венство и др.), возрастет с 40,8% общей занятости в 2012 г. до 42,5% в 2022 г. Это увеличение будет происходить в основном в ущерб занятости рабочих и квалифицированных служащих, доля которых в 2022 г. будет составлять менее 30% всех занятых против 38% два десятилетия назад (с. 36). Таким образом, будет наблюдаться изменение квалификационной структуры занятости - рост высококвалифицированной и низкоквалифицированной занятости в ущерб занятости, требующей квалификации среднего уровня. Однако этот процесс во Франции будет менее выраженным, чем в других европейских странах и странах - членах ОЭСР.
Перспективы занятости благоприятны для молодых людей, которые имеют профессии инженеров или техников в области информатики, специалистов в области коммуникаций и в научно-исследовательской области, инженеров и технических работников в промышленности, административных работников или коммерческих представителей, фармацевтов, медицинских работников и лиц, имеющих профессии, связанные с медициной. Рост занятости благоприятен также для молодежи разных профессий с дипломом о высшем образовании. Однако будет спрос и на молодых работников, впервые выходящих на рынок труда и имеющих низкую квалификацию: технические работники, служащие банков, страховых компаний или бухгалтерий, кассиры. Эти профессии часто играют важную роль при вступлении в трудовую жизнь как стартовая площадка для получения более квалифицированных должностей.
С.Н. Куликова
2016.01.046. РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ ГЕРМАНИИ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА.
Anpassungsmuster von Unternehmen an deutschen Arbeitsmarkt in der grossen Rezession - ausgewählte Ergebnisse einer Sonderumfrage // Deutsche Bundesbank. - Berlin: Monatsberichte. - 2015. = Juli. -S. 33-40.
Ключевые слова: Германия; экономический кризис; производительность труда; рынок рабочей силы; безработица; кадровая политика.
Во время кризиса 2008-2009 гг. рынок рабочей силы Германии характеризовался относительно высокой стабильностью, что
явилось результатом сочетания гибкого тарифного регулирования и реформ, проводимых на рынке рабочей силы, которые позволили предприятиям приспособиться к шоковой ситуации. Проведенный Бундесбанком летом 2014 г. опрос немецких промышленных предприятий, которые особенно пострадали от кризиса, показал, что это влияние оказалось лишь временным. Во время кризиса потребовались меры конъюнктурного характера в области кадровой политики, например, сокращение рабочего дня. В то же время большое внимание уделялось сохранению квалифицированной рабочей силы. В принципе вмешательство в конъюнктурную ситуацию на рынке рабочей силы опасно тем, что оно может затормозить необходимые структурные приспособления предприятий. Но в особых условиях глобального кризиса правительство помимо специальных мероприятий по сокращению рабочего дня в некоторых областях осуществляло структурные преобразования.
Во многих странах европространства во время кризиса и последующей адаптации экономики возросла безработица. Реакцией рынка рабочей силы в разных европейских странах было не только изменение общей численности и структуры занятости.
Летом 2014 г. по поручению Бундесбанка в Германии был проведен опрос предприятий обрабатывающей промышленности, строительства, торговли, а также сферы услуг с целью оценить влияние кризиса, в котором участвовали 10 тыс. фирм (с. 34). В результате опроса было установлено, что немецкая экономика, в отличие от экономики других европейских стран, особенно южноевропейских, справилась с глобальным кризисом относительно быстро.
В течение кризиса реальный ВВП Германии уменьшился на 7%, но уже с середины 2009 г. началось оживление, и к началу 2011 г. был достигнут докризисный уровень ВВП. При этом занятость на рынке рабочей силы Германии характеризовалась относительно высокой стабильностью, что объясняется рядом факторов: гибкой торговой политикой, реформами рынка рабочей силы, адекватной реакцией предприятий на внешние неблагоприятные воздействия, а также использованием традиционных инструментов регулирования рынка рабочей силы, в том числе пособий частично безработным.
Следует отметить, что в целом предприятия во время кризиса стремились по возможности сохранить квалифицированный персо-
нал. Прежде всего это касается промышленных отраслей, для которых найти квалифицированную рабочую силу всегда непросто. При этом расходы, связанные с сохранением кадрового потенциала, значительны. В такой ситуации предприятиям требовалось существенно повысить рентабельность.
Влияние кризиса на занятость было ограниченным, различным в зависимости от сектора экономики. Однако значительные потери рабочих мест понесла перерабатывающая промышленность, транспорт и логистика. Эти потери отчасти и компенсировались увеличением занятости в социальной сфере и в сфере услуг. В кризисный 2009 г. средняя продолжительность рабочего времени снизилась на 4% по сравнению с докризисным периодом, что привело к значительному снижению почасовой производительности труда. В связи с этим издержки на единицу продукции сильно увеличились. В начале 2009 г. они в среднем на 10% превышали докризисный уровень.
Во время кризиса федеральное правительство приняло комплекс мер по стабилизации рынка рабочей силы. Так, период выплаты пособия частично безработным был продлен, а условия его предоставления смягчены. Расходы на социальное страхование частично занятых в значительной части взяло на себя государство. Цель таких мероприятий заключалась в ослаблении воздействия экономического спада на рынок рабочей силы и ограничении роста безработицы.
Чтобы понять, как предприятия оценивают спрос на свою продукцию в период 2010-2013 гг. по сравнению с докризисным периодом, в ходе опроса им было предложено выбрать один из двух вариантов: «плохой» или «очень плохой» спрос и 2) «улучшающийся» спрос. Первый вариант выбрали 25% предприятий-респондентов и второй - почти 40%. Как предполагалось, сделав самостоятельно соответствующий выбор, предприятия в дальнейшем смогут правильно определить мероприятия, которые позволят им повысить спрос на свою продукцию.
На следующем этапе респондентам было предложено выбрать группу мероприятий: 1) мероприятия структурного характера, которые применяются при длительном сокращении спроса, обусловленном структурными проблемами, и которые сопряжены с периодическими массовыми и индивидуальными увольнениями,
сокращением рабочего времени и т.д.; 2) мероприятия, которые осуществляются при временном сокращении спроса и препятствуют увольнениям квалифицированной рабочей силы. Сюда относятся неполная занятость, сокращение рабочего дня или рабочей недели и гибких компонентов зарплаты (бонусов и отпускных денег).
Как выяснилось в результате опроса, предприятия, считающие, что им угрожает лишь временное снижение спроса, во время кризиса делают выбор в пользу мер кадровой политики. Так, 60% этих предприятий указали, что «важным» инструментом кадровой политики для них был перевод работников на неполный рабочий день. Предприятия с временным снижением спроса помимо этого использовали также сокращение рабочего дня и снижение гибких компонентов зарплаты. Все эти инструменты позволяют предприятиям снижать издержки на наем рабочей силы и повышать приспособляемость к снижению спроса, не теряя уже приобретенных знаний.
Предприятия, у которых снижение спроса носит структурный характер (таких оказалось 40%) постоянно страдают от слабого сбыта, и в годы кризиса они активно применяли давно используемые структурные инструменты кадровой политики, особенно массовые увольнения. Доля предприятий, которые отводят этому инструменту важную роль, значительно выше, чем у предприятий с временным снижением спроса. Что касается сокращения основной оплаты труда (без бонусов), то на предприятиях с временным снижением спроса эти меры применяются чаще, чем на предприятиях с длительным снижением спроса.
В целом результаты опроса показали, что части немецких промышленных предприятий уже во время экономического кризиса 2008-2009 гг. удалось определить, является ли снижение спроса на их продукцию временным или длительным, а также оценить эффективность специфических мероприятий по адаптации к кризисной ситуации. Предприятия, которые в годы после спада быстро превзошли докризисный уровень, уже во время кризиса старались удержать квалифицированных специалистов, в отличие от предприятий, которые длительное время имели низкий спрос. Такое разное поведение предприятий является показателем того, что в особой ситуации кризиса предприятия должны проводить необхо-
димые структурные изменения, не полагаясь полностью на политику федерального правительства в области занятости.
В.И. Шабаева
2016.01.047. ДЕСОНЕ С. ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ВО ФРАНЦИИ.
DESAUNEY C. Les laissés-pour-compte de la mobilité en France // Futuribles. - P., 2015. - N 405. - P. 101-102.
Ключевые слова: Франция; нестабильная занятость; профессиональная и географическая мобильность.
В исследовании, посвященном проблеме мобильности лиц, имеющих временную или нестабильную занятость, отмечается, что от 6 до 8 млн французов, т.е. 20% населения, находящегося в трудоспособном возрасте, сталкиваются с трудностями в обеспечении своей профессиональной и географической мобильности. Речь идет в основном о лицах, которые находятся в процессе трудоустройства или в поисках трудоустройства, но также о работниках, занятых на низкоквалифицированной нестабильной работе.
Первая трудность, с которой сталкиваются эти немобильные граждане, носит экономический характер. 40% работников, имеющих нестабильную занятость, не имеют автомобиля, что в 2 раза ниже среднего показателя во Франции. Автомобили у этой категории граждан, как правило, довольно старые и требуют постоянных затрат для поддержания в рабочем состоянии. Доля таких затрат составляет почти 50% транспортных расходов этой категории граждан; в отличие от этого средний показатель для всех трудоспособных граждан равен 30%.
Вторая причина трудностей с мобильностью является географической. По данным исследования рассматриваемая категория работников, как правило, живет довольно далеко от центров занятости и вдали от развитой общественной транспортной сети. К тому же они могут иметь нетипичный режим работы (ночной, по выходным), а их рабочее место само по себе может находиться в уединенном месте. Эта географическая удаленность еще больше увеличивает зависимость таких работников от личного автомобиля (при его наличии) и транспортных расходов на него.