Научная статья на тему '2018. 04. 054. Миллионщикова Т. М. Этнический колорит в русской классике ХХ В. : восприятие литературоведением США: аналит. Обзор / РАН. Инион. Центр гуманит. Науч. -информ. Исслед. Отд. Литературоведения; Отв. Ред. Цурганова Е. А. - М. , 2018. - 67 с. - (сер. : теория и история литературоведения)'

2018. 04. 054. Миллионщикова Т. М. Этнический колорит в русской классике ХХ В. : восприятие литературоведением США: аналит. Обзор / РАН. Инион. Центр гуманит. Науч. -информ. Исслед. Отд. Литературоведения; Отв. Ред. Цурганова Е. А. - М. , 2018. - 67 с. - (сер. : теория и история литературоведения) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ЗОЛОТОГО ВЕКА / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ США / ЭТНОПОЭТИКА / ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОППОЗИЦИИ / ОБРАЗ РУССКОГО ГОРОДА / ОБРАЗЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ / ВЕЩНЫЙ МИР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Миллионщикова Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 054. Миллионщикова Т. М. Этнический колорит в русской классике ХХ В. : восприятие литературоведением США: аналит. Обзор / РАН. Инион. Центр гуманит. Науч. -информ. Исслед. Отд. Литературоведения; Отв. Ред. Цурганова Е. А. - М. , 2018. - 67 с. - (сер. : теория и история литературоведения)»

В статье С. А. Шульца «Байрон - Тургенев - Камю: От "лишнего" человека к "постороннему"» в свете взаимосвязи творчества Тургенева с романтизмом и экзистенциализмом рассмотрены переклички между произведениями Байрона, Тургенева («Дневник лишнего человека»), Камю («Посторонний»). Категория «лишнего человека» сближена с романтизмом и экзистенциализмом (образ «постороннего»).

Особенности творческих взаимоотношений А. Доде и И. С. Тургенева с акцентом не столько на биографических подробностях, сколько на том, как влияло творчество русского писателя на автора «Писем с моей мельницы», какие сюжетные переклички с текстами Тургенева можно в них найти, а также на том, было ли ответное влияние А. Доде на автора «Записок охотника», - в центре статьи Н.Т. Пахсарьян «А. Доде и И.С. Тургенев: К проблеме литературного импрессионизма».

Завершает тематический раздел статья Т.М. Миллионщико-вой «И.С. Тургенев в современной американской славистике».

В разделе «История литературы» помещена статья Т.Г. Юр-ченко «К спорам об идиллии в русской литературе первой трети XIX в.: (Дельвиг и Катенин)». Раздел «Из истории европейской поэтики» включает статьи А.Е. Махова «Поэтологическая система Новалиса: Опыт реконструкции из фрагментов», Е.В. Лозинской «Диспут о романтической и классической поэзии в Италии в 18161820 гг.», Т.Н. Красавченко «С.Т. Колридж как критик и теоретик литературы» и «Уильям Вордсворт - реформатор поэзии и литературный критик». Раздел «Из истории цитат» представлен статьей К. Д. Душенко «Все позволено».

Т. Ю.

2018.04.054. МИЛЛИОНЩИКОВА Т.М. ЭТНИЧЕСКИЙ КОЛОРИТ В РУССКОЙ КЛАССИКЕ ХХ в.: ВОСПРИЯТИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕМ США: Аналит. обзор / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. литературоведения; Отв. ред. Цурганова Е.А. - М., 2018. - 67 с. - (Сер.: Теория и история литературоведения).

Ключевые слова: историко-литературный контекст золотого века; литературоведение США; этнопоэтика; пространствен-

но-временные литературные оппозиции; образ русского города; образы русской природы; вещный мир.

В обзоре рассматривается специфика восприятия американским литературоведением самобытности жизненного уклада русского народа в русской классике Х1Х в.

Цель обзора - дать представление о восприятии современной американской славистикой этнического колорита в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других русских писателей Х1Х в.

Бурный расцвет американской славистики пришелся на конец 50-х - начало 60-х годов ХХ в., когда изучение в университетах США русского языка и русской литературы выделилось в отдельную «русскую программу». В 1990-2000-е годы на фоне стремительного развития имагологии интересы славистов США сосредоточились на рассмотрении образа «чужой страны» - России и «чужого народа» - русских, высвеченных в произведениях русских писателей.

Предмет скрупулезного анализа славистов США - хронотоп русской литературы Х1Х в. и составляющие его бинарные оппозиции «свое» / «чужое», «реальное» / «нереальное». В системе этих противопоставлений анализируются концепты художественного пространства и художественного времени. Пространство рассматривается в оппозиции: «родное пространство» (город столичный, город провинциальный; деревня среднерусской полосы) / «удаленное пространство» (Сибирь, Кавказ, европейский Запад). Время также анализируется в системе противопоставлений: «реальное» (хроникально-бытовое) время российской действительности / «нереальное» (условное) время в воспоминаниях, грезах, снах и утопических мечтаниях образов-персонажей.

В центре внимания американских славистов, исследующих этнопоэтику русской классики, - «предметная заселенность» (В.Н. Топоров) и различные функции «вещного мира»: особенности портрета, жилища и одежды персонажей, бытовые этнические детали.

Исследование «русского культурного пространства» в работах американских славистов сопровождается обращением к мифологии, национальным традициям народной культуры и древним

жанровым формам словесного творчества. С этих же позиций рассматриваются традиционные архетипы «усадьба», «монастырь», «сад» и другие модели, которые в произведениях русских писателей приобрели национальную окрашенность и новый символический смысл.

Разные аспекты этнопоэтики, связанные с восприятием русской классики, исследуют Р. Белнеп, У.М. Тодд, М. Гринлиф, Р. Джексон, К. Эмерсон, П. Дебрецени, Р. Андерсон, С. Шульце, У. Брамфелд, А. Жолковский, М. Альтшуллер и другие американские слависты.

Восприятие русского классического наследия в трудах этих ученых опирается на различные методологические подходы (семиотика московско-тартуской школы, немецкая рецептивная эстетика, бахтинский анализ, французский постструкурализм и «новая критика»), а также на данные смежных гуманитарных наук (философия, психология, история, этнография, культурология, лингвистика, социология).

Т.М. Миллионщикова

2018.04.055. НИКОЛЮКИН АН. ГЕНИЙ МЕСТА И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч. информ. ис-след. Отд. литературоведения; Отв. ред.: Миллионщикова Т.М. -М., 2018. - 395 с. - (Сер.: Теория и история литературоведения).

Ключевые слова: мемуары; дневник; теория литературы; славянофильство; истоия русской литературы Х1Х-ХХ вв.

Автор статей, опубликованных в сборнике, - д-р филол наук, гл. науч. сотр. ИНИОН РАН АН. Николюкин.

Книга открывается воспоминаниями автора о России ХХ в., связанными с понятием, восходящим к древности, «гений места». А. Н. Николюкин пишет, что он принадлежит к тому довоенному поколению, которое почти все ушло из жизни. Хотя сложно заставить понять нынешнее поколение смысл происходившего в те далекие годы, автор надеется, что он сможет воссозать достоверную картину той эпохи.

Главный «гений места» детских лет автора воспоминаний -усадьба Новоживотинное. Однако «гений места» связан не только с прошлым: он - живое воплощение жизни страны, нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.