сомневается в возможности введения сухого закона вновь, особенно в условиях растущей за последние 100 лет социальной приемлемости пьянства и результатов новейших исследований, показывающих медицинские преимущества умеренного потребления алкоголя.
С. В. Втулкин
Страны Азии и Африки
2012.01.040. БИЕРШЕНК Т., СПАЙС Е. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, ИЗМЕНЕНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ: 50 ЛЕТ НЕЗАВИСИМОСТИ АФРИКИ.
BIERSCHENK T., SPIES E. Continuities, dislocation and transformations: 50 years of independence in Africa // Africa spectrum. - Hamburg, 2010. - Vol. 45, N 3. - P. 3-10.
Ключевые слова: страны Африки, политическая независимость, развитие демократии, развитие общества.
Профессор кафедры антропологии и африканских исследований университета г. Майнц Томас Биершенк и научный сотрудник этого отдела Ева Спайс пишут, что пятидесятилетие получения политической независимости странами Африки широко отмечается во всем мире и дает возможность оценить значительные сдвиги на африканском континенте учеными, политическими деятелями и журналистами. Авторы отмечают тенденцию свести все изменения последних лет к двум проблемам: развитие демократии или ее отсутствие, то есть диктатура, упадок институтов власти, гражданская война, бедность и голод. Однако 1960 г. не является поворотным моментом в современной африканской истории хотя бы потому, что лишь немногие страны Африки получили независимость до 1960 г., а многие должны были ее дожидаться до 1970 г. По мнению авторов, следует уделять больше внимания развитию общества в целом и проблемам культуры.
Не так просты ответы на кажущиеся простыми вопросы, например, «Стала ли Африка более демократична с 1960 г.?» или «Достигла ли она экономических успехов?» Ответ очень непростой. Сложность заключается в том, что при попытках ответа на эти вопросы обычно имеют в виду континент в целом, не вникая в
проблемы отдельных государств и регионов. Касаясь наличия в Африке демократии, можно сказать, что к концу 90-х годов ряд стран добились в этом отношении более значительных успехов, чем многие арабские государства на севере Африки, например, Гана и Ботсвана. А в некоторых (Того, Камерун, Габон, Зимбабве) «авторитарные тенденции усилились после 1990 г.» (с. 4). Однако следует иметь в виду, что эти оценки могут меняться со временем, как это имело место по опыту развития Уганды, а также Сьерра-Леоне и Либерии. Пример Южной Африки показывает, что политические изменения в отдельной стране нельзя рассматривать только в национальном контексте. «Конец апартеида, - отмечают авторы, - повлиял на развитие всего континента, масштабы этого еще трудно оценить» (с. 4).
Роль государства, которая еще неустойчива, хрупка и конфликтна, более значительна, чем она была в конце колониального периода. Это, в частности, особенно заметно на развитии системы здравоохранения и образования, которые почти отсутствовали в колониальный период. Государство сейчас пытается - правда не всегда успешно - способствовать развитию общества, например путем реформирования земельного и семейного законодательства.
Многие африканские страны прошли начальную стадию индустриализации после 1960 г., но процесс замедлился после нефтяного кризиса 1973 г. Авторы подчеркивают, что многие программы развития были разработаны не самими африканцами. Именно поэтому иностранные консультанты и программы «помощи развитию» дали результаты только в одной области - в развитии инфраструктуры. Крах системы апартеида имеет не только политическое значение, но и влияет на решение экономических проблем континента. Совершенно ясно, что «экономическое будущее африканского континента, возможно, будет решаться в Южной Африке (и в Нигерии)» (с. 6).
Анализируя сельское хозяйство, авторы отмечают, что несмотря на переход к коммерческому направлению развития и росту урбанизации, его основная задача, как и раньше, - это «обеспечение продовольствием мирового рынка» (с. 6).
Постколониальные изменения в обществе были по крайней мере такие же глубокие, как и в политической и экономической сферах. Население континента за 50 лет увеличилось с 300 млн.
человек до 1 млрд. В 1960 г. в городах проживали порядка 10% населения, в настоящее время - более 40%. В конце колониальной эры крупнейшие города (Йоханнесбург и Лагос) насчитывали 600 тыс. жителей, сейчас в Африке более 40 городов, которые можно отнести к «мегаполисам». Крупнейшим среди них является Лагос (более 10 млн. жителей), за ним по пятам идет Киншаса. Наряду с приростом населения континента и урбанизацией наблюдается резкое увеличение числа учащихся в школах. Демократические изменения привели к резкому омолаживанию населения: два из трех жителей Африки моложе 25 лет, что создает также большие трудности: «Большинство существующих в Африке конфликтов, особенно связанных с насилием, являются конфликтами между поколениями» (с. 7). Меняется и парадигма семьи: хотя полигамная форма продолжает существовать, и не только в сельской местности, увеличивается число моногамных семей с небольшим количеством детей в них.
В сфере культурных достижений авторы отмечают появление африканцев - лауреатов Нобелевской премии в области литературы, увеличивается и число артистов мирового уровня. В заключение статьи авторы отмечают изменения в области университетского образования. В 1960 г. в странах Африки южнее Сахары оно отсутствовало (за исключением Южной Африки). Последние десятилетия являются свидетелем постоянного роста количества университетов.
Б.С. Тупов
2012.01.041. ЛАНДСБЕРГ Ч. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗУМЫ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ «НАЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА»?
LANDSBERG CH. The foreign policy of the Zuma government: Pursuing the «national interest?» // South African j. of intern. affairs. - Abingdon, 2010. - Vol. 17, N 3. - P. 273-293.
Ключевые слова: ЮАР, постапартеидовский период, взаимосвязь внешней и внутренней политики.
Статья руководителя кафедры Йоханнесбургского университета Ч. Ландсберга посвящена рассмотрению взаимосвязи внешней и внутренней политики Южной Африки. В период правления в