Научная статья на тему '2015. 04. 021. Шейко А. А. Проблема популярной литературы Англии XIX века: пути решения // Вестник университета Российской академии образования. - М. , 2014. - № 1. - С. 139-144'

2015. 04. 021. Шейко А. А. Проблема популярной литературы Англии XIX века: пути решения // Вестник университета Российской академии образования. - М. , 2014. - № 1. - С. 139-144 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА / АНГЛИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 021. Шейко А. А. Проблема популярной литературы Англии XIX века: пути решения // Вестник университета Российской академии образования. - М. , 2014. - № 1. - С. 139-144»

Невозможность полной компенсации (restitutio) в человеческой жизни обусловлена ее краткостью и «а-цикличностью»: время жизни движется однонаправленно. И все же, по мнению К. Цум-буш, финальная сцена романа содержит намек на «отмену» этого неумолимого движения времени: Вильгельм и спасенный им Феликс стоят крепко обнявшись, как мифологические братья, Кастор и Поллукс. Отец и сын на символическим уровне превращаются в братьев - а значит, «закон невозвратно уходящего времени прекращает действовать». Переводя свой роман «в пространство циклически обновляемого времени», Гёте тем самым указывает на единственное условие, при выполнении которого компенсация в человеческой жизни принимает характер настоящего полноценного restitutio (с. 20-21).

А.Е. Махов

2015.04.021. ШЕЙКО А. А. ПРОБЛЕМА ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ АНГЛИИ XIX ВЕКА: ПУТИ РЕШЕНИЯ // Вестник университета Российской академии образования. - М., 2014. - № 1. -С.139-144.

Ключевые слова: массовая культура; популярная литература; Англия; коммерциализация искусства.

В русле исследований феномена массовой культуры от известного эссе испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета до отечественных трудов М.А. Литовской, Н.А. Литвиненко1 автор статьи А.А. Шейко (УРАО) рассматривает основные условия развития популярной литературы, оформившейся на рубеже Х1Х-ХХ вв., под давлением «массового общества», т.е. людей, связанных между собой внешними и чисто формальными узами. Книги массового спроса учеными оцениваются либо как рассчитанные на «легкое чтение», не обремененное размышлениями, либо как «естественное развитие культуры» XIX в. (с. 139), характеризующейся демократизацией, борьбой трудящихся за свои права, революциями и войнами, что создало предпосылки для ориентации культуры на широкого читателя. Писатели искали успеха у публики. Исследователь

1 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. - М., 2002; Литовская М.А. Массовая литература сегодня. - М., 2009; Литвиненко Н.А. Массовая литература и романтизм. - М.: Экон-информ, 2015.

приводит в пример мнение Н.А. Литвиненко (МГГУ им. М.А. Шолохова), которая говорит о массовой литературе как об «искусстве, адресованном именно народу - читательской аудитории, включающей и самые демократические слои общества, только приобщившиеся или приобщающиеся к чтению; о том читателе, который разделял солнечный миф революции, социальное самосознание которого пробудили многочисленные исторические сдвиги и катаклизмы»1.

А. А. Шейко предоставляет материал для будущих исследований периодизации массовой культуры, а именно двух ее этапов -низовой (народной) и популярной (массовой, ориентированной на массового читателя). Автор статьи уточняет определения термина «низовая» - это «народная» культура, включающая в себя традиции и стереотипы, ее ориентир - элитарная культура и фольклор. Первоначально к «низовой» литературе относили памфлеты и недорогие издания, которые оказывали на читателя даже большее влияние, чем книги, рассчитанные на изысканный вкус. Окончательно оформившаяся лишь в XIX в., популярная литература подготовила появление более поздней, массовой литературы.

С 1950-х годов популярная литература Англии XIX в. удостоилась пристального внимания со стороны литературоведов2. В первые четыре века развития книгопечатания книги предназначались для священнослужителей, аристократов, купцов, для частных библиотек, но не для массовой аудитории. Массовый читатель не был вовлечен в развитие мира высокой художественной литературы, и только в XIX в. небогатое население постепенно получило доступ к миру книг благодаря подпискам на дешевые издания. К началу XIX в. элитарная и популярная культуры были настолько

1 Литвиненко Н.А. Романы В. Гюго: Массовое и французский романтизм // Вопросы филологии. - Ереван: Лингва, 2003. - Вып. 1. - С. 144.

Shepard L. The history of street literature: The story of broadside ballads, chapbooks, proclamations, news-sheets, election bills, tracts, pamphlets, cocks, catchpennies, and other ephemera. - Detroit: Singing tree press, 1973. - 238 р.; Toc-queville A. de. Democracy in America. - N.Y., 1954. - Vol. 2. - 166 р.; Lee Alan J. The origins of the popular press in England, 1855-1914. - L.: Croom helm, 1976. - 310 р.; Fletcher G. Popular art in England. - Verlag: George G. Harrap & Co, 1962. - 295 р.; Burke P. Popular culture in early modern Europe. - N.Y.: Harper & Row, 1978. -365 р.; Collison R. The story of street literature - Forerunner of the popular press. - L.: Dent, 1973. - 182 р.

далеки друг от друга, что аристократия перестала понимать культуру масс. Те, кому была интересна народная культура, собирали баллады, рассказы, народные песни, но большей части аристократии пришлось открывать популярную литературу заново.

Британские исследователи (Т. Харрис, П. Берк) считают, что у высокой и популярной культуры существуют свои подвиды. Например, агитационные листы, пользующиеся спросом как у тех, кто не умел читать, так и у джентри, которые также зачастую приобретали их вместе с листами иллюстрированными, балладами. В схожей ситуации находилось народное творчество (баллады, песни, сказки, поговорки), оригинальное происхождение текстов которых исследователи не могли подтвердить, из-за чего возникали трудности в их классификации. Изменения, повлиявшие на развитие культуры, - коммерциализация искусства, повлекшая за собой увеличение как тиражей публикуемых изданий, так и библиотек, рост интереса к театру и спорту. Одновременно возникает потребность в литературе для быстрого, «легкого», чтения, возможного в современном капиталистическом обществе с его ускорившимся ритмом жизни. В результате писатели становятся частью капиталистической цивилизации и в погоне за увлекательностью сюжета перестают думать о литературном стиле. Пресса, в свою очередь, становится источником информации для работающего населения, заставляя людей приобщаться к печатному слову. Популярная литература стала способствовать распространению грамотности.

Популярная культура была отражением мира обычных людей, их верований, представлений, политических взглядов. Литературные пристрастия англичан зависели от города, в котором они проживали, от гендерных предпочтений в восприятии культуры, поэтому исследователи имели все основания говорить о целом многообразии «популярных культур». Популярную литературу XIX в. в основном определяют как органическую часть культуры неграмотных и необразованных людей. Однако к читателям такой литературы относилось по меньшей мере 30% просвещенного населения страны (доктора, адвокаты, торговцы). К середине века существовали две противоположные тенденции взаимопроникающих высокой и низкой культур: с одной стороны, рабочий класс стремился получить доступ к культуре элит, иногда даже выражая

пренебрежение традиционной культуре, с другой - сохранялось взаимодействие между ними (культуры влияли друг на друга).

А. А. Шейко предлагает к изучению многообразие происходивших в общественной жизни Англии XIX в. процессов, влиявших на популярную культуру, которое могло бы стать интересным материалом для исследования переходного этапа между двумя стадиями массовой культуры - низовой, народной, и собственно массовой, ориентированной на массового читателя и коммерческий успех.

В.М. Кулькина

ЛИТЕРАТУРА ХХ-ХХ1 вв.

Русская литература

2015.04.022. Б.Л. ПАСТЕРНАК (1890-1960) В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. (Сводный реферат).

1. ПАРАМОНОВ Б.М. Пастернак навсегда // Радио свобода. - М., 2015. - 22 июня. - Режим доступа: http://www.svoboda.org/content/ аШс1е/26831225.^ш1

2. ХВАН Л.Б. Некоторые аспекты художественного времени и пространства в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Русская литература ХХ-ХХ1 вв. как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения): Материалы IV Международной научной конференции. Москва, Филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 4-5 декабря 2014 / Ред.-сост. Спиваковский П.Е. -М.: МГУ, 2014. - С. 197-199.

3. КАЦИС Л. Борис Пастернак и «шекспировские силы» на «культурном фронте» холодной войны: К предыстории «нобелевского» скандала» // Вопросы литературы. - М., 2014. - № 6. - С. 56-96.

Ключевые слова: Б.Л. Пастернак; лирика; «Доктор Живаго»; пространство и время; поэтический перевод; Шекспир; Нобелевская премия.

10 февраля 2015 г. исполнилось 125 лет со дня рождения Б.Л. Пастернака (1890-1960). В ранней лирике поэта, отмечает доктор философских наук Б.М. Парамонов, мир переживается «как данный впервые, поэт - Адам в первый день сотворения мира. У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.