Научная статья на тему '2017.01.026. ХАРМЕН К. ШАРЛОТТА БРОНТЕ: ПЛАМЕННОЕ СЕРДЦЕ. HARMAN C. CHARLOTTE BRONTë: A FIERY HEART. - N.Y.: ARNOLD A. KNOPF, 2016. - 462 P'

2017.01.026. ХАРМЕН К. ШАРЛОТТА БРОНТЕ: ПЛАМЕННОЕ СЕРДЦЕ. HARMAN C. CHARLOTTE BRONTë: A FIERY HEART. - N.Y.: ARNOLD A. KNOPF, 2016. - 462 P Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
136
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР БИОГРАФИИ / РОМАН XIX В. / РОМАНТИЗМ / РЕАЛИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017.01.026. ХАРМЕН К. ШАРЛОТТА БРОНТЕ: ПЛАМЕННОЕ СЕРДЦЕ. HARMAN C. CHARLOTTE BRONTë: A FIERY HEART. - N.Y.: ARNOLD A. KNOPF, 2016. - 462 P»

покорности судьбе и несвободы. Ее оторванность от людей и равнодушие к прежним занятиям (литературе и искусству) указывает на затяжную депрессию. Душа Эффи принадлежит свободе, природе, даже ее мать называла девушку «дочерью воздуха». Эту «потребность в воздухе» Эффи испытывала постоянно, в браке же она не может нормально дышать и, соответственно, теряет жизненные силы. Свое самоубийство Эффи не планировала и не размышляла над ним. Правильнее будет сказать, что к смерти она относится совершенно равнодушно: в природе смерть и жизнь всегда соседствуют друг с другом, и для Эффи смерть является чем-то естественным.

Герои Т. Фонтане, заключает М. Клот-Манштеттен, живут в мире представления о безупречной морали, которая разрушает и уничтожает их.

А.В. Сычёва

2017.01.026. ХАРМЕН К. ШАРЛОТТА БРОНТЕ: ПЛАМЕННОЕ СЕРДЦЕ.

HARMAN C. Charlotte Brontë: A fiery heart. - N.Y.: Arnold A. Knopf, 2016. - 462 p.

Ключевые слова: жанр биографии; роман XIXв.; романтизм; реализм.

Как показала история литературы, со временем вновь и вновь возникает потребность в новой версии истории жизни Шарлотты Бронте (1816-1855), бедной провинциальной девушки, сумевшей преобразить материал своей, казалось бы, скудной, лишенной приключений жизни в поразительное захватывающее искусство в романах «Джейн Эйр» (1847) и «Виллетт» (1853). И в каждом новом жизнеописании Шарлотты представлен несколько иной ее образ.

Первая биография была написана ее другом, писательницей Элизабет Гаскелл в 1857 г., через два года после смерти Шарлотты. В ту пору многие критики осуждали ее за нарушение в романах «кодекса леди». Гаскелл объяснила читателям, что если бы они оказались на месте Бронте, жившей в удаленном, уединенном приходе с ужасной экологией (под шапкой смога), где рядом с домом были похоронены две ее любимые, талантливые сестры Эмили и Энн, умершие от туберкулеза легких (в декабре 1848 г. и мае 1849 г.), имей они столь же непредсказуемого отца, нередко приходившего

к завтраку с заряженным пистолетом, возможно, они бы воспринимали жизнь гораздо мрачнее. Хотя в целом, как утверждала Гас-келл, Шарлотта была человеком благотворно настроенным по отношению к жизни.

В 1990-е «прагматичные» годы британская исследовательница Джульетт Баркер1 «убрала» из жизнеописания Шарлотты Бронте готические элементы, присутствовавшие в книге Гаскелл, и построила свое повествование о семье Бронте на твердой исторической почве. Она отказалась от изображения отца писательницы Патрика Бронте как чудовища и превратила Шарлотту из одинокой трагической героини в раздражительную, сухую старую деву, рационально продумавшую и выстроившую свой путь к литературной славе.

Английская исследовательница Клэр Хармен, опытный биограф, автор книг о Фанни Берни (2000), Р.Л. Стивенсоне (2005), о посмертной репутации Джейн Остин (2009), в новой книге о жизни Бронте, написанной к 200-летнему юбилею со дня ее рождения, преследует двойную цель. Она представляет Шарлотту как писательницу с живым воображением и одновременно как умелого профессионала, но главное - как страстную мечтательницу и холодную реалистку, как прообраз героинь ее романов - «Джейн Эйр» и «Виллетт».

Книга Хармен начинается бурной сценой 1 сентября 1843 г., когда 27-летняя Шарлотта находится на грани эмоционального срыва, оставшись одна на летних каникулах в школе-интернате в Брюсселе, где она училась, а потом преподавала английский. Страстно влюбленная в Константина Эже, своего коллегу, она лихорадочно бродит по городу, неосознанно заходит в городской собор и в исповедальне признается священнику в своей страсти к женатому человеку.

Все это известно из письма, которое она на следующий день написала сестре - Эмили. Почти то же самое переживает героиня ее последнего и, возможно, лучшего романа «Виллетт» - Люси Сноу. В одной из самых впечатляющих сцен в викторианской литературе Люси, сгорающая от любви к Полю Эммануэлю (не женатому, но обладающему даром ускользания, как будто он действи-

1 Багкег I ТЪе Бго^. - Ь.: '№е1аеп£еМ, 1994.

тельно женат), бродит по унылым городским улицам и оказывается в старой церкви, где исповедуется доброму, но потрясенному ее страстью священнику. Элизабет Гаскелл была так поражена лихорадочной чувственностью этой сцены, что даже спросила у Бронте, не принимала ли она, работая над этой сценой, таблетки возбуждающе-наркотического действия.

Сцена в соборе представляется К. Хармен ключевой в биографии Бронте, потому что позволяет выявить связь между духовной исповедью Шарлотты и ее возрастающим желанием говорить миру правду, отказавшись от романтизма во всех его формах. Через год она напишет свой первый роман «Учитель» и одновременно пошлет издателям стихи под псевдонимом Каррер Белл. Сцена в «Виллетт» имеет для К. Хармен особое значение, ибо свидетельствует о том, что Бронте создает художественное повествование нового типа, сосредоточенное на внутренних переживаниях повествователя, а не на внешнем сюжете, тем самым предваряя литературу модернизма.

К. Хармен обильно использует письма Шарлотты и концентрируется на углублении некоторых малоизвестных, порой лишь намеченных сюжетов жизни писательницы. Особое значение она придает истории мучительных, хотя и платонических отношений между Эже и Бронте. Предшествующие биографы обычно осуждали Эже как женатого Дон Жуана, который не относился к Шарлотте серьезно, ее же нередко представляли как взбалмошную старую деву, способную злобно уничтожать человека, отказавшего ей во взаимности.

По мнению К. Хармен, перед нами явный случай культурного взаимонепонимания. Для Эже характерно обращение с учениками с похлопываниями, поглаживаниями, легкими поцелуями, одобрительными взглядами. Бронте, выросшая в атмосфере йоркширской сдержанности, могла просто принять такую обычную для Эже «родительскую» манеру за особое отношение. Более того, жена Константина Эже - хозяйка школы-интерната - не была в жизни такой хитрой и мстительной женщиной, как мадам Бек, ее вымышленный двойник в романе «Виллетт»; она была обычной деловой женщиной, которая понимала, какой вред ее школе могут нанести сплетни о связи между ее мужем и некрасивой, нервной ученицей -англичанкой. Решение не отвечать на поток писем, которые Бронте

писала Эже после возвращения домой - в Хоарт, К. Хармен расценивает как акт самозащиты со стороны Эже.

Исследовательница уделяет особое внимание отцу Шарлотты -священнику англиканской церкви Патрику Бронте - поэту и очень страстному человеку, что позволяет ей многое прояснить в жизни семьи в целом и характере Шарлотты, специфике мировосприятия ее и ее сестер - писательниц: Эмили и Энн Бронте.

Патрик Бронте был одним из десяти детей в практически неграмотной семье ирландского батрака и с 12 лет работал подмастерьем у местного кузнеца, затем у ткача и у сельского учителя. Благодаря покровительству некоего местного жителя, он, чтобы стать священником, поступил в Кембриджский университет (колледж Св. Иоанна). Он рано овдовел и остался один с дочерьми и сыном. Он был неуверенным в себе, нестабильным, но тем не менее доверчивым и даже обаятельным. Однако детям жилось с ним трудно, он был то замкнутым, то эмоционально неистовым, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы, хотя К. Хармен не демонизирует его.

Сестры Бронте, как пишет исследовательница, жили в обществе, где женщины были очень зависимы, и культура поощряла их покорность. Мария, жена Патрика, любившая его, была умной и настрадавшейся женщиной. Их дочери с детства научились скрывать свои чувства и не высказывать мнения о поступках отца, что оставило мучительный след в их душах. В своем творчестве они нередко изображали сомнительную авторитарность мужчин. Жизнь с отцом одновременно была и плодотворной, и вызывающей у них неприятие, порой даже гнев.

К. Хармен замечает, что в 1844 г. Шарлотта отказалась от очень хорошего и выгодного предложения возглавить одну из школ по, казалось бы, уважительной причине: после смерти жены ее отец нуждался в ней, однако известно, что дома оставалась Эмили. Не сомневаясь в искренности заботы Шарлотты об отце, исследовательница замечает, что, бывало, она и пренебрегала ею, ради чего-то более важного для нее, значит, в данном случае она просто предпочла остаться дома.

Уединяясь, Патрик часто предоставлял дом в распоряжение дочерей и сына и поддерживал любые их планы заработать на жизнь - даже явно безнадежный выбор сына стать художником.

Он всегда без упреков принимал их возвращение в родной дом после неудач. Бывали времена, например, несколько месяцев в 1847 г., когда почти 70-летний Патрик содержал шестерых взрослых на свой доход священника: самого себя, трех дочерей, сына и пожилую служанку. Именно в этот год Шарлотта, Эмили и Анна предъявили миру «Джейн Эйр», «Грозовой перевал» и «Агнесс Грей».

Отношения с отцом, по мнению К. Хармен, сыграли важнейшую роль в жизни Шарлотты. В течение более десяти лет высмеивавшая священников в письмах и печати, в конце концов, в 1854 г., она вышла замуж за Артура Белла Николса, помощника отца, несмотря на его неприятие этого брака из-за низкого социального положения жениха. Но Шарлотта прямо заявила ему, что если вообще выйдет замуж, то только за священника, и не просто за священника, а за помощника отца. Только в этом случае она могла вести хозяйство отца; после смерти сестер и брата Шарлотта была единственным близким ему человеком. К этому времени Шарлотта была уже автором «Джейн Эйр» и «Шерли», получивших признание на родине и за рубежом.

Почему же она, будучи уже зрелой женщиной, известной писательницей, к чему она так стремилась, сочла нужным выйти замуж за столь малоинтересного, далекого от литературы Артура Николса? Об этой неромантической капитуляции перед дочерним долгом писали практически все биографы Бронте, начиная с Элизабет Гаскелл. На взгляд К. Хармен, поступок Шарлотты на самом деле свидетельствует о том, что любой человек может вызвать восхищение и любовь, будучи даже явной посредственностью, и это не парадокс, а факт повседневной жизни.

К. Хармен вспоминает о том, что, когда Элизабет Гаскелл начала работать над «Жизнью Шарлотты Бронте», Мэри Тейлор, одна из подруг Шарлотты еще со школьных времен, в разговоре с писательницей сравнила сестер с картофелем, прорастающим в подвале, и Гаскелл согласилась с тем, что мрачная обстановка воздержанности, в которой жила семья Бронте, компенсаторно пробудила в них чудесное воображение, готическое качество их эстетики и способность изображать экстремальные эмоции в безнадежных, невыигрышных обстоятельствах. Литературоведам, в их числе и К. Хармен, нравится это сравнение сестер Бронте с картошкой. Обычно образ «картошек в подвале» связывают с эпизодом в пер-

вом романе Ш. Бронте «Учитель», написанном до «Джейн Эйр», но опубликованном в 1857 г. Там повествователь Уильям Кримсворт, в отчаянии от своего повседневного существования - он работает клерком у брата, - сравнивает себя с растением, растущим в сыром мраке на скользких стенках колодца. Образ растения, растущего во мраке, характерен для романтической и готической поэтики, и в то же время символизирует героическое сопротивление невзгодам жизни.

Книга К. Хармен написана как остросюжетное повествование, как роман. В результате возникает новый образ писательницы и ее окружения - своеобразные, живые портреты. Таким образом, к 200-летию со дня рождения Шарлотты Бронте 21 апреля 2016 г. Хармен представила лучшее, что известно о жизни Шарлотты, тактично истолковав сомнительные эпизоды «мифологии Бронте» и создав таким образом сбалансированную ее биографию.

Т.Н. Красавченко

ЛИТЕРАТУРА ХХ-ХХ1 вв.

Русская литература

2017.01.027. ОСВОЕНИЕ ИДЕЙ А.А. БОГДАНОВА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА ХХ в.: М. ГОРЬКИЙ, А. ПЛАТОНОВ, Е. ЗАМЯТИН. (Сводный реферат).

1. СЕМЁНОВА А. Л. Влияние эмпириомонистических идей А. А. Богданова1 на М. Горького // Семёнова А.Л. Сопряжение идей... Сопряжение смыслов..: Сб. ст. - Великий Новгород, 2015. - С. 97-123.

1 А. А. Богданов (наст. Фамилия - Малиновский, 1873-1928) - российский ученый-энциклопедист, революционный деятель, врач, мыслитель-утопист, один из крупнейших идеологов социализма. Богданов А.А. - автор научных работ: Основные элементы исторического взгляда на природу. - СПб., 1898; Познание с исторической точки зрения. - СПб., 1901; Из психологии общества. (Статьи 19011904 гг.) - СПб., 1904; Новый мир. (Статьи 1904-1905 гг.) - М., 1905; Эмпириомонизм: Статьи по философии. - М., 1904-1905. - Кн. 1-2; Культурные задачи нашего времени. - М., 1911; Философия живого опыта: Популярные очерки. Материализм, эмпириокритицизм, диалектический материализм, эмпириомонизм, наука будущего. - СПб., 1912; Тектология - Всеобщая организационная наука. - Берлин; СПб., 1922; О пролетарской культуре, 1904-1924. - М.; Л., 1924. Автор художественных произведений: Красная звезда. - СПб., 1908; Инженер Мэнни. - М., 1912.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.