ковиков к переходу в другие центры шелкоткачества, и отнюдь не всегда это было высокоразвитое производство. Это давало возможность найти более благоприятные условия работы. Однако это был личный выбор, и в каждом отдельном случае, как показывают источники, ситуация была сугубо индивидуальной. Благодаря миграции и экспорту, часто запрещенному, итальянская шелковая мануфактура пережила существенное развитие, увеличилось число центров производства и значительно улучшилось качество продукции.
И.Е. Эман
ИСТОРИЯ РОССИИ, СССР И ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
2017.04.009. ИВАНОВ А.Е. УЧЕНОЕ ДОСТОИНСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII - НАЧАЛО XX ВЕКА. ПОДГОТОВКА И НАУЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПРОФЕССОРОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. - М.: Новый хронограф, 2016. - 656 с.
Ключевые слова: Российская империя, XVIII - начало XX в.; высшая школа; научно-педагогические кадры; система аттестации.
Монография д-ра ист. наук А.Е. Иванова, удостоенная Ма-карьевской премии, посвящена истории отечественной системы аттестации научно-педагогических кадров высшей школы Российской империи XVIII - начала XX в.
Книга, написанная на основе архивных и опубликованных источников, состоит из введения, шести глав («Люди науки, ученые степени и звания в XVIII в.»; «Институт научной аттестации профессоров и преподавателей императорских университетов и православных духовных академий в XIX - начале XX в.»; «Системы подготовки научно-педагогических кадров высшей школы Российской империи. Первая половина XIX в.»; «Институт заграничной научной командировки в процессе подготовки научно-педагогических кадров (30-70-е годы XIX в.)»; «Новая реальность: "профессорские стипендиаты". 60-е годы XIX - начало XX в.»; «"Технология" научной аттестации членов ученого корпуса»), «Вместо заключения», приложений и указателей (авторского и учебных заведений).
Автор пишет, что ученые степени не только являлись символом научной квалификации. Они были сопряжены с правом их носителей на определенное должностное положение в преподавательском корпусе коронной высшей школы (профессор, адъюнкт, доцент, приват-доцент), а также с привилегией ускоренного чинопроизводства согласно Табели о рангах, и, наконец, с повышением сословного статуса недворян (почетное гражданство, личное и потомственное дворянство). «В карьере российского преподавателя высшей школы, где сосредотачивались основные научные силы страны, ученые степени занимали кардинально значимое место» (с. 7).
К XVIII в. (начиная с 1720-х годов) восходят самые дальние истоки истории отечественного института научной аттестации с его неизменной атрибутикой: системой подготовки профессоров и преподавателей путем заграничных командировок и оставления в качестве стипендиатов при Московском университете, испытаниями на ученые степени (экзамены, защита диссертации) для должностного назначения. «Семь с небольшим десятилетий (до начала XIX в.) составили особый, предысторический ее этап, на протяжении которого зародились идеология и традиция формирования национальной научной элиты в лице деятелей Российской академии наук, членов профессорско-преподавательского корпуса Академического и Московского университетов, прочих высших учебных заведений» (с. 57).
В атрибутику научно-аттестационного процесса XVIII в. входили фактически все ученые степени, в разное время бытовавшие в европейских университетах, - доктор, магистр, бакалавр. Особняком стояла степень «кандидат в доктора медицины», имевшая чисто российское происхождение и предназначение.
Присуждение ученых степеней не регламентировалось специальными законодательно-нормативными предписаниями, а потому во многом носило спонтанный, бессистемный характер, нередко определяемый усмотрением начальства, текущими потребностями формирования профессорско-преподавательской коллегии Акаде-мического1 и Московского университетов.
1 Академический университет Петербургской академии наук, существовал с 1724 по 1766 г.
Как государственное установление система научной аттестации в Российской империи сформировалась в первой половине XIX в. Ее оперативным «инструментом» являлся институт ученых степеней - «студент» или «действительный студент» (до 1837 г.), «кандидат» (до 1884 г.), «магистр», «доктор наук» (обе - до 1918 г.). Эта система изначально не представляла собой единой автономной в организационном смысле структуры (как современная ВАК) вплоть до 1918 г., когда была разрушена советской властью.
Впервые общие принципы научной аттестации в законодательном порядке были сформулированы в начале XIX в. в связи с созданием в России университетской системы. «Высочайшим» указом от 24 января 1803 г. «Об устройстве училищ» старейшему Московскому и только еще открываемым университетам (немецкому -в Дерпте, русским - в Казани и Харькове) предписывалось «право давать ученые степени или достоинства» (с. 61).
Что же касается процедур присуждения ученых степеней, то первоначально в разных университетах они не являлись воспроизведением одна другой, поскольку регламентировались собственными инструкциями, собственными университетскими Советами профессоров и утвержденными вышестоящими бюрократическими инстанциями. Это была дань нормам академической автономии европейского типа, декларируемым университетскими уставами начала XIX в.
«Положение о производстве в ученые степени» (48 параграфов) от 20 января 1819 г. - первый в России общий законодательный статут института научной аттестации - было коренным образом реформировано «с целью придания ему строгого унифицированного, обязательного для всех университетов строения, с единой правовой основой, универсальным процедурным регламентом» (с. 62). С 1837 г. фундаментальной нормой научной аттестации стало обязательное требование, чтобы ученая степень, на которую претендовал соискатель, по разряду наук соответствовала тому факультету, который тот окончил (с. 135).
Автор считает, что образовательные институции, определяемые им как «всеуниверситетские аспирантуры», олицетворяли опыт изыскания оптимальной формы воспроизводства научно-педагогических кадров высшей квалификации. Уникальность опыта деятельности «всеуниверситетских аспирантур» видится и в инсти-
туционально-организационной формализации процесса подготовки профессорско-преподавательских кадров. Он зиждился на сочетании российского университетского образования соискателей профессуры и адъюнктуры с их заграничной стажировкой, статус которой трансформировался из общеобразовательного в научный. И данное «двуединство стало "технологической" парадигмой процесса воспроизводства национальных научно-педагогических кадров, осуществляемого Министерством народного просвещения» (с. 230).
Кандидатским, магистерским и докторским экзаменами предварялась защита диссертаций - кандидатской (до 1884 г.), магистерской (до 1917 г.), докторской (до 1864 г.) в университетах. Относительно простыми были экзамены кандидатские. На протяжении 80 лет своего существования они протекали в русле выпускных экзаменов по единой программе полного университетского курса в общих испытательных комиссиях при факультетах и их отделениях для соискателей ординарного звания «действительный студент» и «кандидат» для получения университетского диплома с отличием и имели учебный, а не чисто научно-квалификационный смысл. Вместе с тем кандидатская степень (как с 1884 г. - просто диплом с отличием) изначально была встроена в систему научной аттестации, поскольку приоткрывала перед ее носителем дверь в науку посредством приобщения его к категории «оставленных при университете», состоявшей только из отлично завершивших университетский курс наук (с. 341).
С 1864 г. через испытания, предварявшие диссертационный диспут, проходили только соискатели магистерской степени, в большинстве состоявшие из так называемых «оставленных при университете для подготовки к профессорскому званию». Докторанты же, освобожденные от экзаменационных перегрузок, полностью были сосредоточены на научно-исследовательской работе, претворяемой в диссертационные монографии (с. 370).
После введения в действие «Положения» от 4 января 1864 г. об ученых степенях процедура магистерских экзаменов изменилась. Утверждение этим законом 39 разрядов наук, по каждому из которых присуждались ученые степени, спрессовало сроки экзаменационного процесса. Безвозвратно миновали времена, когда на это требовались месяцы, а нередко и годы. Теперь магистерские экзамены укладывались в несколько дней (с. 378). Для получения сви-
детельства на право преподавания в звании приват-доцента требовалось по сдаче магистерских экзаменов прочесть две лекции - одну «по назначению факультета», другую - «по собственному выбору» (с. 387). К 1864 г. статус университетской диссертации (магистерской и докторской) сформировался окончательно. Ее защита стала кульминацией научно-аттестационного цикла в университетах. Формирование всероссийского ученого корпуса «зиждилось на тщательной селекции будущих преподавателей университетов по признакам природного таланта и приверженности, в первую очередь, науке и во вторую - ученым степеням» (с. 421).
По мере развития и укрепления статуса отечественной науки, смены поколений российских ученых повышались требования и к научному содержанию диссертаций, особенно докторских, как к самостоятельным исследованиям, нарастал и их объем. Во второй половине XIX - начале XX в. диссертации (магистерские и докторские) представляли собой солидные монографии объемом в 200400 и более типографских страниц, в то время как докторская диссертация в западноевропейских университетах не превышала 4050 страниц (с. 429).
«Диссертацию на степень магистра и доктора может заменить самостоятельное ученое сочинение, хотя бы написанное и не с целью получения ученой степени, если только оно относится к тому разряду наук, по которому кандидат или магистр ищут ученых степеней. Представленные с этой целью сочинения рассматриваются и защищаются тем же порядком, как и диссертации» (с. 433). Этот законодательный тезис зафиксировал факт превращения научно-аттестационного процесса в важнейший фактор наращивания массива научных публикаций и развития отечественной науки.
Установление «Положением» 1864 г. (§26) порядка непременной публикации диссертаций «на свой счет» поставило большинство соискателей ученых степеней в затруднительное материальное положение. На этот предмет требовалась немалая для начинающего ученого сумма: В.О. Ключевскому это обстоятельство грозило стать главным препятствием к получению в 1872 г. магистерской степени. Ему помогло только участие в его судьбе книгоиздателя К.Т. Солдатенкова, на свой счет издавшего диссертацию. Некоторые соискатели в какой-то степени компенсировали свои траты на публикацию диссертации путем продажи книги.
Завершающим аккордом обсуждения диссертации на факультете было объявление «во всеобщее сведение» о дне и часе защиты (с. 454). Диссертация рассылалась по довольно широкому кругу адресов. На протяжении XIX в. диссертационный диспут превратился в заметное явление культурно-общественной жизни университетских городов (с. 465).
Диспуты были демократичны по составу участников. Главными действующими лицами диссертационного диспута были, с одной стороны, соискатель ученой степени, с другой - оппоненты официальные и неофициальные. Назначение официальным оппонентом не требовало наличия у последнего ученой степени того же калибра, на которую претендовал соискатель. Официальными оппонентами могли стать назначенные факультетом младшие преподаватели, даже не обладавшие учеными степенями.
Обращает на себя внимание и факт непременного оппонирования научных руководителей своим ученикам-магистрантам: С.М. Соловьева - В.О. Ключевскому, В.И. Герье - Н.И. Карееву, В.О. Ключевского - П.Н. Милюкову и т.д. Самолюбие соискателей не принято было щадить. Правда, и они могли платить той же монетой своим оппонентам. Таковы были неписаные правила научного диспута.
Важная роль в диспуте принадлежала неофициальным («сторонним») оппонентам. Их состав не регулировался ни количественно, ни с точки зрения образовательного ценза, профессиональных занятий и т.д. (с. 476).
Диспут сам по себе и официальное оппонирование «находились под пристальным вниманием ученой корпорации и культурной общественности, а потому имели высокий репутационный статус» (с. 482). Время дискуссии по обычаю не регламентировалось и ученые споры в силу сложившейся еще в Средние века традиции могли, теоретически, идти хоть всю ночь напролет.
По завершении прений сторон оглашался отзыв факультета о диссертации. Финалом диспута было совещание членов факультета, выносившее открытым голосованием вердикт о присуждении ученой степени. О результатах факультетского голосования декан делал представление в Совет университета, который и утверждал их. В конечном счете новоиспеченные магистры и доктора наук получали диплом, до 1864 г. подписанный министром народного
просвещения, после - ректором университета, а также нагрудные знаки: доктора наук - золотой с серебряным лавровым венком и буковой «Д», магистры - серебряный с золотым лавровым венком и буковой «М». В духовных академиях до 1869 г. ученая степень «магистр» утверждалась Комиссией духовных училищ местного духовного учебного округа.
За без малого два века в российских университетах, духовных академиях, ветеринарных институтах «было защищено около 7 тыс. магистерских и докторских диссертаций по фундаментальным наукам (история, филология, естествознание, юриспруденция), медицине, включая фармацию и ветеринарию, богословию. 85% (около 6 тыс.) авторов этих диссертационных штудий являлись выпускниками университетов, где и обрели ученые степени магистров и докторов наук» (с. 495).
В 1831-1913 гг. медицинскими факультетами российских университетов было выдано около 3 тыс. докторских дипломов; 1230 (40%) из них были получены защитившими диссертации в Дерптском (Юрьевском) университете (с. 497). В 1814-1918 гг. были защищены 645 богословских магистерских и докторских диссертаций (с. 498).
Двухсотлетняя история отечественного института подготовки ученых кадров и их научной аттестации посредством ученых степеней юридически была разрушена в октябре 1918 г. (с. 501). 9 января 1934 г. Совнарком СсСр принял постановление «Об ученых степенях», которым устанавливались ученые степени кандидата и доктора наук и соответствующие им ученые звания ассистента, доцента и профессора, а в научно-исследовательских институтах -звания младшего, старшего научных сотрудников и действительного члена НИИ. Обретение ученых степеней кандидата и доктора наук непременно обусловливалось сдачей кандидатских экзаменов и публичной защитой диссертаций. «Новым оказалось старое, выработанное на протяжении XVIII - начала XX в.» (с. 509).
В.М. Шевырин