12.3. СОЗИДАЮЩЕЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЕГО ПРИНЦИПЫ
Румянцев Михаил Борисович, кандидат юридических наук, научный сотрудник, Отдел научно-технической информации и патентоведения
Место работы: ФГБНУ НИИ Пищевых систем им. Горбатова Академии наук
Аннотация: в работе приведено определение и даны основные шесть принципов созидающего правотворчества. В настоящее время правовое регулирование общественных отношений осуществляется государством, в основном, императивным методом. Вопрос о возбуждении заинтересованности сторон в качественном и своевременном исполнении ими нормативных предписаний остаётся без внимания законодателя, который не знает иных способов обеспечения их реализации, кроме мер государственного принуждения. Мерам государственного принуждения противостоит созидающее правотворчество, основанное на заинтересованности участников правоотношений в добровольном и добросовестном исполнении правовых актов. Дано определение созидающего правотворчества. Созидающее правотворчество формируется в результате учёта заинтересованности лиц, которым адресуются нормативные правовые акты, издаваемые субъектом правотворчества.
Ключевые слова: правотворчество, созидающее правотворчество, правовое регулирование, общественные отношения, государство, реализация, мера, нормативное предписание, законодатель, нормативно-правовой акт, заинтересованность, лицо, субъект.
THE CREATIVE LAW-MAKING AND ITS PRINCIPLES
Rumyantsev Mikhail B., PhD in law, senior researcher
Place of employment: GBNU Institute of Food Systems, Academy of Science
Abstract: there are a term and six main principles of the creative law-making process provided in the paper. Currently, the legal regulation of public relationships is mainly carried out by the state via application of compulsory rules. A problem of encouraging the relationship parts to observe a regulatory direction in time and to a high standard remains legally dismissed; moreover, legislator cannot apply the legal observation measures other than public enforcement exercises. The latter are con-traposed by creative law-making matter based on the relationship subject's interest to observe the legal acts in good manner. A term of creative law-making process is provided. The creative lawmaking is formed based on taking into account all interests of the persons whom the legal acts issued by law-making subjects are addressed to.
Keywords: law-making, creative law-making, legal regulation, public relationships, state, realization, measures, regulatory direction, legislator, legal act, interest, person, subject.
Эффективность нормативных правовых актов зависит не только от качества правотворческих решений, но и от методов правового регулирования, средством которых они являются. Императивный уклон правового регулирования свидетельствует об усилении вмешательства государства в формирование общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности, а дис-позитивный, наоборот позволяет субъектам правоотношений самостоятельно устанавливать и разрешать возникающие между ними различные социально-экономические связи.
Классическая схема, применяемая в процессе правового регулирования тех или иных общественных отношений, опирается на нормативное установление прав и обязанностей сторонами правоотношения, реализация которых гарантируется государством. При этом «пути воздействия права в процессе правового регулирования таковы:
а) предоставление лицам субъективных прав;
б) возложение на лиц юридических обязанностей;
в) угроза применения мер государственного или общественного принуждения;
г) обеспечение государственного принуждения»1.
Этот порядок является универсальным и с одинаковым успехом применяется как при императивном, так и при диспозитивном методе правового регулирования.
1 См. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М. 1966. С. 22-23
При одинаковом качестве правовых норм их эффективность может быть различной, поскольку воздействие на субъектов правоотношений они оказывают не только в силу заложенных в них предписаний, но и, в первую очередь, в силу внутренних стимулов, побуждающих каждое лицо к желанию (или нежеланию) исполнить таковые в полном объёме и в нужные сроки (или лишь бы формально от них избавиться).
Применение императивного метода правового регулирования основано на реализации обязывающей системы правовых средств, которая действует по принципу: нормативное закрепление обязанности с указанием меры юридической ответственности за её неисполнение2. Такой подход обеспечивает четкий и достаточно жесткий порядок реализации предписаний правовых норм субъектами правоотношений. Здесь обязанной стороной выступают физические и юридические лица, а обязывающей - государство, способное в принудительном порядке добиться от этих лиц исполнения своих предписаний. Данный метод используется, в основном при регулировании публичных правоотношений, одной из сторон которых является государство. Эффективность этого метода полностью зависит от качества норм права и исполнительности государственного аппарата, так как обязанные субъекты правоотношений вынуждены действовать под воздействием угрозы государ-
2 См. подробнее Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. Издательство Норма.М.2002. с. 293-294
СОЗИДАЮЩЕЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЕГО ПРИНЦИПЫ
ственного принуждения в виде наказания, и не имеют, как правило, собственных внутренних стимулов к добровольной, а следовательно и к добросовестной реализации правовых предписаний.
Диспозитивный метод правового регулирования основан на субъективных правах и гарантиях их реализации3. Государство предоставляет право физическим и юридическим лицам действовать по своему усмотрению в сфере частно-правовых отношений. «Но воспользуются ли субъекты такого рода возможностью, будут ли последовательны в своем поведении, добьются ли ожидаемого результата - все это остаётся за пределами юридической области, и , если рассматривать только данный участок складывающихся отношений (систему «право + гарантия»), то совершенно неясна результативность действия права, не говоря уже о полной неопределенности в отношении сроков, объёма ожидаемой деятельности, точных характеристик результата»4. Это происходит потому, что право в таком случае лишь даёт возможность действовать в определенном направлении и гарантирует его реализацию лишь тогда, когда сам субъект в силу внутренней потребности возьмется за использование права в своих интересах. Тем самым государство стимулирует физическое или юридическое лицо на принятие самостоятельного решения по осуществлению разрешенной законом деятельности. В случае, если лицо будет вовлечено в определенную деятельность, то её оно должно осуществлять в рамках, установленных законом, что стимулируется системой закрепленных в юридических нормах запретов, дозволений и предписаний к активному поведению5 Нормы права устанавливают определенный правовой режим по реализации избранного субъектом вида деятельности, оставляя за пределами своего внимания степень его заинтересованности в точном, качественном и своевременном исполнении нормативно-правового акта, регламентирующего такую деятельность.
Таким образом, за пределами диспозитивного и императивного методов правового регулирования остаётся вопрос о стимулировании субъектов правоотношений (в том числе, и органов государства как участников публичных правоотношений) к исполнению нормативно-правовых актов в точном соответствие с их буквой и духом. Видимо, и по этой причине остаются нереализованными в полном объёме многие (если не большинство) нормативно-правовые акты, издаваемые в Российской Федерации (например, взимание штрафов за совершение административных проступков и уголовных преступлений, которые налагаются в судебном порядке).
Можно сделать вывод, что нормативные правовые акты стимулируют стороны правоотношений, в основном, к определенному поведению в системе сложившейся сферы общественных отношений, а вопрос о возбуждении заинтересованности сторон в качественном и своевременном исполнении ими нормативных предписаний остаётся без внимания законодателя, который не знает иных способов обеспечения их реализации, кроме мер государственного принуждения. То есть, в самом нормативном правовом акте нет, как правило, норм, поощряющих стороны правоотношений
3 См. Алексеев С.С. Указан. Соч. с. 295-296
4 См. Алексеев С.С. Указан.соч. с. 296
5 См. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М. 1966. С. 29
к активному его исполнению.
Эффективность нормативного правового акта зависит не только от качества правотворческого решения, содержащегося в нём, но и от избранного метода правового регулирования тех общественных отношений, которые он призван урегулировать, а также от поощрения различными правовыми средствами субъектов правоотношения к его исполнению, что возможно сделать только путём возбуждения у них к этому заинтересованности.
Требуется новый подход законодателя по выработке нормативных правовых актов, степень исполнимости которых обеспечивалась бы, кроме традиционных методов, ещё и за счет продуманной системы нормативных предписаний, поощряющих их активную реализацию. Представляется, что стимулировать данный процесс можно и необходимо путём закрепления в них норм, направленных на побуждение каждой стороны правоотношения (управомоченной и обязанной) к активному исполнению заложенных в нормативно-правовом акте предписаний. Это позволит постепенно сформировать новую правовую систему государства, которая будет иметь своей целью не только урегулирование общественных отношений, но и создание юридических стимулов на быстрое и качественное исполнение каждого нормативного правового акта, что решительно повысит их созидающий социально-экономический регулятивный потенциал.
Необходимость создания нового правотворчества с уклоном правового регулирования в сторону усиления заинтересованности сторон правоотношения по активному исполнению нормативных предписаний обусловлена также и тем, что действующее законодательство в отдельных случаях закрепляет в нормах права интересы только одной стороны. Это не может не вызывать противодействия другой стороны правоотношения. Тогда реализация нормативных правовых актов затрудняется, создаётся и разрастается социальная напряженность. Например, ипотечные кредиты носят грабительский характер, поскольку заёмщик вынужден выплатить банку двойную (а то и больше) стоимость купленного жилья. У многих миллионов граждан возникала огромная задолженность перед банками из-за наступившего экономического кризиса. Люди лишались работы, а потом и жилья, которое переходило в собственность банков. Выходом из данной ситуации может стать изменение правил ипотечного кредитования, предоставление заёмщику определенных гарантий, позволяющих ему безболезненно разрешать свои финансовые проблемы при любых экономических ситуациях. Следует учитывать в законе, что банк - это мощная финансовая структура, которая способна преодолеть экономические трудности гораздо легче, чем физическое лицо. Но законодательство защищает интересы банка, а не физического лица, предусматривая возможность перехода купленного им жилья в собственность банка даже в тех случаях, когда лицо потеряло работу не по своей вине или воле. Необходимо именно для подобного рода случаев предусматривать в нормативных актах правила, побуждающие каждую из сторон к взаимной заинтересованности в реализации заключённых договоров путём взаимных уступок, а не к прекращению их по формальным основаниям с выгодой только для одной, более экономически сильной, стороны.
Созидающее правотворчество должно осуществляться на всех уровнях издаваемых нормативно-правовых
актов. В его основе должны быть реализованы принципы, которые, с одной стороны, полностью соответствуют принципам правотворчества в целом, а с другой -образуют самостоятельную группу основополагающих личностных ценностей в области реализации каждым участником правоотношений своих законных интересов с учётом признания и реализации аналогичных интересов у всех остальных участвующих лиц.
К числу указанных принципов созидающего правотворчества следует отнести следующие, каждый из которых побуждает лицо добровольно действовать по активной реализации правовых предписаний.
1. Аккаунтивность6. Это - учёт материальных, личных или иных интересов каждого участника правоотношений. Как справедливо отмечает С.С. Алексеев, к решению задачи, которую преследует субъект правотворчества, необходимо подключать «деятельный интерес участников общественных отношений». Это резко повышает эффективность правового регулирования, поскольку «поставленная задача будет решаться «сама» и ожидаемый результат будет достигнут с большей степенью вероятности, нежели при обязывающей системе, основанной на обязанностях и мерах принуждения (обязанность + ответственность»7.
Предпосылками реализации норм права в таких случаях является определённый интерес субъекта правоотношений. В качестве мотива, побуждающего активность конкретного лица по реализации нормативных предписаний, могут выступать определенные материальные потребности, либо иные ценности, которые стимулируют его к осуществлению полезной для государства деятельности. Важно, что интерес субъекта правоотношений вытекает из его внутренней потребности, а не в связи с наличием императивно установленного принуждения. Это свидетельствует о наличии объективно существующих личных потребностей у лица к исполнению нормативных предписаний, что приводит к добровольной их реализации. Законодатель, формируя те или иные нормы права, должен это обстоятельство учитывать (take into account) и предусматривать механизмы по его использованию для повышения эффективности принимаемых нормативных правовых актов.
2. Нормозакреплённость личного интереса. Личный интерес субъекта правоотношения должен быть закреплён в нормах издаваемого правового акта, что создаёт гарантии его реализации. Сам по себе личностный интерес может проявить себя лишь при наличии объективной возможности на его успешную реализацию. Именно такую возможность и обеспечивает государство, предусматривая в нормах права определенный гарантии его фактического достижения.
Субъекту правотворчества необходимо не только урегулировать общественные отношения, но и учитывать непосредственно те личностные интересы соответствующей группы населения, которой адресуется нормативный правовой акт, и, воздействуя на их интересы, повысить эффективность правового регулирования путём нормативного установления заинтересованности в исполнении данного акта.
Таким образом, правовые нормы оказывают своё воздействие одновременно и на взаимоотношения участ-
6 От англ. take into account - принимать в интерес, в расчёт, в староанглийском account также « круг личных интересов, личных счётов».
7 См. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения.
Издательство Норма.М. 2002. С. 295-296
ников общественных отношений, упорядочивая их, и на личностные потребности этих участников, стимулируя их к добровольной реализации издаваемых нормативных актов. Государственные гарантии, обеспечивающие возможность получения блага, лежащего в основе личного интереса, действуют лишь при условии, что лицо исполняет нормативные предписания.
3. Универсальность стимулирования заинтересованных субъектов.
Это значит, что при любом методе правового регулирования личностные интересы всех участников правоотношений должны быть учтены субъектом правотворчества для повышения реализуемости издаваемого нормативного правового акта. К примеру, в нормах уголовного права следует предусмотреть правовой механизм, побуждающий лиц, совершивших преступление и отбывающих наказаний, к исправительному поведению, создающему основу для такого освобождения личности преступника от криминальных наклонностей, переводя его в категорию законопослушных граждан.
Зачастую во исполнение нормативных правовых актов издаются конкретизирующие их акты нижестоящими субъектами правотворчества. Важно, чтобы и в таких случаях стимулирование заинтересованности участников правоотношений в реализации нормативных актов нашло своё логическое продолжение в нормах и этих актов более низкого уровня правового регулирования. Необходимо добиться, чтобы эффект личной заинтересованности в исполнении правовых актов достигался на всех уровнях правотворческой деятельности и стал бы одной из целей формирования правовой системы страны.
4. Законность интересов личности. Это свидетельствует о законодательной возможности их учёта при разработке и издании нормативных-правовых актов любого уровня. Одновременно они должны отвечать и общепризнанным нормам морали нашего общества. «Законный интерес - это отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выражающееся в стремлении субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам - в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным»8.
Законность интересов личности, хотя и вытекает из внутренних потребностей лица, имеет конкретное нормативное закрепление и соответствует существующей системе поощряемых государством индивидуальных потребностей людей. Данный принцип полностью соотносится с принципом законности правотворчества в целом.
5. Индивидуализация стимулирования лиц к исполнению норм права.
Она проводится с учётом достижения целей нормативного предписания, субъектов правоотношения, вида регулируемых общественных отношений, возможных последствий от бездействия нормативных предписаний, побуждения лиц к определённому поведению и т.д. Например, лицо, совершившее преступление средней тяжести, имеет по УК РФ больше возможностей на условно-досрочное освобождение от наказания, чем лицо, совершившее тяжкое преступление. Степень опасности указанных лиц различна, и поэтому государство, сти-
8 См. Малько А.В. Теория государства и права. М. 1999. С.170
СОЗИДАЮЩЕЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЕГО ПРИНЦИПЫ
мулируя их к исправлению, устанавливает для более опасного преступника повышенные требования, которые свидетельствовали бы о его готовности стать законопослушным гражданином на свободе.
Реализация указанных выше принципов требует от субъекта правотворчества проведения глубокого изучения предмета правового регулирования, определения конкретных целей, для достижения которых необходимо стимулировать лицо к активному исполнению нормативного правового акта и т.д. Поэтому данные принципы созидательного правотворчества вытекают и находят свою конкретизацию в связи с реализацией принципа научности правотворчества в целом. Вместе с тем, созидающее правотворчество характеризуется ещё одним важнейшим принципом, который учитывает интересы не отдельных лиц или отдельных категорий таких лиц, а всего общества, - это принцип обязательного воплощения результатов обсуждения проекта нормативного правового акта в нормах вступившего в юридическую силу его окончательного варианта. Тем самым находит нормативное закрепление интерес не отдельных физических или юридических лиц, а всего общества, что, несомненно значительно повышает реализацию любого изданного нормативного акта.
Как отмечается в юридической литературе, эффективность юридических норм, в совокупности составляющих систему правового регулирования, определяется правильностью их выбора при выработке правотворческого решения9. Это, безусловно, так. Однако, имеет ли субъект правотворчества достаточный набор способов воздействия на общественные отношения, установленные законом, с целью не только их урегулирования, но и активной реализации изданного в связи с ними нормативного акта? Очевидно, нет.
Созидающее правотворчество должно опираться не только на четыре общеизвестных способа воздействия права на формирование общественных отношений (см. выше цитату из работы Алексеева С.С), но и на стимулирование субъектов правоотношений к исполнению нормативных предписаний. С этой целью, как представляется, необходимо законодательно закрепить обязательный учёт субъектом правотворчества объективно существующих интересов у лиц, которым адресуются правовые нормы, для стимулирования их к реализации издаваемого нормативного акта. Кроме того, меры государственного принуждения как способ, обеспечивающий достижение нужного результата правового регулирования, необходимо заменить на государственное поощрение во всех случаях, где это гарантирует успех на достижение требуемого эффекта от применения.
Основная проблема реализуемости нормативно-правовых актов состоит не столько в том, что они недостаточно качественны, а в том, что отсутствует механизм, стимулирующий всех участников правоотношения к их активному исполнению. Государство должно минимизировать своё участие в правовом регулировании общественных отношений и сохранить за собой только контроль и всемерную поддержку процесса их саморегуляции, устанавливая для этого не столько запреты и наказания, сколько дозволения и активное нормативное поощрение добровольного исполнения издаваемых им правовых актов.
Фактически принципы созидающего правотворчества направлены на саморегуляцию общественных отно-
9 См. Государство созидающее: юридическая модель и современные риски/ под ред. О.Н. Полухина.М. 2016. С. 181.
шений, поскольку они могут обеспечить реализацию нормативно-правовых актов без особого участия государственных органов. Тем самым будет формироваться «положительное поле»10 функционирования нормативных актов, где действует в качестве стимулирующего мотива не принуждение государства, а интерес участников правоотношения.
Принципы сами по себе не могут оказать существенное влияние на содержание правотворческого решения, если их ценности, идеалы и приоритеты не закреплены в нормах права. Поэтому субъекту правотворчества важно обеспечить практическую реализацию выделяемых им принципов в нормативных предписаниях, что и гарантирует не только их воплощение в жизнь, но и эффективность принимаемых нормативных актов11. Следует учитывать, что принципы, как правило, не всегда закрепляются напрямую в нормах права, а чаще всего отражаются только их требования в тех нормативных предписаниях, которые регулируют общественные отношения в соответствие с присущими им идеалами и ценностями. На их основе создаются механизмы правового воздействия на общественные отношения в рамках требований, установленных Конституцией РФ, что их стихийный характер, и одновременно, произвол властей.
Для реализации каждого из принципов созидающего правотворчества необходимо:
1. Обосновать их востребованность и возможность воплощения в нормах права в результате проведения научного исследования;
2. Сформулировать в нормах права заложенные в них требования, направленные на активное добровольное исполнение издаваемого нормативного правового акта;
3. Придать им официальный характер правового документа соответствующего уровня путём юридического закрепления в установленных законом процедурах;
4. Обнародовать нормативный правовой акт, что в конечном счёте и даст возможность лицам, которым он адресован, руководствоваться его предписаниями12.
Изданный нормативно-правовой акт реализуется путём воплощения его предписаний в поведении людей, в деятельности юридических лиц и государственных органов. В отличие от ординарных нормативных актов, которые разрабатываются и принимаются без учета заинтересованности лиц, их исполняющих, созидающее правотворчество должно учитывать особенности реализации таких актов во всех его формах - при соблюдении, исполнении, использовании и применении. Это очень важный момент, поскольку субъект правотворчества должен учитывать не только заинтересованность субъекта, которому адресуется нормативный акт, но и форму, в которой он будет реализовывать заложенные в нём предписания.
Очевидно, что стимулировать реализацию нормативных предписаний проще всего в отношении лиц, которые осуществляют свои субъективные права и юридические обязанности в форме их соблюдения, исполнения и использования, что может быть обеспечено с помощью установленных самими нормативными актами гарантиями, закрепленных в них как дозво-
10 См. подробнее Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М. 2001. С. 295-296 10
11 См. Жинкин С.А., Чернявская Т.М. Некоторые проблемы реализации принципов правотворчества в современной России// Общество и право.2016. № 2(56). С. 23
12 См. о значении обнародования правовых актов подробнее: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М. 1966. с 93.
ления, поощрения, позитивные обязывания. Например, запрет на рыбную ловлю в период нереста может быть компенсирован тем, что на этот период времени любителю рыбалки будет предоставлено право ловли рыбы в специально отведённых для этого закрытых водоёмах фермерского рыбохозяйства, при этом сделать сильную скидку на оплату подобного развлечения, установить бонусы за успешность ловли и т.п., поощряя его тем самым на правомерное поведение, выражающееся в соблюдении запрета.
Важной гарантией осуществления лицом субъективных прав и обязанностей является создание благоприятных условий, способствующих их полной и беспрепятственной реализации. Например, уплата налогов и других обязательных платежей в казну государства должна быть организована так, чтобы лицо без особых проблем могло исполнить свою конституционную обязанность, а не в результате длительного стояния в очередях и хождения по кабинетам чиновников.
Сложнее стимулировать процесс применения юридических норм, так, как оно осуществляется при помощи компетентных государственных органов, наделённых властными полномочиями, с целью воплощения содержания правовых предписаний в жизнь и может распространяться на неограниченный круг лиц. Деятельность таких органов «специально направлена на обеспечение полного, точного и своевременного осуществления субъективных юридических прав и исполнения юридических обязанностей. Применение права - это не просто одна из форм его реализации, а такая особая форма, которая по отношению к другим выполняет обеспечительные функции, что служит одним из оснований, предопределяющих необходимость обособления применения права от других форм реализации»13.
Поэтому эффективность правового регулирования в таких случаях, регулирования, основанного на императивных предписаниях, зависит не только от качества нормативных актов, но и от профессионализма и добросовестности правоприменительных органов. Стимулировать процесс применения права, осуществляемый органом власти, возможно путём установления для конкретных исполнителей определенных законом льгот, наград, классных чинов, званий, надбавок к должностным окладам и т.п. С другой стороны, к данной категории госслужащих могут применяться и дисциплинарные взыскания, предусмотренные законом. Однако, наиболее качественный эффект в применении нормативных предписаний при их реализации могут дать наличие высокого профессионализма и дисциплинированности у госслужащих в сочетании с одновременным воздействием на них указанных выше моральных и материальных стимулов.
В целях перевода общественных отношений в русло саморегуляции необходимо в нормативно-правовых актах максимально сократить полномочия чиновников по осуществлению ими разрешительных, контролирующих и запретительных функций. Роль государства и его служащих должна в большей степени сводиться к выполнению организационных полномочий, связанных с устранением административных и материальных барьеров, борьбой с коррупцией, хищением государственной и муниципальной собственности, организацией профессионального обучения лиц, выполняющих управленческие функции, выработкой предложений по
13 См. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М. 1966. С
оптимизации государственного управления и т.д.
Всё это - разнообразные аспекты созидающего правотворчества. Субъекты правотворчества исполнительной власти должны быть под постоянным контролем представительных органов, прокуратуры и общественности, потому что издаваемые ими нормативные акты издаются не во исполнение законов, а взамен их, что выходит за пределы их компетенции, противоречит законодательству и подрывает авторитет правотворческих решений и государства в целом.
Таким образом, созидающее правотворчество - это установленная государством система издания нормативных правовых актов и созданного на их основе правового регулирования, основанная на принципах заинтересованности всех участников правоотношений в добровольной и качественной реализации принимаемых нормативно-правовых актов на всех уровнях государственного и муниципального управления, что создаёт условия для перевода общественных отношений на саморегуляцию.
Изложенное позволяет сделать следующие выводы
1. Действующая в настоящее время система нормативных правовых актов недостаточно учитывает принципы заинтересованности участников правоотношений в их реализации, поскольку она ориентирована только на урегулирование общественных отношений и активизацию, а также инициативу субъектов в их исполнении не предусматривает.
2. Государство должно свести к минимуму своё участие в правовом регулировании общественных отношений, особенно в сфере хозяйственных и межличностных отношений, и стимулировать их
саморегуляцию на основании принципов активизации всех физических и юридических лиц, а также органов власти на реализацию издаваемых нормативно-правовых актов на всех уровнях государственного и муниципального управления.
3. Принципы, стимулирующие реализацию нормативно-правовых актов, представляют собой объективно существующие личностные, групповые и общественные интересы, обусловленные их потребностями, не противоречащие законодательству, достижение которых связано с побуждением указанных лиц к активному исполнению нормативных предписаний.
4. Созидающее правотворчество формируется в результате учёта заинтересованности лиц, которым адресуются нормативные правовые акты, издаваемые субъектом правотворчества.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92%.
Список литературы:
1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. Москва, Норма, 2001,752 с.
2. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве, Москва, 1966, 187 с.
3. Государство созидающее: юридическая модель и современные риски / под ред. О.Н. Полухина. Москва. 2016, 416 с.
4. Жинкин С.А., Чернявская Т.М. Некоторые проблемы реализации принципов правотворчества в современной России// Общество и право. 2016. №2(56). С. 23
5. Малько А.В. Теория государства и права, М, 1999.448 с.