2013.01.009. ИСАКОВА И.Н. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРСОНАЖ КАК СИСТЕМА НОМИНАЦИЙ. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 520 с.
В монографии кандидата филол. наук И.Н. Исаковой (преподаватель МГУ) предпринята попытка «обосновать широкое понимание номинации персонажа в литературоведении; рассмотреть своеобразие номинаций, связанное с принадлежностью произведения к литературному роду» (с. 7). Анализируются примеры из эпоса (Ф. Достоевский, Л. Толстой), лирики (Н. Некрасов, А. Фет), драмы (А. Островский, А. Чехов). Автор избирает персонаж как наиболее существенный аспект мира произведения1 и ставит своей задачей выработать методику анализа номинаций персонажа как системы, позволяющей увереннее судить об авторской концепции личности.
Номинация (от лат. поштайо - наименование) - лингвистический термин, обозначающий процесс соотнесения языковых единиц (прежде всего слов) с обозначаемыми объектами (предметами, признаками, событиями и т.п.). Термин используется и литературоведами, однако не всегда ясно, что при этом подразумевается. И. Н. Исакова опирается на работы лингвистов, где номинацией названа любая языковая единица, служащая для обозначения имен, предметов, явлений, а также понятий о них2. Например, номинации Вальтер Скотт и автор романа «Айвенго» хотя и относятся к одному и тому же лицу, но выражают различные понятия; во втором случае внимание акцентируется не на личности, а на творчестве писателя.
В литературоведении опыты анализа персонажных номинаций пока немногочисленны. Чаще внимание литературоведов привлекает изучение функций собственных имен; это направление во второй половине ХХ в. выделилось в раздел ономастики - литературную ономастику. Значительно реже анализируются обраще-
1 Чернец Л.В. Персонаж // Введение в литературоведение. Литературное
произведение: Основные понятия. - М., 2000. - С. 248.
2
См.: Степанов Ю.С. «Философия имени» как выражение семантического подхода к языку // Степанов Ю.С. Язык и метод: К современной философии языка. - М., 1998; Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - 2-е изд. - М., 1999; Кубря-кова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. - М., 2008.
ния1. Другие способы обозначения персонажей обычно оказываются за рамками исследования, однако именно они и заключают в себе свойства и нюансы характеристики героев. Например, персонаж Ефимов из повести Достоевского «Неточка Незванова» назван: самый странный, самый чудесный человек; глубокий критик искусства; знаменитейший человек в мире; человек с талантом; какой-то сумасбродный шут; полусумасшедший человек; мечтатель; самое несчастное существо в мире. Все номинации, взятые из речи персонажей, самого Ефимова и рассказчицы, фиксируют различные черты характера героя, а в целом создают представление о его внутреннем мире и судьбе: Ефимов был незаурядной личностью, обладал большим талантом, но его погубила крайне завышенная самооценка.
В то же время номинации помогают раскрыть отношение других персонажей к Ефимову. Так, сумасбродным шутом он кажется своим товарищам по оркестру; себя он считает знаменитейшим человеком; его друг Б. видит в нем глубокого критика искусства и одновременно самое несчастное существо в мире; рассказчица уверена, что отчим ее был мечтателем, и это не позволило ему реализовать свой талант. В итоге среди номинаций Ефимова можно выделить доминанту - помешанный, что позволяет судить об авторской точке зрения. Итак, система номинаций персонажа является «выразительным стилистическим приемом, несомненно, сильно влияющим на интерпретацию читателем образа-персонажа» (с. 6).
В лингвистике существуют различные классификации номинаций; наиболее полная была создана В. Г. Гаком2. Однако для анализа художественной литературы опыты лингвистов не очень подходят; в частности, не так важна связь номинации с той или иной частью речи или с ее позицией в предложении (в лингвистике это принципиально). Для литературоведа главным критерием выделения номинации является возможность того или иного слова, словосочетания, части предложения и т.п. как-то обозначить персонаж.
1 См.: Андреева Л.А. Ситуативная характеристика обращений в романе «Анна Каренина» // Лев Толстой: Проблемы языка и стиля. Доклады и сообщения IX и XI Толстовских чтений. - Тула, 1971. - С. 366-371.
2 Гак В.Г. К типологии лингвистических номинаций // Языковая номинация: Общие вопросы. - М., 1977. - С. 230-296.
Так, номинациями одного персонажа могут выступать и существительные, и прилагательные, и причастия, и местоимения: Николай, красавец, первый слева, он, вошедший в комнату. Поэтому тропы тоже рассматриваются как номинации: например, угрюмый сторож муз вместо прямого наименования цензор. Широкое (родовое) значение понятия «номинация персонажа» позволяет объединить, сблизить тематически смежные исследования (например, такие номинации, как имена собственные, нарицательные и местоимения1) и «рассмотреть разные номинации как систему» (с. 41).
В работе И.Н. Исаковой дана классификация номинаций, отражающая специфику образа человека в художественной литературе. Для литературоведения особую значимость приобретают функции номинаций в раскрытии характеров героев произведения. Например, в повести Л. Толстого «Юность» взросление рассказчика отражается в используемых им номинациях. Знакомясь с новыми людьми, профессорами, разночинцами, Николенька зорко за ними наблюдает, сопоставляет со знакомыми, с людьми, которых видел раньше, поэтому появляются разноплановые номинации, переходящие в портретные описания: не старый человек, с приятным, умным выражением, которое особенно давала ему чрезвычайно выпуклая нижняя часть лба (о профессоре); высокий худощавый брюнет, весьма бледный, с подвязанной черным галстуком щекой и покрытым прыщами лбом (о «казеннокоштном» сверстнике Иконине). Николенька отмечает ум профессора; но он обращает внимание и на необычную, некрасивую внешность разночинца. И.Н. Исакова отмечает при этом, что в повести «ни разу не используется номинация разночинец, однако характеристики, вообще система номинаций непосредственно указывают на это» (с. 221). Развернутые номинации свидетельствуют о повышенном внимании героя к деталям, о стремлении анализировать их.
1 См.: Гореликова М.И. Номинации персонажей в авторской речи // Горе-ликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. -М., 1989. - С. 54-98; Гореликова М.И. Интерпретации художественного текста: Рассказы А.П. Чехова 80-х годов. - М., 1997. - С. 21-27; Савельева В.В. Художественная антропология. - Алматы, 1999. - Глава: Номинации в художественном тексте как источник моделирования образа-персонажа. - С. 77-177.
Одно из системных явлений в номинации - так называемая множественность номинаций, или гетерономинативность (термин Н.Д. Арутюновой)1 (с. 57). В литературе выделяется два типа гете-рономинативности. Во-первых, множественность номинаций лиц в остросюжетных произведениях обусловлена тем, что персонаж долгое время скрывает свое истинное лицо. Например, в повести Пушкина Владимир Дубровский долгое время выдает себя за Де-форжа, в связи с чем появляются номинации француз, учитель, проклятый басурман, слуга, мусье, собачий сын. Во-вторых, множественность предикатных номинаций связана с необходимостью максимально полно представить личность персонажа, для адекватного раскрытия которого требуется его разносторонняя характеристика. Здесь возможно несколько случаев.
Множественность номинаций может быть «обусловлена противоречивостью, сложностью личности. Поэтому номинации как бы "спорят" друг с другом, что синтаксически часто подчеркивается антитезами» (с. 59). Например, в романе Лермонтова «Герой нашего времени»: «Нынче поутру зашел ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский; ...Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и матерьялист, как все почти медики, вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою ни разу не написал двух стихов». Фактически ни одна из приведенных номинаций «не отражает в полной мере характер персонажа, но отдельные черты, безусловно, схвачены» (с. 60). Гетерономинативность может быть следствием оценок персонажа различными персонажами и автором. Особенно это свойственно драме. «Не человек, змея!», «Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!»; «Он малый с головой», «он просто якобинец», «расточитель нежных слов» - таковы номинации Чацкого, последняя - автономинация.
В художественном произведении система номинаций персонажа помогает раскрыть его характер, а также отражает представления того или иного автора о человеке, обществе в целом. Например, в повести Достоевского «Неточка Незванова» номинации фиксируют одну-две черты в характере персонажей; но разверну-
1 Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - 2-е изд. - М., 1999. - С. 101.
тая система номинаций - 136 у главной героини и 135 у Ефимова -создается в основном за счет использования синонимов. Например, о Ефимове: такой характер, который очень любит считать себя обиженным и угнетенным; несчастный сумасброд, такой страдалец, такой несчастный человек в мире; полусумасшедший человек и т. п.
Для Толстого характерно стремление всесторонне охарактеризовать того или иного персонажа. И это находит выражение в использовании не столько языковых, сколько контекстуальных синонимов в функции номинации: самое жалкое, плачевное создание; большой повеса; вредный человек; подкидыш, взятый из милости; известный герой Николай (все это - о Николеньке Иртеньеве в повести «Отрочество»). Причем в ряде случаев среди номинаций оказываются лексемы, которые скорее можно назвать языковыми антонимами: несчастный сын богатых родителей - просто мужик и лентяй (Гриша в повести «Детство»); гордый и неприятный человек - добрый и милый человек (Нехлюдов в повести «Юность»). Вместе с тем в творчестве Толстого часто появляются номинации, представляющие собой сложное предложение: двадцатисемилетний адъютант, про которого все большие говорят, что он чрезвычайно порядочный молодой человек, который отлично танцует, говорит по-французски и который, в душе презирая мою молодость, видимо, старается скрывать это (Дубков в повести «Юность»).
Важно, что номинации такого типа используются по отношению к главным, второстепенным и даже эпизодическим героям. Благодаря этому каждый персонаж изображается не только как индивидуальность, но и как представитель той или иной части общества. Среди номинаций персонажей Л. Толстого много таких, которые указывают на социальное положение и социальные роли. Так, в трилогии противопоставляются два домашних учителя: St.-Jérôme и Карл Иваныч. И если St.-Jérôme, по словам бабушки главного героя, гувернер, то Карл Иваныч - простой, дядька, который годен только на то, чтобы водить их [детей] гулять. Противопоставление заметно и на уровне обращений: если St.-Jérôme бабушка называет monsieur, то к Карлу Иванычу никак не обращается, даже в тех случаях, когда разговаривает с ним. При анализе номинаций персонажей необходимо учитывать, чью точку зрения выражает каж-
дая из них. Поэтому номинации часто раскрывают характер и говорящего персонажа, и того, о ком идет речь.
Например, в повести Достоевского «Неточка Незванова» главная героиня живет у князя Х-го. Для княгини она - игрушка, диковинка, которую можно демонстрировать гостям. Княгиня хотела видеть нечто особенное в девочке, но вовсе не стремилась ее понять, поэтому Неточка казалась ей таким обыкновенным ребенком, «без всякой наивности»; запуганным, как будто забитым и даже глупеньким. Эти номинации фактически характеризуют княгиню, так и не увидевшую в Неточке яркую личность.
Автор монографии обосновывает возможность применения термина «персонаж» к лирике. В стихотворении отражается переживание, состояние сознания лирического субъекта. При этом в зону его сознания могут попадать и другие лица, для обозначения которых также нужны термины. В литературоведении этих лиц часто называют «героями», что приводит к размыванию понятия «лирический герой». По аналогии с эпосом их можно назвать персонажами. Термин «персонаж» применял к лирике Г.Н. Поспелов, который, в частности, выделял особую разновидность лирики -«персонажную»1 (с. 132).
В лирике персонажи изображаются эскизно, часто «с помощью одной-двух деталей». Например, в стихотворении Фета «Только в мире и есть, что тенистый.» портрет дан отдельными штрихами: «лучистый / Детски задумчивый взор»; «душистый / Милой головки убор», «чистый, / Влево бегущий пробор». Однако остается только гадать: «Кто перед нами? Девушка, молодая женщина, девочка.» (с. 134). О характере того или иного персонажа можно говорить только применительно ко всему корпусу (циклу) стихотворений, поскольку в этом случае можно выделить устойчивые черты, как, например, в «панаевском» цикле Некрасова или в «денисьевском» цикле Тютчева.
Характерными чертами номинации в лирике можно назвать особую роль метафор, метонимий, сравнений, которые нередко оказываются единственными обозначениями персонажей, например в стихотворении Фета «Восточный мотив»: «С чем нас срав-
1 Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. - М., 1978. - С. 151.
нить с тобою, друг прелестный? / Мы два конька, скользящих по реке, / Мы два гребца на утлом челноке, / Мы два зерна в одной скорлупке тесной, /Мы две пчелы на жизненном цветке, / Мы две звезды на высоте небесной». Номинации-характеристики в лирике принципиально иные, чем в эпосе, они обычно не называют, а лишь намекают на некоторые черты. Так, в стихотворении Фета «Дитя, покорное любви...» героиня названа: дитя, покорное любви; светлый образ; прекрасная; нежная. Номинации передают впечатление, производимое девушкой на лирического героя, важна не конкретность, а интенсивность характеристики.
В лирике большую роль играют местоимения, выбор которых часто помогает раскрыть взаимоотношения лирического субъекта и персонажа. Например, у Фета герой и героиня обычно названы мы, а в лирике Некрасова я и ты. Лирический субъект и его возлюбленная у Фета составляют одно целое, что подчеркивается местоимением мы. В любовной лирике Некрасова изображаются конфликтные отношения героев, поэтому они «распадаются» на я и ты.
Свои особенности номинации персонажей наблюдаются и в драматических произведениях. Если в эпосе возникают наиболее развернутые системы номинаций (в повестях Толстого и Достоевского у целого ряда персонажей больше 100 различных номинаций), то в пьесах Островского и Чехова обычно не более 70. Для драмы типично сведение номинаций в сжатую характеристику, представленную как в списке действующих лиц, так и в речах персонажей. Например, в пьесе Островского «Бесприданница» Вожеватов в списке действующих лиц имеет ряд номинаций: очень молодой человек, один из представителей богатой фирмы; по костюму европеец. Здесь нет развернутой характеристики, но объемность, рельефность образа достигается с помощью перечисления разноплановых качеств героев. Персонажи так называют Вожеватова: тоже богатый человек, а разговаривает; такой же идол [как Кнуров] будет, человек гибкий, шут, пустой, глупый мальчик. Развернутых номинаций, переходящих в портретное описание, в драме не бывает.
Принципы организации системы номинаций персонажей отражают представления драматургов о личности, степени и характере вовлеченности человека в социальные отношения. В «Бесприданнице» в списке действующих лиц отмечается социальный
статус каждого персонажа: из крупных дельцов последнего времени (Кнуров), молодой человек, небогатый чиновник (Карандышев), блестящий барин, из судохозяев, лет за 30 (Паратов). Островский отмечает, чем занимаются персонажи, каково их материальное положение. Вряд ли случайно, что драматург не указывает, насколько богат Паратов, однако отмечено его стремление красиво жить, т.е. тратить много денег (блестящий барин), и в этом отношении он противопоставлен купцу Кнурову. В репликах персонажей также много номинаций, указывающих на социальное положение персонажа; больше всего их у Кнурова, при этом его личностные качества в номинациях никак не обозначаются: тот, у кого денег-то много; сильный, богатый человек; добрый друг, солидный, прочный, известный человек, чистая публика. В этом контексте характеристика добрый меняет свое прямое значение и указывает, что купец способен обеспечить героиню.
В пьесе Островского денежные отношения ярко проявляются в номинациях главной героини: товар, дорогой бриллиант, кукла, забава, вещь - так называют Ларису разные персонажи, в том числе и она сама. В ряде случаев номинация влечет за собой ряд смежных, вызванных общими логическими связями: товар - цена, вещь -хозяин. Эти обозначения из речи персонажей постепенно проникают в автономинации Ларисы. В итоге номинация содержанка выступает имплицитно, не проявляясь на словесном уровне. Она же фактически является доминантой, определяющей положение героини в социуме. Так образуется обширное семантическое поле, которое и позволяет восстановить опущенные звенья характеристики героини.
В пьесе Чехова «Три сестры» представлены в первую очередь межличностные взаимоотношения. Особенности и различия чувств влюбленных героев отражены в номинациях; одно и то же слово в устах разных героев получает разную окраску за счет контекста. Все номинации, используемые Вершининым, свидетельствуют о его восхищении Машей, но в них есть элемент отчужденности (женщина). Ирина для Соленого - олицетворение блаженства и счастья. Его номинации несут в себе эгоистическое начало (мое блаженство). Кулыгин склонен выражать свою любовь к Маше через похвалы, в частности трижды говорит, что она добрая. Ту-зенбах, влюбленный в Ирину, не только преклоняется перед ней -
Ирина вызывает желание заботиться о ней, жалеть, защищать. Поэтому его номинации возлюбленной нежнее, поэтичнее, чем у Вершинина.
Однако нередко в речах персонажей происходит «обесценивание номинаций» (с. 351), когда ласковое обращение становится средством достижения цели. В речи Наташи одно из самых частых слов - милый - повторяется 12 раз. Героиня так обращается к Ирине, когда ей что-то от нее нужно, например, заставить ее освободить комнату для Бобика. Называя Ирину бедная моя девочка или родная, Наташа расчетливо старается создать видимость теплых отношений.
Предметом исследования в данной работе были реалистические произведения, поэтому «социальная роль, социальные положения того или иного персонажа нашли яркое отражение в его номинациях. В эпических произведениях это был наиболее важный фактор, влияющий на выбор номинаций» (с. 503).
Заключает издание «Библиография», насчитывающая 385 единиц.
Е.А. Нестерова
2013.01.010. ГОПМАН В.Л. ЗОЛОТАЯ ПЫЛЬ.
ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В АНГЛИЙСКОМ РОМАНЕ: ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XIX - XX в. - М.: РГГУ, 2012. - 493 с.
В отечественном литературоведении до сих пор практически не изучен генезис и характер развития фантастики Великобритании как важной и неотъемлемой части национальной литературы, что искажает общую картину национального литературного развития. Как отечественное, так и западное литературоведение мало занималось изучением фантастики в английском романе ХХ в. Книга Владимира Гопмана, профессора кафедры литературной критики факультета журналистики РГГУ, существенно, хотя и не исчерпывающе, восполняет этот пробел.
Включение в книгу глав об авторах, писавших в конце XIX в. -У. Моррисе, Э. Хоупе, Б. Стокере, - продиктовано их ролью в развитии фантастической литературы. При этом В.Л. Гопман исходит из того, что, пожалуй, ни в одной стране мира нет такого количества писателей, которые с самого начала формирования английской культуры обращались бы к различным формам фантастики. «Истоки