ления развития строительного рынка в развитых странах западные производители были вынуждены сосредоточиться на производстве дорогих сортов проката. Однако в связи с перепроизводством стали, используемой в строительстве, Китаю пришлось стимулировать свои государственные предприятия к производству еще и дорогих сортов проката.
Наиболее дорогие сорта стали, используемые при строительстве ракет, нефтепроводов или ядерных реакторов, которые важны для национальной безопасности, по мнению авторов, скорее будут экспортироваться из США и Европы в Китай, чем в обратном направлении. Однако выход на этот сегмент рынка китайских производителей приводит к снижению прибыли зарубежных компаний.
В заключение авторы указывают, что восстановление потребления в Китае в 2017 г. может предотвратить заполнение мирового рынка стали китайской продукцией. Без резкого снижения производства в Китае, однако, такие перспективы сохраняются.
А.А. Сидоров
2017.04.015. ЛЕМУАН Ф., ЮНАЛЬ Д. ПОДЪЁМ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ В КИТАЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ ТОРГОВЛЮ.
LEMOINE F., ÜNAL D. Le décollage du marché des biens de consommation en Chine et son impact sur le commerce mondial. Panorama du CEPII. - P.: CEPII, 2017 - 26 p. - Mode of access: http://www. cepii.fr/PDF_PUB/panorama/pa2017-01.pdf
Ключевые слова: Китай; потребительские товары; мировая торговля.
В работе сотрудниц французского Центра прогнозных исследований и международной информации (Centre d'Études Prospectives et d'Informations Internationales, CEPII) характеризуются особенности отраслей, производящих потребительские товары (ПТ), внутреннего рынка и китайского импорта ПТ, а также место Китая в мировом импорте ПТ.
Авторы отмечают, что согласно новой концепции развития Китая, движущей силой экономического роста страны должно стать потребление домашних хозяйств. Переориентация на потребление является определяющей для темпов и устойчивости роста
китайской экономики в ближайшие годы, а также оказывает большое влияние не только на инвестиции и торговые потоки между Китаем и его партнерами, но и на мировую торговлю ПТ в целом.
К отраслям, непосредственно обеспечивающим потребление домашних хозяйств, авторы относят пищевую, швейную, кожевенную, обувную, мебельную, полиграфическую, фармацевтическую промышленность, производство напитков и табачных изделий, а также услуги в сфере культуры и отдыха. Часть продукции автомобильной промышленности и промышленности по производству оборудования информационных технологий (ОИТ) и электроники также направляется на потребительский рынок. В 2010 г. на эти отрасли (за исключением автомобилестроения и производства ОИТ и электроники) приходилось 9,9% валового производства и 16,2% занятых в промышленности (с. 3).
Быстрым экономическим ростом (до 2007 г.), а затем планами по оживлению экономики после кризиса 2008 г. пользовались в основном тяжелая промышленность и инфраструктуры. Тем не менее доля производителей ПТ в прибыли промышленности в целом оставалась стабильной, а в некоторых секторах даже увеличилась. Поворот наметился в 2010 г. Производство ПТ лучше, чем другие отрасли, сопротивлялось замедлению экономической активности и темпов роста в промышленности в целом. В 2010-2014 гг. доля этих секторов в активах промышленности увеличилась с 8,5 до 9,9%; в 2010-2015 гг. оборот возрос с 9,7 до 12,8, прибыль - с 11,9 до 18,3% (с. 4).
Соотношение между экспортом и производством свидетельствует о разной степени открытости секторов, производящих ПТ. Культура и образование, кожевенная, обувная, швейная, мебельная промышленность явно ориентированы на внешние рынки, тогда как полиграфическая, фармацевтическая, пищевая, автомобильная -почти исключительно на внутренний. Большая часть ОИТ и электроники экспортируется. С 2004 г. преобладавшая в первой половине 2000-х годов в промышленности тенденция открытия на внешние рынки несколько затормозилась. Таким образом, динамизм секторов, производящих ПТ, наблюдаемый с 2010 г., опирается в основном на внутренний спрос.
На предприятия с иностранным участием в производстве ПТ приходится 26% активов, 26 - оборота и 23% прибыли. Эти соот-
ношения соответствуют пропорциям в обрабатывающей промышленности в целом. Однако присутствие иностранного капитала весьма значительно в автомобильной промышленности (41% активов, 47 - оборота, 54% прибылей), а также в производстве ОИТ и электроники (56% активов, 67 - оборота, 57% прибылей). Для обоих секторов характерна высокая степень интернационализации (с. 7).
В некоторых секторах, в частности в автомобильной промышленности, китайские предприятия в последнее время несколько потеснили предприятия с иностранным участием. Тем не менее вклад последних в производство ПТ в Китае остается значительным, они являются участниками переориентации промышленного предложения в пользу этих секторов.
Государственный сектор в среднем играет в производстве ПТ менее значительную роль (19%), чем в обрабатывающей промышленности в целом (26%). Другие типы предприятий (с иностранным участием, частные китайские и другие виды китайских компаний) имеют примерно равный вклад в активы производителей ПТ (от 26 до 28%) (с. 8). Частные китайские предприятия занимают первое место по обороту в большинстве потребительских секторов, кроме фармацевтики. В большинстве потребительских секторов предприятия с иностранным участием конкурируют с китайскими частными и другими предприятиями с неясным режимом собственности, включая компании со значительным государственным участием (с. 9).
В конкуренции на внутреннем рынке китайские предприятия пользуются политикой поддержки национальной промышленности. Однако предприятия с иностранным участием лучше позиционированы в плане линейки качества и имиджа, что позволяет им извлекать прибыль из развития покупательной способности обеспеченных классов. На китайском потребительском рынке идет постоянная борьба между иностранными и местными предприятиями, которые быстро адаптируются к новым тенденциям и начали развивать электронную торговлю раньше, чем иностранные конкуренты.
С 2000 г. ПТ являются наиболее динамичной категорией промышленного импорта Китая в отличие от оборудования, полуфабрикатов и других промышленных товаров, которые в полной мере испытали на себе замедление промышленного роста как в Китае, так и в мире в целом. В 2014 г. на долю ПТ приходилось 13%
китайского импорта изделий обрабатывающей промышленности, но пока она ниже доли оборудования (22%), деталей и компонентов (31) и полуфабрикатов (35%).
С начала кризиса 2008 г. импорт ПТ в Китае в отличие от других стран растет ускоренными темпами, что авторы объясняют ростом доходов на душу населения по сравнению со среднемировым уровнем. Доминирующие позиции в спросе на импорт ПТ занимают автомобили. В 2014 г. их доля составляла 45 против 28% в 2007 г. и 8% в 2000 г. Растет также импорт продовольственной и химической продукции. В 2004-2014 гг., не считая автомобилей, доля импорта ТП в общем импорте промышленной неэнергетической продукции возросла с 4 до 7% (с. 12).
В основе роста импорта ПТ лежит очень быстрый рост ассортимента по соотношению цена / качество. Рост спроса на товары высшего класса начался в первой половине 2000-х годов и приобрел взрывной характер с 2008 г. В среднем в 2012-2014 гг. на этот класс ПТ приходилось 62% китайского импорта ПТ, что вдвое выше показателя десятилетней давности. В то же время доля стартового класса ПТ в импорте сократилась с 42% в начале 2000-х годов до 16% к середине 2010-х годов, тогда как доля ПТ среднего класса повысилась с 10 до 17% (с. 13).
Структура китайского импорта ПТ контрастирует со структурой экспорта: в экспорте доминируют ПТ стартового класса при постепенном расширении доли ПТ среднего класса, а в импорте -дорогие фирменные ПТ. Рост спроса на высококачественные импортные ПТ связан с формированием в Китае значительной группы населения, обладающей средствами для показных расходов. Коррупция и предоставление льгот в натуральном выражении также способствуют импорту фирменных ПТ. Кампания правительства против подобной практики в определенной мере объясняет спад китайского импорта автомобилей в 2015-2016 гг. (с. 14).
Переориентация экономического роста на внутреннее потребление имеет большое значение не только для Китая, но и для всей мировой экономики. Занимая первое место в мире по экспорту товаров (17%, за исключением экспорта внутри ЕС), Китай еще не может служить противовесом Европе и США в мировом спросе. В 2016 г. его импорт составлял 11% мировой торговли товарами (за
исключением торговли внутри ЕС), тогда как на ЕС-28 и США приходилось по 16% (с. 15).
С начала 2000-х годов Китай тем не менее укрепил свои позиции в мировом спросе, особенно на некоторые категории продуктов, в частности стал играть главную роль на мировых рынках сырья и материалов. В 2014 г. на его долю приходилось 20% их мирового импорта против 5% в 2000 г. С 2000 г. его доля в импорте деталей и компонентов результате активного участия страны в мировых цепочках стоимости увеличилась с 5 до 14% в 2014 г. (там же).
Постепенно Китай расширяет свое участие и в импорте ПТ. В 2014 г. страна заняла третье место в мире по этому показателю (4,7%), уступив США (21,9%) и Японии (5,5%) (с. 16). Китай в основном импортирует ПТ вершины товарного ряда. В 2014 г. их импорт в Китай составил 8,9% (за исключением импорта внутри ЕС) против 2,7% в 2007 г. По этому показателю Китай еще отстает от ЕС-28 (19,6% в 2014 г.) и США (18%), но уже опередил Японию (8,2%) (с. 18).
Рост китайского спроса сопровождался перераспределением позиций между крупными регионами - поставщиками ПТ Китаю. С 2011 г. основным экспортером ПТ в Китай стал ЕС (41% в 2014 г. против 22% десятилетием раньше). В то же время значительно сократилась доля Азии-Океании (с 60% в 2004 г. до 34% в 2014 г.). Северная Америка поставляет Китаю менее 17% ПТ (там же).
Укрепление позиций ЕС в основном связано с высоким качеством европейских автомобилей, доля которых на китайском рынке достигла в 2014 г. 58% (в 2004 г. - 34%). Еще прочнее позиции ЕС в секторе фармацевтической продукции (в 2014 г. доля ЕС в импорте Китая - 61%). Наблюдается также быстрый рост импорта из ЕС пищевых продуктов (23% китайского импорта в 2014 г. против 14% в 2004 г.). Позиции Азии-Океании, доминировавших в импорте автомобилей и точных инструментов, стремительно падают, но регион сохраняет первое место как поставщик сельскохозяйственной продукции за счет географической и культурной близости с Китаем (там же).
В заключении авторы отмечают, что в настоящее время Китай является большим рынком сбыта для высококачественных ПТ. В целом новая модель китайского роста требует адаптации местных производителей ко вкусам и требованиям новых потребителей
в плане качества, безопасности или марки. Только при этих условиях потребление домашних хозяйств сможет играть роль мотора роста. Этот приоритет лежит в основе роста инвестиций за границу китайских фирм, намеревающихся как увеличить свое предложение в Китае, так и завоевать зарубежные рынки (с. 21).
И.Ю. Жилина
2017.04.016. АИТА С. РЕЛИГИОЗНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ НЕ ОТРАЖАЮТСЯ НА ТОРГОВЛЕ МЕЖДУ ТУРЦИЕЙ И СИРИЕЙ. AITA S. Commerce sans religión entre la Turquie et la Syrie. Editorial de l'Ifri. - P.: Ifri, 2017. - 10 p. - Mode of access: https://www.ifri.org/ sites/default/files/atoms/files/aita_commerce_sans_religion_turquie_syri e_2017.pdf
Ключевые слова: военная экономика; Исламское государство; торговля; экспорт; Турция; Сирия.
Опираясь на официальную турецкую статистику, президент Кружка арабских экономистов1 анализирует особенности торговли между Турцией и Сирией в условиях войны.
По данным статистического бюро Турции, в 2014 г. турецкий экспорт в Сирию достиг 1,8 млрд долл., т.е. вернулся к уровню 2010 г. (с. 1), хотя 2014 г. был отмечен интенсивной борьбой между самими повстанческими группами, захватом Ракки запрещенным в России «Исламским государством» (ИГ) и созданием халифата. При этом в 2010 г. доля турецкого экспорта составляла в общем сирийском импорте 9%, в 2014 г. - 15, в 2015 - 20%, притом что официальный объем торговли с Ливаном и Иорданией оставался сравнительно небольшим и в целом сокращался (с. 2).
Турецкие аналитики связывают рост экспорта с волной инвестиций, сопровождавшей миграцию в Турцию сирийских предпринимателей. Однако по данным Турецкого союза палат и товарных бирж (Union turque des chambres et des bourses de produits, TOBB), до 2013 г. число создаваемых в Турции сирийских предприятий было незначительным. Их количество увеличивалось постепенно и
1 Кружок арабских экономистов (Cercle des économistes arabes), созданный в 2009 г. в Париже, проводит исследования по экономическим и финансовым проблемам арабских стран. - Прим. реф.