2017.02.015
среды, необходимые для поддержания жизни, а также определение обязанностей человека по отношению к природе. В рамках этики окружающей среды используются такие подходы, как этика землепользования, биоцентризм, экосправедливость, политическая экология. Представители этой дисциплины рассматривают следующие уровни объектов: 1) человек; 2) животные; 3) организмы; 4) виды; 5) экосистемы; 6) Земля. Специалисты в этой области высказывают свои суждения, какие инновации следует разрабатывать в целях сохранения благоприятной экосистемы.
А. Лизица и Дж. Уолбринг приходят к выводу, что в области экоздоровья «необходимо разрабатывать этическую систему, которая позволяла бы регулировать отношения между людьми, человеком и животными и человеком и окружающей средой. Эти отношения взаимообусловлены на глобальном уровне» (с. 56).
О. В. Летов
2017.02.015. РАФИК З. СОВРЕМЕННЫЕ ДЕБАТЫ ПО ТЕМЕ «СТАНДАРТОВ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ.
RAFIQUE Z. Current debates on «standard of care» in research on human subjects in the developing world // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2015. - Vol. 25, N. 2. - P. 50-52.
Ключевые слова: биоэтика; стандарты медицинского обслуживания; уважение достоинства пациента; эффект «плацебо».
З. Рафик указывает, что в современную эпоху в области биоэтики особую актуальность приобретают вопросы, связанные с этикой международных исследований в области биомедицины. Интерес для представителей биоэтики представляют, в частности, исследования, касающиеся людей с ограниченными возможностями, материально необеспеченных. «Под термином "стандарты медицинского обслуживания", как правило, понимается наилучшее лечение, доступное в данных конкретных условиях» (с. 50).
Определенной критике подверглись исследования эффекта «плацебо», проводимые в развивающихся странах над ВИЧ-инфицированными пациентами. В основе этой критики лежал тезис о
2017.02.015
том, что организаторы исследования игнорировали «стандарты медицинского обслуживания», предлагая пациентам сомнительное средство лечения. Подобное лечение может по-разному влиять на разных пациентов. Эти стандарты включают в себя такие принципы, как уважение достоинства пациента. Защитники этих исследований ссылаются, в частности, на то обстоятельство, что дешевые лекарства оказывают на больных в большей степени отрицательное влияние, чем эффект «плацебо». И сторонники, и противники указанных исследований ссылались на Хельсинкскую декларацию об этических принципах в процессе проведения биомедицинских исследований, принятую Всемирной медицинской ассоциацией в 2000 г. В то же время указанная Декларация обладает признаками не столько конкретных принципов, сколько свойством абстрактных конституционных норм. Эффект «плацебо» имеет свои как позитивные, так и негативные стороны, которые трудно обосновать или опровергнуть на основе той или иной декларации. Так, согласно 29 параграфу указанной Декларации, «критерии пользы, риска и затрат новых методов исследования и лечения должны сопоставляться с имеющимися методами профилактики, диагностики и лечения» (с. 51). Это положение вряд ли может быть использовано однозначно как сторонниками, так и противниками исследования эффекта «плацебо».
З. Рафик приходит к выводу, что любой проект биомедицинского исследования человека должен предваряться внимательным изучением соотношения риска и затрат к возможному благу, связанному с этим методом. Обращение к известным принципам биомедицинской этики способно помочь в организации исследований в развивающихся странах. «Ученые, которые следуют биоэтическим принципам, не в силах тем самым решить все стоящие перед ними проблемы, однако они способны улучшить текущую ситуацию» (с. 52).
О.В. Летов