2016.04.046. АХРЕН Д., БЛЮМ С., КРЕПАЛДИ С. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОСОЮЗА В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА.
AHRENDT D., BLUM S., C REP ALDI C. Families in the economic crisis: Changes in policy measures in the EU. - Luxembourg: European foundation for the improvement of living and working conditions, 2015. - 75 p.
Ключевые слова: Евросоюз; семейная политика; неблагополучные семьи; бедность; система социального обеспечения.
В докладе Европейского фонда улучшения условий жизни и труда (European foundation for the improvement of living and working conditions), подготовленном экспертами из европейских стран Д. Ахренд, С. Блюм и Ц. Крепалди, обобщается опыт семейной политики в странах ЕС в период финансово-экономического кризиса, а также исследуются изменения в этой области, произошедшие после 2010 г.
Исследование охватывает 10 стран Евросоюза, которые разделены на четыре группы: группа 1 - Финляндия и Великобритания, группа 2 - Австрия, Португалия и Словения, группа 3 - Латвия и Польша, группа 4 - Греция, Испания и Италия. Данное разделение стран на группы основано на различиях в системах социального обеспечения малоимущих слоев населения (с. 8). Были использованы статистические данные за период 2007-2012 гг.
Основное внимание в исследовании уделялось семьям, имеющим на иждивении детей в возрасте до 18 лет или в возрасте 18-24 лет, находящихся в процессе получения образования и имеющих хотя бы одного родителя. При этом семьи делятся на следующие группы:
- одинокие родители с малолетними детьми;
- семьи, которые состоят из двух взрослых и одного или двух
детей;
- многодетные семьи, имеющие более двух детей;
- расширенные семьи, имеющие трех и более детей.
Для измерения уровня социального неблагополучия семьи делятся на те, которые находятся под риском обнищания и социальной изоляции, и те, которые с трудом «сводят концы с концами».
Результаты исследования показывают, что в социальном обеспечении выделенных выше четырех групп семей между перечисленными выше странами имеются существенные различия. Наименьший риск обнищания или социальной изоляции (менее 10% семей) наблюдается в Северных странах и Нидерландах среди семей с двумя родителями. В Болгарии, напротив, 80% многодетных и неполных семей подвержены риску обнищания и социальной изоляции. В Греции, Ирландии, Латвии, Мальте и Румынии под риском находятся 60% одиноких и больших семей (с. 13).
При этом в тех странах, где проводится более последовательная политика (группы 1 и 2) против обнищания и социальной изоляции семей с одним родителем, отмечается наименьший процент семей, подверженных подобному риску (Словения - 34%, Дания и Финляндия - 35 и Швеция - 36%).
Среди мер, которые направлены на помощь неблагополучным семьям, выделяются денежные пособия. Они предназначены в первую очередь семьям с одним родителем, которые в наибольшей степени, по мнению авторов, подвержены риску обнищания. Авторы исследовали системы помощи этой категории семей на примере Словакии и Латвии.
В Словении закон «О защите и поддержке семьи», принятый в мае 2012 г., предусматривает денежные пособия детям в семьях с одним родителем. Однако, по данным за декабрь 2014 г., только 54,4% семей, которые имеют право на них, воспользовались им. Это объясняется тем, что пособия выплачиваются не автоматически, а лишь после того, как одинокие родители подадут заявление с просьбой о его получении. А сделать это они могут только тогда, когда срок действия предыдущего заявления на получение пособия закончился. Законом предусматривается также увеличение или уменьшение размера семейных пособий в зависимости от изменения в составе семей, перемены места жительства и включения детей в образовательный процесс.
В Латвии в 2004 г. был создан Фонд гарантированного прожиточного минимума, который должен обеспечивать нуждающихся граждан минимальным доходом. Однако, когда разразился финансовый кризис, Фонд был существенно сокращен из-за недостатка средств в государственном бюджете.
Важным новшеством стала возможность получения средств Фонда в режиме онлайн. И, наконец, была внедрена новая система поиска алиментщиков, при которой родители, уехавшие за границу в поисках заработка, теперь не могут уклониться от алиментов своим детям в Латвии.
Сейчас в Латвии обсуждаются меры по поддержке всех семей, имеющих детей в возрасте до 18 месяцев. Речь идет о неблагополучных семьях (как с одним родителем, так и многодетных), для которых материальная помощь в течение первого года жизни ребенка особенно актуальна. В период 2005-2012 гг. размер соответствующих пособий не увеличивался. Однако в 2013 г. ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 18 месяцев увеличилось вдвое - с 70 до 140 евро, а в 2014 г. возросло до 171 евро (с. 36).
В Финляндии родители из многодетных семей получают примерно 96 евро в месяц за первых четырех детей и по 174 евро -за последующих. В 2014 г. детские пособия варьировались в Финляндии от 104 евро (за первого ребенка) до 190 евро (за пятого и последующих детей). Сокращение детских пособий с 2015 г. рассматривается экспертами как прямое сокращение доходов, которое увеличивает риски обнищания неблагополучных семей.
В Польше в июне 2014 г. была принята Хартия многодетных семей, предусматривающая существенное расширение косвенной финансовой поддержки многодетных семей. В середине 2014 г. по инициативе правительства была запущена программа общенациональных скидок для многодетных семей. По данным министерства труда и социальной политики, в конце 2014 г. примерно 700 тыс. таких семей воспользовались скидками (из 3,2 млн семей, которые имели право на них) (с. 36). Бенефициары программы подчеркивают важность скидок на оплату услуг общественного транспорта, спортивных и культурных мероприятий. При этом, согласно опросу многодетных семей, самыми популярными услугами среди них были такие, как посещение плавательного бассейна или катка, т.е. мест, способствующих социальной интеграции.
В итальянской провинции Тренто (Trento) принят закон, гарантирующий минимальный доход (income guarantee) и позволяющий обеспечить прожиточный минимум для бедных семей. Бюджет такой поддержки составляет в среднем около 17 млн евро в год (66 млн евро в период 2019-2013 гг.). Поддержка предусматривает
комбинирование денежных выплат с мерами социальной защиты, а также с помощью в трудоустройстве.
В Австрии родители имеют право на отпуск по уходу за ребенком сроком на два года со дня его рождения. В этот период действует очень сложная система поддержки родителей, в рамках которой они могут выбрать один из пяти вариантов помощи. Чаще всего предпочтение отдается варианту «30+6», предусматривающему выплату пособий родителям в размере 436 евро в месяц в течение 30 месяцев со дня рождения ребенка плюс еще в течение шести дополнительных месяцев, если эту часть отпуска по уходу за ребенком берет на себя другой родитель.
В 2008 г. были приняты два варианта компенсации расходов на квартплату: 624 евро в течение «20+4» месяца или 800 евро в течение «15+3» месяца. В ходе последних реформ 2010 г. были введены еще два новых варианта помощи: 1) для компенсации расходов на квартплату выплата 1 тыс. евро в течение «12+2» месяца; 2) денежное пособие в размере 80% от последнего дохода семьи, полученного до рождения ребенка, в течение «12+2» месяца. Установленный минимум таких выплат составляет 1 тыс. евро, а максимальный - 2 тыс. евро (с. 42).
В Афинах и большинстве крупных городов Греции существуют социальные столовые и сети благотворительных организаций, которые занимаются сбором продовольственных продуктов, лекарственных средств, одежды и т.д. от производителей и поставщиков и передачей их нуждающимся (так называемые продуктовые, фармакологические банки, банки одежды), как бедным семьям, так и отдельным гражданам. Центр солидарности и помощи (The solidarity and reception centre, KYADA) ставит своей целью выявлять группы людей, находящихся под угрозой нищеты, социального отчуждения и маргинализации. Центр открывает пункты солидарности, где нуждающиеся могут получить продукты и лекарства, бесплатное питание, работу по уборке улиц, приют на ограниченный срок.
Многие страны ЕС, в частности пять стран, включенные в данное исследование (Австрия, Латвия, Португалия, Словения и Испания), а также Бельгия, Болгария, Кипр, Чехия, Германия, Венгрия, Ирландия, Нидерланды, Румыния и Словакия активизировали меры, направленные против детской бедности. В шести об-
следованных странах (Австрия, Финляндия, Италия, Латвия, Польша и Португалия) и в девяти других государствах ЕС (Кипр, Чешская Республика, Дания, Эстония, Германия, Люксембург, Мальта, Нидерланды и Швеция) были введены пособия по безработице для родителей. Другой способ помощи семьям с низкими доходами - льготы по подоходному налогу. В целом подобные меры, позволяющие увеличить доходы малообеспеченных и особенно неполных семей, ведут к сокращению риска их обнищания.
По данным Комитета социальной защиты населения Евроко-миссии (European commission's social protection committee, SPC), несколько стран, включенных в данное исследование, а также Болгария, Кипр, Франция и Люксембург, пытаются помочь малообеспеченным родителям найти достойную работу, организуя курсы по профессиональному обучению, консультационные центры по трудоустройству и предоставляя субсидии. Однако эти инициативы, по мнению авторов, могут быть эффективными, только если будут дополняться другими, не менее важными действиями по поддержке неблагополучных семей в сфере образования, здравоохранения и социального обеспечения (бесплатное школьное питание, адекватное и доступное жилье, достойные услуги здравоохранения и т.д.).
Б.Г. Ивановский
2016.04.047. ДЮМОН Ж.-Ф. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ В XXI в.
DUMONT G.-F. Les migrations internationales au XXIe siècle. Des facteurs récurrents ou nouveaux? // Actuelles de l'Ifri. - P., 2015. - 9 р. -Mode of access: http://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/ actuelles_dumont_migrations_internationales.pdf
Ключевые слова: международная миграция; миграционная политика; причины миграции; глобализация.
Французский специалист по вопросам демографии, профессор Университета Париж-Сорбонна, рассматривает факторы, влияющие на миграционные процессы в XXI в. Имеющиеся данные свидетельствуют о безусловном увеличении международных миграционных потоков. По оценкам ООН, в 2013 г. численность мигрантов составила 231,5 млн человек против 154,2 млн в 1990 г., т.е. она увеличилась на 50%. В то же время численность жителей