- страны испытывают трудности в процессе адаптации высшего образования к вызовам, обусловленным быстрыми изменениями в обществе в последние годы;
- социальные аспекты не стали повсеместно важным двигателем политики в области высшей школы, но в большинстве стран были приняты специальные меры с целью повышения представительства уязвимых групп населения в студенческом контингенте;
- политические декларации по поводу расширения доступа указанных групп к высшему образованию не всегда сопровождаются принятием соответствующих мер, выделением необходимого финансирования или созданием механизмов контроля для оценки происходящих изменений;
- в связи с экономическим спадом в Европе требуются более активные действия по решению проблем обеспечения доступности высшего образования как на европейском, так и на национальном уровнях.
Г. В. Семеко
2012.03.049. ГРУГЕЛЬ Ж., ПАЙПЕР Н. ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МИГРАЦИЯ И ТРУДНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО АКТИВИЗМА.
GRUGEL J., PIPER N. Global governance, economic migration and the difficulties of social activism // Intern. sociology. - Thousand Oaks: Sage publications USA, 2011. - Vol. 26, N 4. - P. 435-454.
Ж. Гругель из университета Шеффилда (Великобритания) и Н. Пайпер из университета Фрайбурга (Германия) посвятили свое исследование проблеме глобализации управления миграционными потоками. По их мнению, в последнее время международные организации и общественные организации декларируют поддержку мигрантов, а не национальных правительств. Однако на практике глобальная структура управления предоставляет мигрантам и некоммерческим организациям недостаточно возможностей для отстаивания своих интересов. Авторы пытаются выявить причины того, почему социальная активность со стороны экономических мигрантов не приводит к существенным результатам. Одну из них они видят в сложности самой международной структуры управления и в затрудненности доступа мигрантов к центрам принятия решений.
Транснационализация рынка труда является одной из наиболее обсуждаемых проблем экономической глобализации. Демографические сдвиги и ряд других факторов, оказывающих влияние на реструктуризацию глобальной экономики, увеличивают потребность богатых стран в работниках с Юга. Тогда как страны, не обеспеченные ресурсами, наоборот, сталкиваются с проблемой сокращения рабочей силы, полагают Ж. Гругель и Н. Пайпер. На глобальном рынке труда более 86 млн. человек работают за пределами страны происхождения, причем подавляющее большинство из них заняты низкоквалифицированным трудом (с. 436).
Регулирование международной миграции - крайне сложная задача, которой не уделялось должного внимания, хотя в последнее время интерес к проблематике возрос. В 2003 г. была создана Глобальная комиссия по международной миграции. Годом позже Международная организация труда главной темой ежегодного конгресса выбрала именно эту проблему. В 2006 г. ООН провела диалог на высшем уровне по международной миграции и развитию. Через год Глобальный форум по международной миграции и развитию начал проводить ежегодные конференции по проблемам перемещения рабочей силы. Международные исследовательские структуры также не обходят вниманием данный феномен. Исследовательский институт ООН по социальному развитию начал публиковать ежегодные доклады по теме миграции. Ежегодный доклад ООН 2009 г. о развитии человека посвящен преимущественно миграции.
Все эти события подводят к вопросу о том, могут ли организации, представляющие интересы мигрантов, воздействовать на выработку глобальной повестки дня. Данная проблема особенно актуальна потому, что способность мигрантов отстаивать свои права внутри принимающих стран зачастую ограничена как экономическими возможностями, так и прямыми нарушениями со стороны властей.
Политические системы стран, в которые приезжают низкоквалифицированные мигранты, отмечают Ж. Гругель и Н. Пайпер, оказались довольно враждебными к ним. В связи с этим некоммерческие организации мигрантов пытаются вывести решение проблем перемещения рабочей силы на наднациональный уровень.
Трудовая миграция проистекает из неравенства между Севером и Югом и городом и деревней. Гендерные и классовые различия и проблема деградации окружающей среды также являются одним из факторов миграции населения.
Как страны-доноры, так и страны - реципиенты рабочей силы стараются избегать ответственности перед перемещающимися лицами и поддерживают схемы временных работ. Принимающие государства исходят из утилитарных соображений при выработке иммиграционной политики и устанавливают разные правила для отдельных категорий людей в зависимости от степени их полезности для экономики. Это выражается во все усложняющейся системе виз для людей с разными уровнями квалификации, образования, дохода. Лица с высоким образовательным уровнем и востребованными компетенциями на рынке труда принимающей страны имеют хорошие шансы изменить свой визовый статус с временного на постоянный, тогда как низкоквалифицированная рабочая сила обычно нужна на строго фиксированный промежуток времени. Кроме того, в странах Юга эмиграция является результатом неудачи политики развития национальной экономики. Государства-доноры в такой ситуации, прежде всего, заинтересованы в получении денежных переводов от мигрантов. В последнее время они пересылают домой все больше и больше средств. Бедные страны зачастую даже стимулируют эмиграцию населения, создавая для этого налоговые стимулы.
В ряде стран Юго-Восточной и Южной Азии появились транснациональные сети по перевозке мигрантов. Такие сети заинтересованы в получении денег от мигрантов, а не в защите их трудовых прав в странах Запада. А профессиональные союзы в про-мышленно развитых странах игнорируют интересы мигрантов, поскольку основаны в интересах людей с легальной занятостью в легальных секторах экономики. Более того, кратковременные разрешения на работу от предприятий не способствуют развитию коллективных форм защиты трудовых прав мигрантов.
Современные модели международной миграции отражают не только государственную политику, но и тенденции развития транснациональных корпораций и глобальные изменения в политике, экономике и культуре. Международные организации, некоммерческие структуры и профсоюзы, хотя и получили толчок в раз-
витии в 1990-е годы, но по-прежнему не могут сравняться с бизнесом в формировании политической повестки дня.
Вопросы миграционной политики поднимаются и в мировом гражданском сообществе, однако они не столько детерминируют политику, сколько являются следствиями проявления тех или иных проблем. Ж. Гругель и Н. Пайпер с сожалением отмечают, что эти проблемы акцентируются лишь в политических декларациях и исследовательских проектах международных организаций, а не в преобразованиях миграционной политики национальных государств, где собственно трудовые проблемы мигрантов и должны решаться.
В литературе выделяются два вида воздействия на глобальную систему управления: «сверху вниз» (top-down) и «снизу вверх» (bottom-up).
Управление «сверху вниз» крайне фрагментированно. Все возрастающее количество субъектов и институтов пытаются регулировать различные сегменты мировых миграционных потоков. В этом участвуют национальные государства, группы стран, действующие в рамках как двухсторонних, так и многосторонних договоренностей. Появляются и соглашения между регионами (характерный пример - попытки ЕС заключать договоры о помощи с беднейшими странами).
Единственной профильной глобальной структурой в изучаемой Ж. Гругелем и Н. Пайпером сфере является Международная организация по миграции (МОМ). Поскольку в силу своего мандата МОМ является не наднациональной, а межгосударственной структурой, то она не вырабатывает повестку дня. Более того, переговоры проходят за закрытыми дверьми, и внешние акторы -профессиональные союзы, неправительственные организации и сами мигранты - фактически исключены из процесса принятия решений. Штатные и бюджетные характеристики МОМ также не адекватны экспоненциальному росту количества перемещающихся по миру лиц.
В ООН нет единого подразделения, занимающегося проблемами мигрантов. Среди имеющихся авторы выделяют Международную организацию труда (МОТ) и Управление верховной комиссии по правам человека. Среди международных документов европейские ученые выделяют конвенцию ООН по правам мигрантов и членов их семей, принятую Генеральной ассамблеей ООН в
1990 г. Она вступила в силу только в 2003 г., после активной кампании массы международных неправительственных организаций за ее ратификацию отдельными государствами. В результате вступления документа в силу был создан Комитет по делам рабочих мигрантов для мониторинга ситуации с правами перемещающихся лиц в разных странах мира.
МОТ была учреждена в 1919 г. и с тех пор является законодателем моды в сфере защиты прав трудящихся. В 1949 и 1975 г. она посвящала свои ежегодные съезды непосредственно вопросам миграции. Поскольку МОТ отражает интересы субъектов глобальной экономики, сложившиеся на ранних стадиях развития, то она традиционно уделяет недостаточно внимания защите прав мигрантов, полагают Ж. Гругель и Н. Пайпер.
Другие международные структуры, такие как Всемирная торговая организация (ВТО), также не балуют вниманием мигрантов и их проблемы. ВТО рассматривает миграционные потоки исключительно в прикладном аспекте, как проблему квотирования рабочей силы. Вопросы социальной защиты перемещающихся лиц не ставятся вовсе.
Управление миграцией «снизу вверх» также представляет собой неоднородную картину. В одних странах и регионах (Канада, Гонконг, ЕС) мигранты встроены в социальную систему, в других (Юго-Восточная Азия) ситуация остается очень сложной.
Традиционно вопросы защиты прав мигрантов концентрировались вокруг возможности получения гражданства и связанного с этим права голосовать на выборах всех уровней и участвовать в деятельности политических партий.
Новый подход к правам человека включает ряд компонентов. Во-первых, это право рабочих-мигрантов на развитие личностного потенциала, которое гарантируется статьей 1 декларации ООН 1986 г. о праве на развитие. Данная норма ставит вопрос о том, должны ли были мигранты покидать место рождения в стремлении к лучшей жизни. Страны - доноры рабочей силы должны обеспечивать развитие потенциала своих граждан. Глобальная комиссия по международной миграции считает, что смена страны проживания должна стать вопросом выбора, а не жизненной необходимости, как сейчас.
Во-вторых, права «оставленных позади» (left behind). Большинство мигрантов заняты на временных, сезонных работах и постоянно вынуждены перемещаться из одной страны в другую. Данное обстоятельство существенно осложняет жизнь их семей. Разделенные семьи, временно отсутствующие родители осложняют воспитание подрастающего поколения. Право на семейную жизнь должно быть переосмыслено в новых условиях. Государства - доноры трудовых ресурсов обязаны, по мнению Ж. Гругеля и Н. Пайпера, уделять особое внимание социальной защите таких разделенных семей.
В-третьих, «портативные» права трудовых мигрантов. Жизнь на две и более страны ставит вопрос получения тех или иных социальных благ и выплат. Например, пенсионные взносы, сделанные в одном государстве, должны быть доступны к получению в другом. Аналогичная проблема существует и с медицинским страхованием. Трудовые споры с работодателем также осложнены для мигрантов, особенно в случае необходимости покинуть страну по истечению срока разрешения на работу. Лица, перемещающиеся по миру, также имеют право ожидать единых стандартов продолжительности рабочего дня, защиты труда в разных странах. За защиту этих прав пытаются выступать «профсоюзы без границ» (unions without borders) - в частности, Глобальный союз за навыки и услуги (Global Union for Skills and Services).
В-четвертых, права трудовых мигрантов на рабочем месте. Неквалифицированные работники-мигранты часто сталкиваются с нарушениями условий трудовых договоров, невыплатой заработных плат и т.п. Местные профсоюзы в большинстве случаев остаются равнодушными к этим несправедливостям. Ж. Гругель и Н. Пайпер отмечают, что ученые также обходят вниманием эту проблему. При разрыве контракта работник вынужден покинуть страну и не имеет возможности защищать свои права. Таким образом, рынок труда давно стал транснациональным, а права работников - нет.
В защите интересов мигрантов определенную, хотя и весьма ограниченную роль играет МОТ. Причина этого - уникальная трех-компонентная структура этой организации: правительства, работодатели и профессиональные союзы, через которые отдельные категории трудовых мигрантов могут заявлять о своих проблемах. Ряд
профсоюзов США, Канады, ФРГ и Нидерландов начали принимать в свои ряды и приезжих из других стран, чтобы увеличить количество членов, существенно убавившееся в последнее время. Собственно ассоциации мигрантов исключены из этой структуры, поскольку МОТ допускает к процессу обсуждения принимаемых документов только те организации, главной целью которых является защита трудовых прав своих членов. Однако объединение трудовых мигрантов Южной Кореи подало жалобу в руководящий орган МОТ с целью получения допуска к дискуссиям в рамках этой международной структуры. Основанием для претензии было заявлено фундаментальное право, продвигаемое МОТ, право на свободу учреждения объединений рабочих.
В заключение Ж. Гругель и Н. Пайпер указывают на то, что управление миграционными потоками на глобальном уровне, осуществляемое национальными государствами, провалилось. Инициативы отдельных государств в этой сфере многочисленны, но носят фрагментированный и зачастую взаимоисключающий характер. Противоречие между попытками государств защитить внутренний рынок труда и желанием отдельного иностранного работника найти средства к существованию остается неразрешенным. Европейскими исследователями также отмечаются сложности реализации конвенций ООН. Дело в том, что они дают право народам требовать от своих правительств необходимых изменений в политике. Очевидно, что мигранты, особенно работающие на условиях временных трудовых виз, не имеют организационной структуры для продвижения своих интересов в правительственных структурах принимающих стран. Непременным условием решения проблем мигрантов является обеспечение доступа к процессу принятия государственных решений, заключают Ж. Гругель и Н. Пайпер.
С. С. Костяев
2012.03.050. ПОЛОЖЕНИЕ ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ВЫРАВНИВАНИЕ ПОЛЯ ИГРЫ И НЕРАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ. State of the urban youth 2010/2011: Leveling the playing field: Inequality of youth opportunity. - New York: Earthscan, 2010. - 86 p.
Международный коллектив экспертов провел комплексное исследование положения молодежи в мире. Рассмотрены такие аспекты, как образование, молодежная занятость и пр.