Научная статья на тему '2017. 02. 022. Зонова Т. В. История внешней политики Италии. - М. : Международные отношения, 2016. - 350 с. - (история внешней политики зарубежных стран)'

2017. 02. 022. Зонова Т. В. История внешней политики Италии. - М. : Международные отношения, 2016. - 350 с. - (история внешней политики зарубежных стран) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1769
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТАЛИЯ / СЕРЕДИНА XIX НАЧАЛО XXI В / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ИСТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 022. Зонова Т. В. История внешней политики Италии. - М. : Международные отношения, 2016. - 350 с. - (история внешней политики зарубежных стран)»

лями - боснийские сербы Г. Принцип и Н. Габринович. Всего в группу исполнителей преступления входили шесть террористов. Связующим звеном между Танковичем и молодыми сербами был М. Цыганович. Благодаря Танковичу было получено оружие - «четыре бельгийских пистолета "Provenienz" и шесть бомб из сербского армейского арсенала в Крагуеваце» (с. 220).

Преступление Димитриевича-Аписа не могло остаться безнаказанным. Он был арестован сербскими властями в марте 1917 г. и обвинен в государственной измене. В июне (или июле) 1917 г. Д. Димитриевич-Апис был расстрелян в пригороде Салоников. Процессу в Салониках и посвящена вышеупомянутая книга Б. Нешковича.

Рассматриваемый Л. Вернером документ был написан Ди-митриевичем-Аписом в 1917 г., в то время, когда он был обвинен в организации очередного покушения на сербского принца-регента Александра. Текст был написан на четырех страницах, прокомментирован Б. Нешковичем и переведен им с сербскохорватского на немецкий язык. Димитриевич-Апис пишет, что он принял окончательное решение об убийстве эрцгерцога Франца Фердинанда только после заверений российского военного атташе в Белграде полковника Виктора Артаманова (Артамонова) в том, что Россия не оставит Сербию без военной поддержки в случае австрийского нападения (с. 222).

Перед военным атташе России в Сербии Виктором Артамоновым (1873-1942), считает автор, стояла цель ведения пропагандистской деятельности с активистами организации «Черная рука». В годы Первой мировой войны, участвуя в ней на стороне Сербии, он «поддерживал связи с Димитриевичем-Аписом» (там же).

О. В. Бабенко

2017.02.022. ЗОНОВА ТВ. ИСТОРИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИТАЛИИ. - М.: Международные отношения, 2016. - 350 с. - (История внешней политики зарубежных стран).

Ключевые слова: Италия, середина XIX - начало XXI в.; внешняя политика; история.

В монографии профессора МГИМО, д-ра ист. наук Т. В. Зоновой «впервые на русском языке систематически представ-

лена внешняя политика Италии со времени образования Королевства Италии в 1861 г. вплоть до событий начала ХХ1 в.». Внешнеполитический курс разбит на периоды, соответствующие чередованию внутриполитических режимов: монархического либерального, монархического фашистского, республиканско-демократического. Показаны константы итальянской внешней политики: европеизм и атлантизм, деятельность страны в Средиземноморском регионе и на Балканах, участие Италии в военно-политических блоках. Рассмотрены отношения с отдельными странами, в их числе с Россией, при этом итало-российским связям уделено особое внимание. В книге рассказывается также о видных политических деятелях, руководителях итальянского внешнеполитического ведомства, известных дипломатах (с. 4).

При работе над данной книгой были использованы многочисленные источники, касающиеся внешней политики Италии. Еще в 1946 г. была создана комиссия по публикации итальянских дипломатических документов, просуществовавшая до 2012 г. Далее этим стал заниматься Генеральный секретариат МИДа по вопросам историко-дипломатического анализа, программирования и документации. В Министерстве иностранных дел и международного сотрудничества, так теперь называется внешнеполитическое ведомство Италии, со времен Кавура хранятся коллекции международных договоров (200 тыс. томов) по проблемам внешней политики и международных отношений. Там же находятся так называемые Зеленые книги, касающиеся внешнеполитических проблем. Современная внешняя политика освещается в работах римского Института международных дел (IAI) и миланского Института международных политических исследований (ISPI).

Автор называет имена зарубежных, в основном итальянских историков, занимавшихся историей внешней политики Италии - от Э. Ди Нольфо до Б. Виджецци и др., отмечены российские италья-нисты - от В П. Гайдука до С.А. Дорофеева и др. (с. 13).

Монография состоит из введения и 16 глав. Книга снабжена хронологической таблицей, списком источников, а также списком литературы (отметим, что она рекомендована Учебно-методическим объединением вузов РФ в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Международные отношения и Регионоведение»).

В соответствии с решениями Венского конгресса 18141815 гг., говорится во введении, на Апеннинском полуострове и островах появилось десять государств: Сардинское королевство, Королевство Ломбардия-Венето, Великое герцогство Тосканы, четыре Герцогства - Пармы и Пьяченцы, Модены и Реджо, Массы и Каррары, Луки, Папское государство, Республика Сан-Марино, Королевство Обеих Сицилий. В движении за объединение Италии -Рисорджименто борьба за создание национального государства слилась с борьбой за независимость.

В огне революции 1848-1849 гг. началась война с Австрией, под ее владычеством оставались Трентино, Южный Тироль и Венеция-Джулия, пишет автор. Король Сардинского королевства (другое название - Пьемонт, по имени его центральной части. -Реф.) Карл Альберт поддержал антиавстрийские восстания в Милане и Венеции. Поражение Сардинского королевства в этой Первой войне за независимость с Австрией привело к его отречению и передаче короны сыну - Виктору Эммануилу II.

Премьер-министр К. Бензо ди Кавур вынашивал планы объединения Италии под эгидой Сардинского королевства и намеревался заручиться для этого поддержкой Франции, Англии и Пруссии. С этой целью были направлены пьемонтские войска на Крымскую войну, которую вели Англия и Франция против России. В 1859 г. Кавур подписал с Наполеоном III Пломбьерские соглашения, по которым в обмен за будущее объединение Италии Пьемонт уступал Франции Ниццу и Савойю. В итоге Второй войны за независимость 1859 г. против Австрии союзная Франция в соответствии с предыдущими соглашениями передала Пьемонту Ломбардскую область (с. 9).

В 1860 г. Дж. Гарибальди возглавил поход так называемой «Тысячи» добровольцев на юг полуострова, продвижение его войска способствовало свержению правящей в Королевстве Обеих Си-цилий династии Бурбонов. Гарибальди присоединил территории этого Королевства к Пьемонту. В ходе военных действий и последующих плебисцитов к Пьемонту были присоединены территории других итальянских государств, в том числе часть Папского государства.

17 марта 1861 г. собравшийся в Турине, столице Пьемонта, парламент провозгласил создание Королевства Италии. Новое ко-

ролевство начало переговоры с соперником австрийцев Пруссией. Бисмарк предложил союз и в апреле 1866 г. Италия и Пруссия заключили договор, по которому Италии были обещаны Венеция, область Венето и Южный Тироль. После Третьей войны за независимость против Австрии в 1866 г. Королевство Италия при посредничестве Наполеона III присоединила Венецию и область Венето. Южный Тироль остался в Австрии.

В ходе франко-прусской войны 1870-1871 гг. Наполеон III был вынужден отозвать французский гарнизон, охранявший папский Рим. 20 сентября 1870 г. войска Королевства Италии заняли Рим, и с 3 февраля 1871 г. он стал столицей объединенной Италии. Папа Пий IX объявил себя «ватиканским узником» и отказался признать новое королевство. Возник так называемый «римский вопрос», решенный лишь в 1929 г. (с. 10).

После краткого экскурса в историю объединения и дальнейшего развития Италии автор приступает к анализу внешней политики страны в период от 1861 до 2016 г. Еще во введении автор называет главные исторические вехи, на фоне которых правящие верхи проводили внешнюю политику страны.

Правительства «Исторической правой», (1861-1876) находившиеся у власти после объединения страны, стремились обрести достойное место в «европейском концерте» при опоре на Францию и Англию. Пришедшая затем к власти «историческая левая» (18761887) настаивала на великодержавности Италии, которая имеет право на «место под солнцем». Желание обрести колонии и соперничество с Францией в Африке привело в 1882 г. к заключению Тройственного союза с Германией и Австро-Венгрией. Премьер-министр Ф. Криспи в конце ХК в. исповедовал имперские идеи и стремился заполучить колониальные владения. Потерпев провал в своей африканской политике, он ушел в отставку. При Дж. Джо-литти итальянская политика обрела большую гибкость. Был заключен ряд тайных соглашений с противниками Тройственного союза -Англией, Францией и Россией. В 1911 г. началась итало-турецкая война, по окончании которой колониями Италии стали Триполита-ния и Киренаика.

В начале Первой мировой войны Италия заявила о своем нейтралитете. Несмотря на то что большинство итальянцев его поддерживало, сторонникам войны - интервентистам удалось в мае

1915 г. вовлечь страну в войну на стороне Антанты. В результате Италия оказалась в лагере победителей. С одной стороны, это позволило завершить «неоконченное Рисорджименто», т.е. присоединить Южный Тироль и Фриули-Венецию-Джулию, с другой -страна оказалась в тяжелом экономическом кризисе, а большие людские потери и рост социального недовольства стали благоприятной почвой для фашистского движения, захвата фашистами власти и становления фашистского государства.

Фашистская Италия стремилась к реваншу и пересмотру решений Парижского мирного конгресса. Но вплоть до середины 1930-х годов Муссолини маневрировал и пытался договориться с Англией и Францией. Захват Италией Эфиопии привел к противостоянию с Лигой Наций, последовали санкции. Это привело к сближению Италии с нацистской Германией и заключению с нею союза. В июне 1940 г. Италия вступила во Вторую мировую войну, напав на Францию в надежде успеть на «пир победителей».

Военные неудачи, активизация движения Сопротивления, высадка англо-американцев на Сицилии и рост недовольства населения привели режим Муссолини к краху летом 1943 г. Правительство Ба-дольо подписало перемирие с англо-американцами и объявило войну Германии. В 1944 г. СССР стал первой страной, признавшей Италию и установившей с ней дипломатические отношения. В 1947 г. Италия подписала «суровые условия мирного договора». В 1946 г. после референдума появилась Итальянская республика. Была принята демократическая Конституция, вступившая в силу с 1948 г. Обозначились два направления внешней политики республики - атлан-тизм и европеизм. Страна стала союзницей США и в 1949 г. была принята в НАТО. В 1957 г. Италия вошла в ЕЭС.

Важнейшее направление внешней политики страны представляло Средиземноморье, что определялось ее географическим положением и нехваткой энергетических ресурсов. Проводимая политиками «левого центра» политика «неоатлантизма» имела целью достижение особых отношений с нефтедобывающими странами Африки и Ближнего Востока. Большое внимание уделялось Балканам. Успешно развивались отношения с Советским Союзом. Превращение Италии в индустриальную державу позволило ей занять место в «семерке» наиболее развитых стран.

Крах биполярной системы и жесткие условия Маастрихтского договора стран ЕС обусловили радикальное преобразование политической системы страны, считает Зонова. Чередующиеся у власти левоцентристская и правоцентристская коалиции попеременно делали упор то на более европейскую, то на более атлантическую политику. В настоящее время Италия определяет себя на международной арене в качестве «средней региональной державы с глобальными экономическими интересами» (с. 12). Нестабильность международной обстановки и обостряющаяся мировая экономическая конкуренция требуют от Италии большего внимания к проблемам безопасности, энергообеспечения и демографии.

В последующих 16 главах все вопросы, пунктирно обозначенные во введении, рассматриваются более подробно и детально. В главе «Основные направления внешней политики Италии в постбиполярный период» (с. 240-271) автор выступает по сути дела первопроходцем в отечественной итальянистике, освещая политику страны на международной арене в последние десятилетия. В последней главе книги «Отношения Италии с Россией» (с. 273-325) Т.В. Зонова анализирует развитие итало-российских связей за многовековой период, опираясь при этом на свои предыдущие работы по данной тематике.

В итальянских официальных документах отношения с Россией характеризуются как «стратегические» и «привилегированные». Италия стала одной из первых стран, признавших новую Россию в качестве страны - правопреемника СССР. Для России развитие отношений с Италией превратилось также в «одно из приоритетных направлений» ее внешней политики. Италия является одним из главных российских партнеров на европейском континенте, замечает автор. Фундаментальной правовой основой для плодотворного развития отношений стал Договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный 14 октября 1994 г. За ним последовал ряд двусторонних соглашений в сфере экономического, научного, культурного и гуманитарного обменов. Следует также отметить План действий в отношениях между Российской Федерацией и Итальянской республикой 1998 г. (с. 314).

Начиная с 1990-х годов Россию и Италию сближало, помимо прочего, пережитое обеими странами крушение прежней политической системы. И итальянцы, и россияне выдвинули на первый

план проблемы модернизации и демократического развития своих стран, в частности создание взаимовыгодного модернизационного альянса (с. 320).

На фоне похолодания отношений между ЕС и Россией в 2007-2009 гг. итало-российские отношения, по выражению тогдашнего посла России в Италии А.Ю. Мешкова, стали своего рода «аномалией». В частности, в период югоосетинского конфликта в августе 2008 г., когда большинство стран ЕС активно критиковали Россию за ее действия в отношении Грузии, Италия заняла подчеркнуто сдержанную позицию. В отношении кризиса на Украине еще в начале 2014 г. министр иностранных дел Федерика Могерини (в настотящее время она занимает пост высокого представителя по общей внешней политике ЕС. - Реф.), посетив Киев, заявила о невозможности его разрешения без участия России. В декабре 2014 г. сменившей ее на посту министра иностранных дел Паоло Дженти-лони (в декабре 2016 г. он стал премьер-министром Италии, сменив потерпевшего поражение на референдуме об изменении Конституции бывшего премьера Маттео Ренци. - Реф.) также призывал к диалогу сторон и отметил, что «Европа не является краном, из которого проистекают санкции» против России, эти санкции могут быть отменены. Главное, по мнению Джентилони, надо «избежать следования логике холодной войны» в отношениях с «самым важным соседом Европейского союза», заключает автор (с. 315).

В.П. Любин

2017.02.023. СТЕНТ А.Е. ПРЕДЕЛЫ ПАРТНЕРСТВА. АМЕРИКАНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ХХ1 СТОЛЕТИИ. STENT A.E. The Limits of Partnership. U.S. - Russian Relations in the Twenty-First Century. - Princeton: Princeton univ. press, 2015. - Х1У, 393 p.

Ключевые слова: Россия и США, XXIв.; партнерство; «перезагрузка»; украинский кризис 2014 г.

Профессор Анджела Е. Стент - директор Центра исследований Евразии, России и Восточной Европы Джорджтаунского университета. Она сотрудничала также с Госдепартаментом США (1999-2001) и Национальным советом по разведке (National Intelligence Council) (2004-2006), с 2004 г. член Валдайского клуба, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.