эволюции киргизско-турецких и киргизско-российских отношений. Озвученные на нем идеи, как и сам факт состоявшегося мероприятия, нашли отражение в «Стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2018-2040 гг.» («Таза коом. Жаны доор»). В ней подчеркивается важность форума с геополитической точки зрения. Так, в разделе 3.4. «Стратегии», которая называется «Форум народов алтайской цивилизации», утверждается: «Современные геополитические реалии, глобализация с ее многочисленными измерениями требуют повышения внимания к усилению сотрудничества в рамках гуманитарной составляющей процесса Евразийской интеграции. Вступление Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз в восприятии и ожиданиях граждан отражены большей частью в политическом и экономическом
измерениях. Укрепление гуманитарной составляющей требует пересмотра существующих методологических подходов к реализуемым в регионе образовательным, научным и культурным проектам. Рассмотрение истории этого региона в новом ракурсе, на основе алтайской историко-культурной общности, позволит укрепить связи народов Южной и Восточной Сибири, Урала, Поволжья и Центральной Азии как основы интеграции в новых геополитических реалиях» [12].
Позиция Киргизской Республики, как свидетельствует «Стратегия», четко показывает заинтересованность Бишкека в развитии дальнейшей всесторонней интеграции с Россией в рамках ЕАЭС. Турецким властям киргизский форум пришелся «не по душе». Форум активно обсуждался в киргизских и российских СМИ, однако о нем не было упомянуто в турецких массмедиа. Очевидно, что турецкая сторона не была заинтересована в проведении Биш-кекского форума, поэтому данный факт был проигнорирован Турцией. Через несколько дней после форума, в Турции прошел очередной (шестой по счету) Симпозиум «Алтайских обществ» (2527 июля 2017 г.) [20].
Проведение Бишкекского форума стало альтернативой турецким культурным проектам. Так, во время своего выступления на форуме А.Ш. Атамбаев отверг турецкий язык (продвигаемый Турцией как «общий язык») для общения между тюркоязычными народами и выступил в поддержку кириллического алфавита. Вместо турецкого языка он предложил использовать богатство других тюркских языков, заявив во время форума: «Почему же в нереальных мечтах создать единый язык, мы забываем о наших братьях, живущих в Российской Федерации? Забываем о татарах, башкирах, алтайцах, хакасах и многих других? Ведь они будут и дальше использовать кириллицу. И с ними мы могли бы вместе возродить наш праязык, взаимно обогатить наши языки древними словами, которые сохранились у одних народов и уже забыты у других» [8].
Высказывания экс-президента Киргизской Республики идут вразрез с политикой официальной Анкары, которая выступает за «латинизацию» тюркоязычных государств, и создание единого тюркского языка на основе турецкого. Следует также отметить, что в завершающий период президентства Атамбаева (с конца 2015 г. и вплоть до окончания его президентского срока 24 ноября
2017 г.) киргизско-турецкие встречи высшего уровня больше не проводились. Тем не менее контакты между Кыргызстаном и Турцией на других (более низких - министерских и т.д.) уровнях активно развивались.
21 августа 2018 г. в Бишкеке состоялась 61-я постоянная международная конференция исследователей истории и культуры родственных народов алтайской языковой семьи, в открытии которой принял участие Президент Киргизии С.Ш. Жээнбеков [15; 19]. Проведение данной конференции в Бишкеке также является заслугой экс-президента Атамбаева, который во время проведения Бишкекского форума 2017 г. предложил в качестве места проведения 61-й конференции Киргизскую Республику [17]. Как и на форуме 2017 г., на конференции проводилась в жизнь идея гуманитарного сотрудничества тюркоязычных народов Евразии, прежде всего населяющих Киргизию и Россию.
Руководство Киргизии в лице А.Ш. Атамбаева и С.Ш. Жээн-бекова сделало развитие алтайских исследований (алтаистики) предметом своего особого попечения, и в этом следует видеть важный вклад Кыргызстана в процессы интеграции на евразийском пространстве. В ближайших планах киргизских властей создать в Бишкеке Институт изучения алтайской цивилизации и наблюдательный совет при нем. Планируется также разработка программы научных исследований и создание журнала «Алтайские исследования» [11]. Помимо этого Киргизия создаст Центр кочевой цивилизации.
Турецкая Республика тоже проводит аналогичные мероприятия под эгидой Турецкого исторического общества входящего в состав Высшего совета по культуре, языку и истории им. М.К. Ата-тюрка [3]. С 6 по 10 августа 2018 г. проходил УП-й Симпозиум алтайских сообществ в столице Монголии Улан-Баторе [21]. Предыдущий - У1-й симпозиум, состоялся в Стамбуле 26-29 июля 2017 г. На нем было представлено около 200 исследовательских докладов из Турции, Азербайджана и Казахстана. Из Киргизской Республики на данном симпозиуме было лишь три докладчика [18], что не может не говорить об отсутствии заинтересованности киргизских властей к данному научному мероприятию и поддержке Бишкеком в первую очередь российской модели евразийской интеграции.
Проведение целой серии крупных международных научных конференций и поддержка исследований в области алтаистики является еще одним свидетельством того, какую модель евразийской интеграции выбирает Киргизия. Между Москвой и Анкарой выбор делается в пользу российской модели евразийской интеграции, которая рассматривается как наиболее приемлемая с исторической, культурной и геополитической точек зрения.
Список литературы
1. Аватков В.А. «Мягкая сила» и евразийство в Турции: Интервью с Хасаном Селимом Озэртемом // Rex. - Режим доступа: http://www.iarex.ru/interviews/ 40977.html
2. Атамбаев министру Турции: Если вы такие умные, то почему проспали переворот? // Вечерний Бишкек. - Режим доступа: http://www.vb.kg/doc/344342_ata mbaev_ministry_tyrcii:_esli_vy_takie_ymnye_pochemy_prospali_perevorot.html
3. Высший совет по культуре, языку и истории им. М.К. Ататюрка (Atatürk Kültür, Dil ve Tarih Yüksek Kurumu). - Режим доступа: http://www.ayk.gov.tr/
4. Дзарасов Р.С. Западные эксперты о ЕАЭС // Дзарасов Руслан. - Режим доступа: http://dzarasov.ru/zapadnye-eksperty-o-eaes
5. Кофнер Ю. Евразийство: классическое, прагматическое, общественное // Новая Евразия. - М., 2015. - № 1. - Режим доступа: http://eurasian-movement.ru/ archives/747
6. Нигматулин Н. Феномен Назарбаева: миссия служения стране и народу // Zakon.kz. - Режим доступа: http://www.zakon.kz/177424-fenomen-nazarbaeva-missija-sluzhenija.html
7. Орлик И.И. Евразийская идея: возникновение и эволюция // Вестник РУДН. Серия Всеобщая история.-2010. - № 4. - С. 7-21.
8. Президент Алмазбек Атамбаев: «Мы, представители алтайской цивилизации, можем дать новый толчок укреплению мира и согласия на евразийском континенте» // Аппарат президента Кыргызской Республики. - Режим доступа: http://www.president.kg/ru/novosti/10145_prezident_almazbek_atambaev_myi_pre dstaviteli_altayskoy_tsivilizatsii_mojem_dat_novyiy_tolchok_ukrepleniyu_mira_i_ soglasiya_na_evraziyskom_kontinente/
9. Президент Алмазбек Атамбаев поручил обеспечить тщательную подготовку Форума алтаистов. - Режим доступа: https://knews.kg/2017/06/27/prezident-almazbek-atambaev-poruchil-obespechit-tshhatelnuyu-podgotovku-foruma-altaistov/
10. Пшенко К.А. Исторический фактор в становлении и развитии Содружества Независимых Государств // Человек и образование. - 2006. - № 7. - С. 23-27.
11. Решетов Р. Мира Карыбаева: В Бишкеке появится институт изучения алтайской цивилизации // Вечерний Бишкек. - Режим доступа: https://www.vb.kg/doc/363677_mira_karybaeva:_v_bishkeke_poiavitsia_instityt_iz ycheniia_altayskoy_civilizacii.html
12. Стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2018-2040 гг. «Таза коом. Жаны доор» (от 26 декабря 2017 г.) // Агентство начального профессионального образования при Министерстве образования и науки КР. -Режим доступа: http://kesip.kg/ru/3/273
13. Сыздыкова Ж.С. Евразийское пространство: от евразийской идеи к евразийской цивилизации // Евразийское пространство: прошлое, настоящее, будущее: материалы Круглого стола / отв. ред. Сыздыкова Ж.С., сост. Лосева Д.В. -М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. - С. 18.
14. Сыздыкова Ж.С. Эволюция идеи евразийства в общественно-политической мысли России XVI-XIX вв. // Поиск. Альтернатива. Выбор: общественно-политический альманах. - 2016. - № 4 (4). - С. 224-239. - Режим доступа: http://newknowledge.ru/projects/pav/4-4-dekabr-2016/evolyutsiya-idey-evraziyst va-v-obshchestvenno-politicheskoy-mysli-v-rossii-xvi-xix-vv/
15. Фоторепортаж - Международная конференция исследователей истории и культуры родственных народов алтайской языковой семьи // AKMpress -2001-2018. - Режим доступа: http://bilim.akipress.org/ru/news:1466511/?f=cp
16. Шлыков П.В. Евразийство и евразийская интеграция в политической идеологии и практике Турции // Сравнительная политика. - 2017. - Т. 8, № 1. -С. 58-76.
17. 61-е заседание Международной Алтаистической Конференции пройдет в 2018 году в Кыргызской Республике // Аппарат президента Кыргызской Республики. - Режим доступа: http://www.president.kg/ru/sobytiya/novosti/5365_61_e_ zasedanie_meghdunarodnoy_altaisticheskoy_konferencii_proydet_v_2018_godu_v _kirgizskoy_respublike
18. Sempozyum (I^birligi): Uluslararasi Altay Topluluklari, 24-26 Temmuz 2017 / Istanbul // Atatürk Kültür, Dil ve Tarih Yüksek Kurumu. - Mode of access: http://www.ttk.gov.tr/duyurular/sempozyum-isbirligi-uluslararasi-altay-toplulukla ri-24-26-temmuz-2017-istanbul/
19. The Permanent International Altaistic Conference (PIAC) // The Permanent International Altaistic Conference (PIAC). - Mode of access: http://www.altaist.org/piac/
20. Türk Dünyasi 'Altay Topluluklari Sempozyumu'nda Bulu^tu // Milliyet. - Mode of access: http://www.milliyet.com.tr/turk-dunyasi-altay-topluluklari-sempozyumu-istanbul-yerelhaber-2184806/
21. VII. Altay Topluluklari Sempozyumu Ulanbator'da Gerjekle^tirildi // Atatürk Kültür, Dil ve Tarih Yüksek Kurumu. - Mode of access: http://www.ttk.gov. tr/haberler/vii-altay-topluluklari-sempozyumu-ulanbatorda-gerceklestirildi/