Экономический рост: теория и практика
Экономический рост в исторической ретроспективе. Череда экономических кризисов, наблюдавшаяся в последние два десятилетия в мировом экономическом развитии вызвала интерес к изучению проблематики закономерностей экономического роста. Расширились исследования в области поиска закономерностей и тенденций роста экономики в различных группах стран.
Необходимость исследования этих вопросов экономического роста определяется тем, что он представляет собой базис для повышения уровня жизни населения, а исследование основных составляющих его элементов дает возможность дать объяснения различиям в отношении уровней и темпов динамики экономики в различных государствах (объяснить различия между странами) в одинаковые и различные временные периоды.
Исследователи пытаются выяснить какими методами можно гарантированно обеспечить рост экономики; с помощью каких факторов можно его стимулировать; чем объясняется факт того, что некоторые государства имеют более высокие темпы экономического роста, а другие -более низкие и что можно и нужно выполнить, чтобы достичь высокого уровня дохода на душу населения, и что необходимо сделать странам с развивающейся экономикой, чтобы достигнуть достаточно высокого или среднего уровня благосостояния - вот такой набор задач интерсует специалистов по экономике, особенно во временные периоды, когда позитивное направление экономического роста нарушается неожиданными кризисными падениями.
Во время кризиса весьма остро встают вопросы, касающиеся природы факторов, обусловливающих рост экономики, можно ли моделировать направления экономического роста, насколько реальны прогнозы, построенные на основе таких моделей, и в какой степени закономерности циклического развития оправданы в современных условиях.
Циклическая картина эволюции экономики в определенной степени противостоит теории экономического ро-
Г.А. Орлова, А. К. Марков
УДК 330.33 ББК 65.012.2 О-664
7 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
3 ^
ста. Однако неустойчивость экономики в последнее двадцатилетие ХХ и в начале XXI века, высокие риски, сопровождавшие процесс экономического развития в этот период, оказались теми условиями, которые заставили целый ряд ученых -как сторонников теории цикла, так и приверженцев теории роста - обратиться к вопросу об использовании аппарата теории циклов для анализа механизма экономического роста.
Отметим, что некоторые экономисты стали высказывать критические замечания относительно оправданности теории роста. Похожая ситуация была характерна для 50-60-х гг. ХХ века в отношении теории цикла, когда в ученых кругах доминировало желание считать проблему экономического цикла решенной, а исследования в соответствующей области на долгое время стали считаться второстепенными по отношению к более перспективной теории экономического роста.1
Хотя для оценки уровня экономического развития и достигнутого экономического потенциала довольно часто используется величина валового внутреннего продукта (ВВП), необходимо учитывать тот факт, что этот показатель не отражает достигнутый уровень жизни населения. Относительно точнее этой цели может служить показатель величины ВВП на душу населения, то есть величина, показывающая стоимость товаров и предоставленных услуг, которые приходятся на одного жителя страны.2 Следует учитывать, что уровень жизни населения в каждом государстве в очень высокой степени зависит от темпов прироста населения.
Рост численности населения имеет две важные характеристики. Во-первых, повышение численности населения влияет на количественный показатель наличия трудовых ресурсов. Поэтому, например, государства с высокой численностью населения, например США, Япония, имеют более высокие показатели ВВП, чем, например Лихтенштейн или Андорра. Но, во-вторых, повышение численности населения снижает объективно величину ВВП на душу населения в каждой данной стране, и таким образом создает впечатление о снижении уровня жизни.
Поэтому реальный экономический рост может наблюдаться в том случае, если отмечается повышение показателя благосостояния, то есть, в том случае, когда экономическое развитие осуществляется относительно более высокими показателями роста ВВП по отношению к показателям роста населения. В отношении уровней реального ВВП на душу населения между государствами наблюдаются высокие различия. В частности, по данному показателю США примерно в 50 раз опережают многие наименее развитые страны, например Бангладеш, в 30 раз - Ин-
1 Румянцева С. Ю. Экономический рост и экономический цикл: теория в поисках методологической базы для анализа нестабильной экономики // Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009 // http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2686
2 Экономический рост, его показатели. Государственная политика // http://www.ereport. ru/articles/macro/macro09.htm
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2014
дию, в 10 раз - Китай. В отношении промышленно развитых государств, например Канады и Японии, эти показатели примерно равны.
Следует отметить, что в силу неравномерности экономического развития соотношение в показателях ВВП на душу населения между государствами постепенно меняется. Прежде всего это связано с тем, что в различных государствах отмечаются неодинаковые темпы экономического роста. Величина темпов рассматриваемого роста служит важной характеристикой динамики роста экономики. Он позволяет определять - какая страна быстрее развивает экономику, благосостояние собственного населения. Данный показатель отражается в среднегодовых темпах прироста ВВП или среднегодовых темпах прироста ВВП на душу населения (это более точный показатель).
Следует отметить, что величины этих показателей по странам сильно различаются. Высокие темпы экономического роста дали возможность, например, Японии резко опередить по уровню экономического развития многие государства в мировой экономике, тогда как некоторые (например Великобритания или Аргентина) снизили свои позиции.3
Одним из важных трендов анализа тенденций экономического роста стало изучение данных за в прошедшие годы. В таблице 1 представлены сведения об изменениях реальных данных ВВП на душу населения многих государств за прошедшие почти 100 лет. Приведенные в таблице сведения дают информацию о существенных изменениях в доходах населения в разных странах. В самых бедных государствах этот показатель остается на уровне, который был достигнут в США в давние годы. Так, например, в конце 80-х гг. ХХ в. доход на душу населения гражданина Мексики находился на том же уровне, который имел житель США в 1870 году, а средний житель Индии в 1987 г. имел доход равный трети дохода жителя США примерно сто лет назад.
Таблица 1
Динамика ВВП на душу населения в историческом периоде
Страна Рассматриваемый период времени Реальный ВВП на душу населения в начале периода * (в долл.) Реальный ВВП на душу населения в конце периода* (в долл.) Темпы роста (в среднем % за год)
Япония 1890-1990 842 16 144 3,00
Бразилия 1900-1987 436 3 417 2,39
3 Экономический рост, его показатели. Государственная политика // http://www.ereport. ги/а1Ис1е8/тасго/тасго09.Ы:т
7 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
5 ^
Страна Рассматриваемый период времени Реальный ВВП на душу населения в начале периода* (в долл.) Реальный ВВП на душу населения в конце периода* (в долл.) Темпы роста (в среднем % за год)
Канада 1870-1990 1330 17 070 2,15
Германия 1870-1990 1223 14 288 2,07
США 1870-1990 2244 18 258 1,76
Китай 1900-1987 401 1 748 1,71
Мексика 1900-1987 649 2 667 1,64
Великобритания 1870-1990 2693 13 589 1,36
Аргентина 1900-1987 1284 3 302 1,09
Индонезия 1900-1987 499 1 200 1,01
Пакистан 1900-1987 413 885 0,88
Индия 1900-1987 378 662 0,65
Бангладеш 1900-1987 349 375 0,08
Примечание к таблице:
*Реальный доход на душу населения рассчитан в долларах 1985 года. Источник: Экономический рост в различных странах // http://konspekts.ru/primeri/ ekonomicheskij-rost-v-razlichnyx-stranax/ со ссылкой на: Robert J. Borro and Xavier Sala-i-Martin, Economic Growth (New York: McGraw-Hill, 1995).
Из представленных в таблице данных видно, что государства развиваются неравномерно. В 1870 г. Великобритания считалась самой богатой страной в мире. Средний доход на душу населения в этой стране находился на уровне, который был в два раза больше, чем в Канаде, и на 20% больше США. В конце ХХ в. эта страна резко отстала. Также следует отметить неравномерность динамики ВВП на душу населения и в развивающихся государствах: так, например, ранее Аргентина имела показатель дохода на душу населения, который в 3 раза превышал данные по Бразилии. А ныне эти уровни в обеих государствах почти сравнялись.
Представленные выше сведения доказывают, что никакой стране не удается удержаться в мировом рейтинге на одном месте. В истории экономический рост различных государств достигался различными путями. Например, в более ранних экономических формациях он определялся в значительной степени потребностями общества в ресурсах и товарах, которые удовлетворялись войнами и захватом чужих территорий. При этом товары свободно перемещались по миру. В XIX в. в
^ 6
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2014
результате колонизации европейские страны взяли под свой контроль территорию Африки и использовали ее как источник получения сырья для индустриализации. До Первой мировой войны ведущей державой в Европе была Великобритания, которая контролировала огромные пространства земного шара. После войны это место заняли США, сохраняющие первенство до настоящего времени.
Сегодня признается, что в течение определенного периода некоторые страны располагают ресурсами большими, чем необходимо для удовлетворения материальных потребностей. Это означает, что часть ресурсов может быть направлена на здравоохранение, образование, безопасность и т. д. Эта точка зрения отличается от существовавшей ранее, согласно которой рост связывался с жесткой фискальной политикой и притоком дополнительных ресурсов. Опираясь на эти представления было предпринято множество попыток построить модели экономического роста, которые показали, что чем больше государство инвестирует в человеческий капитал, тем больше перспективы устойчивости экономического роста. В то же время технологические нововведения играют основную роль в снижении производственных затрат.
Перспективы экономического роста. Многие консультационные компании и исследовательские фирмы вырабатывают прогнозы экономического развития. В начале 2014 г. Британский центр экономических и деловых исследований (Centre for Economics and Business Research) опубликовал глобальное исследование, которое представляет собой прогноз экономического развития ведущих стран мира до 2030 г. Основные выводы по результатам исследования Центра следующие (см. таблицу 2).
К 2028 году Китай обгонит США и станет крупнейшей экономикой в мире, но это произойдет не ранее 2022 года. Как отмечают эксперты, США по-прежнему будет наращивать экономику, а темпы роста Китайской экономики уменьшатся. Индия в 2028 году станет третьей по величине экономикой мира, обогнав при этом Японию. ВВП Индии превысит 6,5 трлн долл., тогда как объем японской экономики, которая займет четвертое место в рейтинге, составит 6,4 трлн долл. Бразилия обгонит Великобританию и Германию и станет 5-й по величине экономикой мира. Германия и Великобритания к 2028 году займут шестое и седьмое место в рейтинге. При этом Великобритания к 2030 году обгонит Германию и станет крупнейшей экономикой Европы. Согласно прогнозу, к 2028 году ВВП Великобритании вырастет до 4,3 трлн долл., а экономика Германии - до 4,4 трлн долл. Каких объемов достигнут ВВП обеих стран в 2030 году, когда они поменяются местами в рейтинге, не уточняется.
7 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
7 Q
Таблица 2
Прогноз динамики ВВП в основных странах мира (в млрд долл.)
№№ Страна 2013 г. 2018 г.* 2023 г.* 2018 г.*
1. США 16 724 21 556 26 693 32 241
2. Китай 8 939 14 334 21 956 33 513
3. Япония 5 007 5 827 6 076 6 415
4. Германия 3 593 3 435 3 706 4 398
5. Франция 2 739 2 696 2 837 3 265
6. Великобритания 2 649 3 108 3 658 4 305
7. Бразилия 2 190 2 730 3 764 5 143
8. Россия 2 118 2 923 3 613 4 125
9. Италия 2 070 2 349 2 631 2 930
10. Канада 1 825 2 274 2 900 3 677
11. Индия 1 758 2 481 4 124 6 560
12. Австралия 1 488 1 702 2 303 3 095
13. Испания 1 356 1 242 1 246 1 377
14. Мексика 1 327 1 758 2 521 3 697
15. Респ. Корея 1 198 1 702 2 303 3 095
16. Индонезия 867 1 212 1 881 2 919
17. Турция 822 1 280 2 133 3 461
18. Нидерланды 801 764 785 868
19. Саудовская Аравия 718 871 1 071 1 303
20. Швейцария 646 757 874 1 005
21. Швеция 552 656 781 927
22. Норвегия 516 610 720 700*
23. Польша 514 687 894 1 155
24. Бельгия 507 613 613 600*
25. Тайвань 485 697 993 380
Примечание к таблице:
*Оценка
Источник: Прогноз экономического развития стран мира на период с 2015 по 2028 годы: международные сравнения // http://провэд.рф/analytics/research/9264-ppognoz-ekonomicheskogo-pazvitiya-stpan-mipa-na-pepiod-s-2015-po-2028-gody-mezhdunapodnye-spavneniya.html
^ 8
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2014
Россия к 2028 году останется на восьмом месте в рейтинге крупнейших экономик с ВВП в размере 4,1 трлн долл. В 2018 году лет стране удастся подняться на шестое место, но затем Россия снова опустится на восьмую строчку, которую она занимает и сейчас. Экономика Турции к 2028 году может стать одной из крупнейших в Европе с показателем ВВП 3,4 трлн долл., обогнав Францию и Италию. В долгосрочной перспективе Нигерия, Египет, Ирак и Филиппины могут войти в ТОП-30 крупнейших экономик мира.4
Теоретические подходы к обоснованию экономического роста. Теоретические концепции развития экономики и возможностей преодоления кризисной ситуации многократно исследовались в рамках различных экономических школ. После многолетних дискуссий в науке сформировалось два направления разработки теоретических основ экономического роста: неокейнсианское и неоклассическое. Первое сформировалось на базе использования концепций, выдвинутых выдающимся английским экономистом Дж. М. Кейнсом по вопросу неравномерности и нестабильности рыночной экономики. Неоклассики своими взглядами основываются на идеях, которые высказал А. Смит относительно саморегулирования экономики в условиях рынках, использовании теории факторов Ж.-Б. Сэя, а также концепций Джона Бейтса Кларка относительно предельной производительности факторов.5
В настоящее время некоторые экономисты стремятся учесть в своих новых макроэкономических моделях уроки кризиса. Но принципиальная проблема экономической науки сегодня состоит в отсутствии новых моделей. Эту точку зрения поддерживает директор по исследованиям Национального центра научных исследований (Франция) А. Орлеан. В своей книге «Империя ценности. Переосмысление экономики»,6 удостоенной в 2012 г. престижной премии Поля Рикёра, он считает, что экономическая наука нуждается в полном пересмотре фундаментальных концепций (рациональности, индивидуальных предпочтений, природы взаимодействий).
При этом пересмотр основ экономической теории должен опираться на переосмысление теории ценности как основного инструмента анализа. В истории мысли существуют две традиции определения ценности. С точки зрения классической теории (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс), ценность товаров определяется количеством включаемого в них труда, а неоклассической (У.С. Джевонс, К. Менгер, Л.
4 Прогноз экономического развития стран мира на период с 2015 по 2028 годы: международные сравнения // Шр://провэд.рф/апа1уйс5/ге5еагсЬ/9264-рро^о7-екопот1сЬе5к^о-pazvitiya-stpan-mipa-na-pepiod-s-2015-po-2028-gody-mezhdunapodnye-spavneniya.html
5 Теории и модели экономического роста // http://www.grandars.ru/student/ ekonomicheskaya-teoriya/teorii-ekonomicheskogo-rosta.html
6 L'empire de la valeur. Refonder l'économie. - P.: Le Seuil, 2011. - 347 p.
7 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
9 Q
Вальрас) - их полезностью. Несмотря на различия в объяснениях, обе концепции рассматривают ценность как объективную величину, присутствующую в товарах (труд для одних, полезность для других). Сторонники неоклассической теории видят в поиске полезных товаров движущую силу рыночной экономики, а основой производства и обмена считают удовлетворение потребителя.
По мнению А. Орлеана, новый экономический подход должен опираться на другие гипотезы. Отправной точной, предлагаемой А. Орлеаном вместо неоклассической модели «экономики величин» (l'économie des grandeurs), является модель «экономики отношений» (l'économie des relations), ориентированная на социальные, а не на индивидуальные отношения. В отличие от сторонников доминирующей концепции, считающих, что рыночный агент до выхода на рынок точно знает, чего хочет, А. Орлеан, опираясь на заимствованную у Р. Жирара (R. Girard) миметическую гипотезу (l'hypothèse mimétique), исходит из того, что предпочтения агентов формируются в процессе взаимодействия. В отличие от homo œconomicus миметический индивид осуществляет выбор, на который влияют другие агенты: он не знает, что хочет, поэтому ищет модель для подражания.
Прошедшие в начале 2000-х годов экономические кризисы показали неспособность экономистов предсказать финансовый кризис и его последствия. Основная задача макроэкономистов, как справедливо полагают многие, состоит в предотвращении или, по крайней мере, смягчении экономических кризисов. Но западные экономисты не справились с такой задачей: они даже не предполагали возможности наступления кризиса и оказались неспособными дать совет, что делать в условиях кризиса. Наиболее очевидным провалом экономистов является отсутствие учета факторов, которые могут определить приближение кризиса. Больше всего специалистов удивило фактическое игнорирование признанными экономистами возникновения огромного «пузыря» на рынке недвижимости.
Как показал в 2005 г. Р. Шиллер (R. Shiller)7, увеличение реальной цены недвижимости после 2002 г. явилось грубейшей ошибкой рынка, более явной, чем «пузырь» Интернета, поскольку последний затрагивал совершенно новые технологии с неизвестным потенциалом. По мнению авторитетного американского экономиста П. Кругмана, основную роль в том, что большинство экономистов не заметили «пузыря» недвижимости, сыграла теория эффективных рынков в широком смысле слова, т.е. вера в то, что рынки не могут ошибаться.8 Когда «пузырь» лопнул, многие экономисты не представляли всех последствий этого события. Обращение к истории кризисов должно было показать, что крах рынка недвижимости может повлечь за собой масштабный финансовый кризис и проблемы в макроэкономике
7 Р. Шиллер, американский экономист, профессор Иельского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике за 2013 г.
8 Krugman P. Crise: Pourquoi les économists ont failli // Alternatives économique. - P., 2012. - N 309. - P. 74-76.
^ 10
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2014
в целом. Тем более что некоторые экономисты, изучавшие азиатский финансовый кризис 1990-х годов, указывали на появление таких проблем. Хотя у экономистов имеются в арсенале достаточно разработанные инструменты для оценки риска кризиса, развернувшегося в 2008 г., они их игнорировали, что объяснялось исключительно верой в рыночные механизмы. Однако более серьезную ошибку экономисты допустили позднее. В начале 2009 г., когда план Б. Обамы по оживлению экономики еще обсуждался, многие известные экономисты утверждали, что федеральные расходы, финансируемые за счет задолженности, не могут в принципе поднять уровень совокупных расходов.
В современной практике оценки перспектив экономического роста предпочтение отдается коллективным оценкам, роль авторов которых отведена крупным международным и национальным исследовательским организациям. Согласно прогнозам международных экономических организаций на ближайшую и среднесрочную перспективу темпы роста глобальной экономики замедлятся. Так, по оценке ассоциации The inference board9, в течение ближайшего десятилетия среднегодовой темп роста составит примерно 3%, что ниже, чем в среднем за два истекших десятилетия. Посткризисное оживление экономики в развитых странах будет более чем перекрыто постепенным замедлением роста в развивающихся странах (РС), по мере того как экономики последних будут становиться более зрелыми. Итоговый результат такого развития - замедление глобального роста. При этом наиболее серьезный вызов - это не замедление роста производства продукции в целом, но замедление среднедушевого выпуска, что является фактором, определяющим динамику жизненных стандартов населения. Организация The inference board представляет следующие результаты своего прогноза: при среднегодовом темпе в 3% мировая экономика до 2025 г. будет расти несколько быстрее, чем в 1980-1995 гг., но на 0,5-1,0 процентных пункта медленнее, чем в 1995-2008 гг. В 2017-2025 гг. среднегодовой темп экономического роста РС и стран с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ) будет равен, согласно прогнозу, 3,3%. В этот период многие экономики достигнут той точки развития, когда темп роста начинает замедляться.
Главный вызов для мировой экономики в ближайшие два десятилетия - это проблема повышения производительности труда без сокращения возможностей трудоустройства для миллионов людей, ищущих достойно оплачиваемую работу.
9 «The Conference board» - это международная неприбыльная ассоциация (со штаб-квартирой в США), членами которой являются 125 независимых ассоциаций-советов с отделениями в 60 странах мира. Основанная в 1916 г. корпорация занимается исследованиями и прогнозированием в сфере экономики, политики, бизнеса, корпоративного управления и социальной жизни. Она также спонсирует международные конференции и форумы и ведет издательскую работу, в частности, публикует ежегодные прогнозы глобального экономического роста на ближайшую, средне- и долгосрочную перспективу.
7 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
11 Q
В 2000-е годы темп роста среднедушевого глобального ВВП был равен 2,5%, но в 2017-2025 гг. ожидают его падения до уровня ниже 2%. Причем по контрасту с истекшим полувековым периодом это падение будет сопровождаться более медленным ростом населения планеты.
Неопределенность перспектив глобального экономического роста обусловлена не только положением в странах зоны евро и в Японии, но и в РС, где темп роста замедлился. Озабоченность вызывает тот факт, что экономика СФРЭ в настоящее время растет медленнее, чем прогнозировалось. А ведь именно эти страны традиционно рассматривались как основа новой экспансии глобальной экономики. Одним из основных факторов бурного развития экономики СФРЭ в последние годы был рост внутреннего спроса, поддерживаемый кредитной экспансией и ростом рыночной стоимости активов. В то же время повышалась и финансовая уязвимость рынков. Серьезный вызов для правительств этих стран, в первую очередь Китая, в настоящее время заключается в том, чтобы преодолеть негативное воздействие «пузырей».
Рост производства в ПРС, согласно прогнозу, останется слабым. Факторами, снижающими темпы роста в ПРС, являются бюджетная консолидация и неэффективность финансовой системы. Хотя бюджетная консолидация необходима, она, несомненно, сдерживает спрос. Во многих странах банки по-прежнему слабы, а их финансовое состояние усугубляется низкими темпами экономического роста. В результате условия заимствования для многих заемщиков остаются жесткими. Основной стимул роста - адекватная денежно-кредитная политика. Центральные банки (ЦБ) не только сохраняют очень низкие ставки, но и продолжают экспериментировать с программами, направленными на их снижение на определенных рынках, поддержку определенных категорий заемщиков или содействие развитию финансового посредничества в целом. Главной проблемой считается общее чувство неопределенности. Как отмечает экономический советник МВФ О. Бланшар, если бы удалось снизить неопределенность, подъем вполне мог бы оказаться значительнее прогнозируемого.10 Развивая эту тему, управляющий Банка Канады М. Карней указывает, что неопределенность усиливается, поскольку ни предприятия, ни потребители не имеют четкой информации о действиях властей в сложившейся ситуации. В таких условиях потребители отказываются от крупных покупок, а предприятия сокращают текущие вложения, поскольку неопределенность увеличивает стоимость ожидания новой информации, особенно если они планируют крупные проекты.
10 Perspectives de l'économie mondiale: Avant-propos et résumé analytique, Chapitres 1 et
2. - Wash.: FMI, 2012. - Vi, 112 p. - Mode of access: http://www.imf.org/external/french/pubs/ ft/weo/2012/ 02/pdf/textf.pdf, р. II).
^ 12
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2014
Краткосрочный прогноз. По прогнозам МВФ, мировой экономический рост составит 3,7 процента в 2014 году и повысится до 3,9 процента в 2015 году. Более активное повышение экономического роста в странах с развитой экономикой; повышение внешнего спроса положительно скажется на странах с формирующимся рынком. Риски снижения темпов мирового экономического роста связаны, в частности, с низкой инфляцией в странах с развитой экономикой.11
Последние прогнозы МВФ
Прогнозируется, что в странах с развитой экономикой произойдет желанное повышение
темпов роста: что также благоприятно скажется на странах с формирующимся рынком.
{Мзмеяа-ме а крацентая}
Отклонение от опублнк. в октяЭре
Прогнозы 2013 года
2012 2013 2014 2015 2014 2015
Объем производства в мкре 3,1 3,-D 3,7 3,9 0,1 о,о
Страты с развитой экономикой 1,4 1,3 2,2 2,3 0.2 -О, 2
США 2,3 2,3 з,о 0,2 —0,4-
Зона еаро -O..T -О.Л 1,0 1,4 0,1 0,1
Герма ния О,9 0,5 1,6 1,4 3.2 3.1
Франция О,О 0,2 0,9 1,5 0,0 о, о
Италия -2,5 -1,® 0,6 1,1 -o.,i 0,1
Испания -1.6 -1,2 0,6 о,з О, 4 о,з
Япония 1,4 1,7 1,7 1,0 0,4 -О, 2
Соединенное Королевство о,з 1,7 2,4 2,2 0,6 О, 2
Канада 1,7 1,7 2,2 2,4 0,1
Другие страны с развитой экономикой 1,9 2,2 з,о 3,2 —0,1 -o,i
Страны с форм, рынком и развив, страны 4,9 4,7 5,1 5,4 о,о 3.1
Центральная и.|!3.рст. Европа 1,4 2,5 2,3 3,1 0,1 -О, 2
СНГ 3,4 2,1 2,6 3,1 -С'.Е -О..Т
Россия 3,4 1,5 2,О 2,5 -1.0 —1,0
Без России 3,3 3,5 4, О 4,3 —0.1
Ра з в ив а ю щиеся страны Азии 6,4 6,5 6,7 6,3 О, 2 О, 2
Китай 7,7 7,5 7,3 о,з О, 2
Индия* 3,2 4,4 5,4 6,4 О, 2 0,1
АСЕАН-Б2 €,2 5,0 5,1 5,6 -0..3 О, О
Лат. Америк а и К а рибск ий бассейн з,о 2,6 з,о 3,3 —0.1 -0..2
Бразилия 1,0 2,3 2,3 2,3 -0,2. -0,4.
Мексика 3,7 1,2 з,о 3,5 о,о О, О
Ближний Восток, Северная Африка
и Па к иста н 4,1 2,4 3,3 4,3 О, 7
Африка к югу от Сахары 4,S 5,1 5,1 5,3 0,1 0,1
ЮАР 2,5 1,3 2,3 3,3 -0..1 о, о
Ис"точ*«е: МВФ, сПерсп&ашшвыражшпинлвфовааэшснпшж!*, ктеаэь 20*4*одз.
1 По И л данные и просимы ¡^едстаэлзг-ы на основе финансовые гадов, а ¿мст объема гчкияодстаа ос-сван на ЕЕП а рыноч-ык 'Вьетнам. И^донемя. Малайзж, Талпа-(д иф^^гег^чч-ы.!
Ожидается, что в 2014 году мировой экономический рост повысится, выйдя из стагнации на низком уровне в 2013 году. Общая картина свидетельствует о повышении экономической активности. Но отмечаются существенные различия между крупными странами и регионами.
11 Хелблинг Т. Темпы мирового экономического роста повышаются, но риски сохраняются, — говорится в прогнозе ПРМЭ МВФ // http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/ survey/so/2014/res012114ar.htm
7 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
13 Q
Промышленно развитые страны (ПРС) в целом. Решающее значение для улучшения перспектив и укрепления доверия в будущем имеет принятие ПРС действенных мер, направленных в краткосрочной перспективе на исключение возможности сценариев с высокими рисками, а также конкретных планов по сокращению государственного долга в среднесрочной перспективе. Многое будет зависеть от способности правительств большинства стран ставить реалистичные бюджетные цели и разработать планы на случай непредвиденных обстоятельств. Это означает принятие структурных или скорректированных с учетом циклических колебаний целевых показателей или построение планов на основе оценки ожидаемой отдачи от конкретных мер. При этом, если темпы роста окажутся значительно ниже прогнозов, странам, обладающим пространством для маневра, следует проводить планируемую корректировку экономической политики. В то же время при снижении инфляции, увеличении доли неиспользуемых мощностей и значительных бюджетных корректировках в странах с развитой экономикой имеет смысл проводить щадящую денежную политику, включая нетрадиционные меры.
Хотя мировые дисбалансы и связанные с ними факторы уязвимости уменьшились, для их преодоления все еще требуются более решительные меры. Сейчас счета текущих операций США, зоны евро и Японии находятся в плохом состоянии, а реальные эффективные обменные курсы доллара, евро и иены сравнительно высокие, что обусловливает необходимость проведения последовательной налогово-бюджетной политики. И напротив, позиции многих стран Азии по сальдо счетов текущих операций в настоящее время очень прочны, в то время как их обменные курсы слишком низки. Отчасти это обусловлено существующими искажениями, которые сдерживают потребление, но основной причиной является крупномасштабное накопление официальных валютных резервов.
В целом меры, направленные на уменьшение дисбалансов по счетам текущих операций, отвечают интересам соответствующих стран. Более значительная корректировка политики в странах с дефицитом баланса текущих операций и меры по повышению внутреннего спроса в странах с профицитом этого баланса будут способствовать не только усилению безопасности мировой экономики, но и более уверенному экономическому росту во всем мире. Эти усилия необходимо дополнить структурными мерами, такими как реформы рынков труда и товаров, совершенствование управления и улучшение делового климата и меры по стимулированию частных пенсионных сбережений. Конкретный набор структурных мер различается между странами с дефицитом и профицитом баланса текущих операций, а также между странами с завышенным и заниженным обменными курсами национальной валюты.
Особенности оценки экономического роста в США. Индикаторы, полученные на основе анкетирования домашних хозяйств и предприятий (например, дан-
^ 14
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2014
ные Национальной федерации незавсимых предпринимателей - National federation of independent business в США), показывают, что «неопределенность экономических условий» занимает второе место в списке наиболее серьезных проблем, а «связанная с действиями правительства неопределенность» - четвертое. В последние годы четкую тенденцию к росту демонстрирует и показатель неопределенности экономической политики США, разработанный сотрудниками Стэндфордско-го университета. По их мнению, рост неопределенности, связанной с политикой, проводившейся в США в 2006-2011 гг., привел к сокращению реального ВВП примерно на 3% и сопровождался потерей 2,3 млн рабочих мест. По оценке Банка Канады, использовавшего сходную методику, повышение неопределенности, обусловленное нарастанием кризиса в зоне евро, может привести к сокращению ВВП в зоне евро на 1%. При этом сочетание слабой экономической активности с возросшей неопределенностью создает в мировой экономике порочный круг.12
Ожидается, что в США темпы роста повысятся с 1,9 процента в 2013 году до 2,8 процента в 2014 году. Это повышение темпов роста частично будет обусловлено уменьшением сдерживающего воздействия бюджетных факторов в результате недавнего соглашения по бюджету. Однако недавнее бюджетное соглашение также означает, что большая часть сокращений расходов в рамках секвестра останется в силе в 2015 финансовом году, а не будет отменена, как предполагалось ранее. Соответственно, на 2015 год прогнозируется рост лишь немного выше, чем 2014 году.
В США наблюдается небольшой экономический подъем. Американские домашние хозяйства возместили более двух третей из 16 трлн долл., потерянных во время кризиса. Хотя для полного восстановления потребуется несколько лет, процесс идет интенсивно, особенно сейчас, когда рынок недвижимости в США показывает признаки подъема. Кроме того, крупные американские банки значительно увеличили собственный капитал, а балансы американских предприятий очень надежны.
Вместе с тем общий долг всех секторов экономики США остается на уровне 250% ВВП. Бремя сокращения задолженности в некоторой степени перешло с частного на государственный сектор. Очевидно, что государственную задолженность необходимо снизить в среднесрочной перспективе, но не вполне понятно, как это следует делать. Кроме того, властям США необходимо определить действенные бюджетные планы на среднесрочную перспективу, что в значительной мере поможет снижению неопределенности.
Зона евро переходит от рецессии к подъему. По прогнозу, темпы роста повысятся до 1 процента в 2014 году и 1,4 процента в 2015 году. Повышение темпов будет в целом менее значительным в тех странах Европы, которые в той или иной степени сталкивались с финансовой напряженностью (Греция, Испания, Кипр, Италия
12 Carney M. L'incertitude et la reprise à l'échelle mondiale. - 9 p. - Mode of access: http:// www.bankofcanada.ca/wp-content/uploads/2012/10/discours-151012.pdf , р. 6.
7 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
15 Q
и Португалия) и где увеличение экспорта будет способствовать повышению роста, в то время как высокие уровни долга (государственного и частного) и финансовая фрагментация будут сдерживать внутренний спрос.
Существует два способа снижения неопределенности в Европе. Во-первых, устранение риска распада зоны евро. В этом направлении действуют предпринятые в последнее время Европейским центральным банком (ЕЦБ) меры, в том числе принятие программы покупки облигаций проблемных стран. Во-вторых, определение сроков проведения реформы валютного союза. Для обеспечения жизнеспособности валютного союза реформы (создание банковского и бюджетного союзов, повышение гибкости рынка труда и мобильности рабочей силы, стимулирование конкуренции и производительности продуктовых рынков, снижение бюджетных дефицитов) необходимо провести в течение 3-5 лет.13 В этом случае европейские власти смогут покончить с бесконечными встречами на высшем уровне в связи с кризисом и снизить, таким образом, неопределенность, связанную с экономической политикой.
В Японии ожидается, что темпы роста снизятся в 2014—2015 годах после всплеска в 2013 году. Это замедление роста будет более постепенным, чем ожидалось, учитывая, что новые временные меры бюджетного стимулирования частично компенсируют сдерживающее влияние на спрос, создаваемое повышением налога на потребление с начала 2014 года.
В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах ожидается повышение роста до 5,1% в 2014 году и до 5,4% в 2015 году. В Китае произошло значительное оживление роста во второй половине 2013 года, во многом вследствие повышения инвестиционной активности. Ожидается, что этот всплеск будет временным, отчасти из-за мер политики, направленных на замедление роста кредита и повышение стоимости капитала. Таким образом, ожидается, что рост немного замедлится до примерно 7'Л процента в 2014-2015 годах. В Индии темпы роста повысились после благоприятного сезона муссонов и в результате более быстрого роста экспорта; и благодаря более действенным мерам структурной политики, направленным на поддержку инвестиций, ожидается дальнейшее повышение темпов роста.
Усиление внешнего спроса со стороны стран с развитой экономикой и Китая начинает благоприятно сказываться на экономике многих других стран с формирующимся рынком и развивающихся стран. Однако во многих странах внутренний спрос остается ниже, чем ожидалось. Это в той или иной степени обусловлено ужесточением финансовых условий и экономической политики с середины 2013 года, а также факторами неопределенности и узкими местами, связанными с экономической политикой и политическими процессами, причем последние в особен-
13 Ibid., p.6.
^ 16
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2014
ности сдерживают инвестиционную активность. В результате темпы роста в 2013 или 2014 году, в частности в Бразилии и России, были пересмотрены в сторону снижения по сравнению с октябрьскими прогнозами 2013 года.
Понижение прогнозируемых темпов экономического роста в 2014 году для региона Ближнего Востока и Северной Африки в основном является следствием ожиданий замедления процессов восстановления производства нефти в Ливии после перебоев в 2013 году.
Невысокие темпы экономического роста в промышленно развитых государствах оказывают негативное влияние на СФРЭ и РС через международную торговлю и финансовую сферу. Во многих регионах мира, вероятно, сохранится повышенный уровень безработицы, финансовые условия останутся сложными. Экономическому росту в СФРЭ и РС препятствует ужесточение экономической политики при недостатке производственных мощностей, снижении спроса со стороны ПРС, а также страновые факторы. Экономика СФРЭ и РС стала более устойчивой к шо-кам благодаря совершенствованию экономической политики. Благодаря проведению экспансионистской политики отрицательные последствия для СФРУ и РС низкой деловой активности на рынках ПРС с начала кризиса 2008 г. несколько смягчились. В среднесрочном плане руководству этих стран необходимо гибко реагировать на шоки, поддерживая устойчивость государственных финансов и умеренные темпы инфляции и роста кредита. В этом отношении ужесточение политики в 2011 г. было оправданным. Но из-за усиления рисков снижения внешнего спроса ЦБ обоснованно приостановили действие или несколько смягчили денежно-кредитную политику. Многие СФРЭ и РС обладают потенциалом для принятия дополнительных мер поддержки спроса. Весной 2014 г. Правительство Индии во главе с премьером Нарендрой Моди презентовало программу для стимулирования экономического роста страны. Пакет мер включает как финансирование проектов по железнодорожной инфраструктуре и совершенствование налоговой системы, так и благоустройство общественных мест. Фондовый рынок страны положительно отреагировал на выступление президента страны Пранаба Мукерджи, обновив исторические рекорды. П. Моди четко обозначил, что планирует следовать китайской модели развития инфраструктуры, новый кабинет будет поощрять зарубежные вложения.14
СНГ. Государства СНГ, располагающие значительными природными ресурсами, не останутся в стороне от общего стимула к росту. Восстановление мировой экономики обеспечит повышенный спрос на энергоносители, так что страны-экспортеры энергоресурсов, такие как Азербайджан, Казахстан и Узбекистан - будут сохранять высокие показатели активности. В странах СНГ, не добывающих нефть и газ, экономический рост - на фоне выздоровления мировых рынков - будет поддерживаться за счет увеличения объемов денежных переводов и экспортных по-
14 Индия: вслед за Китаем в стимулировании экономики // http://www.vestifinance.ru/ articles/43792
7 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
17 ^
ступлений. Одним из главных рисков для региона Европы и Центральной Азии в ближайшем будущем, по словам аналитиков, может стать снижение темпов роста в России. Это способно подорвать ситуацию в тех странах СНГ, которые напрямую зависят от России в части денежных переводов, инвестиций и спроса на импорт. Самыми уязвимыми являются Армения, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Молдова. 15
Государственная политика в отношении экономического роста. Рост производительности труда и уровень жизни населения практически во всех государствах основывается на реализации экономической политики правящих кругов страны. Государство может оказывать влияние на формирование и рост материального и человеческого капитала. При повышении величины капитала в экономике государства, можно говорить об увеличении и потенциала страны (с экономической точки зрения), страна способна выпускать больше товаров и услуг. 16
Однако просто количественного увеличения выпуска товаров и продажи услуг мало. Необходимы и качественные структурные преобразования в производстве. Для этого необходим инновационный подход в реализации государственной политики стимулирования экономического роста. Нобелевский лауреат, экономист Р. Солоу еще около 60 лет назад отметил, что росту доходов в значительной степени способствовало не накопление капитала, а технический прогресс - «как делать вещи лучше и эффективнее».17
Обобщая результаты многочисленных научных исследований и аналитических разработок консультационных компаний можно сделать следующие вывод. Если правительство какой-либо страны намерено ускорить экономический рост и изменить его характер в сторону повышения эффективности производства, то сделать это можно наиболее эффективно путем стимулирования внедрения в производство результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок, то есть за счет наукоемких товаров и внедрения новых технологий. Для этого оно должно проводить следующую политику:
• Разрабатывать и реализовывать меры по стимулированию внутренних инвестиций и сбережений. Повышение накопленного в стране капитала осуществляется путем капиталовложений. Повышение доли инвестиций в национальной экономике ведет к повышению темпов экономического развития. В связи с тем, что объем накопленного капитала прямо сказывается на повышении темпов производительности труда, то именно рост инвестиций прямо способствует экономическому росту. При этом, если говорить о внутренних инвестициях, то их основой слу-
15 2014-2016 годы сулят странам СНГ экономический рост // http://mignews.ru/news/ economics/world/160114_65553_34823.html
16 Экономический рост, его показатели. Государственная политика // http://www.ereport. ru/articles/macro/macro09.htm
17 Стиглиц: государство должно вмешиваться в экономику // http://www.vestifinance.ru/ articles/43777
^ 18
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2014
жат сбережения. Если в обществе относительно снижается потребление и растут сбережения, то в нем будет больше возможностей для осуществления инвестиций.
• Следующей задачей является привлечение капиталовложений из-за рубежа, снимать барьеры на приобретение собственности в стране, поскольку, как известно, повышение уровня капитала в стране может происходить не только за счет внутренних, но и иностранных капиталовложений.
• Развивать в стране систему образования, которая способствует повышению ценности человеческого капитала. Как показывают экспертные расчеты, заработная плата работника в США зависит от уровня его обучения, примерно на 10% за каждый год. Кроме того, обученный специалист может разрабатывать идеи, их внедрение может оказаться полезным для всех работников. Поэтому у специалистов развивающихся стран вызывает отрицательное отношение к процессу "утечки умов", то есть выезду из страны наиболее подготовленных специалистов в про-мышленно развитые государства, где уровень жизни достаточно высок.
• Стимулировать исследования и разработки. Развитие исследований и разработок способствует образованию в стране базисных основ для новых производств, выпуска новых товаров, позволяющих удовлетворять новые потребности населения. Одновременно это усиливает позиции страны на мировых рынках, поскольку ее инновационная продукция начинает теснить товары других государств на мировых рынках.
Большая часть роста уровня жизни происходит благодаря росту научных и технических знаний, которые основываются на результатах исследований и разработок.
• Стимулировать развитие международного разделения труда, специализацию и кооперирование между странами. Международное разделение труда позволяет стране не производить всю продукцию самой, а покупать у других стран те виды продукции, которые они производят более эффективно.18
Россия. Последнее десятилетие характерно радикальными структурными сдвигами в мировой экономике. Среди ключевых факторов, явившихся причиной этих проявлений, немалую значимость имеет усиление экономической роли инноваций. Важнейшими факторами экономического роста признаются научные знания и интеллектуальный капитал, именно они становятся главными источниками генерирования конкурентного превосходства и стабильного развития социально-экономических систем. Инновационная деятельность очень тесно связана с предпринимательской деятельностью. Любая инновация представляет интерес, если она может быть коммерциализована.19
18 Экономический рост, его показатели. Государственная политика // http://www.ereport. ru/articles/macro/macro09.htm
19 Александрова А. И. Роль предпринимательской среды в инновационном развитии// Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013// // http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=4669
7 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
19 ^
Для обеспечения коммерциализации результатов научно-технической деятельности в стране в 2011 г. принят Федеральный закон № 254-ФЗ.20 Данным документом определены понятия «коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов», «инноваций», «инновационного проекта», «инновационной инфраструктуры», «инновационной деятельности», а также даны указания, что государственная поддержка инновационной деятельности устанавливается в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.21 Указанная стратегия является важнейшим актом в сфере инновационного развития России.22 Однако, по нашему мнению, сроки исполнения Стратегии уже близки и необходима разработка более долгосрочной концепции.
Важное значение для определения долгосрочных целей, имеет Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Ее реализация направлена на достижение стратегической цели национальной политики в сфере развития науки и технологий, которая определена принятым в начале 2012 года документом «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Она состоит в том, чтобы обеспечить к 2020 году мировой уровень исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности РФ, сконцентрированных на направлениях, обусловленных государственными научно-технологическими приоритетам. Это обеспечит качественно новый характер экономического роста страны.
В современных условиях переход России на инновационный путь развития практически невозможен без включения в глобальные и региональные технологические и финансовые потоки, без последовательной интеграции в мировые рын-
20 Федеральный закон № 254-ФЗ от 21.08.2011 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/search, (дата обращения: 01.08.2013).
21 Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/search, (дата обращения: 01.08.2013)
22 Александрова А.И. Роль предпринимательской среды в инновационном развитии// Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013// // http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=4669
23 Петров А. М. Актуальные вопросы обеспечения эффективности системы государственного управления в условиях перехода страны к инновационной экономике. Развитие системы государственного и муниципального управления: Сборник тезисов докладов и статей Региональной межвузовской интерактивной он-лайн видеоконференция ведущих государственных университетов Приволжского федерального округа и РЭУ им. Г.В. Плеханова, Москва, 12 дек., 2012. М. 2012, с. 370-375. Рус.
ки.23
^ 20
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2014
В этой связи возрастает потребность в выработке долгосрочной стратегии участия в формировании глобального экономического и научно-технологического пространства с периодом действия после 2020 г. Она должна стать органической частью общенациональной стратегии социально-экономического развития, нацеленной на всемерное содействие решению предусматриваемых ею задач путем использования возможностей международного разделения труда в сферах науки и техники, производства, торговли и финансов. Это предполагает продуманное определение перспективных направлений международной специализации России с учетом ее (имеющихся и потенциальных) конкурентных преимуществ, а также изменений, происходящих в мировой экономике и на международных рынках. Важно также обеспечить расширение государственно-частного партнерства на всех стадиях инновационного цикла. Развитие государственно-частного партнерства и государственное присутствие на всех стадиях инновационного цикла подразумевают реализацию следующих направлений: расширение государственного финансирования науки из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; осуществление льготного долгосрочного кредитования перспективных проектов; разработка и реализация государственных долгосрочных и среднесрочных программ по определяющим направлениям научно-технического прогресса, с полным или частичным финансированием их мероприятий из средств бюджета, а также на базе государственно-частного партнерства; совершенствование государственной контрактной системы и расширение государственных закупок научно-технической продукции и продукции наукоемких отраслей экономики: нужно переходить от годовых к среднесрочным контрактам; создание благоприятной информационной среды, инфраструктуры передачи технологий, сети консультативных фирм; разработки новой долгосрочной программы подготовки и переподготовки кадров совместно с бизнес-структурами.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Beams N. IMF warning on global downturn. - Mode of access: http://wsws.org/articles/2012/ jan2012/imfu-j25.shtml
Brischoux M. La royauté des economistes // Débat. - P., 2011. - N 166. - P. 138-148. Carney M. L'incertitude et la reprise à l'échelle mondiale. - 9 p. - Mode of access: http:// www.bankofcanada.ca/wp-content/uploads/2012/10/discours-151012.pdf
The Conference Board global economic outlook 2012. - Mode of access: http://www. conference-board.org/data/globaloutlook. cfm
Comment refonder la science économique. - Mode of access: http://www.alternatives-economiques.fr/comment-refonder-la-science-economique_fr_art_1110_56214.html
Economic growth definition // Economic news. - Mode of access: http://economicnewsarticles. blogspot.com/2011/06/economic-growth-definition.html
7 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
21 Q
L'économie doit changer de cadre conceptuel. Grand entretien avec André Orléan. - Mode of access: http://www. nonfiction. fr/article-5339-leconomie_doit_changer_de_cadre_conceptuel_ grand_ entretien_avec_andre_orlean.htm
Harribey J.-M. André Orléan, L'empire de la valeur, Refonder l'économie, Paris, Seuil, 2011 // Rev. de la régulation [En ligne]. - P., 2011. - N 10. - Mode of access: http://regulation.revues. org/9483
Krugman P. Crise: Pourquoi les économists ont failli // Alternatives économique. - P., 2012.
- N 309. - P. 74-76.
Perrissin Fabert B. Au-delà de la théorie néoclas-sique: Un changement de paradigme pour la science économique. - Mode of access: http://www.nonfiction.fr/article-5344-au_dela_de_la_ theorie_neoclassique_un_changement_de_paradigme_pour_la_science_ economique.htm Perspectives de l'économie mondiale: Avant-propos et résumé analytique, Chapitres 1 et 2.
- Wash.: FMI, 2012. - Vi, 112 p. - Mode of access: http://www.imf.org/external/french/pubs/ft/ weo/2012/02/pdf/textf.pdf
Ries Ph. «L'empire de la valeur» ou la débauche de la monnaie. - Mode of access: http://blogs. mediapart.fr/blog/philippe-ries/071211/lempire-de-la-valeur-ou-la-debauche-de-la-monnaie
Rogoff K. Coronary capitalism. - Mode of access: http://www.project-syndicate.org/ commentary/rogoff89/English
Rogoff K. Is modern capitalism sustainable? - Mode of access: http://www.project-syndicate. org/commentary/rogoff87/English
Rogoff K. Rethinking the growth imperative. - Mode of access: http://www.project-syndicate. org/commentary/rogoff88/English
2014-2016 годы сулят странам СНГ экономический рост // http://mignews.ru/news/ economics/world/160114_65553_34823.html
OECD in Figures. STATISTICS ON THE MEMBER COUNTRIES. OECD Observer. 2003 edition - 96 p.
Rabih Abouchakra, Mazen Ramsay Najjar and Richard ShediacA Growth Strategy for the Long Term // http://www.strategy-business.com/article/li00090?pg=all
В Британии производство достигло максимума с 2011 г. // http://www.vestifinance.ru/ articles/43798 (V Britanii proizvodstvo dostiglo maksimuma s 2011 g.)
Перспективы развития экономики США в 2014 году // http://www.webeconomy.ru/ index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=136&type=news&newsid=2144 (Perspektivy razvitija jekonomiki SShA v 2014 godu)
^ 22
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2014