- несправедливых конкурентных преимуществ в силу недооценки обменного курса национальной валюты и / или профицита по ТОПБ;
- снижения глобального спроса, поскольку часть мировой экономики находится в ликвидной ловушке. В таких условиях уменьшение профицита по ТОПБ в одних странах может быть выгодным для экономического роста в остальном мире.
Однако встает вопрос, почему страны с профицитом по ТОПБ должны снижать свое благосостояние? Ответом может быть лишь то, что страна, имеющая сегодня профицит по ТОПБ, в будущем может столкнуться с дефицитом; поэтому она выиграет от введения общих правил. Однако данный довод не очень убедителен: вероятность того, что в будущем роли изменятся мала. Другой ответ носит прагматичный характер: во многих (но не во всех) странах, имеющих профицит по ТОПБ, есть серьезные внутренние деформации, устранение которых благоприятно и для них, и для остального мира.
В. В. Кузнецова
2012.04.037. ПЕЛИН-БЕРКМАН С. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕР БАНКА ЯПОНИИ ПО СМЯГЧЕНИЮ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ?
PELIN-BERKMEN S. Bank of Japan's quantitative and crédit tasing: Are they now more effective? - Mode of access: http://www.imf.org/ external/pubs/ft/wp/2012/wp1202.pdf
Политика центральных банков промышленно развитых стран в области смягчения денежно-кредитной политики, как свидетельствует опыт, способствует активизации экономической деятельности и сдерживанию дефляции. Так, в результате реализации программы покупки активов, разработанной ФРС США, уровень безработицы в 2011 г., по сравнению с концом 2008 г., снизился на 1,5%, а уровень инфляции понизился в среднем на 1% по сравнению с 2010 г.
Перед лицом глобального финансового кризиса, в условиях постоянной дефляции и необходимости поддержания процентных ставок на низком уровне, Банк Японии в 2009 г. значительно активизировал инструментарий прямой закупки корпоративных облигаций и других коммерческих бумаг, а также государственных об-
лигаций по фиксированной процентной ставке. Хотя эти меры и способствовали преодолению последствий финансового кризиса, восстановительный процесс начал замедляться к осени 2010 г.
В связи с этим осенью 2010 г. Банк Японии вынужден был начать новую программу «Всеобъемлющего монетарного послабления» (Comprehensive monetary easing, CME), суть которой сводится к трем элементам:
1) введению практически нулевой процентной ставки за кредиты с обязательством сохранения ее в течении долгосрочного периода;
2) выкупу обеспеченных активами ценных бумаг в диапазоне 2003-2006 гг. в целях развития рынка ценных бумаг;
3) поддержанию «долгосрочной ценовой стабильности», что предполагает возможность колебания потребительских цен в течение года в диапазоне 1-2%, но не выше. Таким образом, ориентируясь на минимальный уровень инфляции, Банк Японии ограничивает воздействие на финансовое состояние рынка такого фактора риска, как кредитно-финансовый дисбаланс.
Для оценки воздействия снятия финансовых ограничений авторы используют следующий набор показателей:
1) экономическую деятельность: реальные темпы роста ВВП, уровень промышленного производства и безработицы;
2) уровень годовой базовой инфляции, исключая вновь производимую продукцию;
3) спреды по 5-летним государственным облигациям Японии (JGB);
4) курс иены к доллару и номинальный эффективный обменный курс;
5) сальдо счета текущих операций Банка Японии в процентах от ВВП (активы Банка Японии в государственных облигацих со сроком погашения менее одного года, от 1,5 до 5 лет, общее количество государственных ценных бумаг в доле от гособлигаций, а также общий объем правительственных ценных бумаг в процентах от ВВП).
В исследовании также учтено влияние и некоторых других экзогенных факторов: динамика ВВП торговых партнеров; величина корпоративного долга к собственному капиталу в качестве фактора влияния на развитие корпоративного сектора экономики; ве-
личина просроченных банковских кредитов и оценка их устойчивости.
Расчеты, определяющие воздействие политики смягчения кредитно-денежной политики, осуществлялись авторами для периода 1998-2010 гг., который в свою очередь был разбит на четыре подпериода:
- 1999-2000 гг. - период нулевой процентной ставки;
- 2000-2008 гг. - период смягчения кредитно-денежной политики;
- период 2008-2010 гг. - меры после краха банка «Lehman», включая выкуп государственных и корпоративных облигаций, а также образования резервного фонда;
- с 2010 г. осуществляется программа «Всеобъемлющего ослабления монетарной политики» (СМЕ).
Результаты исследования, проведенные автором, свидетельствуют о том, что последние меры Банка Японии по снятию кредитно-финансовых ограничений способствовали поддержанию экономической активности, хотя статистическая значимость соответствующих показателей может быть оценена неоднозначно. Это касается в основном показателей экономического роста и снижения уровня безработицы.
После землетрясения Банк Японии удвоил размер закупки активов до 10 трлн. иен. В результате его баланс увеличился с 20 до 30% от ВВП. В то же время меры СМЕ могут стимулировать экономическую активность и подтолкнуть инфляцию. Во-первых, из-за политика поддержания процентной ставки практически на нулевом уровне может удлинить период ожиданий, касающихся гибкой монетарной политики, тем самым снижая уровень долгосрочных процентных ставок, а следовательно, и инфляции.
Во-вторых, программа покупки активов может также способствовать сокращению ставок премий за риски, а также снизить ожидания по широкому кругу долгосрочных процентных ставок в связи с восстановлением баланса инвестиционных портфелей. Закупки активов могут активизировать заинтересованность инвесторов рисковыми активами и, таким образом, значительно расширить инвестиционную деятельность.
Наконец, прямые закупки могут дать значительный эффект за счет повышения цен на активы.
Меры, предпринятые Банком Японии с целью сокращения кредитно-финансовых ограничений, оказали кумулятивный эффект на различные показатели финансового рынка. Так, например, доходность корпоративных бумаг в течение двух дней с момента введения СМЕ снизились на 20%. Кроме того, активность фондового рынка увеличилась в среднем на 5-7% (с. 5).
Вместе с тем меры денежно-кредитной либерализации практически не отразились на уровне инфляции. Кроме того, исследование не выявило какого-либо существенного влияния либерализации на обменный валютный курс.
Таким образом, полагает автор, влияние на экономическую активность, вероятно, будет осуществляться не через регулирование обменного курса, а через другие финансовые каналы, которые включают в себя реструктуризацию инвестиционных портфелей, исполнение обязательств, сокращение ликвидности, сроков и премий за риск.
В заключение автор делает вывод, что последние меры Банка Японии могут стимулировать экономическую активность. Банк Японии осуществляет закупку рискованных активов, которые дополняют традиционные каналы воздействия, что в свою очередь способствует поддержанию цен на активы и стимулирует инвестиции и потребление.
Б.Г. Ивановский