Научная статья на тему '2014. 03. 014. Дроздьяк У. Новые трансатлантические прогнозы. Drozdiak W. neue transatlantische Verheissungen // die politische Meinung. - Bonn, 2013. - Jg. 58, n 523. - S. 30-33'

2014. 03. 014. Дроздьяк У. Новые трансатлантические прогнозы. Drozdiak W. neue transatlantische Verheissungen // die politische Meinung. - Bonn, 2013. - Jg. 58, n 523. - S. 30-33 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ЕС СТРАНЫ / ЕС СТРАНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 03. 014. Дроздьяк У. Новые трансатлантические прогнозы. Drozdiak W. neue transatlantische Verheissungen // die politische Meinung. - Bonn, 2013. - Jg. 58, n 523. - S. 30-33»

ствия экономического роста, поскольку они не привыкли рассматривать разные виды политики (в различных сферах экономики) в комплексе. Подход к принятию решений по принципу «ad hoc» доказал свою неэффективность. В настоящее время международные организации предприняли ряд мер в области комплексного планирования роста, однако еще больше предстоит сделать в рамках межправительственных соглашений, а также на национальном, региональном и местном уровнях.

При формировании комплексной политики роста необходимо, по мнению авторов, уделить особое внимание трем направлениям государственного управления: антициклической политике; долгосрочному прогнозированию роста с учетом проблем устойчивости и инклюзивности, крупных миграций населения, а также мировых конфликтов за природные ресурсы; оценке всего комплекса факторов, влияющих на экономический рост.

Е.Е. Луцкая

2014.03.014. ДРОЗДЬЯК У. НОВЫЕ ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ.

DROZDIAK W. Neue transatlantische Verheissungen // Die politische Meinung. - Bonn, 2013. - Jg. 58, N 523. - S. 30-33.

В статье президента Американского совета по Германии (American council on Germany) анализируются цели и перспективы трансатлантического сотрудничества.

Почти половину мирового ВВП, отмечает автор, производят 800 млн жителей США и Европы, составляющих 12% населения мира. Кроме того, западные страны обладают более чем 80% мировой военной мощи и удерживают ключевые позиции почти по всем инструментам «мягкой силы» (soft power)1. Несмотря на значительный прогресс стран с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ), Европа и США занимают передовые позиции в области инновационных и аудиовизуальных технологий и высшего образования: из 100 ведущих университетов мира 75% находятся в Европе и Америке (с. 31).

«Мягкая сила» (soft power) - склонение других к желательным для себя действиям без принуждения или подкупа. Обычно подразумевается американская политическая культура взаимодействия с младшими партнерами. - Прим. ред.

Хотя во всех западных странах сохраняется проблема безработицы, во многих отраслях мировой экономический кризис послужил стимулом для сокращения расходов, повышения качества продукции и рентабельности производства, в целом для повышения конкурентоспособности.

В настоящее время в мировой экономике происходят значительные изменения: доверие инвесторов к рынкам СФРЭ подорвано, Европа в ожидании возможного оживления конъюнктуры снова обрела привлекательность, а США объявили о возрождении промышленности.

В этих условиях многие иностранные фирмы могут пересмотреть свои инвестиционные планы в Северной Америке и расширить там свою деятельность. Поскольку цены на энергию в Германии в четыре раза выше, чем в США, такие крупные предприятия, как концерн «Siemens» и BASF, увеличили капиталовложения в США, поскольку считают, что смогут оставаться конкурентоспособными лишь в случае расширения своей деятельности в странах с низкими энергетическими издержками.

Наиболее многообещающей инициативой по возрождению западного лидерства в мировой экономике является, возможно, реализация проекта Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (Transatlantic trade and investment partnership, TTIP) между США и ЕС. Начавшиеся по этому поводу в июле 2013 г. переговоры должны значительно снизить оставшиеся между странами - партнерами по TTIP внешнеэкономические барьеры и объединить два самых крупных в мире экономических блока. Мотивы, которые приводят в обоснование этого смелого шага руководители США и 28 стран - членов ЕС, носят в равной степени политический и экономический характер. Экономический кризис 2008 г. и все более настойчивые требования СФРЭ о признании их роли в мировой политике убеждают правящие круги по обе стороны Атлантики в необходимости принятия срочных мер для обеспечения примата западных ценностей. Они осознают, что совместное использование энергии и ресурсов является для западного сообщества единственной возможностью укрепить свое лидерство в мире и вернуть общественное доверие к свободному рынку, открытому обществу и правовому государству.

Кроме того, США и Европа понимают, что в условиях затянувшихся многосторонних торговых переговоров, особенно в рамках Доха-раунда, международный торговый порядок оказался в опасности, в результате чего во всем мире может быть снова подорвано доверие к рыночной экономике, что особенно опасно в период хрупкого и ненадежного оживления. И США, и ЕС нацелены на заключение двусторонних и региональных торговых соглашений с разными партнерами. Так, в рамках стратегии «Глобальная Европа» (Global Europe) ЕС стремится создать привилегированные соглашения с Японией, Южной Кореей, Канадой, Индией, Центральной Америкой и Юго-Восточной Азией.

Со своей стороны, президент США Б. Обама в рамках стратегии «возвращения в Азию» начал переговоры о транстихоокеанском партнерстве с почти двадцатью странами Азиатско-Тихоокеанского региона, за исключением Китая. В Европе появилось опасение, что атлантическая коалиция может быть заменена новой американской доктриной, которая на первый план ставит стратегические интересы США в Азии. Подобные опасения способствовали мобилизации всех 28 государств ЕС на заключение соглашения, направленного на эффективное слияние европейской и американской экономики. В то же время правительство Б. Обамы почти два года не принимает окончательного решения относительно TTIP, настаивая на необходимости убедиться в наличии у Европы политической воли и синергии экономических интересов потенциальных партнеров.

Последний экономический кризис особенно четко показал значение трансатлантических отношений. Существование более чем 30 млн американцев и европейцев напрямую зависит от рабочих мест, которые создаются в сфере взаимной торговли и инвестирования. Объем торговли между Европой и США оценивается в 2,7 млрд долл. в день, т.е. почти в 1 трлн долл. в год, а прямые инвестиции составляют почти 4 трлн долл. Половина всех американских прямых иностранных инвестиций направляется в Европу, а США получают 60% всех европейских иностранных инвестиций (с. 32). Эти существующие уже в течение десятилетий тесные экономические взаимоотношения переходят через государственные границы. Так, более 60 тыс. американцев работают для концерна «Siemens», который в равной степени воспринимается как амери-

канский и немецкий. В компании «General Electric» занято 10 тыс. европейцев, и его американское происхождение уже едва просматривается (с. 33). Даже «Boeing» и «Airbus» не имеют больше национальной принадлежности, поскольку их персонал интернационален. Создаваемый трансатлантический экономический пакт, видимо, будет и дальше стирать границы между США и Европой.

Американское и европейские правительства приветствуют перспективу создания трансатлантического торгового соглашения, поскольку оно представляется им оптимальной возможностью для увеличения числа рабочих мест и повышения темпов роста по обе стороны Атлантики. Кроме того, это соглашение может превратить регулирующий механизм TTIP в мировой стандарт, на который будут ориентироваться и другие страны. Многие члены парламентов европейских стран и ведущие конгрессмены США также выражают поддержку трансатлантическому пакту, поскольку речь идет о сохранении ведущих позиций Запада. При этом большое значение придается тому, чтобы политики и впредь уделяли повышенное внимание этому серьезному проекту и не допустили, чтобы жизненно важное для стратегических интересов Европы и США соглашение было подорвано бесполезными спорами.

В настоящее время, отмечает автор в заключении, политическая миссия Запада и его руководящая роль обрели новую жизнь, что обеспечит новому поколению всех стран жизнь в мире и благосостоянии.

В.И. Шабаева

2014.03.015. СТРАНЫ С ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ: ЗАМЕДЛЕНИЕ РОСТА ПОСЛЕ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА.

Économies émergentes: Vers une croissance durablement moins soutenue qu'avant crise // Tresor-eco. - P., 2014. - P. 1-8.

Темпы роста экономики стран с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ)1, указывают эксперты министерства экономики и финансов Франции, существенно замедлились после 2011 г.

1

В эту группу включены следующие страны: Китай, Индия, Южная Корея, Индонезия, Таиланд, Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили, Россия, Турция, Чешская республика, Польша, Украина и ЮАР. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.