ные черты. Кажется маловероятным, что количество людей, одаренных такой добродетелью, может увеличиться путем естественного отбора» (с. 2).
Легко запутаться в доводах, отвергающих творение и эволюцию. Существуют соответствующие научные дискуссии и неясности в отношении механизма (механизмов), вызывающего эволюцию, но нет никаких существенных сомнений в том факте, что она произошла и имела место на протяжении миллионов лет. Изучение природного мира должно наполнить нас трепетом и удивлением (Пс. 8), но оно не может само по себе привести нас к Творцу, мы можем познать Бога и его дела только через веру. Объединив веру и разум, мы можем вместе со всем творением петь хвалу нашему Создателю и Искупителю и ликовать в той цельности, которая является истинным итогом человечества. Нам не нужно выбирать между эволюцией и творением: библейская вера помогает нам поддерживать оба взгляда.
А.В. Кузнецов
2012.01.017. КАПЛАН Д. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ИУДАИЗМА. KAPLAN D. Contemporary forms of Judaism // The Cambridge guide to Jewish history, religion, and culture / Ed. Baskin J., Seeskin K. -N.Y.: Cambridge univ. press, 2010. - P. 445-464.
Иудаизм XXI в. включает в себя несколько различных направлений. В статье анализируются исторические истоки этого многообразия и рассматриваются современные течения реформистского, консервативного, реконструктивистского и ортодоксального иудаизма в Северной Америке.
В результате еврейского просвещения (гаскала) и политической эмансипации, двух процессов, имевших место в Европе XVIII-XIX вв., внутри относительно монолитного иудаизма начинают формироваться различные течения. В этот период, отмечает автор, увеличивается число евреев, вовлеченных в экономическую, социальную и культурную жизнь окружающего общества. В то время как одна часть еврейского народа продолжает строго соблюдать религиозные предписания, другая, подвергаясь влиянию светской среды, начинает отказываться от некоторых ритуальных практик, причем нередко сохраняя верность отдельным элементам традиции: участие в субботней трапезе, пост на Йом-Кипур и дру-
гие. Многие евреи в этот период обращаются в христианство, что, как правило, объясняется не теологическими, а прагматическими причинами, ведь такое обращение было эффективным способом получить новые экономические и профессиональные возможности. Институт раввината начинает терять свой былой непоколебимый авторитет, который согласно традиционному иудейскому праву -галахе распространялся на все сферы жизни индивидуума.
Инициатором и главным идеологом движения еврейского просвещения (гаскалы) считается Моисей Мендельсон (1729-1786). Он был убежден в возможности участия евреев в общечеловеческой культуре без утраты ими своей национально-религиозной индивидуальности и стремился доказать это собственным примером. Мендельсон сделал перевод Библии на немецкий язык, снабдив его комментариями на иврите. Именно по этой книге десятки тысяч германских евреев выучили немецкий.
Ученики Мендельсона пошли гораздо дальше него в своей готовности отказаться от еврейских традиций. К концу XVIII в. деятели немецкой гаскалы провозгласили, что соблюдение религиозных предписаний утратило смысл, и человечество может объединиться на основе деизма или «естественной религии». Этим была подготовлена почва для массового отхода от иудаизма представителей высших слоев еврейства Западной и Центральной Европы.
Первым современным течением иудаизма, которое подвергло сознательному пересмотру теологию и религиозную практику, дав, таким образом, мощный импульс к аккультурации и ассимиляции, был реформистский (прогрессивный) иудаизм.
Одним из основателей течения реформистского иудаизма считается филантроп Исраэль Якобсон (1768-1828). В 1810 г. в немецком городе Зезен он построил первую реформистскую синагогу, имевшую архитектурные черты, сходные с церквями, в частности, надписи на здании были не только на иврите, но и на латыни.
В реформистском движении можно выделить две различные теоретические позиции, связанные с именами Авраама Гейгера (1810-1874) и Шмуэля Гольдхейма (1806-1860). Пользуясь научным критическим подходом к изучению иудаизма, Гейгер пришел к выводу о том, что еврейская религия - это постоянно развивающийся организм. Библейская вера отнюдь не идентична позднейшему раввинистическому иудаизму, а современность диктует
дальнейшую эволюцию. Современные раввины, согласно Гейгеру, имеют право модернизировать иудаизм, подобно тому, как законоучители Талмуда имели право приспосабливать его к требованиям своего времени. По мнению Гейгера, постоянными элементами иудаизма являются монотеизм и закон морали, в то время как ритуал служит лишь средством выражения этих идей, и только в выполнении этой функции его ценность.
Теории Гольдхейма, отмечает автор, отличались от теорий Гейгера большим радикализмом, распространявшимся и на практические рекомендации. Гольдхейм полагал, что реформизм имеет не эволюционный, но революционный характер. В содержании Библии, боговдохновенной книги, можно различить два элемента: вечные истины религии (монотеизм и мораль) и связанное с конкретными условиями своего времени древнее законодательство, полностью утратившее свое значение после разрушения Храма и падения еврейского государства.
Новое мировоззрение требовало внесения изменений в синагогальный ритуал, приспособления к духу времени и новому статусу евреев как граждан государства. Из-за отказа от идей единства народа и еврейского национализма в реформистских синагогах молитвы о возвращении в Эрец-Исраэль, приходе Мессии и богоизбранности были опущены. Некоторые молитвы произносились по-немецки, а для усиления эстетического переживания реформистские службы часто сопровождались игрой на органе. Так как еврейское право запрещает игру на музыкальных инструментах в субботу, это подражание христианской церковной службе особенно возмущало традиционалистов. С развитием реформистского иудаизма религиозное право отбрасывалось, а вовсе не реформировалось. Спустя несколько десятилетий после возникновения движения только немногие реформисты соблюдали принцип кошерности пищи. Некоторые из наиболее радикальных реформистских деятелей даже выступали за отказ от обрезания.
В 1950-е годы в Германии формируется течение консервативного иудаизма, главной задачей которого было найти компромисс между традиционным вероучением и современностью. Первым идеологом консервативного течения, создателем школы позитивно-исторического иудаизма считается уроженец Праги немецко-еврейский ученый и раввин Зехария Франкель (1801-1875).
В своих многочисленных трудах он утверждал, что изменения в религиозной жизни иудеев и их общин необходимы, но должны происходить в соответствии с иудейскими традициями и одновременно с учетом достижений науки.
В течение этого периода традиционные иудеи в германогово-рящей Европе начинают формулировать контраргументы реформистскому и позитивно-историческому движениям. Лидером этого направления, получившего название «неоортодоксия», стал Рафаэль Гирш (1808-1888). В своих сочинениях Гирш повторял, что иудаизм требует веры в то, что Бог дал Моисею Тору на горе Синай, и что Тора включает письменную и устную части. Обе части одинаково важны и также никто не имеет права разделять практические и этические законы.
Несмотря на тот факт, что три крупные современные еврейские религиозные деноминации возводят свое происхождение к германоговорящей Европе, наибольшего успеха они, особенно реформистский и консервативный иудаизм, достигли в Северной Америке. Реформистское движение начало активно развиваться с 1820-1830 гг. с возрастающим числом иммигрантов-евреев из Центральной Европы.
Первая попытка построить реформистскую синагогу в США была в 1824 г., когда 47 членов конгрегации «Бет-Элохим» из города Чарльстон (штат Южная Каролина) подали петицию о реформе ритуала, сокращении литургии и использовании английского языка в молитвах и проповедях. В американском реформизме, так же как и в европейском, имелось два течения - умеренное, которое представлял Исаак Вайз (1819-1900), эмигрировавший из Чехии в 1846 г., и радикальное, сторонником которого был Давид Эйнхорн (18081879).
Радикальное течение возобладало в американском реформизме со времени Питсбургской конференции (1885), на которой была принята декларация принципов реформистского движения в США. Позиция реформизма в США нашла последовательное выражение в принятой конференцией так называемой Питсбургской платформе. В платформе утверждалось, что каждая религия представляет собой попытку постичь Бесконечное, и что священные книги всех религий отражают сознание пребывания Бога в человеке. Иудаизм представляет высочайшую идею Бога, содержащуюся
в Священном Писании, а затем развитую и одухотворенную еврейскими законоучителями в соответствии с моральным и философским прогрессом своего времени. Особая миссия Израиля заключается в распространении этического монотеизма в эпоху отсутствия пророков. Вместе с тем платформа, стремясь доказать совместимость иудаизма с научным прогрессом, утверждала, что Библия отражает примитивные представления своего времени и ее концепция Божественного провидения и справедливости иногда облачена в устарелую форму рассказа о чудесах. Платформа признавала обязательными лишь моральные законы, а из ритуальных предписаний признавала лишь те, которые, по современным представлениям, возвеличивают и освящают жизнь человека, но отвергала все те, которые не соответствуют воззрениям и привычкам современной цивилизации (все законы о кашруте, ритуальной чистоте священников, об одежде как утратившие всякий смысл для современных евреев). Платформа рассматривала современных евреев не как нацию, но как религиозную общность, и отбрасывала на этом основании идею возвращения в Страну Израиля, восстановления храмовой службы или каких-либо законов, связанных с существованием еврейского государства. В иудаизме платформа видела прогрессивную религию, всегда стремящуюся к согласию с требованиями разума.
Новая декларация принципов реформизма, в значительной степени подвергнувшая пересмотру Питсбургскую платформу, была выдвинута в 1937 г. в городе Колумбус (штат Огайо). Подчеркивая совместимость иудаизма с прогрессом науки, центральную роль морального закона в иудаизме и прогрессивный характер откровения (все эти принципы содержались в Питсбургской платформе), новая платформа утверждала значение Закона (как Письменного, так и Устного) для сохранения исторически сложившихся норм еврейской жизни и признавала в групповой лояльности евреев, отошедших от религиозной традиции, связь, которая по-прежнему объединяет еврейский народ. Новая платформа утверждала обязанность всего еврейства содействовать возрождению Эрец-Исраэль и превращению его не только в убежище для преследуемых, но и в центр еврейской культуры и духовной жизни. В новой платформе подчеркивалось, что иудаизм как образ жизни требует наряду с соблюдением моральных и духовных предписаний
также соблюдения субботы, праздничных и святых дней, сохранения и развития таких обычаев, символов и обрядов, которые способны воодушевлять людей; культивирования определенных форм религиозного искусства и музыки, а также использования иврита наряду с другими языками в литургии и преподавании.
Со времени принятия этой новой платформы реформизм в США стал более внимателен ко многим формам традиционного ритуала. Антисионизм, который некогда рассматривался сторонниками реформизма как атрибут «универсализма», уступил место активной поддержке Государства Израиль. Особое внимание реформистское движение уделяет широко распространенным в США бракам между евреями и неевреями. В рамках реформизма существуют группы, по-разному относящиеся к галахе в вопросах медицинской этики, смешанных браков, права женщин занимать пост раввина и признания евреями детей от смешанного брака. К началу 1950-х годов новые принципы реформизма были приняты почти всеми общинами в США.
В 1999 г. в Питсбурге была принята еще одна декларация принципов реформистского иудаизма. Главной тенденцией этой платформы стало возвращение ко многим традиционным иудейским практикам, хотя они и не воспринимаются как строго обязательные для исполнения.
Далее автор переходит к рассмотрению консервативного иудаизма, который как отдельное направление появился в США лишь в начале XX в. В 1902 г. преподаватель из Кембриджа Соломон Шехтер (1847-1915) создает Иудейскую Теологическую Семинарию Америки и начинает активно пропагандировать идеи консервативного иудаизма. В середине XX в. консервативный иудаизм весьма увеличивается за счет эмигрантов из Восточной Европы, которые готовы интегрироваться в современную культуру, но при этом хотят сохранить уважение к традиционным религиозным практикам. В период после Второй мировой войны большинство приверженцев этого течения начинают отходить от соблюдения заповедей, однако общая атмосфера все-таки остается более традиционной, чем в реформистском движении: более интенсивно используется иврит, традиционная одежда при богослужении и т.д. Однако с 1970-х годов консервативное движение постепенно становится все более похожим на реформистское: появляется инстру-
ментальная музыка при богослужении, в молитвенниках наряду с патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом призываются и их жены, имена Бога заменяются на гендер-нейтральные. В 1990-е и 2000-е годы в консервативном иудаизме женщинам и геям разрешают становиться раввинами, также позволяется заключать однополые браки. Эти инновации поставили перед некоторыми специалистами вопрос о необходимости отдельного существования консервативного движения, ведь его политика стала почти полностью идентичной реформисткой синагоге.
Реконструктивистское движение возникло и развивалось в США под влиянием идей Мордехая Каплана (1881-1983). В 1809 г. Каплан становится профессором и ректором Иудейской Теологической Семинарии, одного из важнейших объединений консервативного движения. Датой основания движения принято считать январь 1922 г., когда в США было создано общество по распространению реконструктивистского иудаизма - Общество содействия прогрессу иудаизма. Основная идея Каплана заключалась в рассмотрении иудаизма не только лишь как религии, но как целой цивилизации со своей историей, языком, социальной структурой, правилами поведения, духовными и общественными идеалами. Ритуал Каплан понимал не как закон необходимый к исполнению, а как способ коллективного выживания еврейской общины и духовного развития ее членов. Поэтому решение о том, какие ритуалы и обряды должны практиковаться, принадлежит индивиду, который, однако, должен принимать в расчет не только собственные потребности, но и нужды всей общины. Также Каплан отвергал концепции избранности еврейского народа, Богоданности Торы и Мессии как личности. Каплан полагал, что единство еврейской цивилизации может быть основано на желании каждого из ее членов быть евреем, а не только лишь на строгом соблюдении закона.
Сам Мордехай Каплан не сделал реконструктивистстское движение отдельным течением в иудаизме, поскольку, как полагает автор, был предан идеям единства еврейского народа. Формально четвертым направлением в американском иудаизме реконструкти-визм становится, когда последователь Каплана Айра Эйзенстайн (1906-2001) в 1968 г. в Филадельфии основал Реконструктивист-ский раввинский колледж.
Далее автор переходит к краткому обзору видов ортодоксального иудаизма в США. Ортодоксов объединяет вера в то, что Моисей получил от Бога на горе Синай не только письменную, но и устную Тору, в которой объясняются подробности того как надо соблюдать и понимать письменную часть. Устная Тора была записана мудрецами в виде Талмуда и таким образом вместе с письменной частью представляет собой единый вечный и неизменный закон (галаха), обязательный для исполнения каждым евреем. Ортодоксальное течение делится на две группы: ортодоксальный модернизм (придерживается всех галахических принципов, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией) и ультраортодоксы (стремятся изолировать себя от интеллектуального и культурного влияния). Ультраортодоксы представлены преимущественно различными течениями хасидизма. Автор уделяет внимание движению Хабад и биографии последнего лидера движения -седьмого любавического ребе Менахема Мендл Шнеерсона (19021994). Кроме этого упоминается о росте интереса светской еврейской молодежи к традиционным формам иудаизма в 60-70-е годы («балей тшува»), в том числе после Шестидневной войны, а также о проблемах женщины в контексте современной ортодоксии.
С. Мельник
2012.01.018. ГОРЕГЛЯД ВН. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И РЕЛИГИИ В ЭПОХУ ЭДО // Классическая культура Японии: Очерки духовной жизни. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. - 352 с.
В.Н. Горегляд в своей статье «Общественная мысль и религии в эпоху Эдо» рассматривает проблематику соотношения политической власти и комплекса религиозных, этических и научных воззрений в период правления династии Токугава. Сквозь призму исторического анализа автор пытается изучить нравы той эпохи и ее культурный колорит, религиозные устои и политические новации, вопросы индивидуально-личностного и этнического характера. Горегляд не исследует культурную проблематику с какой-то одной определенной стороны, а, напротив, старается осветить подчас абсолютно противоречивые мнения и на основе подобного синтеза ответить на многие актуальные и ныне вопросы: взаимоотношение церкви и государства, влияние религии на личность и т.д.