2011.04.034
Гарантия ценных бумаг в первую очередь касается вкладов в форме таких финансовых инструментов, как акции, облигации, паи взаимных фондов и т.д. Вклады в форме ценных бумаг также возмещаются в размере 100 тыс. евро максимум. При этом покрываются не только ценные бумаги, но и вклады наличными, связанные с ценными бумагами.
Когда Банковская комиссия (Commission bancaire) констатирует, что банк больше не в состоянии возмещать вклады наличными и/или ценными бумагами, начинается процедура компенсации вкладов. Отделения иностранных банков, действующие во Франции, не являются членами FGD и потому не могут пользоваться гарантией вкладов. Если же филиалы иностранного банка является членом FGD, то он пользуется гарантией вкладов, как и французские банки.
Л.А. Зубченко
2011.04.034. НУАЙЕ К. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ГОДОВОГО ОТЧЕТА ОРГАНА ПРУДЕНЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА 2010 г. NOYER Chr. Présentation du Rapport annuel de l'Autorité de contrôle prudentiel pour 2010. - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/instit/telechar/discours/2011/ pdf
Глава Банка Франции и председатель Органа пруденциального контроля (Autorité de contrôle prudentiel, АСР) представляет основные положения первого годового отчета АСР за 2010 г. АСР начал функционировать 9 марта 2010 г. Итоги деятельности АСР отражают разнообразие вызовов, с которыми это ведомство столкнулось за последний год.
Оценивая результаты года, следует отметить, что 2010 г. стал годом, когда макроэкономические условия деятельности банков и страховых компаний значительно изменились. Чрезвычайные меры поддержки финансового сектора, предпринятые в 2008-2009 гг. во многих европейских странах, в том числе во Франции, принесли свои плоды. В результате экономическая ситуация в Европе и Франции стала улучшаться, и это привело к тому, что банки и страховые компании достигли позитивных результатов.
С точки зрения регулирования финансового сектора, в 2009 г. под эгидой «группы 20» (G20) начались переговоры, завершившиеся к концу 2010 г. принятием нового Базельского соглашения о
2011.04.034
достаточности собственных капиталов (Базеля-3). В 2010 г. в рамках ЕС были созданы Европейская система финансового надзора (Système européen de surveillance financière, SESF) и Европейский комитет по системным рискам Comité européen du risque systémique, CERS).
В 2010 г. чистые прибыли пяти ведущих банковских групп составили 22 млрд. евро, что на 89% больше, чем в 2009 г. Среди многочисленных факторов такого роста автор выделяет три главных: быстрое развитие розничного бизнеса и специализированного финансирования; значительное снижение издержек, связанных с риском; повышение операционной эффективности.
Благодаря использованию заранее созданных резервов и лучшему контролю за рисками коэффициент достаточности собственных капиталов банков повысился в 2010 г. до исторически высокого уровня в 10,6% против 10% в 2009 г. Эта позитивная эволюция вписывается в общий контекст перехода французских банков к соблюдению требований Базеля-3.
Несмотря на благоприятные в целом результаты деятельности банков, все еще сохраняются источники финансовой нестабильности, что требует от банков и других финансовых учреждений повышенной бдительности. Учреждения, находящиеся под контролем АСР, продемонстрировали во время кризиса большую сопротивляемость негативным явлениям, что подтвердили результаты проведенного в 2010 г. стресс-тестирования.
АСР продолжит особенно бдительно следить за эффективностью принимаемых банками мер. Кроме того, АСР и Банк Франции активно участвуют в деятельности новых европейских структур финансового надзора. В этих условиях главными особенностями и целями регулирования банков и страховых компаний в настоящее время являются следующие.
1. Для кредитных учреждений наиболее существенными являются новые правила достаточности собственных капиталов (Ба-зель-3). Эти правила направлены на увеличение размеров и повышение качества собственных капиталов банков, что усилит их сопротивляемость перед лицом возможных экономических шоков и конъюнктурных колебаний. Новый механизм Базеля-3 в отношении собственного капитала и измерения рисков должен вступить в силу после 2013 г., а в отношении ликвидности - после 2015 г. Для
2011.04.035-037
обеспечения высокой эффективности и равенства условий конкуренции необходимо, чтобы новые правила вводились одновременно во всех странах Европы и в других регионах мира в соответствии с заранее установленным календарем.
2. В секторе страхования продолжится работа над подготовкой технических мер по введению в действие директивы «Платежеспособность 2» (Solvabilité 2).
3. Помимо реформ в двух указанных секторах очень важно регулирование, направленное на обеспечение финансовой стабильности, а также продолжение международных усилий по идентификации и надзору за учреждениями, имеющими системный характер.
Среди других проблем, которыми занимается АСР, можно выделить еще две - защита клиентов и борьба с отмыванием капиталов и финансированием терроризма. По итогам проверки, которая проводилась Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial action task force, FATF) и завершилась в начале 2011 г., Франция вошла в тройку стран с наилучшей организацией борьбы с отмыванием капиталов и финансированием терроризма.
Л.А. Зубченко
2011.04.035-037. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ США: ПОИСКИ ПУТЕЙ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ. (Сводный реферат).
1. Confronting the monster // The economist. - L., 2010. - Vol. 397, N 8709. - P. 29-31.
2. COWAN R., ALEXANDER D. Wrapup 3-US republicans set 2012 budget battle with Obama. - Mode of access: http://www.reuters. com/assets/print?aid=USN1525540820110415
3. Fiscal year 2012 budget of the US government. - Mode of access: http://www.whitehouse.gov/files/documents/budget_2012.pdf.
В реферате обобщаются мнения специалистов и данные из официальных документов, касающиеся политики американского правительства по сокращению бюджетного дефицита. Дефицит США в 2010 фин. г. составил 1,3 трлн. долл., или 9% ВВП (второй по величине за весь послевоенный период - наибольший был в 2009 фин. г.). Этот показатель явился результатом рецессии и исчерпания антикризисных правительственных вливаний в экономику. Но главная проблема, как считает журнал «Economist», - отсут-