Научная статья на тему '2016. 01. 005. Государство созидающее: юридическая модель и современные риски / под. Ред. Проф. О. Н. Полухина. - М. : Юрлитинформ, 2016. - 416 с'

2016. 01. 005. Государство созидающее: юридическая модель и современные риски / под. Ред. Проф. О. Н. Полухина. - М. : Юрлитинформ, 2016. - 416 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО СОЗИДАЮЩЕЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРА / КОНСЕНСУСНОЕ ОБЩЕСТВО / ИДЕОЛОГИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОЗАЩИТНОЕ ПРОСТРАНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 005. Государство созидающее: юридическая модель и современные риски / под. Ред. Проф. О. Н. Полухина. - М. : Юрлитинформ, 2016. - 416 с»

влиянием нравственных установок общества о справедливом и несправедливом.

Применение правовых норм с оценочными категориями реализуется в режиме усмотрения. Его необходимым компонентом выступает оценка; он носит ситуативный характер; сопряжен с необходимостью толкования. При применении нормы, включающей оценочную категорию, наблюдается индивидуальное правовое регулирование. Условиями, формирующими правоприменительную деятельность, являются: правовое и моральное сознание, система нравственных ценностей правоприменяющего субъекта, уровень его профессиональной подготовки, судебная практика.

Исследование проблем эффективности применения рассматриваемых феноменов приводит к выводу о том, что правотворческое формулирование нравственно-правовых оценочных категорий осложняется отсутствием комплексного анализа правоприменительной практики, связанной с их использованием. В этой связи представляется весьма важным адекватное закрепление оценочных конструкций в нормах права, необходимо выработать и законодательно закрепить правила правотворческого формулирования оценочных категорий.

К.Ф. Загоруйко

2016.01.005. ГОСУДАРСТВО СОЗИДАЮЩЕЕ: ЮРИДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ / Под. ред. проф. ОН. Полухина. - М.: Юрлитинформ, 2016. - 416 с.

Ключевые слова: государство созидающее; государственная власть; политика; культура; консенсусное общество; идеология гражданственности; юридическая деятельность; правозащитное пространство.

В коллективной монографии (Борисов Г.А., Комаров И.М., Кучин О.С., Мархгейм М.В., Нифанов А.Н., Новикова А.Е., Носков В.А., Полухин О.Н., Тонков Е.Е.) представлены взгляды авторов на процесс совершенствования государственной деятельности, который затрагивает все формы общественной жизни и предполагает необходимость переосмысления сложившихся позиций и точек зрения на новой методологической основе. Эта потребность объясняется тем, что созданная при социализме теория правового

регулирования не в состоянии объяснить происходящие перемены в политической и правовой системе и предотвратить опасность трансформации России в корпоративное государство.

Авторы выдвигают и обосновывают идею государства созидающего, являющегося альтернативой как корпоративного государства, так и консенсусного общества, рассматривают формы его деятельности, территориальные режимы, правозащитное пространство и возможные риски развития.

Государство есть власть, а фундаментом власти являются политика и культура. Именно поэтому исследование власти в работе начинается с исследования данных фундаментальных основ. Эти основы выявляются не из бытия государства, а из бытия цивилизации. Политико-культурная власть - это порождение цивилизации, а не государства, хотя де-факто она «встроена» именно в механизмы государственного регулирования общественными процессами. Авторы обосновывают предназначение политико-культурной (властной) составляющей, а затем экстраполируют ее на особенности российского цивилизационного пространства, осуществляя таким образом историко-логический анализ данной проблемы.

Консенсусное общество - это российский аналог гражданского общества на Западе, хотя он подразумевает четкую фиксацию их принципиально различающейся природы. В условиях консенсусного общества борьба за согласие (ценностное единство) является главной целью обустройства индивидуальной и социальной жизни, тогда как в рамках гражданского общества согласие де-факто становится средством решения социальных проблем, механизмом дальнейшего развертывания созидательной активности человека.

Наращивание консенсусного потенциала цивилизационного пространства России позволит, с одной стороны, сохранить преемственность (архитипическую предрасположенность к авторитарному способу властного структурирования общества), а с другой -вывести упорядочивающее воздействие российского кратоса (власти) на качественно новый - инновационный - уровень развития. В этих условиях российское государство, с одной стороны, выступает как субъект, т. е. играет ключевую роль в структурировании общественных процессов, ибо оно воплощает все ипостаси кратоса, а с другой - является объектом политико-культурной реальности.

Это вынуждает государство реагировать на все происходящие в реальности процессы и изменения, приспосабливая под их требования морально-правовые и институциональные формы своего существования.

Государство выделяется из других институтов общества. Используя авторитет и силу публичной власти, государство созидающее играет роль мощного активатора общественной жизни, способного организовать эффективное управление обществом, реализацию социальных обязательств, создание стимулов для развития и повышения деловой активности. Государство созидающее инициирует предпосылки для формирования новых отношений. В условиях рыночной экономики государственная деятельность уже не может осуществляться в тех же юридических формах и пределах, что и прежде. Поэтому одна из главных задач - адаптация политической, социально-экономической и правовой систем к новой ситуации.

Решающее значение имеет также переосмысление фундаментальных правовых подходов к взаимоотношениям государства и личности, гражданина и права. Устаревшие идеологические стереотипы превалируют в общественном правосознании, что не способствует современному пониманию юридических форм государственной деятельности как способа обеспечения приоритета прав человека в сфере публичной власти.

Государство как одна из форм самоорганизации общественного бытия не должно подавлять ни общество, ни граждан: не общество для государства, а государство для общества. В связи с этим одним из главных механизмов достижения согласия в обществе, устойчивого развития, мира и благополучия для каждого человека в будущем является утверждение реальностей и идеологии гражданственности.

Главное предназначение гражданственности - быть охранным и стабилизирующим фактором общества и государства. Другое ее предназначение - служить интегрирующим началом для разных общественных интересов, морали и права, утверждать опыт коллективного принятия «судьбоносных» решений, рождающихся в процессе социально-политической деятельности людей.

Предполагая изменение экономических, политических и со-цио-культурных условий, государство созидающее актуализирует вопрос о формировании внутренне непротиворечивой националь-

ной системы права. Использование средств правового регулирования во всех формах государственной деятельности проявляется как закономерность взаимосвязи государства и права. Юридическая форма представляет собой объективированное выражение сущности деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют государственную деятельность. Юридическая деятельность государства созидающего соответствует способу правоприменения, виду юридического процесса и характеризует процессуальное урегулирование властной деятельности субъектов.

Обновление российской государственности ориентирует и на переосмысление сложившихся в теории и практике понятий и явлений государственно-правовой действительности. Это касается и такого атрибута государства, как его территория. В работе исследуются три вида территориальных режимов: исходно-публичные, специально-публичные и исключительно-публичные. В качестве основы обеспечения конституционно-правового статуса территории в государстве созидающем должны выступать ее исходно-публичные режимы. Под таковым понимается «совокупность конституционно-правовых норм о территории в Российской Федерации, специально обособленных публичных структур, располагающих необходимыми организационно-техническими и материальными средствами» (с. 212). Объектом действия таких режимов являются конституционно-правовые положения об «обычном» статусе территории в государстве, ее составе с учетом закрепленных принципов территориального верховенства, целостности и неприкосновенности.

В работе рассматривается и правозащитное пространство -разновидность правового пространства, имеющего не только выраженную конституционную опосредованность, но и способного проявлять себя за пределами границ. Авторы рассматривают правозащитное пространство как форму существования конституционной системы защиты прав и свобод человека, обусловленную ст. 2 Конституции РФ. Авторы считают необходимым введение в научный оборот понятия «правозащитные риски» и детальное исследование его конституционно-правового содержания. Правозащитный риск выражает вероятность случайного возникновения нежелательного, неблагоприятного события, связанного с наруше-

нием прав и свобод человека и гражданина и влекущего за собой соответствующий ущерб.

Государство созидающее призвано обеспечить стабильность и последующую модернизацию общества, в его деятельности отражаются базовые ценности и ожидания граждан, составляющие органическую основу поддержания режима равновесия в государстве. Определяющее значение для обоснования представленной позиции имеет переосмысление фундаментальных правовых подходов к взаимоотношениям государства и личности, гражданина и права.

К. Ф. Загоруйко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.