ДРЕВНИЙ МИР
2014.03.011. ФИНКЕЛЬШТЕЙН И. ЗАБЫТОЕ ЦАРСТВО: АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СЕВЕРНОГО ИЗРАИЛЯ. FINKELSTEIN I. The forgotten kingdom: The archaeology and history of Northern Israel. - Atlanta, 2013. - XII, 197 p. - Bibliogr.: p. 165190. - (Ancient near east monographs / Society of biblical literature; N 5).
Ключевые слова: Древний Израиль; Северное Царство; 1350700 гг. до н.э.; геополитическая ситуация.
Монография И. Финкельштейна - известного израильского археолога, профессора археологии бронзового и железного веков Тель-Авивского университета и организатора ряда археологических исследований в Израиле, представляет собой итог 30-летних полевых работ, проводившихся автором на территориях, входивших в период железного века в Северное (Израильское) царство. Эти исследовательские проекты открыли новые перспективы в понимании истории и археологии Древнего Израиля.
Обращение автора к истории Северного царства мотивировано той второстепенной ролью, которая отводится ему как в библейском повествовании, так и в исследовательской литературе, несмотря на то что с первой половины IX в. по первую половину VIII в.1 Израиль доминировал над Иудеей как в военном, так и в экономическом отношении. Причины такого положения И. Финкельштейн видит в том, что библейская история Древнего Израиля написана в Иерусалиме и передает иудейские представления о царской власти, Храме и культе, а современные исследования по истории, археологии и библеистике проводятся в рамках иудеохристианской исторической традиции, сформированной Библией. В центре иудеоцен-тристской идеологии стоит, во-первых, легитимность включения всех территорий, некогда входивших в Северное царство, в состав владений иудейских царей династии Давидидов, во-вторых, централизация культа Яхве в иерусалимском Храме.
В данной монографии реконструируется геополитическая ситуация в Южном Леванте в целом, а также история Северного цар-
1 Здесь и далее все даты даются в годах до н.э. - Прим. реф.
ства с опорой на археологические данные, дополняемые немногочисленными ближневосточными (небиблейскими) письменными памятниками и вошедшими в Библию преданиями Северного царства. Хронологические рамки издания охватывают период от позд-небронзового века II до железного века 11В (1350-700).
Недавние археологические исследования Леванта, проливающие новый свет на историю этого региона в железном веке, позволяют заключить, что концепция объединенного царства Давида и его потомков, простиравшегося «от Дана до Вирсавии (Беэр-Шевы)» (2 Цар. 3:10), представляет собой литературную конструкцию, отражающую теологические идеи иудейских авторов поздне-монархической эпохи (с. 9). Ныне не подлежит сомнению факт, что памятники, прежде интерпретируемые как свидетельства существования объединенного царства и традиционно датируемые X в., относятся ко времени правления Омридов1 в Израиле, т.е. к IX в. Исторически достоверно сосуществование двух соседних независимых царств (Северного и Южного), что вполне согласуется с общей исторической ситуацией в нагорье Ханаана (горная местность между долинами Изреель и Беэр-Шевы) в бронзовом и железном веках.
Раскопки в Мегиддо, начатые автором в 1990-е годы, привели его к заключению о необходимости «понижения» левантийской хронологии: находки, относимые прежде к XI и X вв., следует датировать X и IX вв., при этом переход от железного века I к железному веку II приходится на вторую половину X в.
В первой главе в центре внимания автора находятся ханаанские города-государства, в первую очередь - Сихем, в период от позднебронзового века до последней фазы их существования в конце железного века I (XIV-X вв.).
Ханаан позднебронзового века II представлял собой систему находившихся в зависимости от Египта городов-государств. Население каждого из них оценивается автором в несколько тысяч человек (с. 16). В Ханаане можно выделить города-государства двух типов: небольшие и густонаселенные, располагавшиеся в низинах, и высокогорные (или контролирующие высокогорье), занимавшие
1 Северная династия, основанная бывшим израильским военачальником по имени Омри (в синодальном переводе - Амврий) (3 Цар. 16:16). - Прим. реф.
более обширные территории с низкой плотностью населения. К первому типу относился, в частности, Мегиддо, ко второму -Сихем и Хацор.
На стеле Ху-Собека1 «земля Сихем» упоминается как параллель стране Речену (одно из египетских названий Ханаана), из чего можно заключить, что в середине бронзового века Сихем являлся центром большого территориального образования. Дополнительный свет на политическую географию Ханаана проливают так называемые египетские Тексты проклятий (XIX-XVIII вв.) (надписи на антропоморфных фигурках и чашеобразных сосудах, содержащие названия мест и народов, угрожавших египтянам. - Реф.), упоминающие лишь два территориальных образования центрального нагорья - Сихем и Иерусалим, впоследствии «эволюционировавшие» в два - Северное и Южное - еврейских царства. Система ханаанских городов-государств была уничтожена в конце XII в. Среди причин автор называет нашествие народов моря и местные междоусобицы.
Вслед за падением ханаанских городов-государств и концом египетского господства в Ханаане последовал резкий рост числа поселений в нагорье: от 30 деревень общей площадью 50 га в XIII в. до 250 поселений общей площадью 220 га в начале X в., что свидетельствует о значительном (в четыре раза) увеличении численности оседлого населения при соответствующем сокращении численности пастухов-кочевников. Поскольку эти поселения продолжали существовать и в период Северного царства, автор заключает, что их обитателями были израильтяне. Волна заселения, охватившая нагорье, привела в конечном счете к возникновению здесь Израильского царства в конце железного века I (конец XI - X в.).
Культовым центром, объединявшим все население нагорья в домонархический период, возможно, был Силом, упоминающийся в библейских текстах монархической эпохи (Иер. 7:12,14; 26:6, 9). Раскопки 1980-х годов дают косвенные свидетельства культовой активности в Силоме с середины и до конца бронзового века. Не исключено, что святилище существовало здесь и в доизраиль-ское время (с. 24-25).
1 Полководец, руководивший египетской военной экспедицией в Ханаане в эпоху XII династии. - Прим. реф.
В северных долинах в период железного века I происходили иные, сравнительно с нагорьем, процессы. Разрушенные в конце XII в. главные городские центры были восстановлены и продолжали функционировать в период железного века I, причем, в отличие от нагорья, здесь прослеживается демографическая и культурная преемственность позднебронзовому веку - жители долин, несомненно, были хананеями.
Переломным моментом в истории Ханаана стало разрушение городских центров северных долин в X в. Наиболее вероятной причиной их гибели, по мнению автора, были набеги израильтян с высокогорья (с. 35). На смену ханаанской материальной культуре и территориальной организации по принципу городов-государств II тыс. пришла израильская материальная культура и система территориальных царств Х-УШ вв.
Во второй главе рассматривается вопрос о возникновении первого израильского территориального образования в Гаваоне в X в. и правлении в нем дома Саула.
Большая часть деревень нагорья в период железного века I представляла собой изолированные друг от друга небольшие (площадью до 1 га) поселения, в которых отсутствовали фортификационные сооружения и общественные постройки. Среди этих поселений не прослеживается иерархия и не выделяется центральное поселение - резиденция правящей группы. Исключение составляет группа из ок. 30 поселений, сконцентрированных на плато Гаваон-Вефиль, севернее Иерусалима. Эти поселения отличаются наличием укреплений казематного типа. В начале железного века НА они были внезапно покинуты (но не разрушены!), в то время как остальные поселения центрального нагорья сохранялись в течение всего периода железного века II (с. 40).
Запустение поселений района Гаваон-Вефиль И. Финкель-штейн связывает с кампанией фараона Шешонка I, предпринятой им в середине - конце X в. В надписи из храма Амона в Карнаке, повествующей об этом походе, упоминаются поселения из низин и высокогорий Иудеи, в том числе из окрестностей Гаваона. Единственно возможное объяснение египетского нападения на Гаваон при Шешонке автор видит в том, что на плато Гаваон-Вефиль в то время располагался центр территориального образования, угрожавшего египетским интересам в Ханаане (с. 44).
Неудивительно, что в надписи Шешонка не упоминается Иерусалим - согласно археологическим данным, в X в. он представлял собой небольшое поселение, лишенное монументальных построек. Таким образом, библейский рассказ об Иерусалиме как столице Южного царства и о сокровищах иерусалимского Храма, которые были отданы Шешонку (3 Цар. 14), является, по мнению автора, теологической конструкцией.
Память о территориальном образовании X в. в окрестностях Гаваона отражена в библейском рассказе о царстве Саула, распространявшемся на долину Эла (1 Цар. 17:1-2). Здесь находилось поселение Хирбет-Кейяфа, разрушенное в середине X в. и служившее, как полагает И. Финкельштейн, юго-западным форпостом Израильского государства. В пользу отождествления царства Саула с разрушенным Шешонком территориальным образованием на плато Гаваон-Вефиль свидетельствует ряд особенностей библейского текста: смерть Саула в битве при Гелвуе, вдали от Гаваона -центра его царства, и повешение его тела на стене Бет-Шеана -древней египетской цитадели (с. 60). Чтобы закрепить свое господство в Ханаане, Шешонк способствовал возвышению другого северного израильского государства, с центром в самарийской Фир-це, расположенной в высокогорьях севернее Сихема.
В третьей главе автор обращается к раннему периоду образовавшегося после падения дома Саула Северного царства, приходящемуся на 940/930-870 гг.
Предания о временах, когда Фирца была столицей Северного царства, стали известны автору книг Царств от северян, поселившихся в Иудее после 720 г. В Библии упоминаются семь израильских царей, правивших в Фирце: Иеровоам I, Нават, Вааса, Ила, Замврий, Фамний, Омри (Амврий). Некоторые из них упоминаются и в небиблейских источниках. В те времена столичное поселение занимало площадь ок. 1 га и было неукрепленным. На раскопанном секторе не обнаружено ни одной общественной постройки, но найдено сравнительно большое число печатей, что может указывать на существование административного аппарата (с. 73).
Во время правления царя Омри (884-873) столица Израильского царства перемещается в Самарию. Здесь, возможно уже при Омри, воздвигается царский дворец. Полномасштабный процесс
урбанизации охватывает Самарию и Израильское царство в целом в годы правления сына Омри Ахава (873-852).
Четвертая глава посвящена Северному царству при династии Омридов (884-842).
Ок. 900 г. в Южном Леванте появляются развитые территориальные государства с памятниками монументальной архитектуры и большими армиями. Самыми сильными территориальными царствами Южного Леванта стали Израиль и Дамаск, которые в К-УШ вв. соперничали за гегемонию в регионе.
Ко времени Омридов относятся первые памятники монументальной архитектуры в Северном царстве. Кроме царского дворца -крупнейшей из левантийских построек железного века, в Самарии обнаружены святилище, административные постройки, открытые площадки. Среди типичных для царских и административных центров и крепостей эпохи Омридов архитектурных особенностей автор выделяет искусственные платформы, казематные стены, ограничивающие внутреннее пространство крепости, шестикамерные ворота, а также рвы и поддерживающие казематные стены земляные валы (с. 104).
Относительно вопроса о границах Северного царства библейские и небиблейские источники расходятся: согласно Библии, царство Омридов охватывало лишь долину Изреель и ее окрестности, тогда как, по археологическим данным, северная граница Израиля в IX в. достигала Хацора, простираясь далеко за пределы долины Изреель, западная - Дора, юго-восточная - Гезера, а южная -Вефиля, важного культового центра израильтян (с. 108-109).
По оценкам автора, численность населения Израиля по обе стороны Иордана в середине VIII века составляла около 350 тыс. человек, что в три раза превышает численность населения Иудеи в это же время. Демографическая структура Израиля не была однородной. Высокогорья Самарии населяли израильтяне - потомки перешедших к оседлости в период железного века I пастухов, а население северных низин (Изреель и долина Иордана) состояло как из исконных жителей этих земель - хананеев, так и из израильтян, переселившихся из высокогорий. В высокогорьях Галилеи жили финикийцы. Среди жителей северо-восточных территорий, граничащих с Арамом-Дамаском, было немало арамеев.
Монументальная строительная деятельность Омридов и экономический расцвет государства в этот период резко контрастируют с отсутствием памятников письменности, которые могли бы свидетельствовать о развитом административном аппарате. Первые письменные свидетельства - знаменитые самарийские остраконы, сообщающие о поставках сельхозпродукции из отдаленных деревень в Самарию, - относятся к первой половине VIII в. (с. 115).
Культ во времена Омридов не был централизован. Археологические свидетельства местных культовых практик найдены в Ме-гиддо, Хирбет Атарусе (Моав), Таанахе и Тель-Амале, близ Бет-Шеана.
В пятой главе автор рассматривает процессы, происходившие в финальный период существования Северного царства.
С воцарением в Дамаске Азаила (842) политическая ситуация в Леванте изменилась коренным образом. Сразу после своего восшествия на престол Азаил начал войну против Северного царства. Археологические данные свидетельствуют о разрушении в конце железного века IIA практически всех поселений в долинах (с. 119). О военных действиях Азаила против Израиля говорится в ряде библейских текстов и в арамейской надписи из Тель-Дана. В обоих источниках сообщается об убийстве Иорама, царя израильского, и Охозии, царя из дома Давида, однако библейский рассказ приписывает эти убийства Ииую, сыну Иосафата (4 Цар. 9), а надпись из Тель-Дана - Азаилу. Азаилу удалось отторгнуть ряд израильских территорий: Галилею, Галаад и северные долины, завоевать и разрушить крупнейший филистимский город Гат. В это время Дамаск стал сильнейшим царством в истории левантийского железного века. Победы Азаила привели к укреплению Моава и Иудеи, прежде находившихся под господством Омридов. В результате военных кампаний Азаила утрачивает свое значение располагавшийся южнее Мертвого моря Хирбет-эн-Нахас, являвшийся на протяжении трех столетий главным левантийским центром по добыче и переработке медной руды. Торговые пути, по которым медь транспортировалась на север и запад, контролировались фортами Омридов и Гатом. После разрушения Гата Азаилом центр торговли медью переместился на Кипр, а торговля кипрской медью в Леванте была монополизирована Дамаском (с. 127).
В последние годы IX в., после захвата Дамаска ассирийским царем Адад-нирари III, начинается восстановление Израиля. Царь Иеровоам II (788-747) существенно расширил границы Израиля: «Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни» (4 Цар. 14:25). По мнению автора, библейское выражение «от Дана до Вирсавии», выражающее идею царства, простирающегося с севера на юг, восходит к историческим реалиям первой половины VIII в. Археологические данные подтверждают экспансию Израиля на долину Иордана: в Хацоре и Дане обнаружены следы израильской материальной культуры, в том числе надписи на иврите (с. 131).
VIII в. стал для Израиля веком экономического процветания. Хотя после упадка Хирбет-эн-Нахаса Северное царство лишилось прибыли от экспорта меди, Израиль славился производством оливкового масла и вина, имел крепкие торговые связи с Финикией, а также вел торговлю лошадьми.
Анализируя археологические памятники, имеющие отношение к религиозной сфере, автор приходит к выводу о том, что в первой половине VIII в. в Северном царстве произошла реформа культа. Ни на одном из памятников на всей территории Израиля не прослеживается признаков преемственности культовой деятельности раннежелезного века IIB предшествующему периоду. Причиной реорганизации культа могло быть, по мнению автора, стремление израильского царя к экономическому и идеологическому контролю в этой сфере. Суть реорганизации состояла в централизации, хотя и не полной, о чем свидетельствует прекращение функционирования прежних местных святилищ, и концентрации культовой деятельности в нескольких религиозных центрах. Примечательно, что подобно тому, как это через столетие произойдет в Иудее, религиозная реформа совпадает с началом составления текстов, вошедших впоследствии в библейский канон (с. 140).
В следующей, шестой, главе автор обращается к двум библейским сюжетам: рассказам о патриархе Иакове и Исходе, уже известным пророкам VIII века - Амосу и Осии, и принесенным в Иудею беженцами-северянами после падения Самарии. Поздние библейские редакторы включили эти предания в текст Священного Писания, инкорпорировав их в иудейскую «идеологию».
Ядро библейского цикла об Иакове является, возможно, древнейшим среди историй о патриархах. Библейский рассказ из книги Бытия, в котором Иаков представлен внуком Авраама - первого из патриархов, героя южан, является, по убеждению И. Финкель-штейна, поздней конструкцией, соединившей разрозненные традиции таким образом, чтобы показать низший статус Израиля сравнительно с Иудеей. По ряду «ключей», которые автор находит в библейском повествовании об Иакове, он относит время возникновения данного цикла преданий к X в. Передававшиеся из уст в уста предания были записаны в первой половине VIII в., предположительно в Вефиле (с. 144).
Библейский рассказ об Исходе из Египта и последующих скитаниях израильтян по пустыне в своей окончательной редакции представляет собой, по мнению автора, многослойное, обраставшее с течением времени новыми подробностями повествование. В течение веков в него были «вплетены» и рассказы об изгнании хана-неев из дельты Нила в XVI в. и их угнетении египетской администрацией в XIII-XII вв., переданные израильтянам жителями южных земель, и воспоминания о разрушении первого израильского царства фараоном Шешонком, поставившим царем над Израилем Иеро-воама I, чей образ стал ассоциироваться с образом Моисея. Древние предания об освобождении евреев от египетского ига и блужданиях по пустыне были скомпонованы в единое целое жрецами храма Яхве в Самарии. Эти рассказы вдохновляли иудеев во время противостояния между царем Иосией (639-609), желавшим объединить под своей властью всех израильтян, и египетскими фараонами XXVI династии, подчинившими себе освобожденные от ассирийцев израильские территории. Ко времени окончательной фиксации предания в VI в., когда многие иудеи оказались в Египте, к рассказу об Исходе были добавлены новые слои (с. 150-151).
В седьмой главе автор обращается к вопросу о новом значении, которое имя Израиль приобрело после окончательного падения Северного царства в 722-720 гг.
Ассирийская военная кампания против Израиля была начата в 732 г. царем Тиглатпаласаром III. После захвата Самарии ассирийцами в 722-720 гг. территории Северного царства были заселены иноземцами, представители же израильской знати были депортированы в Месопотамию. Однако конец Израиля как царства дал
жизнь другому Израилю - народу, составленному из двенадцати колен, проживающих на территориях обоих еврейских царств (с. 153).
Археологические данные свидетельствуют о значительном увеличении площадей иудейских поселений в железном веке IIB. Площадь Иерусалима составила в это время 60 га. И в Иерусалиме, и в Иудее в целом во второй половине VIII в. отмечается резкий прирост населения (в два-три раза), вызванный притоком беженцев из Северного царства. Из изолированного гомогенного сообщества Иудея превратилась в иудейско-израильское царство под ассирийским господством. В Иудее возникает панизраильский комплекс идей, опирающийся на два представления: о богоизбранности династии Давидидов и централизации культа в иерусалимском Храме. В дни царя Иосии панизраильский комплекс распространился и на обитателей бывших территорий Северного царства. Таким образом, возникновение концепции единого народа Израиля явилось результатом падения Северного царства (с. 155). Оборотной стороной этой концепции стало умаление значимости последнего. Презрительное отношение к самаритянам - потомкам израильтян и переселенцев из Месопотамии и Сирии, живущим в Самарии и почитающим Яхве в храме на горе Гаризим, усугубилось в персидский и эллинистический периоды (с. 158).
В заключение автор резюмирует основные выводы своей работы.
В рамках новой хронологической системы, опирающейся на самые современные методы, стала ясна несостоятельность теории о существовании в X в. объединенного царства, управляемого из Иерусалима. Два еврейских царства развивались параллельно, а не из единого территориального образования.
Первое территориальное образование эпохи средней бронзы на Севере упоминается на стеле Ху-Собека как «земля Сихем». Единственным государством в северной части центрального высокогорья, управляемым не из Сихема, был Гаваон. Память об этом территориальном образовании сохранилась в библейском рассказе о правлении дома Саула. В окрестностях Сихема располагалась и Фирца - столица царства Иеровоама I, образованного в конце X в. не без участия Египта. Все эти ранние царства управлялись из весьма скромных городских поселений, лишенных фортификационных сооружений и памятников монументальной архитектуры.
Весьма вероятно, что Фирце удалось присоединить к себе Моав, северо-восточный Галаад, горную Галилею и верхнюю часть долины Иордана. Деятельность по захвату земель сопровождалась основанием новой столицы, Самарии, и постройкой монументальных сооружений в административных центрах и пограничных фортах. Возникновение сильной региональной власти, управляющей обширными территориями с неоднородным населением, стало уникальным феноменом в истории Южного Леванта (с. 162).
Археологические данные и исторические исследования указывают на культурное, экономическое и военное превосходство Израиля над Иудеей. В частности, Израилю принадлежит несомненное первенство в составлении разработанных «исторических» текстов, появляющихся в Иудее почти на столетие позже. При этом северные тексты отражали местные традиции и записывались в различных культовых центрах - в Самарии, Вефиле, Пенуэле, а южные, писавшиеся в Иерусалиме в то время, когда Северного царства уже не существовало, претендовали на всеобъемлющее видение роли Иудеи в истории древнего Израиля (с. 163).
Панизраильская идеология возникает на Юге только после падения Северного царства и миграции большого числа израильтян в Иудею. Имя Израиль становится именем будущего единого народа, живущего под властью царя Давидида и поклоняющегося Богу в иерусалимском Храме. Недолгая, длившаяся лишь два столетия, история Израильского царства дала рождение прошедшей сквозь века и тысячелетия концепции народа Израиля. Однако решающая роль этой концепции и в христианстве, и в иудаизме вплоть до нынешнего времени не должна затмить историю и культуру «первого» Израиля - Забытого царства.
О.Р. Астапова
2014.03.012. ПЕЧАТНОВА Л.Г. СПАРТА. МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ. -М.: Вече, 2013. - 382 с. - Библиогр.: с. 370-376.
Ключевые слова: Спарта; социальное устройство; политические институты.
Монография д-ра ист. наук, профессора Санкт-Петербургского университета Л.Г. Печатновой посвящена самому закрытому государству Античности - Спарте, о социальном устройстве и по-