Научная статья на тему '2017. 02. 029. Вивиано Р. Бенедикт XVI, ислам и христиано-мусульманские отношения. Viviano R. Benedict XVI, Islam and Christian-Muslim relations // the downside review. - Somerset, 2016. - p. 1-21'

2017. 02. 029. Вивиано Р. Бенедикт XVI, ислам и христиано-мусульманские отношения. Viviano R. Benedict XVI, Islam and Christian-Muslim relations // the downside review. - Somerset, 2016. - p. 1-21 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЕДИКТ XVI (ЙОЗЕФ РАТЦИНГЕР) / КАТОЛИЦИЗМ / ИСЛАМ / МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ / МОНОТЕИЗМ / ХРИСТИАНСКО-ИСЛАМСКИЙ ДИАЛОГ / ТЕОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ / ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 029. Вивиано Р. Бенедикт XVI, ислам и христиано-мусульманские отношения. Viviano R. Benedict XVI, Islam and Christian-Muslim relations // the downside review. - Somerset, 2016. - p. 1-21»

модели прикладной этики, чтобы при выборе тем исследования, которые могут иметь отношение к вопросам религиозной этики, политики, теории познания или метафизики, оценивать их с точки зрения их актуальности для конкретных современных проблем (с. 54-55).

С.В. Мельник

2017.02.029. ВИВИАНО Р. БЕНЕДИКТ XVI, ИСЛАМ И ХРИ-СТИАНО-МУСУЛЬМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. VIVIANO R. Benedict XVI, Islam and Christian-Muslim relations // The downside review. - Somerset, 2016. - P. 1-21.

Ключевые слова: Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер); католицизм; ислам; межрелигиозный диалог; монотеизм; христианско-исламский диалог; теология религий; религиозный опыт; история религий.

Папа Римский Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер) является выдающимся теологом, который в своих трудах значительное внимание уделял осмыслению проблем соотношения христианства и других религий. Хотя в творческом наследии Бенедикта XVI отсутствует отдельное системное исследование об исламе, эта тема многократно затрагивалась им в различных его работах, публичных выступлениях и интервью. По мнению автора, благодаря глубокому анализу теологии ислама и христианско-исламских отношений, а также широкой общественной деятельности в качестве папы Римского, Бенедикту XVI удалось внести весомый вклад в развитие католическо-мусульманского диалога (с. 1-3).

Для понимания позиции Бенедикта XVI по отношению к исламу и задачам христианско-мусульманского диалога, указывает автор, необходимо рассмотреть эту тему в более широком контексте концепции теологии религий бывшего папы Римского. В католической мысли после II Ватиканского собора (1962-1965) можно выделить два основных подхода к теологии религий. Первый из них, представленный в том числе Ж. Даниэлу и А. де Любаком, указывает на позитивную ценность разных религий в качестве этапов реализации божественного плана по спасению человечества и подготовке к принятию совершенного откровения, явленного во Христе. Согласно второй позиции, которая разрабатывалась К. Ра-

нером, и в нехристианских религиях таинственно действует благодать. Й. Ратцингер специфическим образом объединил два эти подхода, при этом наиболее важным, с его точки зрения, является «феноменологический» анализ разных религий, а не абстрактное их классифицирование в соответствии с критерием «спасительности нехристианских религий», на основании которого строится традиционная католическая теология религии (модели эксклюзивизма, инклюзивизма и плюрализма) (с. 3-4).

В рамках «феноменологического» исследования религиозной истории человечества Бенедикт XVI выделял три основных этапа: «естественная религия» (natural religion), «мифическая религия» (mythical religions) и «мистическая религия» / «монотеизм». По мнению Й. Ратцингера, мифическая религия «эволюционным» образом переходит в мистическую религию и «революционным» -в монотеистические религии авраамического типа, в которых трансцендентное выступает «активным» началом, которое «вторгается» в историю человечества и устанавливает личные отношения с верующим. В библейской традиции святость вырастает не из внутреннего достояния человека, а достается ему «извне» в результате откровения Бога и приобщения к Его благодати. Наиболее существенным отличием монотеистических религий авраамического типа от мистических религий, где, как, например, в индуизме, также может признаваться существование единого Бога, является представление о конечной цели духовной практики. «Мистика идентичности» предполагает слияние верующего с Богом, осознание тождества глубинной природы человека и Абсолюта. Библейская религиозность строится на представлении о принципиальном различии Творца и твари, их диалогическом взаимодействии, которое должно привести к полной покорности человека Богу и приобщению к Его благодати. В этом контексте важно понимать, что, говоря об исламе, Бенедикт XVI рассматривает его как типологически родственную с иудаизмом и христианством религию (с. 5-6).

Й. Ратцингер неоднократно отмечал, что ислам является сложной и неоднородной традицией, отождествление ислама в целом, который является «благородной» религией, с экстремизмом и терроризмом неправомерно. В этом контексте Бенедикт XVI указывал на важность документа «Общее слово для нас и вас» («А Common Word between Us and You») (2007), являющегося откры-

тым письмом, подписанным мусульманскими учеными и религиозными деятелями, к лидерам христианства. Основной идей письма является призыв к миру, который, по мнению авторов, может основываться на осознании близости христианства и ислама, выражающейся в особой важности для обеих религий принципов «любви к Богу» и «любви к ближнему». Бенедикт XVI неоднократно указывал на принципиальное отличие понимания христианами и мусульманами отношений общества, политики и религии, поскольку, согласно исламу, социальные отношения должны регулироваться нормами шариата. При этом христиане и мусульмане разделяют основные религиозные ценности - веру в Бога и необходимость повиновения Ему, а также встречают одни и те же вызовы современности, одним из главных из которых является «радикальный секуляризм» (с. 7-10).

Автор рассматривает позицию Бенедикта XVI по поводу богословских и богословско-антропологических оснований христиа-но-мусульманского взаимодействия (в том числе религиозный опыт «божественного зова», вырывающего человека из повседневности), указывает на принцип религиозной свободы как необходимое условие и важнейшую составляющую межрелигиозного диалога (с. 10-13). Христиане и мусульмане призваны свидетельствовать о Боге, который является источником их религий, и способствовать тому, чтобы трансцендентный Творец занял надлежащее место в жизни этого мира. Такое свидетельство может выражаться в служении человечеству посредством миротворчества, утверждения принципов достоинства и неотъемлемых прав человека, противостояния идеологии морального релятивизма (с 13-14).

На практическом уровне христианско-мусульманский диалог должен включать в себя следующие составляющие: «богословский обмен», направленный на признание и развитие имеющихся духовных связей; совместный поиск истины; культивирование особого значения и огромного потенциала человеческого разума в отношении вопросов веры и истины. В ходе встречи с верховным муфтием Иерусалима, Бенедикт XVI сформулировал ряд тем, вокруг которых может развиваться христианско-мусульманский диалог: теологическое исследование того, как принцип единства Бога связан с пониманием единства человечества; божественная любовь как интенция к созданию мира и основа промысла о каждом человеке;

изучение божественного закона, записанного «в звездах и внутри человеческого сердца», и др. По мнению Й. Ратцингера, признаками подлинного диалога между христианами и мусульманами являются: искренность; глубокие знания друг о друге; радость как знак признания общих религиозных ценностей; уважение различий; стремление к миру и гармонии как проявление праведности (с. 14-15).

В заключение статьи автор описывает вклад Бенедикта XVI в развитие диалога католицизма и ислама. Во-первых, Й. Ратцингер предпринял попытку осмысления ислама во всей его сложности и «изнутри», исходя из логики и принципов самой этой духовной традиции, призывал к глубокому и вдумчивому отношению к религиям со стороны диалогических партнеров. Во-вторых, Бенедикт XVI рассматривал диалог христиан и мусульман не как одну из возможных, востребованных в современных условиях опций, а как необходимое выражение общего призвания служения человечеству, являющегося следствием веры в единого Бога. В-третьих, Бенедикт XVI призывал последователей ислама взять ответственность за экстремистские искажения своей традиции и «плохих мусульман», осудить эти проявления религии и бороться с ними, чтобы в мире существовал только «благородный ислам» (с. 15-16).

С.В. Мельник

2017.02.030. МОС Г.Д. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ И ТРАНСЦЕНДИ-РОВАНИЕ В ТЕОЛОГИИ ОТЦА ДУМИТРУ СТАНИЛОЭ. MOS G.D. Transcendence and transcending in the theology of father Dumitru Staniloae // Dialogo: Conferences & journal. - Constanta, 2015. - Vol. 2, N 2. - P. 111-122.

Ключевые слова: философия религии, трансцендентное; (са-мо)трансцендирование; трансцендентальное; человек; теология, святость; тайна; крест; надежда; любовь.

Статья Григоре Дину Моса, доктора философии (PhD) факультета православной теологии румынского Университета Бабеш-Бойяи, посвящена понятию «трансцендентности» - ключевому для теологии известного румынского мыслителя ХХ в., «патриарха румынского богословия» протоиерея Думитру Станилоэ. Он определил отношение конечного человека к бесконечному Богу как «трансцендирование». Самотрансценденция человека - это выход

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.