Научная статья на тему '2013. 04. 001. Абдулла Р. Диалог культур между Западом и Востоком // Кавказ и глобализация. – Баку, 2012. – Т. 6, вып. 3. – С. 129–139'

2013. 04. 001. Абдулла Р. Диалог культур между Западом и Востоком // Кавказ и глобализация. – Баку, 2012. – Т. 6, вып. 3. – С. 129–139 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОК – ЗАПАД (ПРОБЛЕМА)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 001. Абдулла Р. Диалог культур между Западом и Востоком // Кавказ и глобализация. – Баку, 2012. – Т. 6, вып. 3. – С. 129–139»

ФОРМАЦИИ. ЦИВИЛИЗАЦИИ. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

2013.04.001. АБДУЛЛА Р. ДИАЛОГ КУЛЬТУР МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ // Кавказ и глобализация. - Баку, 2012. - Т. 6, Вып. 3. - С. 129-139.

Автор (Институт востоковедения им. академика З.М. Бунья-дова Национальной академии наук Азербайджана, Баку) отмечает, что эта актуальная культурологическая и политическая тема активно обсуждается многочисленными международными и национальными организациями во всех концах мира. Однако несмотря на все усилия, попытки продвинуть процесс диалога культур пока, к сожалению, не принесли того успеха, на который рассчитывали их инициаторы. Проблема заключается в том, что проводимые конференции, коллоквиумы и семинары носят скорее академический характер, на них собираются, прежде всего, единомышленники, которые дружно критикуют известную теорию С. Хантингтона о «столкновении цивилизаций» и убедительно доказывает друг другу пользу и необходимость диалога культур и религий. С теми, кто придерживается на этот счет иных мнений, никакого диалога, по существу, нет.

Некоторые ученые исламского мира заговорили даже о «кризисе диалога цивилизаций». На Востоке сформировалось мнение, что Запад посредством диалога стремится навязать определенный дискурс, который выгоден прежде всего ему самому, и делается это либо под лозунгами демократии, либо на основании «научных» выкладок. Так, представители англосаксонской цивилизации позиционируют себя в роли просветителей и пытаются реанимировать такие понятия, как «бремя белого человека», «цивилизаторская миссия» и т. п., взяв на вооружение предложенную американским политологом Б. Льюисом теорию о том, что «мусульманские стра-

ны завидуют Западу, потому что отстали навсегда, и Западу нужно их-де образовывать» (с. 130)1.

Ученый-культуролог палестинского происхождения Э. Саид в книге «Ориентализм» (1978) резко критикует западных востоковедов, высказывавших сходное с утверждениями Льюиса мнение. Саид пытается доказать, что интерес Запада к Востоку, породивший колониализм и укрепившийся в ходе империалистической экспансии Запада на Восток, привел к возникновению интеллектуального и литературного течения, рассматривавшего народы Востока и их культуру как некий статичный объект, который следует «интерпретировать» (воссоздать заново) и подчинить. Это течение носит название «ориентализм». На богатейшем историко-культурном материале Саид показал, что конструирование «Востока» -востока не в географическом (East), а в культурном (Orient) смысле -было необходимым элементом в интеллектуальном и политическом самоконституировании Запада. Восток - это абсолютный Другой, нечто сущностно отличное от Запада. «Восток» в дискурсе ориентализма - это область, которую можно описывать и изучать, заселять и обучать, и которой можно править. «Короче говоря, ориентализм - это западный стиль доминирования, реструктурирования и обретения власти над Востоком». Без анализа дискурса ориентализма, полагает Э. Саид, невозможно понять колониализм -ту «систематическую дисциплину, посредством которой европейская культура была способна овладевать Востоком - и даже производить Восток - в политическом, социологическом, военном, идеологическом, научном и имажинативном плане» (с. 131)2.

Если кратко суммировать мнения исламских ученых, то можно прийти к выводу, что они видят корень проблемы в современном диалоге Запада и Востока в настойчивых попытках Запада навязать свое видение, свои ценности и оценки. Для этого мобилизован мощный исследовательский потенциал ряда научных центров. Многие западные эксперты прямо или завуалированно утверждают, что в основе конфронтации Запада и мусульманского Востока лежат специфические особенности ислама, присущие ему

1 Lewis B. What went wrong? Western import and Middle East response. - Oxford; N.Y.: Oxford univ. press, 2002. - P. 95.

2

Саид Э.В. Ориентализм: Западные концепции Востока / Пер. с англ. А.Г. Новорунова. - СПб.: Русский мир, 2006. - С. 10.

якобы воинственность и экстремизм. На Западе превалирует снисходительное отношение к исламу и взгляд на него свысока, как к религии более низкого уровня. Эти нотки превосходства достаточно широко проявляются и среди политиков и среди интеллектуалов, а также в средствах массовой информации. Многие исследователи считают, что Запад, за небольшим исключением, не понимает ислама, не сознает, что в последние годы в мусульманском мире появилась новая мощная элита, которая ничем не уступает интеллектуалам из развитых государств, а иногда и превосходит их, уверена в своей способности решать проблемы, стоящие перед мусульманскими государствами, самостоятельно, без вмешательства извне. Этих образованных и просвещенных представителей мусульманских стран, овладевших, как правило, не только духовным богатством исламской цивилизации, но и культурным наследием Запада, особенно возмущает тот факт, что определенные силы на Западе пытаются отождествить терроризм с исламом. Это порочный путь, ведущий в тупик.

Вице-президент Ассоциации мусульманских ученых-обществоведов Муктедар Хан (США) отмечает, что «сегодня можно говорить о появлении новой исламской интеллектуальной элиты и ее способности генерировать идеи, которые одновременно усиливают ее потенциал и освобождают из духовного плена, в котором находятся светские интеллигенты и традиционные улемы». Эта созревшая в глубинах сознания убежденность, что решение мусульманских проблем должно прийти изнутри, позволяет новым лидерам исламского мира мыслить более масштабно, избавиться от комплекса неполноценности, который поразил мусульман в период колонизации. Это явление порождает дискурсивное равновесие сил, несмотря на сохраняющийся дисбаланс материальных ресурсов. «Западу следует разглядеть эту новую сторону исламской цивилизации, - считает М. Хан, - признать в исламском общественно-политическом движении легитимную силу, т.е. рассматривать ее как истинное стремление миллионов мусульман жить по своим правилам, а не как выражение экстремизма меньшинства» (с. 132)1.

1 Khan Mohammed A. Mughtedar US Forcing policy and political islam: Interests, ideas and ideology // Security dialogue. - 1998. - Vol. 29, N 4.

Абдулла подчеркивает, что для решения глобальных проблем «нужно налаживать равноправный, конструктивный диалог между Западом и мусульманским Востоком. Именно равноправный, где стороны хорошо понимали бы друг друга, а не стремились обратить другого "в свою идеологию". На Востоке считают, что этот диалог возможен на основе полного отказа Запада от рецидивов политики неоколониализма. При этом Восток противостоит унифицирующим тенденциям и стремится сохранить свою тысячелетиями складывающуюся культуру, цивилизационную идентичность. Разрешение этого главного противоречия возможно лишь на основе равноправного диалога, взаимовыгодного сотрудничества и синтеза ценностей, накопленных Западом и Востоком, а в перспективе - и партнерства цивилизаций» (с. 132).

Восток и Запад - это две ветви человеческой культуры. Два образа жизни. Безусловно, они отличаются друг от друга в некоторых аспектах материальной и культурной жизни. Их основные различия - в путях развития каждой культуры, цивилизации, социально-экономических структур, политического уклада жизни, духовной культуры и т.д. Дополняя друг друга, они образуют общую мировую культуру, в которой мирно сосуществуют различные ценности и менталитеты этих двух культурных ареалов. Диалог культур был и остается главным в развитии человечества. На протяжении веков и тысячелетий происходило взаимообогащение культур, из которых складывалась уникальная мозаика человеческой цивилизации.

В целом проблемы открытости к диалогу и взаимопониманию в современном мире приобретают глубокий характер. «Если раньше казалось, что культуры Востока и Запада не пересекаются, то сегодня, как никогда раньше, наметились точки соприкосновения и взаимовлияния. Процесс взаимодействия, диалога культур носит сложный и неравномерный характер. Речь идет не только о взаимодействии, но и о взаимодополнении и обогащении. На самом деле идея диалога культур основана на приоритете общечеловеческих ценностей. Этот процесс приводит к углублению культурного саморазвития, к взаимообогащению за счет иного культурного опыта, как в рамках определенных культур, так и в масштабах мировой культуры. Диалог культур - это проникновение в систему ценностей той или иной культуры, уважение к ним, преодоление

2013.04.002-009

стереотипов, синтез самобытного и инонационального, ведущий к взаимообогащению и вхождению в мировой культурный контекст. В диалоге культур важно увидеть общечеловеческие ценности взаимодействующих культур. Поэтому необходимость диалога культур является условием самосохранения человечества» (с. 138-139).

В этом диалоге Азербайджан играет особую роль, являясь своеобразным мостом, связывающим Восток и Запад. Азербайджан имеет многовековой опыт диалога культур и может многому научить. В азербайджанской культуре продолжается синтез восточных и западных культурных традиций. Двуединая природа азербайджанской культуры позволяет ей быть посредником между Востоком и Западом.

Ю.И. Комар

2013.04.002-009. АЗИЯ И ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ. (Сводный реферат).

Asia and policymaking for the global economy / Ed. by Dervis K., Kawai M., Lombardi D. - Tokyo: Asian development bank inst.; Wash.: Brookings institution press, 2011. - IX, 200 p. - Библиогр. в конце ст. Ind.: p. 193-200.

Cont.:

2013.04.002. KURODA H. Foreword. - P. VII-VIII.

2013.04.003. DERVI§ K., FODA K. Emerging Asia and rebalancing the world economy. - P. 19-56.

2013.04.004. OCAMPO J.A. Comment. - P. 56-68.

2013.04.005. KUMAR R., ALEX D. Large Asian economies and United States: Is rebalancing feasible? - P. 69-96.

2013.04.006. HUANG YIPING. Comment. - P. 96-103.

2013.04.007. KAWAI M.G.-20. Financial reforms and emerging Asia's challenges. - P. 105-150.

2013.04.008. LOMBARDI D. The international monetary system through the lens of emerging Asia. - P. 151-182.

2013.04.009. O'NEIL J. Comment. - P. 182-186.

В предисловии к сборнику президент Азиатского банка развития Харухико Курода отмечает, что «последние десятилетия непрерывного всестороннего роста преобразовали Азию из экономического захолустья в основного игрока в мировой экономике... Сегодня, сохранив устойчивость своей финансовой системы даже в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.