2018.03.023
2018.03.023. ХЕДЖЕС П. КОМПАРАТИВНАЯ ТЕОЛОГИЯ И ГЕРМЕНЕВТИКА: ПОДХОД ГАДАМЕРА К МЕЖРЕЛИГИОЗНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.
HEDGES P. Comparative theology and hermeneutics: A Gadamerian approach to interreligious interpretation // Religions. - Basel, 2016. -Vol. 7, N. 7. - P. 1-20.
Ключевые слова: компаративная теология; герменевтика; межрелигиозный диалог; перевод; межкультурный диалог; понимание; интерпретация; религия; сравнительное религиоведение; Х.Г. Гадамер.
Работа П. Хеджеса посвящена анализу возможностей использования герменевтики Х.Г. Гадамера в контексте методологии научного направления «компаративная теология» (comparative theology). В первой части статьи автор анализирует позицию Х.Г. Гадамера о связи разрабатываемого им герменевтического подхода с теологией. Излагая философскую герменевтику Х.Г. Гадамера на основании произведения «Истина и метод», П. Хеджес приходит к выводу о том, что хотя сам немецкий философ скептически относился к применению своего подхода в богословии, его герменевтика во многом носит универсальный характер и может способствовать «прогрессивному и инновационному возобновлению традиций в теологии» и сравнительном изучении религий (с. 3-6).
Во второй части статьи рассматриваются основные методологические принципы компаративной теологии. Компаративная теология представляет собой новое исследовательское направление, появившееся в рамках христианского богословия, основоположником которого является американский католический священник и индолог Френсис Клуни (Francis Clooney). Компаративная теология занимается сравнительным изучением религий, а также формулированием и решением возникающих в процессе этого «симпатического» исследования вопросов с богословских позиций, в этом смысле являясь «верой, ищущей понимания». Ф. Клуни указывал, что двумя основными «полюсами» или принципами, которыми он руководствовался при изучении разных традиций, являются «интуиция» и «рациональное понимание» («rational insight»). Автор останавливается на взглядах других видных представителей компаративной теологии, в том числе П. Книтера (Paul Knitter), ко-
2018.03.023
торый, в частности, считал, что это научное направление может быть только христианским, и М.В. Робертс (Michelle Voss Roberts), а также приводит некоторые принципы сравнения различных аспектов религиозных доктрин на конкретных примерах (с. 7-9).
В третьей части статьи П. Хеджес показывает, как компаративная теология в сравнительных исследованиях разных религий может применить принципы герменевтики Х.Г. Гадамера, которые позволяют обеспечить философское обоснование дисциплины. Особое внимание в этом контексте уделяется концепции перевода между культурами, а также проблемам предубеждения и обоснования мировоззрения в религиозной традиции, соотношения интуиции и здравого смысла в научном познании, искусства и красоты как одной из составляющих стремления к истине и акта интерпретации, «автобиографического характера исследовательской работы» в гуманитарных науках. При анализе того вклада, который философская герменевтика Х.Г. Гадамера может сделать для развития методологии компаративной теологии, автор, в частности, излагает некоторые идеи исследователя М. Мойерт относительно возможности использования герменевтической модели П. Рикёра для содействия межрелигиозному взаимопониманию (с. 9-16).
В заключение П. Хеджес выделяет темы для дальнейших исследований, в том числе указывая на целесообразность переосмысления отношения концепции Х.Г. Гадамера к богословию и отмечая важность для компаративной теологии поиска герменевтических оснований взаимодействия с нехристианскими религиозными, философскими и культурными традициями (с. 16-18).
С.В. Мельник