Научная статья на тему '2015.02.030. СОЦИОЛОГИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. СОЦіОЛОГіЯ: НАВЧ. ПОСіБ. / ЗА РЕД. С.О. МАКЕєВА. - 4-ТЕ ВИД., ПЕРЕРОБ. і ДОП. - КИïВ: ЗНАННЯ, КОО, 2008. - 566 С. - (ВИЩА ОСВіТА ХХІ СТОЛіТТЯ)'

2015.02.030. СОЦИОЛОГИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. СОЦіОЛОГіЯ: НАВЧ. ПОСіБ. / ЗА РЕД. С.О. МАКЕєВА. - 4-ТЕ ВИД., ПЕРЕРОБ. і ДОП. - КИïВ: ЗНАННЯ, КОО, 2008. - 566 С. - (ВИЩА ОСВіТА ХХІ СТОЛіТТЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
112
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / ИДЕАЛ / ЦЕННОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ГЕНДЕР / КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015.02.030. СОЦИОЛОГИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. СОЦіОЛОГіЯ: НАВЧ. ПОСіБ. / ЗА РЕД. С.О. МАКЕєВА. - 4-ТЕ ВИД., ПЕРЕРОБ. і ДОП. - КИïВ: ЗНАННЯ, КОО, 2008. - 566 С. - (ВИЩА ОСВіТА ХХІ СТОЛіТТЯ)»

человеческое существо все меньше закрепляется за какой-либо формой жизни, так что университетская наука умножила до бесконечности описания всех его возможных форм жизни, валидируя их объективность чистым фактом их существования (4, с. 188). И здесь насущной становится новая «пайдейя», обновленный европейский университет как система передачи традиции и производства форм познания должен стать местом и временем суждения как о деструктивных последствиях культурной политики неолиберализма, так и об антропологических, социально-политических результатах европейского и глобального нигилизма, возвратившего архаические схемы отождествления человеческого существа с внеположной силой согласия.

Список литературы

1. Poulain J. Mondialisations culturelles et dialogue interculturel // Violence, religion et dialogue interculurel: Perspectives euroméditarréennes. - Paris: Harmattan, 2010. -Р. 169-186.

2. Poulain J. La mondialisation libérale et l'expérimentation transculturelle de l'égalité cosmopolitique // Pour une démocratie transculturelle. - Paris: Harmattan, 2010. -Р. 19-37.

3. Poulain J. L'expérimentation multiculturelle du cosmopolitisme et le dialogue transculturel universitaire // La reconstruction transculturelle de la justice: Mondialisation, communauté et individus. - Paris: Harmattan, 2011. - Р. 15-31.

4. Poulain J. La politique culturelle du capitalisme mondialisé et le dialogue philosophique transculturel // Richard Rorty ou l'esprit du temps. - Paris: Harmattan, 2012. -P. 165-194.

5. Poulain J. L'âge pragmatique ou l'expérimentation totale. - Paris: Harmattan, 1991. - 232 p.

6. Poulain J. La neutralisation du jugement ou la critique pragmatique de la raison politique. - Paris: Harmattan, 1993. - 268 p.

2015.02.030. СОЦИОЛОГИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. Сощолопя: Навч. поаб. / За ред. С.О. Макеева. - 4-те вид., перероб. i доп. - Кшв: Знання, КОО, 2008. - 566 с. - (Вища освта ХХ1 столггтя).

Ключевые слова: социология; культура; идеал; ценность; методология; личность; гендер; коммуникация; общество.

В учебном пособии «Социология» освещаются основные темы курса социологии, которые читаются для студентов высших учебных заведений Украины. Материал пособия можно разделить

на три части: история социологической мысли, современные социологические теории, организация и проведение социологического исследования. Особую ценность для читателя составляет содержательное изложение истории социологической мысли в Украине, общей панорамы современной социологии и основных направлений современного социологического теоретизирования.

Содержание книги дает общую картину развития общества, раскрывает ключевые социологические понятия, которые логично связаны в единую систему. В ней анализируется сама социология как наука, освещаются некоторые вехи ее становления и развития, раскрывается содержание основных школ и направлений современной социологии, излагаются основы некоторых специальных и отраслевых социологических теорий, рассматриваются методологические основы социологических исследований.

Среди изменений, которые отличают четвертое издание - дополненное и переработанное - от предыдущих, можно назвать и совершенно новые разделы, посвященные социологии личности, концепции гендерных отношений, а также парадигм изучения массовой коммуникации, общества и культуры. Разделы, имеющие те же заголовки, как и в предыдущем издании, были в значительной степени переписаны и проинтерпретированы. Автор сохранил сравнительный подход, который, по нашему мнению, был определяющей характеристикой предыдущих изданий.

Своеобразный стиль учебного пособия показывает, что оно было написано с верой в то, что социология должна играть определяющую роль в современном мире, в новейшей интеллектуальной культуре и должна занимать одно из основных мест среди общественных наук.

В книге 13 глав, предисловие, указаны основные понятия и термины к главам, рекомендованная литература. Автор книги берется доказать, что изложенный материал вращается вокруг ряда основных тем, каждая из которых помогает сформировать заметные особенности этой работы.

В первой главе «Социология как общественная и гуманитарная наука» (с. 19-47) доктор социологических наук С.О. Макеев показывает, что «долгое время специфику социологии, в отличие от так называемых частичных, конкретных общественных наук, видели в ее обобщающем, интегративном характере, в сосредото-

ченности на исследовании сущности любых форм социальности. Однако такое толкование специфики социологии давно уже не удовлетворяет современных обществоведов, которые не без оснований считают, что это - рецидив старого социально-философского мышления. Скепсиса добавляет еще и то обстоятельство, что, как свидетельствует история науки, предметная область любой отрасли знаний со временем претерпевает определенные изменения, модифицируясь с появлением новых познавательных возможностей и практических потребностей. Пожалуй, именно это дало ученым повод для шутки: «Физика - это просто то, чем занимаются физики»» (с. 19-20).

Вторая глава называется «Классическое социологическое наследие» (с. 45-105) автор здесь анализирует историю каждой науки, которую можно назвать самопознанием научной дисциплины, и которая является одной из составляющих развития человечества. Социологическая мысль - это теоретический фундамент, на который опираются новые конструкции социологического знания. Особенностью социологии являются ее теоретические достижения, арсеналы идей и познавательных средств. Историко-социологические знания становятся первичным условием необходимого уровня профессионализма исследования социальных процессов. Творчество основателей социологической науки содержит не только эталонные знания, но и критерии оценки современных достижений. Они становятся арбитрами в дискуссиях сегодняшних исследований, являются тем ядром, вокруг которого формируется современное общество. Необходимо отметить, что классические произведения в социологии играют роль теоретического фундамента, интегрированной общетеоретической основы, на которой строится социологическое знание.

Предметом социологии были и остаются до сих пор жизненные проблемы человеческого бытия, общественных отношений. Традиционные проблемы не теряют актуальности в новых условиях и в новом историческом контексте. Наработанный предшественниками опыт осмысления, исследования и решения их слишком важен для современного социологического анализа.

Третья глава посвящена теме «Культура» (с. 106-138) и обозначает, что «как и «общество», «культура» является ключевой социологической категорией. Несмотря на определенную разницу

между ними, обе категории скорее дополняют друг друга как два аспекта одной и той же реальности. Иными словами, когда речь идет об обществе и культуре, то нужно понимать не две особые реальности, а два особых аспекта одной реальности. «Для каждой культуры человеческое общество является необходимым и обязательным условием. И наоборот, любому человеческому обществу свойственна культура как его продукт и как условие его дальнейшего существования. Вот почему проблема культуры требует естественной связи с проблематикой общества. Разъединение их возможно только с аналитической целью» (с. 106)

В четвертой главе «Социальная структура» (с. 139-192) автор пытается ответить на вопросы, вытекающие из развития социологических взглядов, посвященных основным темам учебного пособия: «Классы, группы, категории» (с. 142-153). С.О. Макеев убежден в том, что «основная проблема для социолога всегда заключается в объяснении, понимании и интерпретации ситуации, уместной адекватным признакам, которые могут дифференцировать классы, группы, категории. Именно это и является проблемой обнаружения социальной структуры событий, ситуаций, процессов, ведь структура - это не только то, что заранее задано и известно, ее приходится отыскивать как тайную пружину или механизм социального спектакля, разворачивающегося на наших глазах» (цит. по: с. 153).

В следующей теме четвертой главы - «Статус и роль» (с. 153-166) речь идет о том, что отдельные роли действительно незыблемы, поскольку опираются на фундаментальные ценности и законы человеческого бытия. Однако часть ролей претерпевает революционные изменения под влиянием технологических и социальных преобразований, сдвигов в организации совместной деятельности, поиска эффективных правил регулирования взаимодействия для достижения целей личностного и общественного значения. Жизнь в обществе регулируется и направляется, но она стала бы абсолютно невыносимой, если бы образцы поведения и этикет обусловливали каждый наш шаг, - к счастью или несчастью, все происходит совсем не так, потому что в повседневных ситуациях взаимоприемлемые формы контактов складываются стихийно, ориентируясь на общечеловеческие и групповые идеалы и ценности.

В заключительных темах четвертой главы - «Социальная стратификация» (с. 166-180) и «Социальная мобильность» (с. 180-

192) говорится о том, что в социологии лучшим способом получения информации о социальной стратификации является изучение социальной мобильности. Действительно, чтобы проследить за движением, следует точно описать, определить, измерить те позиции, между которыми продвигаются индивиды, установить общественно значимые критерии их ранжирования. Возможно, в некотором пространстве неравенств имеет смысл утверждение о мобильности, ведь в противном случае невозможно будет говорить ни о направлениях движения, ни о скорости, ни о преодолении расстояния.

Особое внимание автор уделяет проблемам «Социальной организации и социальной институции» (с. 193-215) этой теме посвящена пятая глава книги. Общественные отношения, которые объединяют людей, реализуются в форме социальных действий, ориентированных на прошлое, нынешнее или ожидаемое в будущем поведение. Каждое социальное действие - это результат стремлений индивидов, их видение и интерпретации собственных потребностей, интересов, состояния осознания и учета социальной ситуации, ограничивающей возможность удовлетворения их. Каждому личному интересу противостоит интерес других, который обусловлен не только дифференциацией социальных статусов разных людей, но и разнообразием видения содержания потребностей и интересов, средств удовлетворения их, особенно в условиях ограниченных ресурсов.

Шестая глава - «Массовая коммуникация» (с. 216-255) знакомит нас с социальным порядком, который поддерживается различными механизмами, действующими в масштабах общества. Прежде всего речь идет о специфическим макромеханизме - массовой коммуникации, которая во многом обеспечивает целостность человеческого сообщества. Функциональная роль массовой коммуникации, поддержание универсальной связи между людьми, государствами и культурами очень важны, они дают основания для представления об информационной цивилизации.

Социологический подход к проблеме личности и основные направления ее исследования изложены в седьмом разделе - «Личность» (с. 256-296). Применение теории и методов социологии к изучению личности воспринимается как попытка социологов выйти за пределы предмета своей науки и посягнуть на психологию -

процессы формирования и развития личности. Для социологии личность представляет интерес как точка пересечения бесчисленных социальных связей, как объект воздействия многих социальных факторов, обеспечивающих воспроизведение социально адаптированного индивида, интегрированного в определенную общественную систему.

Восьмая глава книги - «Гендерные отношения» (с. 297-331) обращает значительное внимание гендерной социологии, которая сосредоточена на теоретическом анализе неравновесия, несбалансированности положений женщины и мужчины, их возможностей и шансов самореализации, самоутверждения и саморазвития. Основной задачей гендерной социологии является осмысление радикальных изменений положения женщины, укрепление и расширение женского начала в обществе. Однако следует отметить, что гендер-ные исследования не являются сугубо женскими, они изучают социальную жизнь обоих полов, их поведение, роли, характеристики, общее и отличное между ними, т.е. социальные взаимоотношения полов.

Следующая, девятая глава, знакомит нас с «Повседневной жизнью» (с. 332-384), жизненным процессом, с его ежедневным бытом, проблемами, делами, встречами и разговорами. «Сюда входят общения с товарищем за чашкой кофе и стояния в очереди, поездка на работу и разговор по телефону, просмотр традиционных теленовостей и признания в любви, мечты о предстоящем отпуске и игра с сыном, размышления о смысле жизни и приготовления обеда, танцевальная вечеринка и дискуссия среди коллег, где можно отличиться эрудицией, и тому подобное. Это наш "жизненный мир" - феноменальный мир ощущений, стремлений, фантазий, сомнений, воспоминаний о прошлом и предсказаний будущего. Это наше повседневная жизнь во всей полноте, ситуативной конкретности, непосредственной данности и эмоциональной наполненности, которую мы воспринимаем субъективно как целостный мир, бесконечную и нерасчлененную продолжительность» (с. 332).

Десятая глава «Основные направления современного социологического теоретизирования» (с. 385-416) причастна к краткому анализу классических социологических концепций, которые были сформулированы преимущественно в первой половине XX в. Где эти концепции дали системный ответ на некоторые проблемы и

противоречия общественного развития. Некоторые ответы со временем теряют эвристическую ценность, так как общество непрерывно изменяется, возникают новые противоречия, начинают действовать неизвестные силы и факторы. Отсюда вытекает потребность в релевантной социальной теории, которая необходима современным социальным, политическим и экономическим реалиям. Следовательно, переосмысливаются традиционные социологические направления, разрабатываются оригинальные подходы, складывается новый, мультипарадигмальный образ теоретической социологии.

«Мир, что глобализируется» (с. 417-442) - в 1-й главе представлены исследования глубинных аспектов глобализации, которые определяют ее сущность, выявляют характер структурных связей и взаимодействий отдельных его элементов.

Заключительные главы - 12-я «Организация и поведение социологического исследования общественного мнения» (с. 443-523) и 13-я «Качественные исследования в современной социологии» (с. 524-566) представляют собой обзор социологического исследования как инструмента изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью количественных и качественных методов. В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить, как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью. Каждый этап социологического исследования - это сложный трудоемкий процесс, где наибольший интерес представляет подробное рассмотрение сбора социологической информации, поскольку именно на этом этапе добываются новые знания.

А.Д. Емельяненко, Л.И. Мозговой, Г. В. Хлебников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.