нако зачастую эта религия ассоциируется с иностранным империализмом и воспринимается как угроза суверенитету, встречая оппозицию националистов в Индии и коммунистов в Китае, Тибете и Вьетнаме. Для азиатского менталитета колоссальное значение имеет моральный пример святого, гуру, духовного мастера, который может собственной жизнью продемонстрировать путь избавления от страданий, вызванных войной и конфликтами. Важной проблемой для индуизма и буддизма является обоснование необходимости активной деятельности, направленной на преобразование социального мира, а не ухода из него с целью достижения духовного совершенства, что, в частности, в буддизме согласуется с учением о бодхисатвах. При этом важно понимать, что священные писания могут толковаться по-разному и в XIX в. индусы испытали огромное влияние христианских идей социального служения как формы духовности, стремления к миру, справедливости и общественного благополучия. Ярким примером возможности объединения и творческой интерпретации западных христианских и индуистских идей является мировоззрение и деятельность Махатмы Ганди (с. 423).
С.В. Мельник
2016.01.032. ПАТЕЛ Э., МЕЙЕР К. МОЛОДЕЖЬ И ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ. PATEL E., MEYER C. Youth and interfaith conflict transformation // The Oxford handbook of religion, conflict, and peacebuilding. - N.Y.: Oxford univ. press, 2015. - P. 470-487.
Ключевые слова: межрелигиозный диалог; молодежь; толерантность; разрешение конфликтов; миротворчество; Мартин Лютер Кинг.
Статья посвящена рассмотрению феномена межрелигиозного лидерства (interfaith leadership), заключающегося в обладании соответствующими компетенциями («межконфессиональной грамотностью») и специальными навыками для консолидации верующих разных религий с целью решения социальных проблем. Авторы являются членами базирующейся в Чикаго организации «Межрелигиозный молодежный центр» (Interfaith Youth Core) и имеют практический опыт работы с верующими студентами университетов США в данной области. Для раскрытия темы авторы останав-
ливаются на осмыслении религиозного плюрализма в современном мире (с. 472-474), вызовов, которые он собой несет (с. 474-477), формулируют определение межрелигиозного лидера (с. 477-481) и рассматривают межрелигиозные аспекты деятельности Мартина Лютера Кинга (с. 482).
Согласно терминологии, используемой авторами статьи, понятие «религиозное многообразие» (religious diversity) носит дескриптивный характер, отражая факт присутствия разных религий в США и других странах в условиях современного глобализированного мира, тогда как термин «религиозный плюрализм» (religious pluralism) означает так или иначе понимаемую искомую форму гармоничного сосуществования и позитивного взаимодействия последователей разных религий в едином социальном пространстве. Авторы выделяют три основных принципа или условия религиозного плюрализма. Во-первых, это уважение к носителям разнообразных религиозных и нерелигиозных идентичностей, выражающееся в признании их гражданского права быть приверженцем своего вероисповедания и иметь возможность высказываться в публичной сфере, если они не наносят вреда другим людям. При этом такое уважение не означает приуменьшения существующих отличий и разногласий, отказа от свидетельства о недостатках других религий, но скорее ориентировано на обращение к тем элементам уникальных религиозных идентичностей, которые могут способствовать утверждению мира (с. 472-473). Второй принцип заключается в демонстрации вдохновляющего примера доброжелательных отношений между духовными лидерами и, одновременно с этим, развитии разнообразных форм позитивного взаимодействия между рядовыми верующими. Третий принцип религиозного плюрализма - это совместная социальная деятельность последователей разных религий для достижения общего блага и процветания общества (с. 473-474).
Рассматривая проблему многообразия религий в американском обществе, в котором большое значение в последние десятилетия приобрел ислам, авторы говорят о важности для социального единства граждан трех составляющих: позитивного восприятия другого, наличия адекватных знаний о других традициях и правильного поведения. Значительный вклад в укрепление межрелигиозного мира и согласия могут внести специализированные обу-
чающие курсы, направленные на повышение у слушателей межконфессиональной грамотности (с. 475-477).
Особую роль в содействии утверждению позитивных межрелигиозных отношений, по мнению авторов, должна играть молодежь, поскольку представители именной этой социальной группы остро чувствуют стоящие перед обществом проблемы, имеют свежий взгляд на ситуацию и готовы самоотверженно работать для ее улучшения. Для межрелигиозного лидера важны следующие навыки: способность сформулировать убедительную модель религиозного плюрализма, которая должна акцентироваться на проблематике роли религии в обществе; умение привлекать последователей разных традиций к реализации совместных проектов или «организационные навыки»; умение устраивать общение между верующими, или «навыки фасилитатора» (с. 478-479).
Также межрелигиозной лидер должен обладать особыми знаниями - «межконфессиональной грамотностью» (interfaith literacy), которая имеет четыре составляющих: знание позиций и подходов собственной религии по отношению к возможности межрелигиозного сотрудничества; близкое знакомство с другими религиями и сосредоточение внимания на религиозных ценностях, текстах, историях из жизни святых, которые утверждают установки терпимости, сострадания, доброжелательного отношения к другому и мирного сосуществования; понимание сходств, общих этических принципов и ценностей, которые разделяют разные традиции; компетентность в вопросах истории позитивных межрелигиозных отношений и кооперации между верующими (с. 479-480).
Особое значение в становлении религиозного плюрализма авторы отводят колледжам и университетам, на базе которых могут проводиться обучающие межрелигиозные программы. Многие кампусы университетов США являются как бы микрокосмосом, отражающим существующее в Америке этноконфессиональное многообразие, где студенты с разной религиозной и национальной идентичностью вынуждены жить вместе и тесно взаимодействовать. Институты высшего образования уже играли ведущую роль во многих социальных движениях, связанных с вопросами экологии, мультикультурализма, гендерного равенства, и эта среда является благоприятной для развития позитивных межрелигиозных отношений и получения необходимых знаний и навыков (с. 480-481).
По мнению авторов, ярким примером межрелигиозного лидера может служить фигура Мартина Лютера Кинга, который обладал особым талантом вдохновлять и объединять последователей разных традиций для борьбы с несправедливостью и различными формами угнетений во имя любви и процветания. Мартин Лютер Кинг поддерживал близкие дружеские отношения с раввином Авраамом Хешелем (Abraham Joshua Heschel), буддистским монахом Тик Нат Ханом и известным атеистом А. Филипом Рэндолфом (A. Philip Randolph). Особый пиетет Мартин Лютер Кинг испытывал к Махатме Ганди, которого считал величайшим христианином XX в., который, хотя не принадлежал церкви, но сумел глубоко понять и прочувствовать суть и дух учения Христа и продемонстрировал возможность воплощения высоких идеалов Евангелия в реальной в социальной жизни (с. 482).
С.В. Мельник
2016.01.033. ЯКОВЕЦ Ю.В., ФАРАХ С. ДИАЛОГ И ПАРТНЕРСТВО ЦИВИЛИЗАЦИЙ: УЧЕБНИК. - М.: Международный институт Питирима Сорокина - Николая Кондратьева: Институт экономических стратегий, 2014. - 436 c.
Ключевые слова: диалог цивилизаций; партнерство цивилизаций; столкновение цивилизаций; цивилиография.
В предисловии к учебнику отмечается, что данная работа является уникальной, поскольку в ней впервые коллективом российских и зарубежных ученых предпринята попытка в структурированном, логически последовательном виде изложить подходы к широкому спектру проблем межцивилизационного диалога (с. 8). Учебник включает в себя три основных тематических блока. В первом блоке (главы 1-4) рассматриваются основные положения современной теории цивилизаций, научные основы диалога и партнерства цивилизаций, дается краткая характеристика витков спирали, пройденной ими за тысячелетия, и раскрываются критические ситуации и сценарии их разрешения на новом витке исторической спирали (с. 13-122). Второй блок (главы 5-10) дает характеристику основных сфер диалога и партнерства цивилизаций в разрезе составляющих генотипа (наследственного ядра) цивилизаций - природно-экологического, демографического, технологиче-