2014.04.032. ХАРРИС У М. РАЗВИТИЕ АФРОАМЕРИКАНСКО-ГО СООБЩЕСТВА (C ДАННЫМИ 12 КЕЙС-СТАДИЗ): ПЛАН САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.
HARRIS W.M. African american community development (with twelve case studies): A plan for self-determination. - Lewistone, etc.: Mellen, 2012. - X, 244 p. - Bibliogr.: p. 213-231.
Ключевые слова: афроамериканцы в США; афроамерикан-ская общность; самоопределение.
У. Харрис, профессор Массачусетского технологического института и ун-та г. Огаста (Джорджия) по специальности «городские исследования и планирование», был основателем, а затем и заведующим кафедрой и деканом факультета городского и регионального планирования в ун-те г. Джексон (шт. Миссисипи). Степень PhD была присвоена ему в ун-те Вашингтона (г. Сиэтл), и исследователь стал первым афроамериканцем, избранным в состав коллегии Американского института сертифицированных специалистов по проблемам городского и регионального планирования. Эти проблемы получают освещение в книге У. Харриса, состоящей из предисловия и семи глав.
Авторы предисловия привлекают внимание к тому, что важнейшим атрибутом исторического опыта афроамериканцев остается движение за самоопределение: стремление заявить о себе, определить свою принадлежность к сообществу, работать для его развития. Модель самоопределения, предложенная одним из известнейших черных интеллектуалов Дю Буа, имеет все элементы эффективной стратегии развития афроамериканской общности. Однако Национальной ассоциацией цветного населения (National Association of Colored People - NAACP), стоящей на позициях ин-теграционизма, концепция Дю Буа о самоопределении как первом шаге к ревитализации черного сообщества оценивается как сепаратистская и националистическая. Именно поэтому само понятие самоопределения исключается из повестки действий для улучшения положения черного населения Соединенных Штатов, поскольку, по мнению лидеров Ассоциации, пострасовый мир уже создан.
Харрис видит ситуацию по-другому. С его точки зрения, в американском обществе, отказавшемся от юридически признанных расистских реалий и достигшем состояния «слепоты к цвету кожи»
(color-blind), в США все еще сохраняется институциональный расизм, присущий ряду государственных и общественных структур. Харрис указывает на очевидную взаимосвязь необходимости самоопределения черного сообщества с сохранением в США расизма и угнетения по расовому признаку.
В первой главе «Развитие сообществ: История и значение» автор привлекает внимание к тому, что существует множество определений сообщества, предложенных и учеными, и практиками. Харрис выделяет несколько основных типов определений, учитывающих разные параметры или характеристики общин. Одним из таких типов исследователь считает сообщества, основанные на эмоциональных связях. Такие связи складываются по признаку религиозной принадлежности, возраста, проживания в ближайшем соседстве, расовой и классовой принадлежности, чувства взаимопомощи и защищенности (с. 8).
Общности часто формируются на основе материальных или физических параметров. Наиболее очевидными среди них являются территориальные или географические сообщества, дополняемые особыми видами деятельности, связанными, например, с использованием локальных природных ресурсов или выполнением определенных служебных обязанностей. Такие общности наименее «персонифицированы», их состав легко меняется, хотя по своему местоположению они могут быть долгосрочны и статичны.
К динамичным автор относит общности по совместной деятельности. Люди объединяются для достижения различных целей, чаще всего для улучшения условий и качества жизни своих близких, что принято считать одним из основных показателей развития сообщества. Еще одной важной чертой определения развития является участие рядовых граждан в разрешении проблем сообщества, хотя степень их вовлеченности в этот процесс может варьировать. Одни сообщества располагают большим человеческим капиталом -опытом, уровнем образования, длительной историей борьбы за самоопределение, другие - меньшим (с. 29). Очевидно, что как и в определении сообщества, единства в определении понятия «развитие» не существует.
Кроме того, его значение исторически изменчиво, так как обстоятельства жизни индивидов и целых групп определяются историческим контекстом, конкретными обстоятельствами и события-
ми, требовавшими порой быстрых и чрезвычайных действий для физического выживания сообщества. На первом плане зачастую оказывалась способность предпринимать оперативные адекватные действия, а не интеллектуальное и теоретическое осмысление проблем развития.
Так, особенностью американского национального развития автор считает ориентацию на самостоятельные действия (self-help) в духе пионеров-первопроходцев, привыкших полагаться на себя и соседскую взаимовыручку. Такого рода сообщество сплоченно выступало против «чужих», тесня коренное индейское население в своем продвижении на Запад, а затем используя для своего обогащения рабский труд африканских невольников.
Характеризуя присутствие афроамериканцев в национальном развитии США (глава вторая), В. Харрис приводит данные об истории американского рабства и современных достижениях представителей чернокожего сообщества в сферах политики, науки, культуры, искусства, спорта.
Для формирования современных локальных сообществ в XX в. важное значение имела федеральная экономическая политика, в частности, национального дорожного строительства (The interstate higway system). Решение о ее создании было принято еще во времена Ф.Д. Рузвельта, но только в период президентства Эйзенхауэра в 1954 г. масштабный проект дорожного строительства начал приобретать определенную форму. Дорогам отводилась роль важного звена системы национальной безопасности. Кроме того, желание иметь собственный автомобиль для многих граждан стало достижимой частью «американской мечты» как в силу развития американского автопрома, так и роста благосостояния граждан страны. Для государства личный транспорт при наличии развитой дорожной сети позволял решать задачу мобильного перемещения рабочей силы.
После Второй мировой войны особенностью развития городов в США стал быстрый рост благоустроенных пригородов, застроенных частными домами. Федеральное жилищное законодательство через систему страхования банковских кредитов практически лишило черное население страны с его заведомо более низким уровнем доходов возможности получения средств на строительство. Афроамериканцы в большинстве остались в неблагополучных го-
родских гетто, окруженных респектабельными «белыми» пригородами.
В третьей главе «Теоретические перспективы развития сообществ» У. Харрис прослеживает становление научного направления изучения сообществ. Движение за развитие локальных сообществ получило признание только в первой четверти XX в., когда в 1920-х годах были приняты первые программы помощи нескольким депрессивным сельским поселениям. В 1930-х годах начались теоретические разработки в области развития сообществ при сотрудничестве университетов с преимущественно городскими общинами, заинтересованными в достижении практических результатов.
В годы Второй мировой войны в правительствах штатов были созданы специализированные управленческие структуры по проблемам коммунального (общинного) развития. Некоторые из программ получили финансовую поддержку федерального правительства. Сегодня соответствующие административные подразделения действуют практически в каждом городе США. Помимо профессионалов-управленцев, специальных исследовательских и образовательных институтов в движении активно участвуют частные организации и корпорации, местные активисты.
Сегодня существует целый ряд теоретических моделей развития сообществ. Автор выделяет несколько типов: прогностические, объясняющие, описательные, предписывающие, защитные. В качестве универсальных характеристик процессов развития всех типов общностей автор особо выделил плановый характер действий и участие в этих действиях членов сообществ.
Конкретные примеры исследований разного рода сообществ (12 case studies) автор приводит в четвертой главе, используя материалы из жизни сообществ США и других стран. Так, в Чикаго в 1995 г. действовала программа по изучению проблем семей с низким уровнем доходов. Было установлено, что действовавшие в городе с середины 1950-х годов общественные программы по оказанию материальной помощи одиноким женщинам с детьми привели к росту феминизации бедности среди афроамериканцев и разрушению мужской ролевой модели в семье (с. 95).
В качестве возможных лидеров движения за развитие сообществ исследовались и религиозные организации. Хотя и сегодня церковь продолжает оставаться мощной силой афроамериканского
сообщества в США, ее принадлежность к мировому религиозному единству и организационный стиль ограничивают возможности реализации «мирских» аспектов развития - от экологических до политических.
Оценивалась деятельность неправительственной организации United way (Общий путь), представленной сотнями агентств по всей стране. Организация оказывает неадминистративное содействие небольшим локальным сообществам в разрешении возникающих у них разного рода проблем. В 1997 г. отделение в Массачусетсе распространило заявление о переходе к новому стандарту в своей деятельности с преимущественной опорой на местных активистов (с. 101). Кроме сообществ чернокожих американцев изучались также общины индейцев, чайнатаун в Сан-Франциско, сообщества Коста-Рики, Канады, Папуа - Новой Гвинеи.
Приведенные Харрисом данные демонстрируют существующее в мире разнообразие движений по развитию сообществ, востребованную потребность в разработке эффективных программ, обеспечивающих позитивные изменения в качестве жизни «униженных и оскорбленных». Одновременно приведенные примеры стимулируют у неблагополучного населения стремление выдвинуться на уровень управления этими программами и участвовать в их реализации. Кроме того, приведенные эмпирические иллюстрации служат хорошим показателем того, насколько важны для угнетенных осознание собственных проблем, коллективные действия по совместному планированию общих усилий и эффективное исполнение собственных планов.
В пятой главе «Роли участников развития сообществ» (с. 119-140) Харрис выявляет основные направления развития сообщества афроамериканцев, считая основными вопросы образования, здравоохранения, жилищного и транспортного обеспечения. Инициативу в решении этих проблем как в теоретическом, так и в практическом плане должны взять на себя сами члены сообществ. Подходящим, с точки зрения автора, выводом к главе служат «Десять заповедей для того, чтобы изменить мир» - советы, данные правозащитниками Анжелой Бишоп и Такером Гомбергом участникам движения за развитие. Идеальный инициатор изменений к лучшему должен «запастись надеждой, терпением и доверием; не бояться обращаться с вопросами к властям; использовать доступ-
ные средства; делать хоть что-то; быть гибким; использовать СМИ и создавать сообщества; быть настойчивым в достижении результатов; предлагать альтернативные решения; учиться на собственных ошибках; заботиться о себе и других и помнить, что он не одинок» (с. 139).
В шестой главе «Воплощение в жизнь модели для развития афроамериканских сообществ» (с. 141-175) Харрис излагает собственную формулу развития. В ней несколько составляющих.
1. Анализ среды (определение содержания контекста - определение социальных, политических, экономических и экологических вопросов, которые необходимо решить). 2. Утверждение миссии (формулирование причины, по которой создается инициативная группа, и тех целей, которых она надеется достичь в долгосрочной перспективе). 3. «ССВУ »-анализ (определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз). 4. План действий (определение процессов, которые должны быть запущены, распределение ресурсов, обязанностей и ролей между участниками - инициаторами развития сообщества; оценка разработанных ими планов и схем).
В «Заключении» (так называется седьмая глава, с. 177-186) Харрис подчеркивает, что только сами афроамериканцы способны последовательно и с максимальной самоотдачей воздействовать на развитие афроамериканского сообщества. Сохраняющийся в США дисбаланс в распределении власти, влияния и привилегий между белыми и черными таит постоянную опасность воспроизводства неравноправных расовых отношений. Харрис считает, что в его книге нет ответа на вопрос, что белые люди должны делать для того, чтобы исключить расизм из своей жизни. Зато книга отвечает на вопрос о том, как сами афроамериканцы могут противостоять ему с наибольшей эффективностью. К сожалению (с точки зрения автора), расовое угнетение не исчезнет, но его последствия, причиняемую им боль можно облегчить.
Книга У. Харриса, по оценкам его коллег, является новой фронтальной атакой на расизм. Она продолжает усилия Дю Буа возродить интерес к черному сообществу в Америке. Работа вносит важный инновационный вклад в понимание природы сообществ и их развития.
Д.Д. Трегубова, Т.Б. Уварова