план проблемы модернизации и демократического развития своих стран, в частности создание взаимовыгодного модернизационного альянса (с. 320).
На фоне похолодания отношений между ЕС и Россией в 2007-2009 гг. итало-российские отношения, по выражению тогдашнего посла России в Италии А.Ю. Мешкова, стали своего рода «аномалией». В частности, в период югоосетинского конфликта в августе 2008 г., когда большинство стран ЕС активно критиковали Россию за ее действия в отношении Грузии, Италия заняла подчеркнуто сдержанную позицию. В отношении кризиса на Украине еще в начале 2014 г. министр иностранных дел Федерика Могерини (в настотящее время она занимает пост высокого представителя по общей внешней политике ЕС. - Реф.), посетив Киев, заявила о невозможности его разрешения без участия России. В декабре 2014 г. сменившей ее на посту министра иностранных дел Паоло Дженти-лони (в декабре 2016 г. он стал премьер-министром Италии, сменив потерпевшего поражение на референдуме об изменении Конституции бывшего премьера Маттео Ренци. - Реф.) также призывал к диалогу сторон и отметил, что «Европа не является краном, из которого проистекают санкции» против России, эти санкции могут быть отменены. Главное, по мнению Джентилони, надо «избежать следования логике холодной войны» в отношениях с «самым важным соседом Европейского союза», заключает автор (с. 315).
В.П. Любин
2017.02.023. СТЕНТ А.Е. ПРЕДЕЛЫ ПАРТНЕРСТВА. АМЕРИКАНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ХХ1 СТОЛЕТИИ. STENT A.E. The Limits of Partnership. U.S. - Russian Relations in the Twenty-First Century. - Princeton: Princeton univ. press, 2015. - Х1У, 393 p.
Ключевые слова: Россия и США, XXIв.; партнерство; «перезагрузка»; украинский кризис 2014 г.
Профессор Анджела Е. Стент - директор Центра исследований Евразии, России и Восточной Европы Джорджтаунского университета. Она сотрудничала также с Госдепартаментом США (1999-2001) и Национальным советом по разведке (National Intelligence Council) (2004-2006), с 2004 г. член Валдайского клуба, в
2008 г. - приглашенный профессор МГИМО. Среди ее монографий -«Соперники столетия: Германия и Россия в новой Европе», «Россия и возрождение Германии: объединение, крах СССР и новая Европа»1. Задачу своего исследования автор видит в том, чтобы дать ответы на главные вопросы по теме отношений между двумя странами: почему оказалось настолько трудным после холодной войны развивать продуктивное партнерство между США и Россией, в чем заключаются наибольшие трудности, почему приоритеты так часто не совпадают?
Книга состоит из введения, пролога и 12 глав: «Пролог. Джордж Буш и возрождение России»; 1. «Шоу Билла и Бориса»;
2. «Переосмысление проблем евроатлантической безопасности»;
3. «Буш и Путин в эпоху террора»; 4. «Война в Ираке»; 5. «Цветные революции»; 6. Речь в Мюнхене»; 7. От Косово к Грузии: разные подходы»; 8. «Экономика и энергетика: вызов интересам»; 9. «Перезагрузка или перегрузка? Инициатива Обамы»; 10. «От Берлина до Дамаска: разногласия в старом и новом»; 11. «Границы партнерства»; 12. «От Сочи до Севастополя: Украинский кризис и конец перезагрузки». Книга снабжена фотографиями и списком использованных источников (в их числе десятки интервью), библиографией, именным и географическим указателем.
В реферируемой книге рассматриваются американо-российские отношения последних 25 лет, от «крушения Советского Союза» до «украинского кризиса» 2014 г. Автор начинает повествование в предисловии с описания проходившей, по ее мнению, в дружеской атмосфере встречи двух политических лидеров, относящихся к молодому поколению, вышедшему на сцену после холодной войны - президента США Б. Обамы и президента России Д. Медведева в США в июне 2010 г., когда между ними была достигнута договоренность о партнерстве в сфере инноваций. Двумя годами позже можно было наблюдать уже совсем другую сцену - в июне 2012 г. Обама встретился с Путиным во время саммита лидеров ведущих 20 государств («двадцатки») в Лос Кабосе в Мексике, это была их первая встреча после того, как Путин вернулся на пост
1 Stent A.E. Rivalen des Jahrhunderts: Russland und Deutschland im neuen Europa. - Berlin; München: Ullstein:Propylaen, 2000. - 487 S.; Stent A.E. Russia and Germany Reborn: Unification, the Soviet Collapse, and the New Europe. - Princeton: Princeton univ. press, 2000. - 320 p.
президента в Кремль. Они обсудили вопросы двусторонних и международных отношений. Тогда показалось, что начатая Обамой ранее «перезагрузка» отношений подверглась заморозке.
Намечалось, что Обама и Путин встретятся в Москве в сентябре 2013 г. Но за неделю до этого 30-летний сотрудник Национальной службы безопасности США Эдвард Сноуден запросил и получил убежище в России, которая не стала выдавать его США, несмотря на повторяющиеся просьбы американцев о его выдаче. Белый Дом отказался от саммита в Москве. Путин заявил по поводу отношений с Обамой, что они выслушали и поняли аргументы друг друга, но к согласию им прийти не удалось.
Затем последовало дальнейшее ухудшение отношений. «В марте 2014 г. Россия аннексировала Крым и начала гибридную войну на юго-востоке Украины» (с. VIII). США предприняли ряд экономических санкций против России и представителей ее руководства. К концу 2014 г. американо-российские отношения вернулись к уровню, существовавшему перед приходом к власти Горбачёва, полагает автор (с. VIII).
Для Вашингтона было постоянным вызовом развивать конструктивные и продуктивные взаимоотношения с Россией. Периоды диалога, прогресса и оптимизма сменялись напряженностью, застоем, взаимной критикой и пессимизмом. Оба президента -Билл Клинтон и Дж. Буш-младший начинали с желания улучшить отношения с Россией, но в конце их администраций отношения серьезно ухудшались. Предпринятой при Обаме «перезагрузки» хватило лишь до конца его первого срока. Потом надежды Вашингтона на налаживание отношений с Москвой чередовались с разочарованиями.
На деле отношения США с Россией после распада Советского Союза пережили не одну, а четыре перезагрузки. Первая из них, хотя и стала относительно короткой, пришлась на последний год президентства Дж. Буша-старшего, когда рождалась посткоммунистическая Россия. Вторая - при президенте Клинтоне, это была более амбициозная попытка достичь полного партнерства в 1990-е годы. К третьей перезагрузке привела инициатива В. Путина, ставшего первым зарубежным лидером, позвонившим Дж. Бушу-млад-шему после террористического нападения 11 сентября 2001 г. и предложившим ему моральную и материальную поддержку в анти-
террористической борьбе в надежде, что Россия станет полноценным партнером США. Четвертая перезагрузка произошла по инициативе Обамы, когда он пообещал обновить и улучшить американо-российские отношения после войны 2008 г. между Россией и Грузией (с. VIII).
Значение Москвы для Вашингтона неизбежно изменилось после крушения СССР, замечает Стент. Соединенные Штаты видели в СССР своего главного глобального противника и угрозу своим национальным интересам. Ракеты двух держав были нацелен друг на друга, поддерживался баланс устрашения и существовала возможность ядерного Армагеддона. Все это изменилось после коллапса Советского Союза. Его гибель сопровождалась созданием 15 новых независимых государств, из которых Россия была самой крупной и наиболее связанной с СССР. Вашингтон теперь не видел в России идеологического и военного противника. Но новая реальность стала горькой пилюлей для российского руководства и населения страны. Начиная с 1992 г. главной целью России стал возврат статуса великой державы, к которой в мире относились бы как к равной с Соединенными Штатами, но достичь этой цели не получалось. Между тем Россия оставалась заметным игроком в тех местах, где США имели свои жизненные интересы. И хотя Россия значительно утратила свое международное влияние в 1990-е годы, каждая американская администрация, начиная с 1992 г., признавала, что следует помешать России действовать в таких регионах жизненных интересов США, как Иран, Ирак, Афганистан, Ближний Восток.
Вместе с тем России к середине второго десятилетия ХХ1 столетия удалось достичь определенных успехов в экономическом развитии. Начиная с 2000 г. экономический прирост страны ежегодно составлял 7% (с. 282), говорится в книге. Россия обладает резервом в 500 млрд долл. и ежегодно получает 350 млрд долл. от экспорта нефти и газа. Произошли перемены в экономическом росте, в сфере инноваций, диверсификации экономики. При этом некоторые американцы вспоминают, что 1990-е были временем надежд, плюрализма и свободы слова в России. Для большинства же русских, напротив, 1990-е представляются теперь временем слабости, бедности и неопределенности, годами «беспорядка».
В своей книге автор анализирует перспективы отношений так, как они видятся с двух сторон - из США и из России. В исследовании учтены результаты бесед с бывшими и нынешними высокими чиновниками в двух странах. Монография построена по хронологическому принципу, за исключением главы, касающейся отношений в сфере торговли и энергетики. Стент замечает, что Россия играет во внешней политике США иную роль, чем США во внешней политике России. Американские руководители полагают, что Россия менее важна для США, они считают, что России надо признать эту асимметрию и на данной основе выстраивать дальнейшие отношения, но это вызывает раздражение у российского руководства. Намерение Путина произвести перезагрузку в 2001 г. было попыткой установить стратегическое партнерство на равной основе, так, как будто бы этой асимметрии не существует.
В разделе «Скромная перезагрузка» отмечается, что американская администрация Буша-старшего в 1992 г., после распада Советского Союза, старалась избежать «триумфальной риторики». В Вашингтоне сознавали, что к России в трудный для нее переходный момент следует относиться с пониманием. Американская администрация проводила ту же политику, как и во время падения Берлинской стены в ноябре 1989 г. На месте прежнего антагониста -СССР - возникли новые государства с новыми границами, а сама Россия географически уменьшилась и стала такой, какой была в XVII столетии. В Америке 1992 год был годом выборов, поэтому России не могли уделять много внимания, сосредоточившись на главных вопросах отношений с ней - о ядерном оружии и экономической помощи. В то же время США открыли свои посольства во всех новых постсоветских странах, на чем настоял госсекретарь США Джеймс Бейкер.
В следующих главах Стент рассматривает эволюцию американо-российских отношений в годы правления Клинтона и Ельцина. В связи с новыми установками и планами НАТО и предложением с ее стороны программы «Партнерства ради мира» Ельцин напрямую спросил американцев, означает ли это для России «партнерство или членство»? Его заверили, что это означает партнерство для всех государств участников программы без того, чтобы они обязательно стали потом членами. «Партнерство ради мира» было гибкой программой, пишет автор, и целью ее разработчиков было
«более эффективно вовлечь в нее Россию» (с. 40). Автор кратко затрагивает далее вопросы сотрудничества и противоречий между США и Россией во время вооруженных конфликтов на Балканах в 1990-е годы, напряженные отношения из-за войны в Чечне. Когда закончилась эпоха Ельцина и к власти пришел Путин, Запад находился в ожидании и пытался понять, насколько изменится траектория российской внешней политики (с. 48).
В главе «Буш и Путин в эпоху террора» Стент рассматривает новую попытку сближения позиций и налаживания отношений между США и Россией. Импульс был задан звонком Путина Бушу после событий 11 сентября 2001 г. Во время его первой поездки в Европу Бушу удалось добиться большего взаимопонимания не с европейскими союзниками США, а с Путиным, который предостерег его по поводу большой опасности терроризма, связанного с исламским фундаментализмом. В итоговом документе после первой встречи двух президентов в Словении 16 июля 2001 г. отмечалось, что президенты обсудили широкий круг вопросов, включая вопросы религии. На пресс-конференции Буш говорил о важности «выстраивания конструктивных и уважительных отношений между Соединенными Штатами и Россией», а Путин о том, что «мы рассчитываем на прагматические отношения между Россией и Соединенными Штатами» (цит. по: с. 61).
Оба лидера обсудили вопрос о важности вступления России в ВТО, они придерживались разного мнения по вопросу о противоракетной обороне и расширении НАТО. Путин напомнил, что в 1954 г. СССР поставил вопрос о своем приеме в НАТО. Он заявил, что в прибалтийских странах нарушаются права этнических русских. После этой встречи Буш говорил, что Путин «честный, прямой человек, любящий свою страну, свою семью, мы разделяем много общих ценностей, я вижу в нем выдающегося лидера» (цит. по: с. 62). Во время первого и второго сроков двух президентов происходили частые встречи министра обороны Сергея Иванова и советника президента по национальной безопасности Кондолизы Райс с обсуждением развития двусторонних отношений и международных проблем, на которых достигалось взаимопонимание. И все же К. Райс не совсем нравилось то, как Буш воспринимает Путина. Еще прямее и без особой дипломатии выразился Колин Пауэлл: «Я смотрю в его глаза и вижу КГБ» (там же). Впоследст-
вии и сам Буш писал с сожалением, что «Путин дал мне повод пересмотреть мое отношение к нему» (там же).
Далее автор пишет о том, как готовилась война в Ираке и каковы были разногласия американцев по этому поводу как со своими союзниками - Францией и Германией, так и с Россией. Все это ясно проявилось во время приезда Буша и других политических лидеров на празднование 300-летия С.-Петербурга летом 2003 г. Не раз затрагивался и вопрос отношения к Ирану.
Стент останавливается затем на том, как изменились отношения между Россией и США после «революции роз» в Грузии и прихода к власти Саакашвили. За этим последовала «оранжевая революция» на Украине, приход к власти Ющенко, настроенного не слишком дружественно к России. К этому добавилась «тюльпановая революция» в Киргизии, хотя она и не привела к напряженности между США и Россией, чего нельзя сказать о последовавших событиях с подавлением антиправительственного восстания в Андижане в Узбекистане (с. 118). Из-за всех этих событий и острой критики со стороны России по поводу поддержки США «цветных» революций отношения между двумя странами стали ухудшаться.
Автор анализирует в шестой главе речь Путина в Мюнхене 2007 г., в которой была высказана недвусмысленная критика политики Запада по отношению к России, обиды последней по поводу расширения НАТО в Европе и политики Запада на постсоветском пространстве. Уже до этого в американо-российских отношениях нарастала напряженность. Речь вице-президента США Чейни на конференции в Вильнюсе в мае 2006 г. о поддержке американцами демократий в странах Восточной Европы и постсоветского пространства вызвала негативную реакцию в политических кругах в Москве, хотя министр иностранных дел РФ С. Лавров отказался считать ее объявлением новой холодной войны.
Россия к тому времени неоднократно заявляла о наличии своей, особой «суверенной демократии», не похожей на американскую. Буш позднее заявил, что «базовой ДНК» России является централизованная авторитарность. «Суверенная демократия» стала мантрой российского политического класса, хотя Путин на встрече в Валдае в 2007 г. назвал ее спорным термином (с. 142). До этого на саммите лидеров «восьмерки», проходившем в июне 2006 г. в Кон-стантиновском дворце близ Санкт-Петербурга, Путин стремился
показать, что Россия после десятилетнего периода слабости вернулась в число великих держав. В США уже тогда стали раздаваться призывы исключить Россию из «восьмерки», о чем говорили некоторые представители Конгресса, в том числе такой критик России, как сенатор Джон Маккейн.
Чтобы прояснить и выправить ситуацию после Мюнхенской речи Путина, Буш пригласил его в июле 2007 г. приехать на неформальную встречу, на рыбалку в семейное имение Бушей на небольшом полуострове на берегу Атлантического океана в штате Мэн. Три президента - Буш-младший, Буш-старший, а также Путин отдыхали и занимались рыбалкой, попутно выясняя, что можно сделать для устранения напряженности между двумя странами. Путин предложил американцам, вместо строительства новых станций ПВО в Польше и Чехии, совместно использовать российские станции ПВО в Армавире и Габале в Азербайджане. Но Вашингтон не отказался от своих планов (с. 158).
Автор отмечает дальнейшее ухудшение американо-российских отношений после войны в Грузии (август 2008 г.). Он подробно останавливается на торгово-экономических отношениях между США и Россией.
Заключительные главы посвящены эволюции отношений при первом президентстве Обамы и президентстве Медведева в 20082012 гг. Предпринятая попытка «перезагрузки», ошибочно переведенной американскими переводчиками как «перегрузка» (что стало символичным, как гласит подпись под помещенной в книге фотографией, на которой госсекретарь Хилари Клинтон и министр иностранных дел С.В. Лавров в марте 2009 г. держат в руках символическую кнопку перезагрузки и нажимают на нее), после первоначального кажущегося успеха сменилась новым витком ухудшения отношений. Особенно натянутыми они стали после того, как в мае 2012 г. начался третий президентский срок Путина. Напряженность проявилась в ходе подготовки и проведения зимних Олимпийских игр в Сочи, которые, впрочем, прошли без всяких инцидентов. Но одновременно развивались драматические события на Украине, которые позднее вызвали острый кризис в отношениях России с западными странами. Причиной стали «аннексия Крыма и начало гибридной войны на востоке Украины», пишет автор (с. 285). Россия лишилась членства в «восьмерке» ве-
дущих индустриальных стран и в Совете Европы, перестали функционировать как прежде Совет Россия-НАТО и механизм партнерства и сотрудничества Россия-ЕС. В целом отношения России с Западом, предпринявшим экономические санкции против России, на которые она ответила контрсанкциями, откатились назад.
По прогнозу автора, «в ближайшем будущем американо-российские отношения останутся крайне неустойчивыми». Сотрудничество по многосторонним вопросам и неотложным проблемам будет продолжено, но надежды на обновленное двустороннее партнерство испарились. В долгосрочной перспективе изоляция России для Соединенных Штатов не может быть правильной политикой. Возможно, следующий президент США захочет совершить новую перезагрузку. Возможно, следующий президент России увидит мир сквозь иные очки. Но наиболее вероятно то, что и «в будущем американо-российские отношения будут развиваться в определенных пределах» (с. 306).
В.П. Любин
2017.02.024. ЧЕЙМИДЗ Дж. ВАТИКАН, НАЦИСТСКИЙ ФАШИЗМ И СОЗДАНИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО АНТИКОММУНИЗМА В 1930-е годы.
CHAMEDES G. The Vatican, nazi-fascism and the making of transnational anticommunism in the 1930 s // J. of contemporary history. -L., 2016. - Vol. 51, N 2. - P. 261-290.
Ключевые слова: Ватикан; фашизм в Италии; нацизм в Германии; транснациональный антикоммунизм.
Профессор Европейской международной истории (Висконсин, Мэдисон) рассматривает масштабную транснациональную антикоммунистическую кампанию, проводившуюся Ватиканом в начале 1930-х годов. Этой теме, считает автор, уделено крайне мало внимания, хотя история антикоммунизма, казалось бы, всесторонне исследована. В статье, опирающейся на новые архивные материалы, основное внимание уделено изучению деятельности организации «Секретариат по атеизму», занятой распространением формы антикоммунизма, основанной на католическом учении. Секретариат стремился поддержать позиции Римской католической церкви в международных делах, объединить католические группы по всей