УДК 94(430)087
ФРГ И США В КОНТЕКСТЕ ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
THE GERMAN FEDERAL REPUBLIC AND THE USA IN THE CONTEXT OF TRANSATLANTIC RELATIONS: HISTORY AND CONTEMPORANEITY
Ю.В. Родович Yu.V. Rodovich
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия, 300026 г. Тула, просп. Ленина, 125
Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University, 125 Lenin Avenue, Tula, 300026, Russia
e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются основные вехи истории отношений между Федеративной Республикой Германия и Соединенными Штатами Америки в 1945-1990 гг. и на современном этапе, дается анализ этих отношений в контексте процесса трансатлантической интеграции. США после окончания Второй мировой войны рассматривали Германию как свою опору в конфронтации с СССР. Вашингтон добился формального и фактического контроля над политикой ФРГ, ограничив, тем самым, ее суверенитет. Западная Германия, а впоследствии объединенная Германия стала членом Североатлантического союза. Определены возможные перспективы развития трансатлантических отношений. Добившись реанимации НАТО, США намереваются и впредь играть ключевую роль в этом военно-политическом союзе. Европейский союз с июля 2013 г. ведет переговоры с США относительно Трансатлантического соглашения о партнерстве в области торговли и инвестиций (TUP). Канцлер ФРГ активно лоббирует договоренности с США по этому вопросу. Однако многие европейцы считают, что TTIP приведет лишь к расширению власти корпораций и росту безработицы. Исследование построено на основе широкого круга источников.
Resume. The article examines the main stages in the history of relations between the Federal Republic of Germany and the United States of America in 1945-1990^ and at the present stage, it's given the analysis of these relations in the context of the trans-Atlantic integration process. The USA after the Second World war considered Germany as the pillar in confrontation with the USSR. Washington has achieved the formal and actual control over a policy of Germany. The Western Germany, and subsequently the united Germany became a member of the North Atlantic Alliance. Having achieved reanimation of OTAN, the USA intend to play a key role in this military-political union onwards. The European Union since July, 2013 negotiates with the USA concerning the Transatlantic agreement on partnership in the field of commerce and investments (TTIP). The chancellor of Germany actively lobbies the arrangements with the USA on this question. However many Europeans consider, that TTIP will lead only to expansion of authority of corporations and growth of unemployment. Research is constructed on the basis of the broad range of sources.
Ключевые слова: Германия, США, мировая политика, Европейский Союз, НАТО, трансатлантические отношения, интеграция, Трансатлантическая зона свободной торговли.
Key words: Germany, United States, world politics, European Union, NATO, transatlantic relations, integration, Transatlantic free trade area.
Проблемы отношений между Германией, выступающей в роли лидера ЕС, и США нашли отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей Ч Однако события и процессы,
1 См.: Максимычев И.Ф. Объединенная Германия как фактор европейской безопасности: Доклады Института Европы РАН, № 34. М., 1997; Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века. М., 2000; Нургалиев К. Д. Проблемы безопасности ФРГ в контексте взаимоотношений с США в 1990-е годы XX и в начале XXI веков: Автореферат дис... канд. ист. наук. Казань, 2004; Павлов Н.В. Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире. М., 2005; Германия. Вызовы XXI века / Под ред. В.Б. Белова. М., 2009; Ахтамзян A.A. Объединение Германии. Обстоятельства и последствия: очерки. М., 2010; Пар-хитько Н.П. Политика ФРГ в НАТО в конце XX - начале XXI столетия и ее трансформация. Автореферат дисс... канд. ист.наук. М., 2011; Семенов О.Ю., Толкачев В.В. Трансатлантическое сотрудничество США и ФРГ конца XX века в контексте европейского интеграционного процесса // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобапчевского, 2011, № 1; Глущенко Ю. Н. Состояние, проблемы и перспективы сотрудничества США и ЕС в экономической сфере // Проблемы национальной стратегии. 2011.№ 4(9); Европейский союз: факты и комментарии. Вып. 76-77: апрель-сентябрь 2014 г. / Под ред. Ю.А. Борко. М., 2014; Nye J. Bound to Lead. New York, 1990; Anderson J. German Unification and the Union of Europe. Cambridge University Press, 1999; Bergsten C.F. America and Europe: Clash of the Titans? // Foreign Affairs. 1999. March/April; Brenner M. United States and West-
происходящие в мире в последние годы, требуют вновь обратиться к этим проблемам, рассмотреть их в исторической ретроспективе, с учетом новых документов и материалов, дать анализ современного состояния трансатлантического взаимодействия ФРГ и США.
Фундамент современных отношений между ФРГ и США был заложен после окончания Второй мировой войны, когда Западная Германия стала получать помощь в рамках «плана Маршалла» и усилиями канцлера К. Аденауэра предпринимала попытки интеграции в систему западных союзов. США в условиях «холодной войны» рассматривали ФРГ как свою опору в противоборстве с Советским Союзом. Однако в отношениях между Западной Германией и США имелись определенные проблемы, связанные, прежде всего, с ограничением суверенитета ФРГ
В 1955 г. ФРГ стала членом НАТО. Никто из канцлеров ФРГ не осмеливался ставить под сомнение необходимость соблюдения дисциплины в рамках Североатлантического блока и солидарности с США, хотя различия во взглядах западногерманских и американских лидеров всегда имели место.
Поддерживая на рубеже 1989/1990 гг. объединение Германии, Вашингтон преследовал цель продвижения НАТО на Восток. Президент Дж. Буш предложил германскому руководству концепцию «партнерства в лидерстве». При президенте Б. Клинтоне ФРГ - важнейший стратегический партнер США в деле создания нового мирового порядка после окончания «холодной войны». Тогда полагали, что ускорившийся процесс европейской интеграции при ведущей роли Германии отвечает интересам США. Со своей стороны, став канцлером единой Германии, Г. Коль считал важнейшим приоритетом своей внешней политики развитие партнерских отношений с Соединенными Штатами. Руководство ФРГ использовало концепцию «партнерства в лидерстве» для укрепления своего влияния в Европе.
В 1992 г. были возрождены появившиеся в 1970-е гг. идеи институционального оформления евроатлантического сообщества. После развернувшейся в рамках Европейского союза в этой связи дискуссии 3 декабря 1995 г. в Мадриде между ЕС и США был подписан документ «Новая трансатлантическая повестка дня», декларировавший приверженность сотрудничеству, основанному на общих ценностях и целях, и перечень мер, направленных на то, чтобы дать ответы на новые вызовы2. Однако он не был реализован из-за сложности согласования проблем в американо-европейских отношениях в рамках многоступенчатых международных структур3.
Важным этапом в развитии трансатлантического сотрудничества стал саммит в Лондоне в мае 1998 г., завершившийся подписанием Соглашения о трансатлантическом экономическом партнёрстве, которое охватывало сферу двусторонних и многосторонних торговых отношений, включая вопросы либерализации международной торговли в рамках ВТО4.
Руководствуясь геополитическими интересами, США и ФРГ активно выступили за расширение НАТО на Восток. В 1999 г. Польша, Чехия и Венгрия стали членами блока. В том же году НАТО на своей юбилейной сессии приняла новую стратегическую концепцию, допускавшую применение военной силы вне пределов Атлантики. Эта концепция получила апробацию в марте-июне 1999 г., когда была осуществлена военная операция НАТО против Югославии. Участвуя в этой операции, Германия продемонстрировала союзническую солидарность. Такую же позицию ФРГ заняла после трагических событий в США 11 сентября 2001 г., приняв участие в антитеррористической коалиции в Афганистане. Однако президент США Дж. Буш-мл. не счел необходимым рассматривать канцлера ФРГ Г. Шрёдера в качестве равноправного партнера.
В ходе процесса европейской интеграции возник вопрос об обеспечении общей безопасности и обороны. В ФРГ и ряде других стран в качестве будущей военной опоры Евросоюза, а также связующего звена между ЕС и НАТО стал рассматриваться Западноевропейский союз. В США встретили оживление деятельности ЗЕС, а также предложения о создании европейских сил быстрого реагиро-
European Union //American Institute for Contemporary German Studies. AICGS Publications, 1997; Sicherheitspolitik in neuen Dimensionen: Kompendium zum erweiterten Sicherheitsbegriff. Hamburg, 2001; Yost D. Transatlantic relations and peace in Europe. N-Y., 2002; Hacke Ch. Die Aussenpolitik der Bundesrepublik Deutschland. Von Konrad Adenauer bis Gerhard Schroeder. Stuttgart, 2003; Rudolf P. Rekonstruktion der amerikanischen Führungsrolle. Folgen für die «Grand Strategy» // Strategie und Sicherheit - 2011 - Globale Herausforderungen - globale Antworten. Wien- Köln/-Weimar, 2011; Serfaty S. The West in a World Recast // Survival. 2012. Vol. 5. No.6; Schild J., Harnisch S. Deutsche Außenpolitik und internationale Führung. Erwartungen, Ressourcen, Partner, Praktiken //Deutsche Außenpolitik und internationale Führung. Ressourcen, Praktiken und Politiken in einer veränderten Europäischen Union. Baden-Baden, 2014 и др.
1 По сообщениям прессы, 21 мая 1949 г. США, Великобритания и Франция навязали Западной Германии тайный государственный договор, с помощью которого союзники гарантировали себе полный контроль над средствами массовой информации в Федеративной республике до 2099 г., а также владение ее золотым запасом. Составной частью договора явился «Канцлер-Акт» - документ, который до сегодняшнего дня должен подписывать каждый немецкий федеральный канцлер ещё до принятия присяги. Это заявление власти ФРГ об обязательствах по отношению к союзникам, в частности, по отношению к США. Нынешнее руководство ФРГ отрицает наличие такого договора. Однако об этом документе говорится в книге вполне сведущего бывшего начальника бюро военной контрразведки ФРГ генерал-майора в отставке Г.-Х. Ко-моссы, опубликованной в Австрии в 2007 г. (См.: G.-H. Komossa. Die deutsche Karte - Das verdeckte Spiel der geheimen Dienste. Ein Amtschef des MAD berichtet , Graz 2007. S.; русский перевод: Г.-Х. Комосса. Немецкая карта. Тайная игра секретных служб. М., 2009). Косвенным подтверждением факта существования «Канцлер-Акта» является свидетельство Э. Бара, министра по особым поручениям ФРГ в 1972-1974 гг. (См.: Bahr, E. Drei Briefe und ein Staatsgeheimnis // Die Zeit. 2009. N 21).
2 The New Transatlantic Agenda-EU-US Summit, Madrid, December 3, 1995 // European Union Delegation to the USA: Website. URL: http://www.eurunion.org/eu/index2.php?option=com_content&do_pdf=1&id=2602.
3 Германия. Вызовы XXI века. С. 246.
4 Глущенко Ю.Н. Указ. соч. С.148.
вания как «европейский вызов» Североатлантическому блоку. Однако достигнутое в 2002 г. соглашение о стратегическом партнерстве НАТО и ЕС устранило почву для опасений Вашингтона.
Подписание документа не помешало Г. Шрёдеру в 2003 г. выступить вместе с лидерами Франции и России с осуждением вторжения вооруженных сил США в Ирак. Отношение населения ФРГ к Соединенным Штатам стало меняться. В сентябре 2003 г. 50% опрошенных немцев негативно оценивали ведущую роль США в мировой политике - почти вдвое больше, чем в 2002 г. В то же время, произошел сдвиг в общественном мнении Германии в сторону Евросоюза1. Позиция Г. Шрёдера породила у части мирового сообщества страх по поводу «особого германского пути» во внешней политике. В этой связи правительство ФРГ было вынуждено продемонстрировать готовность к примирению с США. На фоне преодоления кризиса в евроатлантических отношениях произошло практически синхронное расширение рамок НАТО (29 марта 2004 г. в него вступило 7 государств) и ЕС (1 мая 2004 г. его членами стали 10 стран). Тем не менее, в феврале 2005 г. на 41-й Мюнхенской конференции по безопасности канцлер ФРГ заявил, что НАТО более не является главной структурой, где трансатлантические партнеры проводят консультации и координируют свое стратегическое видение ситуации2.
С приходом к власти в ФРГ в 2005 г. коалиции ХДС/ХСС - СДПГ был взят курс на сближение с США. Из «Белой книги» по проблемам оборонной политики и политики безопасности 2006 г.з явствовало: эти вопросы могли быть решены только вместе с США. На 42-й конференции по безопасности в Мюнхене в феврале 2006 г. канцлер А. Меркель выступила за то, чтобы НАТО играла главную роль в трансатлантической кооперации4.
Составной частью евроатлантического партнерства стали тесные экономические отношения ЕС с США. Объем этих отношений в середине первого десятилетия XXI в. составил 2,5 трлн. долл. Но стороны являлись конкурентами в сфере торговли сельскохозяйственными товарами, в области гражданского авиастроения, велись споры о применения норм, регулирующих соблюдение прав на интеллектуальную собственность. Для сохранения мирового лидерства экономик США и ЕС необходимо было преодолеть барьеры в торговле, финансовых рынках и инвестициях. Выступая в январе 2007 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе, А. Меркель, в то время председателеь ЕС, высказалась за интенсификацию и качественное обновление трансатлантических экономических отношений5, а 24 апреля того же года предложила проект создания трансатлантического рынка. 30 апреля в Вашингтоне была подписана «Рамочная программа углубления трансатлантической экономической интеграции между ЕС и США», принято решение об учреждении Трансатлантического экономического совета. Стержневым элементом планируемого взаимодействия должно стать уменьшение регулятивного бремени на двустороннюю торговлю и инвестиционные потоки6.
В июле 2013 г. в Вашингтоне начались переговоры о создании трансатлантической зоны свободной торговли (ТАЗСТ). США и ЕС намерены объединить рынки, заключив соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП) для торговли без ограничений на территории с населением 820 млн. человек. Согласно расчетам Торговой палаты США, за 5 лет ТАЗСТ должна обеспечить прибавку в размере 120 млрд. долл. к обороту двусторонней торговли и 180 млрд. к суммарному ВВП нового торгового блока7. Надежда Вашингтон - «создать хорошие рабочие места для американцев» и добиться «общего процветания»8. Но по расчетам американского экономиста И. Ка-палдо, соглашение по ТТИП в течение первых 10 лет приведет к снижению роста ВВП: в Северной Европе - на 0,5%, Франции - на 0,48%, Германии - на 0,29%, потерям государственных доходов и росту финансовой нестабильности, падению трудовых доходов. Германия потеряет 134 тыс. рабочих мест9. Противники соглашения именуют его «экономическим НАТО», считая, что оно отражает интересы исключительно транснациональных компаний, которые борются за снижение контроля и ослабление мер регулирования в Европе10. В германском бундестаге партии «Левые» и «Союз 90/Зеленые» выступают с резкой критикой ТТИП. Даже вице-канцлер ФРГ З. Габриэль не уверен, что после подписания документа о создании зоны свободной торговли произойдет ускорение роста экономики ЕС11. Тысячи
1 Abteilung amtrikanischer Außenpolitik sprunghaft gestiegen // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 2003. 4. Sept.
2 Цит по: Германия. Вызовы XXI века. С. 282.
3 Weißbuch 2006 zur Sicherheit der Bundesrepublik Deutschland und zur Zukunft der Bundeswehr. Berlin, 2006.
4 Германия. Вызовы XXI века. С. 282-283.
5 Там же. С. 278-279.
6 EU-US Summit - Washington, 30 April 2007. URL: http://eu-un.europa.eu/articles/fr/article_6991_fr.htm.
7 В Вашингтоне начались переговоры о создании ТАЗСТ. URL: http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=l79&type=news&newsid=l86l
8 NATIONAL SECURITY STRATEGYF. EBRUARY 2015. URL: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy.pdf
9 Obama's Transatlantic Trade and Investment Partnership (TTIP) Would Be Disastrous for Europe. Independent Study by American Economist. URL: http://www.globalresearch.ca/obamas-transatlantic-trade-and-investment-partnership-ttip-would-be-disastrous-for-europe/5414546
10 Политолог: трансатлантический торговый союз грозит ЕС колонизацией // URL: http://www.fondsk.ru/news/2015/09/21/politolog-transatlanticheskij-torgovyj-sojuz-grozit-es-kolonizaciej-35547.html
11 Германия сомневается в росте экономики ЕС после создания зоны свободной торговли с США. URL: http://www.dp.ru/a/2015/04/11/Germanija_somnevaetsja_v_ro/
людей в странах Европы, в том числе, в Германии, выступают против соглашения, опасаясь усиления власти корпораций, роста безработицы, снижения уровня стандартов для продовольствия и экологических требований к компаниям. Тем не менее, канцлер ФРГ А. Меркель, отстаивая интересы части немецкого крупного бизнеса, ориентированнной на США, в декабре 2014 г. в Нюрнберге ратовала за то, чтобы приложить максимум усилий для создания ТАЗСТ Ч Шагом к ТТИП стал одобренный правительством Германии допуск американских компаний по добыче сланцевого газа на немецкий рынок. По мнению американского политобозревателя Э. Зюсса, А. Меркель выступила в качестве «основного агента США» в ЕС2. Она утверждала: договоренности с США по ТТИП нет альтернативы, если Германия хочет остаться в группе мировых лидеров; иначе американцы отвернутся от Европы и сделают выбор в пользу Азии. Этот аргумент стал повторяться особенно настойчиво после подписания в начале октября 2015 г. между США и 11 государствами АТР соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. ХДС/ХСС, свободные демократы и с некоторыми оговорками СДПГ поддержали проект ТТИП.
23 октября 2015 г. в Майами (США) завершился 11-й раунд переговоров между ЕС и США о создании зоны свободной торговли. Как и предыдущие раунды, он проходил за «закрытыми дверями». По сообщениям печати, планируемый срок завершения переговоров - до истечения полномочий Б. Обамы и президентских выборов в США3. Однако Франция выступила за приостановку переговоров.
Что касается Североатлантического союза, то к концу первого десятилетия XXI в. среди немецких политологов усилилось скептическое отношение к возможности реформирования НАТО в организацию, построенную на равноправных отношениях США с ФРГ.
Дж. Фридман, глава американской частной разведывательно-аналитической компании «Статфор» («теневого ЦРУ»), выступая 4 февраля 2015 г. в Чикагском совете по глобальным делам, разъяснил, как США намерены сохранить свое доминирование на планете. Евросоюзу места в мире в качестве равного Америке игрока не предусматривается4. По мысли Дж. Фридмана, необходимо создание «санитарного кордона» между ЕС и Россией от Балтийского до Черного моря. Цель США - «не допустить, чтобы немецкий капитал и немецкие технологии соединились с русскими природными ресурсами и рабочей силой в непобедимую комбинацию». Для противодействия такому объединению предлагается следовать примеру американского президента Р. Рейгана, поддерживавшего в Иране и Ираке обе воюющие стороны 5.
Чтобы избавиться от гигантского государственного долга (17 трлн. долл. в 2014 г., в 2016 г. - 19 трлн.), Соединённым Штатам был необходим обширный европейский рынок, откуда следовало вытеснить Россию. Кроме того, Вашингтон хотел помешать созданию Россией Евразийского экономического сообщества с участием Украины. В этой связи США стимулировали в конце 2013 -начале 2014 гг. украинский кризис, содействовали организации антиконституционного переворота (что фактически признал президент США Б. Обама6), чтобы с помощью новых киевских властей подорвать сотрудничество европейских государств с Россией. Взамен российских поставок газа в Европу США намерены направлять туда сланцевый газ. Переориентация Европы на тесное экономическое сотрудничество с Соединёнными Штатами должна привести, в конечном счёте, к появлению нового мощного евроатлантического экономического объединения.
Ситуация на Украине, по словам президента РФ В.В. Путина, была использована также для реанимации Североатлантического альянса7. Фактически это признала и В. Нуланд, заявив о «Трансатлантическиом Ренессансе», а Украину назвала «линией фронта в борьбе за свободу»8. На фоне украинского кризиса министр обороны Германии У. фон дер Ляйен призвала к сплоченности и единству стран-членов НАТО 9.
Запад обвинил Россию во вмешательстве в дела Украины, в «аннексии Крыма», оказании военной помощи ополченцам Донбасса. В антироссийских акциях можно наблюдать своеобразное «разделение труда» между евроатлантическими партнерами: Вашингтон стремится активизировать развертывание войск и инфраструктур НАТО по периметру российских границ, элементов системы ПРО в Польше, Румынии и Болгарии; ЕС отводится роль организации, призванной, прежде всего, экономически ослабить Россию. Вице-президент США Дж. Байден в начале октября 2014 г. признал, что именно Вашингтон вынудил Европу пойти на невыгодные ей экономические санк-
1 Merkel mahnt bei TTIP zur Eile //Handelsblatt. 2014.12. Dez.
2 Зюсс: Меркель - основной агент США в Европе. URL: http://news.rambler.ru/world/29887822/
3 Зарицкий Б. Трансатлантическое партнерство: позиция ФРГ. URL: https://interaifairs.ru/news/show/14155
4 Longworth R.C. Europe: Destined for Conflict? URL: http://www.thechicagocouncil.org/event/europe-destined-conflict; Шестаков Е. Что у Белого дома на уме// Российская газета. 2015. 7 апр.
5 Longworth R.C. Op. Cit.; Шестаков Е. Указ. соч.
6 PRES OBAMA on Fareed Zakaria GPS. 1 Febr. 2015. URL: http://cnnpressroom.blogs.cnn.com/2015/02/01/pres-obama-on-fareed-zakaria-gps-cnn-exclusive/
7 Путин обвинил страны Запада в провоцировании украинского кризиса для "реанимации НАТО". URL: http:// www.interfax.ru/world/396042
8 "Трансатлантический Ренессанс". URL:http://www.currenttime.tv/content/article/26818498.html
9 "Frieden kann ein hartes Stück Arbeit sein". Interview mit Ursula von der Leyen // Hannoversche Allgemeine Zeitung. 2014.9.Dez
ции в отношении России, так как видел в ней конкурента1. В Вашингтоне от ФРГ стали требовать не столько осуществления прежней «особой роли» посредника между Западом и Россией, сколько «солидарности» в западных союзах2. Правительство Германии выступило в ЕС за секторальные санкции в отношении России3. После консультаций с президентом США Б. Обамой в Сиднее в начале ноября 2014 г. позиция А. Меркель в отношении России стала еще более жесткой. Канцлер Германии обвинила РФ в нарушении международного права и заявила, что украинский кризис «ни в коем случае нельзя назвать сугубо региональным делом4, по существу пытаясь оправдать активизацию деятельности НАТО в сфере интересов России и непосредственно у ее границ. Однако в самой ФРГ иную позицию занял руководитель Мюнхенской конференции по безопасности В. Ишингер. В начале февраля 2015 г. он заявил, что России и НАТО нужно договориться об обеспечении прозрачности действий друг друга и обмене информацией, чтобы избежать недоразумений и обострения отношений5. А министр иностранных дел Ф.-В. Штайнмайер выступил за усиление Организации безопасности и сотрудничества в Европе в качестве форума для диалога между Востоком и Западом, в качестве важного рабочего инструмента предотвращения кризисов6.
Германо-американские союзнические отношения были несколько омрачены информацией о прослушивании представителями американских спецслужб телефонных разговоров канцлеров ФРГ Г. Коля, Г. Шрёдера, А. Меркель, министров германского правительства. Однако А. Меркель все же не осмелилась отказаться от роли проводника американского влияния в ЕС и осуществлять самостоятельные решения. Она следовала натовской дисциплине, не забывая о том, что на территории Германии находятся 287 американских военных баз7 - значительно больше, чем в какой-либо европейской стране. В сентябре 2015 г. стало известно о том, что на авиабазе бундесвера Бюхель в земле Рейнланд-Пфальц (ФРГ) запланировано размещение примерно 20 новых атомных бомб, в противоречии с Договором о нераспространении ядерного оружия. При этом не исключается возможность их применения с истребителей-бомбардировщиков НАТО, размещенных в Европе8.
В условиях обострения международных отношений, по данным опроса исследовательского центра Pew, проведенного совместно с Фондом Бертельсмана весной 2015 г., 54% американцев считали, что политика США в отношении Москвы отличается недостаточной жесткостью, а 59% указали на недостаточную жесткость и решительность ЕС. Большинство немцев (57%) считали, что для Германии важнее поддерживать прочные связи с США, нежели с Россией9. Такие взгляды немцев не являлись случайными: Германия уже к концу 2014 г. занимала первое место среди западных государств по рейтингу информационной активности в отношении России10.
Тем не менее, в общественном сознании германских граждан происходило изменение взглядов относительно дальнейшего развития трансатлантических отношений. Чувство благодарности американцам за поддержку в годы «холодной войны» постепенно исчезает. В то же время немцы не хотят втягиваться в большую европейскую войну. 58% опрошенных немцев летом 2015 г. высказались против любого увеличения войск НАТО в Европе. Доверие к Североатлантическому союзу падает: в 2015 г. лишь 55% немцев доверяли блоку НАТО, в то время как в 2009 г. таких было 73%11.
В ФРГ дискутируется вопрос о повышении роли государства в мировой политике. Существует мнение, что именно Германия вместе с другими государствами-членами ЕС может помочь США «мультилатеризироваться»12.
Мирная инициатива А. Меркель и французского президента Ф. Олланда, способствовавшая принятию 12 февраля 2015 г. в Минске комплекса мер по мирному урегулированию на Донбассе, свидетельствовала о стремлении лидеров ключевых европейских стран самостоятельно урегулировать украинский конфликт дипломатическими средствами, в том время как в США продолжали
1 Вице-президент США: страны ЕС пошли на введение санкций против РФ под давлением Вашингтона. URL: http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1483693
2 Кризис на Украине привел к конфликту между Германией и Россией? URL: http http://www.dw.de/кризис-на-украине-привел-к-к0нфликту-между-reрманией-и-р0ссией/a-l7604078
3Власти Германии, в отличие от Литвы, довольны санкциями ЕС против России. URL: http://www.r0sbalt.ru/main/2014/07/29/1297849.html
4 Merkel: Putin tritt das Recht mit Füßen // Frankfurter Allgemtine Zeitung. 2014. 17.N0V.
5 Ишингер: РФ и НАТО надо договориться о прозрачности действий. URL: http://ria.ru/world/20150202/1045435668.html#ixzz3QZyye1QB
6 Deutschland will 2016 die Organisation für Sicherheit und Zusammenarbeit in Europa leiten. Die Entscheidung darüber soll der OSZE-Ministerrat im Dezember treffen. Aktuell wird die Institution von der Schweiz geführt. URL: http://www.spiegel.de/politik/ausland/bewerbung-iuer-2016-deutschland-will-vorsitz-der-osze-a-994920.html
7 Карта военных баз США. URL: http://www.infokart.ru/karta-voennyx-baz-ssha/
8 США запланировали размещение в Германии порядка 20 новых атомных бомб типа B61-12. URL: http://www. panorama. am/ru/politics/2015/09/22/germany-bomb/
9 Stokes B. Americans and Germans differ on approach to Russia. URL: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2015/05/11/americans-and-germans-differ-on-approach-to-russia/
10 Образ России в мире: анализ зарубежных СМИ [16-22 декабря 2014 г.]. URL: http://lite.rian.ru/infografika/20141226/1040253323.html
11 Umfrage: Deutsche lehnen Nato-Einsatz gegen Russland ab // Deutsche Wirtschafts Nachrichten. 2015. 15. Juni.
12 Bendiek A. Abschied von der Juniorpartnerschaft. Für mehr deutsche Führung in und durch Europa // Internationale Politik. 2014. N 5. S.64-66.
отдавать предпочтение решению проблемы силовым путем. Однако визит А. Меркель в Вашингтон перед минскими переговорами для консультаций с Б. Обамой, согласованная позиция А. Меркель и Ф. Олланда в ходе самих минских переговоров, одобрение Вашингтоном минских соглашений1 продемонстрировали общий подход Запада и к урегулированию украинского кризиса, и, вместе с тем, к отношениям с Россией. По итогам видеоконференции с участием американского президента, руководителей Германии, Великобритании, Франции, Италии, председателя Еврокомиссии в начале марта 2015 г., в случае срыва минских договоренностей США и ЕС готовы к согласованным действиям в отношении России2. Эта позиция сохранилась и в дальнейшем. В этом контексте зафиксированное в Минской декларации положение о создании Большой Европы от Лиссабона до Тихого океана представляет не обязательство сторон, а лишь декларацию о намерениях.
Что касается сирийского конфликта, то Германия, в отличие от США и некоторых стран Европы первоначально дистанцировалась от любых политических или военных инициатив. Однако после двух месяцев бомбардировок российскими ВВС позиций боевиков «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) и их союзников в Сирии и успешных действий сирийской правительственной армии ФРГ в декабре 2015 г. оформила военное присутствие в регионе, отправив туда фрегат и 6 истребителей «Торнадо». Инициатива А. Меркель от 15 февраля 2016 г., поддержанная ЕС, о создании бесполетной зоны3 (как позже выяснилось, в районе нахождения боевиков террористической организации «Джеб-хат ан-Нусра»), под фактическим контролем Пентагона, не получила поддержки ни со стороны США, ни России, поскольку это могло вбить клин между ними и не приближало сирийское урегулирование 4. 22 февраля 2016 г. В.В. Путин и Б. Обама одобрили совместное заявление России и США в качестве сопредседателей Международной группы поддержки Сирии о прекращении боевых действий в этой стране 5. В случае соблюдения соглашения, вступившего в силу 27 февраля 2016 г., открывается возможность политического решения сложной сирийской проблемы.
Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что «германский фактор» после окончания Второй мировой войны использовался США в конфронтации с СССР. Вашингтон добился формального и фактического контроля над политикой ФРГ, ограничив, тем самым, ее суверенитет. Западная Германия, а впоследствии объединенная Германия стала членом Североатлантического союза.
В 1992 г. были возрождены появившиеся в 1970-е гг. идеи институционального оформления евроатлантического сообщества.
Ныне ФРГ и Соединенные Штаты Америки объединяют общие стратегические цели. Они остаются друг для друга важнейшими партнерами в осуществлении трансатлантической интеграции.
Наиболее существенное значение для них будет иметь ход переговоров о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, начавшихся в 2013 г. Канцлер ФРГ, отражая интересы части немецкого бизнеса, ориентированного на связи с США, лоббирует подписание соответствующего соглашения. Неуверенность Германии и ЕС в конкурентоспособности в будущем обусловливает заинтересованность Берлина в подписании соглашения о ТТИП. Однако процесс подписания соглашения вызывает протесты многих европейцев, опасающихся усилениявлияния крупных корпораций, роста безработицы, снижения уровня стандартов для продовольствия и экологических требований к компаниям. Из-за позиции Франции, и, возможно других стран, этот процесс может быть приостановлен.
Добившись реанимации НАТО, использовав для этого украинский кризис, США намерены и впредь играть ключевую роль в этом военно-политическом союзе. В новой «Стратегии национальной безопасности» США (февраль 2015 г.) предусматриваются: готовность США в одностороннем порядке использовать военную силу в случае угрозы гражданам страны или стран-союзников, поставки оборудования странам-партнёрам по борьбе с терроризмом и обучение их силовиков. Соединенные Штаты также намерены помочь Европе в вопросах «энергобезопасности и диверсификации импорта энергоносителей»6. Одна из важнейших задач Вашингтона - побудить европейских союзников осуществлять больший финансовый и военный вклад в дело защиты от «российской угрозы», поддерживать США в решении военных задач за пределами зоны ответственности блока, в частности, в борьбе против «Исламского государства», а также размещать тысячи людей, бегущих от боевиков ИГИЛ. США будут подталкивать европейских партнеров по НАТО к усилению военной активности у границ России. Однако все это может иметь негативные последствия для международной обстановки. Поэтому, следуя в фарватере внешней политики Вашингтона, руководство ФРГ оставляет открытой дверь для диалога с Россией.
1 Керри: США снимут санкции с РФ, если минские соглашения будут выполнены. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1894888.html
2 США и ЕС пообещали совместно усилить давление на РФ в случае обострения конфликта на Украине. URL: http://www.interfax.ru/world/427764
3 Käfer A., Pörtner R. „Ich bin zutiefst überzeugt, dass der Kurs der richtige ist" // Stuttgarter Zeitung. 2016. 15. Febr.
4 Германия открывает второй фронт против России в Сирии. URL: http://regnum.ru/news/polit/2086849.html
5 Обращение Владимира Путина в связи с принятием совместного заявления России и США по Сирии 22 февраля 2016 года. URL:http://special.kremlin.ru/events/president/news/51376
6 NATIONAL SECURITY STRATEGYF. EBRUARY 2015. URL: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy.pdf
Библиография
Ахтамзян A.A. Объединение Германии. Обстоятельства и последствия: очерки. М.: Библос консалтинг, 2010.
В Вашингтоне начались переговоры о создании ТАЗСТ. URL:
http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=l79&type=news&newsid=l86l
Вице-президент США: страны ЕС пошли на введение санкций против РФ под давлением Вашингтона. URL:http: //itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1483693
Власти Германии, в отличие от Литвы, довольны санкциями ЕС против России. URL: http://www.rosbalt.ru/main/20i4/07/29/i297849.html
Германия открывает второй фронт против России в Сирии. URL: http://regnum.ru/news/polit/2086849.html
Германия сомневается в росте экономики ЕС после создания зоны свободной торговли с США. URL:http://www.dp.ru/ a/20l5/04/ll/Germanija_somnevaetsja_v_ro/
Германия. Вызовы XXI века / Под ред. В.Б. Белова. М.: Весь мир, 2009.
Германия открывает второй фронт против России в Сирии. URL: http://regnum.ru/news/polit/2086849.html
Глущенко Ю. Н. Состояние, проблемы и перспективы сотрудничества США и ЕС в экономической сфере // Проблемы национальной стратегии. 2011. №4 (9). С.146-161.
Европейский союз: факты и комментарии. Вып. 76-77: апрель-сентябрь 2014 г. Под ред. Ю.А. Борко. Москва, октябрь 2014.
Зарицкий Б. Трансатлантическое партнерство: позиция ФРГ. URL:
https://interaffairs.ru/news/show/l4l55
Зюсс: Меркель - основной агент США в Европе. URL: http://news.rambler.ru/world/29887822/ Ишингер: РФ и НАТО надо договориться о прозрачности действий. URL: http://ria.ru/world/20l50202/l045435668.html#ixzz3QZyyelQB
Карта военных баз США. URL: http://www.infokart.ru/karta-voennyx-baz-ssha/
Керри: США снимут санкции с РФ, если минские соглашения будут выполнены. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/l894888.html
Комосса Г.-Х. Немецкая карта. Тайная игра секретных служб. М.: Фолио, 2009.
Кризис на Украине привел к конфликту между Германией и Россией? URL: http http: / / www.dw.de / кризис-на-украине-привел-к-конфликту-между-германией-и-россией/a-^604078
Максимычев И.Ф. Объединенная Германия как фактор европейской безопасности: Доклады Института Европы РАН, №34. М., 1997.
Нургалиев К. Д. Проблемы безопасности ФРГ в контексте взаимоотношений с США в 1990-е годы XX и в начале XXI веков: Автореферат дис... канд. ист. наук. Казань, 2004.
Образ России в мире: анализ зарубежных СМИ [16-22 декабря 2014 г.]. URL: http://lite.rian.ru/infografika/20l4l226/l040253323.html
Обращение Владимира Путина в связи с принятием совместного заявления России и США по Сирии 22 февраля 2016 года. URL:http://special.kremhn.m/events/president/news/51376
Павлов Н.В. Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире. М.: Наука, 2005.
Пархитько Н.П. Политика ФРГ в НАТО в конце XX - начале XXI столетия и ее трансформация. Автореферат дисс... канд. ист. наук. М., 2011.
Политолог: трансатлантический торговый союз грозит ЕС колонизацией. URL: http://www.fondsk.ru/news/20l5/09/2l/politolog-transatlanticheskij-torgovyj-sojuz-grozit-es-kolonizaciej-35547.html
Путин обвинил страны Запада в провоцировании украинского кризиса для "реанимации НАТО". URL: http:// www.interfax.ru/world/396042
Семенов О.Ю., Толкачев В.В. Трансатлантическое сотрудничество США и ФРГ конца XX века в контексте европейского интеграционного процесса //Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 1. С.336-340.
США запланировали размещение в Германии порядка 20 новых атомных бомб типа B61-l2. URL: http://www. panorama. am/ru/politics/20l5/09/22/germany-bomb/
США и ЕС пообещали совместно усилить давление на РФ в случае обострения конфликта на Украине. URL:http://www.interfax.ru/world/ 427764
Трансатлантический Ренессанс. URL:http://www.currenttime.tv/content/article/268l8498.html Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века. М.: Логос, 2000. Шестаков Е. Что у Белого дома на уме / / Российская газета. 20l5. 7 апр.
Abteilung amtrikanischer Außenpolitik sprunghaft gestiegen // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 2003. 4. Sept. Anderson J. German Unification and the Union of Europe. Cambridge University Press, l999. 240 p. Bahr E. Drei Briefe und ein Staatsgeheimnis // Die Zeit. 2009. N 2l. l4. Mai
Bendiek A. Abschied von der Juniorpartnerschaft. Für mehr deutsche Führung in und durch Europa // Internationale Politik. 20l4. N 5. S.64-66.
Bergsten C.F. America and Europe: Clash of the Titans? //Foreign Affairs. l999. March/April. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/europe/l999-03-0l/america-and-europe-clash-titans
Brenner M. United States and West-European Union / / American Institute for Contemporary German Studies. AICGS Publications, l997.
Die Entscheidung darüber soll der OSZE-Ministerrat im Dezember treffen. Aktuell wird die Institution von der Schweiz geführt. URL: http://www.spiegel.de/politik/ausland/bewerbung-fuer-20l6-deutschland-will-vorsitz-der-osze-a-994920.html
EU-US Summit. - Washington, 30 April 2007. URL: http://eu-un.europa.eu/articles/fr/article_699i_fr.htm
Frieden kann ein hartes Stück Arbeit sein. Interview mit Ursula von der Leyen / / Hannoversche Allgemeine Zeitung. 20l4. 9. Dez.
Hacke Ch. Die Aussenpolitik der Bundesrepublik Deutschland. Von Konrad Adenauer bis Gerhard Schroed-er. Stuttgart: Ullstein TB,2003.
Käfer A., Pörtner R. „Ich bin zutiefst überzeugt, dass der Kurs der richtige ist" / / Stuttgarter Zeitung. 2016.
15. Febr.
Komossa G.-H. Die deutsche Karte - Das verdeckte Spiel der geheimen Dienste. Ein Amtschef des MAD berichtet. Graz Ares-Verlag, 2007.
Longworth R.C. Europe: Destined for Conflict? URL: http://www.thechicagocouncil.org/event/europe-destined-conflict.
Merkel mahnt bei TTIP zur Eile // Handelsblatt. 2014.12. Dez.
Merkel: Putin tritt das Recht mit Füßen // Frankfurter Allgemtine Zeitung. 2014. 17.Nov. NATIONAL SECURITY STRATEGYF. EBRUARY 2015. URL:
http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy.pdf Nye J. Bound to Lead. New York: Basic Books, 1990.
Obama's Transatlantic Trade and Investment Partnership (TTIP) Would Be Disastrous for Europe. Independent Study by American Economist. URL: http://www.globalresearch.ca/obamas-transatlantic-trade-and-investment-partnership-ttip-would-be-disastrous-for-europe/5414546
PRES OBAMA on Fareed Zakaria GPS. 1 Febr. 2015. URL: http: / / cnnpressroom.blogs.cnn.com/ 2015/02/01/pres-obama-on-fareed-zakaria-gps-cnn-exclusive/
Rudolf P. Rekonstruktion der amerikanischen Führungsrolle. Folgen für die «Grand Strategy» / / Strategie und Sicherheit - 2011 - Globale Herausforderungen - globale Antworten. Wien- Köln/-Weimar. Böhlau-Verlag, 2011, S.29-38.
Schild J., Harnisch S. Deutsche Außenpolitik und internationale Führung. Erwartungen, Ressourcen, Partner, Praktiken // Deutsche Außenpolitik und internationale Führung. Ressourcen, Praktiken und Politiken in einer veränderten Europäischen Union. Nomos Verlagsgesellschaft, Baden-Baden 2014. S. 376-392. Serfaty S. The West in a World Recast // Survival. 2012. Vol. 5. No.6. 29-40.
Sicherheitspolitik in neuen Dimensionen: Kompendium zum erweiterten Sicherheitsbegriff. Hamburg: Mit-tler,2001.S. 847-848.
Stokes B. Americans and Germans differ on approach to Russia. URL: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2015/05/11/americans-and-germans-differ-on-approach-to-russia/
The New Transatlantic Agenda-EU-US Summit, Madrid, December 3, 1995 // European Union Delegation to the USA: website. URL: http://www.eurunion.org/eu/index2.php?option=com_content&do_pdf=1&id=2602.
Umfrage: Deutsche lehnen Nato-Einsatz gegen Russland ab // Deutsche Wirtschafts Nachrichten. 2015.
15.Juni.
Weißbuch 2006 zur Sicherheit der Bundesrepublik Deutschland und zur Zukunft der Bundeswehr. Berlin: Bundesministerium der Verteidigung, 2006.
Yost D. Transatlantic relations and peace in Europe// International Affairs. L., 2002. Vol. 78, N 2. P. 277-300.
References
Akhtamzian A.A. Ob"edinenie Germanii. Obstoiatel'stva i posledstviia: ocherki. M.: Biblos konsalting, 2010. V Vashingtone nachalis' peregovory o sozdanii TAZST. URL:
http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=179&type=news&newsid=1861
Vitse-prezident SShA: strany ES poshli na vvedenie sanktsii protiv RF pod davleniem Vashingtona. URL:http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1483693
Vlasti Germanii, v otlichie ot Litvy, dovol'ny sanktsiiami ES protiv Rossii. URL: http://www.rosbalt.ru/main/2014/07/29/1297849.html
Germaniia otkryvaet vtoroi front protiv Rossii v Sirii. URL: http://regnum.ru/news/polit/2086849.html Germaniia somnevaetsia v roste ekonomiki ES posle sozdaniia zony svobodnoi torgovli s SShA. URL:http://www.dp.ru/a/2015/04/11/Germanija_somnevaetsja_v_ro/
Germaniia. Vyzovy XXI veka / Pod red. V.B. Belova. M.: Ves' mir, 2009.
Glushchenko Iu. N. Sostoianie, problemy i perspektivy sotrudnichestva SShA i ES v ekonomicheskoi sfere // Problemy natsional'noi strategii. 2011. №4 (9). S. 146-161.
Evropeiskii soiuz: fakty i kommentarii. Vyp. 76-77: aprel'-sentiabr' 2014 g. Pod red. Iu.A. Borko. Moskva, ok-tiabr' 2014.
Zaritskii B. Transatlanticheskoe partnerstvo: pozitsiia FRG. URL: https: //interaffairs.ru/news/show/14155 Ziuss: Merkel' - osnovnoi agent SShA v Evrope. URL: http://news.rambler.ru/world/29887822/ Istiagin L.G. FRG i NATO. M.: Izd-vo IMO,1963.
Ishinger: RF i NATO nado dogovorit'sia o prozrachnosti deistvii. URL: http://ria.ru/world/20150202/1045435668.html#ixzz3QZyye1QB
Karta voennykh baz SShA. URL: http://www.infokart.ru/karta-voennyx-baz-ssha/
Kerri: SShA snimut sanktsii s RF, esli minskie soglasheniia budut vypolneny. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1894888.html
Komossa G.-Kh. Nemetskaia karta. Tainaia igra sekretnykh sluzhb. M.: Folio, 2009.
Krizis na Ukraine privel k konfliktu mezhdu Germaniei i Rossiei? URL: http http://www.dw.de/krizis-na-ukraine- privel-k-konfliktu-mezhdu-germaniei-i-rossiei/a-17604078
Maksimychev I.F. Ob"edinennaia Germaniia kak faktor evropeiskoi bezopasnosti: Doklady Instituta Evropy RAN, №34. M., 1997.
Nurgaliev K. D. Problemy bezopasnosti FRG v kontekste vzaimootnoshenii s SShA v 1990-e gody XX i v nachale XXI vekov: Avtoreferat dis... kand. ist. nauk. Kazan', 2004.
Obraz Rossii v mire: analiz zarubezhnykh SMI [16-22 dekabria 2014 g.]. URL: http://lite.rian.ru/infografika/20i4i226/i040253323.html
Obrashchenie Vladimira Putina v sviazi s priniatiem sovmestnogo zaiavleniia Rossii i SShA po Sirii 22 fevralia 2016 goda. URL:http://special.kremlin.ru/events/president/news/51376
Pavlov N.V. Vneshniaia politika FRG v postbipoliarnom mire. M.: Nauka, 2005.
Parkhit'ko N.P. Politika FRG v NATO v kontse XX - nachale XXI stoletiia i ee transformatsiia. Avtoreferat diss... kand. ist. nauk. M., 2011.
Politolog: transatlanticheskii torgovyi soiuz grozit ES kolonizatsiei. URL: http://www.fondsk.ru/news/2015/09/21/politolog-transatlanticheskij-torgovyj-sojuz-grozit-es- kolonizaciej-35547.html
Putin obvinil strany Zapada v provotsirovanii ukrainskogo krizisa dlia "reanimatsii NATO". URL: http:// www.interfax.ru/world/396042
Semenov O.Iu., Tolkachev V.V. Transatlanticheskoe sotrudnichestvo SShA i FRG kontsa XX veka v kontekste evropeiskogo integratsionnogo protsessa //Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Loba-chevskogo. 2011. № 1. S.336-340.
SShA zaplanirovali razmeshchenie v Germanii poriadka 20 novykh atomnykh bomb tipa B61-12. URL: http://www. panorama. am/ru/politics/2015/09/22/germany-bomb/
SShA i ES poobeshchali sovmestno usilit' davlenie na RF v sluchae obostreniia konflikta na Ukraine. URL:http: //www.interfax.ru/world/ 427764
Transatlanticheskii Renessans. URL:http: //www.currenttime.tv/ content/article/26818498.html Utkin A.I. Amerikanskaia strategiia dlia XXI veka. M.: Logos, 2000. Shestakov E. Chto u Belogo doma na ume / / Rossiiskaia gazeta. 2015. 7 apr.