обеспечить своему клану более выгодное место в общем «раскладе сил».
К.Б. Демидов
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2011.03.016. НДАЙИ З. КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИЯ НЕПАД: РЕГИОНАЛИЗМ И МНОГОСТОРОННЕЕ УЧАСТИЕ. NDAYI Z. Contextualising NEPAD: regionalism, plurilateralism and multilateralism // South Afr. j. of intern. affairs. - Johannesburg, 2009. -Vol. 16, N 3. - P. 371-387.
Автор (университет Витватерсранд, Йоханнесбург, ЮАР) рассматривает роль Нового партнёрства для развития Африки (НЕПАД) под эгидой Африканского союза (АС) в тенденциях международной торговой системы. НЕПАД в силу своего трёхуровневого подхода мог бы сыграть значительную роль в экономическом развитии континента. Во-первых, НЕПАД способствует реализации региональных проектов, объединяя усилия стран-членов для выхода на мировые рынки. Во-вторых, он имеет большие возможности системного развития через установление новых форм партнерства между африканскими странами. В-третьих, возможности НЕПАД велики в силу его сотрудничества с ВТО, ООН и Мировым банком.
НЕПАД был создан 23 октября 2001 г. и стал результатом слияния Программы тысячелетия по партнерству ради африканского восстановления и плана Омега. Как и его предшественник - Ла-госский план действий (ЛПД) - НЕПАД нацелен на использование местных возможностей и региональную интеграцию как часть экономического возрождения Африки. При этом НЕПАД выступает за создание свободного рынка и активное участие в системе мировой торговли. Это означает отход от старой концепции регионализма и изоляции от международного рынка в пользу развития возможностей коллективного вхождения в мировую экономику. Критики сотрудничества НЕПАД с мировыми финансовыми и экономическими организациями заявляют, что это приведет к «дальнейшей деиндустриализации и маргинализации континента» (с. 371).
Прежняя Организация Африканского Единства (ОАЕ) состояла из всех независимых африканских государств того периода. Ее задачей была «защита территориальной целостности африкан-
ских государств, африканское единство и... защита экономически зависимых государств от "колониального ярма"» (с. 373). В 1980 г. ОАЕ приняла ЛПД, обязывавший африканские правительства развивать местную и региональную экономику. Также было создано Африканское экономическое сообщество (АЭС). Соглашения в Абудже в начале 90-х подразумевали создание АЭС в шесть этапов. Итогом работы должен был стать Общий африканский рынок (ОАР), состоящий из региональных экономических сообществ. Договор в Абудже выполнялся с 1994 г., но термин АЭС больше не появлялся в документах АС/НЕПАД.
В год создания НЕПАД (2001) внутриафриканская торговля составляла 9,0% от общей торговли континента, при этом многие страны производили одни и те же товары и конкурировали друг с другом за рынки. В докладах 2004 г. Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) и Африканского банка развития (АБР) отмечалось, что внутрирегиональная торговля составляла чуть более 10%, а торговля с другими регионами Африки - около 13%. У Экономического сообщества стран Центральной Африки (ЭКОЦАС) эти показатели составляли всего 1,3 и 2,5% соответственно.
При поддержке АБР НЕПАД реализовал инфраструктурные проекты. Так была создана сеть дорог, соединивших Буркина-Фасо и Мали, не имеющих выхода к морю, с портами Ганы, создана сеть газопроводов в ЮАР и Мозамбике, началась реализация Программы всестороннего аграрного развития Африки (ПВАРА), утвержденной в июле 2003 г. при поддержке ООН (с. 375).
С создания НЕПАД Комиссия ООН по Африке отмечает растущее взаимопонимание между ЭКОВАС и Западно-Африканским экономическим и валютным союзом (УЭМОА), выразившееся в «создании общего плана действий по либерализации торговли сближения макроэкономической политики» (с. 375). Также в Центральной Африке ЭКОЦАС создало режим торговли, учитывающий задачи Экономического и валютного сообщества Центральной Африки (СЕМАС) (с. 375). Комиссия Индийского океана применяет большую часть интеграционных инструментов, уже используемых Экономическим сообществом стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА). Также КОМЕСА и Восточноафриканское
сообщество (ВАС) заключили ряд меморандумов о взаимопонимании и гармонизации политики и программ.
В июне 2003 г. главы государств и правительств стран - членов АС подписали Маврикийскую министерскую декларацию и приложение к ней. Общеафриканскую позицию относительно результатов 5-й министерской конференции ВТО, которая должна была пройти в сентябре 2003 г. Декларация выражала озабоченность отсутствием реализации многосторонних соглашений в Дохе. Декларация призывала членов ВТО выполнять обещания, взятые в Дохе: способствовать либерализации аграрного рынка и расширять экономическое взаимодействие различных уровней.
План АС подразумевал, что все региональные экономические сообщества (РЭС) будут удовлетворять требования Зоны свободной торговли (ЗСТ) к 2017 г. КОМЕСА и Сообщество развития Юга Африки (САДК) уже выполняют эти требования, ЭКОЦАС и Союз арабского Магриба (САМ) отстают от других РЭС, прочие члены ОАЕ вошли в активно работающие таможенные союзы. Ряд членов правительств Нигерии, Сенегала, Кот-д'Ивуара и Ганы полагают, что их страны могли бы лучше развивать свою экономику как отдельные экономические игроки.
Руководство АС/НЕПАД постоянно подчеркивает, что «стремится ликвидировать неравенство в отношениях с индустриальными странами» (с. 379). Параграф 8 учредительного акта НЕПАД гласит, что основной целью деятельности организации являются «новые отношения партнерства между Африкой и международным сообществом, в особенности с высокоразвитыми индустриальными странами, направленные на преодоление разрыва, усиливавшегося в течение столетий неравных отношений» (с. 379).
В июле 2002 г. на саммите в Кананаскисе «Большая восьмерка» выработала План действий в Африке, как рамочный по поддержке АС/НЕПАД. Промышленно развитые страны согласились. В соответствии с этим планом Канада создала Канадский фонд Африки (КФА) и план канадских инвестиций в Африку, страна потратила миллионы долларов на программы развития инфраструктуры, развитие обучения и экспертизы в Африке.
По данным Мирового банка, 1,7 млн. африканцев благодаря плану «Большой восьмерки» получили доступ к чистой воде. В 2006 г. совет директоров Мирового банка утвердил план помощи
трем восточноафриканским странам в развитии транспорта и торговли. Вклад Японии в африканские инвестиции значителен в технологиях, а ЕС на государственном и региональном уровнях активно участвует в миротворческих операциях и предоставлении доступа к питьевой воде (с. 380).
Некоторые специалисты указывают на растущую торговлю Китая и Африки как следствие африканской интеграции в глобальный рынок. По данным Международного валютного фонда (МВФ), в 2001-2006 гг. африканский экспорт в Китай вырос на 40%, а китайский импорт на 35%, мировая торговля за тот же период выросла на 14%. В парламентской речи замминистра иностранных дел ЮАР подчеркивалось, что «НЕПАД является базой для развития китайско-африканских отношений» (с. 380).
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Африку выросли в 2002-2007 гг. с 14,6 млн. долл. США до 53 млн. долл. США. Ежегодный экономический рост континента в этот период составил более 5% (с. 379). В 2001-2006 гг. африканский экспорт в Азию, ЕС и США составил 27%, 32 и 29% соответственно (с. 381).
По мнению автора, «несмотря на специальные условия Всемирной торговой организации (ВТО), маловероятно, что она будет идти на масштабные уступки для развивающихся стран» (с. 381). Возможно, именно поэтому из 42 африканских стран 19 не имеют своих представителей в штаб-квартире ВТО, хотя ряд исследователей объясняют это отсутствием средств для соответствующего представительства.
Мировой банк согласился поддерживать панафриканские инициативы в таких областях, как инфраструктура, сельское хозяйство, региональная торговля, здравоохранение, питание, образование, развитие общин и капитальные вложения (с. 381). Согласно данным Мирового банка от 2004 г. в 2001-2003 гг. инвестирование африканских инфраструктурных проектов этой организацией удвоилось. На июнь 2004 г. Мировой банк финансировал 334 проекта в Африке общей стоимостью 16,6 млрд. долл. США, также фина-сировались 37 образовательных проектов (с. 382).
В 2002 г. ООН предоставила НЕПАД 22 млрд. долл. США помощи. Планы помощи Мирового банка НЕПАД на 2008-2009 г. составляли 2 млрд. долл. США в области транаспорта, торговли, энергии, водоснабжения и телекоммуникаций. На конец 2008 г.
МВФ списал 4,6 млрд. долл. США долга для 18 африканских стран (с. 383).
По мнению автора, «хотя африканские лидеры подтверждают, что основная ответственность за развитие Африки лежит на самих африканцах, они также признают необходимость помощи с учетом слабости африканских экономик, в форме иностранного "партнерства"» (с. 383). Маргинализация Африки в мировой экономике продолжается. Автор считает, что у НЕПАД нет четкой стратегии координации усилий РЭС на континентальном уровне. Также он ставит под сомнение эффективность управления НЕПАД после ухода таких крупных политических фигур, как президенты Нигерии Олосегун Обасанджо и ЮАР Табо Мбеки. Неограниченное соперничество двух сильнейших стран Африки может поставить под вопрос эффективное экономическое развитие. Также требуется пересмотреть перспективы НЕПАД в условиях мирового экономического спада.
В.С. Олишевко
2011.03.017. ВАЙНС А. БРЮССЕЛЬСКАЯ РИТОРИКА И РЕАЛЬНОСТЬ: ЕС И БЕЗОПАСНОСТЬ В АФРИКЕ. VINES A. Rhetoric from Brussels and reality on the ground: the EU and security in Africa // Intern. affairs. - L., 2010. - Vol. 86, N 5. -P. 1091-1108.
Автор (Королевский институт международных отношений «Четем Хаус», Лондон, Великобритания) рассматривает эффективность применения в Африке Общей политики безопасности и обороны (КСДП), как она стала именоваться после подписания договора в Лисабоне.
Ни один из конфликтов в Африке, в ходе которого применялись силы КСДП, не представлял прямую угрозу европейским странам, за исключением сомалийского. Силы КСДП применялись в Африке для ликвидации уже существующих кризисов, например в Чаде, Центральноафриканской Республике (ЦАР), Демократической Республике Конго (ДРК), Сомали и Судане, а также в рамках Африканской архитектуры мира и безопасности (АПСА).
В 2007 г. ЕС назначил посла при Африканском союзе (АС), в 2008 г. специальным советником по африканским миротворческим операциям стал генерал Пьер-Мишель Жоана. Каждые три года