Научная статья на тему '2018. 04. 011. Аммон У. Немецкий язык как иностранный вне территорий немецкого как официального государственного языка Ammon U. Deutsch als Fremdsprache (daf) außerhalb des deutschen Amtssprachgebiets // Ammon U. die Stellung der deutschen Sprache in der Welt. - B. etc: de Gruyter, 2015. - K. K. - S. 945-1068'

2018. 04. 011. Аммон У. Немецкий язык как иностранный вне территорий немецкого как официального государственного языка Ammon U. Deutsch als Fremdsprache (daf) außerhalb des deutschen Amtssprachgebiets // Ammon U. die Stellung der deutschen Sprache in der Welt. - B. etc: de Gruyter, 2015. - K. K. - S. 945-1068 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМЕЦКИЙ КАК ОФИЦИАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК / РЕГУЛЯРНЫЕ ШКОЛЫ / ПРЕДМЕТ ПО ВЫБОРУ / НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ГЕРМАНИСТИКА / НОВЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЯЗЫКИ / МОТИВ ВЫБОРА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПРИЧИНА ВЫБОРА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Трошина Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 011. Аммон У. Немецкий язык как иностранный вне территорий немецкого как официального государственного языка Ammon U. Deutsch als Fremdsprache (daf) außerhalb des deutschen Amtssprachgebiets // Ammon U. die Stellung der deutschen Sprache in der Welt. - B. etc: de Gruyter, 2015. - K. K. - S. 945-1068»

2018.04.011. АММОН У. НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ ВНЕ ТЕРРИТОРИЙ НЕМЕЦКОГО КАК ОФИЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА

AMMON U. Deutsch als Fremdsprache (DaF) außerhalb des deutschen Amtssprachgebiets // Ammon U. Die Stellung der deutschen Sprache in der Welt. - B. etc: de Gruyter, 2015. - K. K. - S. 945-10681.

Ключевые слова: немецкий как официальный государственный язык; регулярные школы; предмет по выбору; немецкий язык как иностранный; германистика; новые международные языки; мотив выбора иностранного языка; мотивация выбора иностранного языка; причина выбора иностранного языка.

Ульрих Аммон - д-р филол. наук, проф. ин-та германистики объединенного Ун-та Дуйсбурга-Эссена, спец. в обл. германистики и социолингвистики1.

К региону существования немецкого языка как официального государственного (deutsches Amtssprachgebiet) относятся Германия, Австрия, немецкоязычная часть Швейцарии, Лихтенштейн, Люксембург, Восточная Бельгия и Южный Тироль (в Италии)2. За пределами этого региона немецкий язык является одним из иностранных языков, преподаваемых в школах с утвержденной программой обучения иностранным языкам (Fremdsprachencurriculum), т.е. так называемых регулярных школах. Обучение по другим предметам на немецком языке в таких школах не ведется. Немецкий язык является в них предметом по выбору: предлагается некоторый список иностранных языков, один из которых обязательно должен быть выбран учащимся в качестве второго иностранного языка (Deutsch als Wahlpflichtfach). Первым иностранным языком сегодня везде

1 Автор работ: Dialekt, soziale Ungleichheit und Schule. - Weinheim; Basel, 1972. - 193 S.; Die internationale Stellung der deutschen Sprache. - B.; N.Y., 1991. -633 S.; Die deutsche Sprache in Deutschland, Österreich und der Schweiz: Das Problem der nationalen Varietäten. - B.; N.Y., 1995. - 575 S.; Ist Deutsch noch eine internationale Wissenschaftssprache? Englisch auch für die Lehre an den deutschen Hochschulen. -B.; N.Y., 1998. - 339 S.; рефераты на главы А, В, С, D, E, F, G, H, I, J см. в РЖ «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6: Языкознание»: 2016.02, 2016.03, 2016.04, 2017.01, 2017.02, 2017.03,

2017.04, 2018.01, 2018.02, 2018.03.

2

См. подробнее: РЖ «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6: Языкознание»: 2017.01.008.

является английский, за исключением России, где существуют школы с углубленным изучением немецкого языка.

Немецкий язык как иностранный преподается сегодня в 136 странах мира, причем в большинстве из них изучение немецкого языка может быть продолжено в высшей школе по специальности «германистика». Исключение составляют Босния и Герцогови-на, Коста-Рика, Кения, Кувейт, Мозамбик, Уругвай, Тринидад и Тобаго.

В главе дается краткий очерк истории преподавания немецкого языка как иностранного в разных странах. Отмечается зависимость востребованности немецкого языка (и, соответственно, усиление / ослабление его позиций в школьной программе) от международной политической и экономической ситуации. С 1995 по 2000 г. (период объединения Германии и первые годы ее существования как единого немецкого государства) число изучающих немецкий язык выросло с 15 079 640 человек (в 1985 г.) до 16 686 782 человек (в 1995 г.) и 17 163 871 человек (в 2005 г.). Наиболее ярко рост этой заинтересованности был выражен в странах Восточной Европы и был активно поддержан правительством ФРГ. Однако затем началось снижение числа изучающих немецкий язык как иностранный: до 12 800 000 в 2010 г.

Для поддержания позиций немецкого языка немецкое правительство финансирует специальные учебные программы, например, «Deutsch-Wagen» во Франции, «Deutschmobil» в Китае и «Школы: Партнеры будущего», ПАШ) («Schulen: Partner der Zukunft», PASCH), реализация которых осуществляется в сотрудничестве с Центральным управлением школ за рубежом (Zentralstelle für Auslandsschulen), Институтом Гёте (Goethe-Institut), Германской службой академических обменов (Deutscher Akademischer Austauschdienst) и Службой педагогических обменов при Постоянной конференции министров культуры и образования (Pädagogischer Austauschdienst der Kultursministerkonferenz).

Говоря о числе изучающих немецкий язык, У. Аммон разделяет их на студентов-германистов (Germanistik-Studenten) и лиц, желающих овладеть немецким для успеха в работе и в других жизненных ситуациях (DaF-Lerner). Отмечается значительное численное преобладание вторых над первыми, что отражено в таблице.

Таблица

1985 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.

Германистика в вузах 88 007 728 160 427 689 146 779 117 890

Немецкий язык как иностранный в вузах 1 310 511 2 096 945 2 046 632 1 649 564 1 355 733

Итого 1 398 518 2 825 105 2 474 321 1 796 343 1 473 623

Изучение немецкого языка проходит также вне школьного и вузовского образования через массмедиа (например, через программы немецкой международной телерадиокомпании «Deutsche Welle»), в процессе самостоятельных занятий (в том числе с использованием программ в Интернете), на курсах Гёте-института, Berlitz, Inlingua, в языковых центрах «Carl-Duisburg-SprachCentren» и т.д.

Сегодня сложилась ситуация повышенной востребованности немецкого языка, так как резко усилился поток мигрантов из южно-европейских стран в Европу, прежде всего в Германию.

Приводя данные по общему числу изучающих немецкий язык за последние 15 лет в мире, У. Аммон указывает, что эти цифры охватывают школьников, студентов (германистов и негерманистов), а также всех тех, кто занимается немецким языком в вышеперечисленных негосударственных образовательных учреждениях и самостоятельно1: 1995 г. - 19 511 887 человек; 2000 г. -20 167 616; 2005 г. - 16 718 701; 2010 г. - 14 500 940 человек. Снижение этих показателей объясняется распространением английского языка как lingua franca и ростом популярности «новых международных языков» (neue internationale Sprachen) (c. 981), в первую очередь китайского и японского.

Анализируются также мотивы (основания) выбора немецкого языка для изучения как иностранного. При этом У. Аммон предлагает различать понятия «мотив» и «мотивация», которые нередко смешиваются в специальной литературе. Автор считает, что понятие мотивации более широкое и охватывает не только предмет изучения и его содержание, но и желаемую степень овладения знания-

1 Уровень знания немецкого языка в соответствии с «Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком» не дифференцируется. - Прим. реф.

ми и учитывает длительность требуемого для этого обучения. У. Аммон использует понятие мотива в значении «основание для выбора немецкого языка» и различает следующие мотивы: 1) инструментальные (например, желание получить образование или работу в немецкоязычной стране); 2) интегративные (например, желание эмигрировать в немецкоязычную страну); 3) идентификационные (например, религиозные убеждения); 4) культурные (например, любовь к немецкой культуре); 5) состязательные (желание одолеть трудности немецкого языка).

От мотива У. Аммон предлагает отличать причину выбора, например необходимость выбора второго иностранного языка в школе, в которой в качестве такового предлагается только немецкий.

В заключение главы описываются ситуации с преподаванием / изучением немецкого языка и германистики во Франции, Великобритании, Италии, Польше, России, Турции, Египте, Южной Африке, США, Бразилии, Индии, Китае, Японии, Австралии. При этом предлагается учитывать, прежде всего, следующие факторы, противодействующие изучению немецкого языка в конкретной стране: 1) степень распространенности англофонских настроений;

2) использование других национальных и официальных языков;

3) специфику закона об обязательном школьном образовании (касательно преподавания иностранных языков); 4) географическую удаленность страны от немецкоязычного региона; 5) интенсивность экономических контактов с немецкоязычными странами; 6) перспективы получения образования в данной стране с учетом знания немецкого языка; 7) традиции преподавания немецкого языка; 8) наличие иммиграции из немецкоязычных стран и немецкоязычного меньшинства; 9) степень технической оснащенности школ; 10) численность преподавателей немецкого языка и их квалификацию; 11) наличие финансовой поддержки немецкоязычных стран для преподавания немецкого языка за рубежом.

Н.Н. Трошина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.