Научная статья на тему '2011. 02. 024. Доклад Европейского центрального банка о конвергенции, 2010 г. Rаpport sur la convergence, 2010. - Mode of access: http://www. Banque-france. Fr/fr/eurosys/bce/2010/publication-bce. Pdf'

2011. 02. 024. Доклад Европейского центрального банка о конвергенции, 2010 г. Rаpport sur la convergence, 2010. - Mode of access: http://www. Banque-france. Fr/fr/eurosys/bce/2010/publication-bce. Pdf Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ЕС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 02. 024. Доклад Европейского центрального банка о конвергенции, 2010 г. Rаpport sur la convergence, 2010. - Mode of access: http://www. Banque-france. Fr/fr/eurosys/bce/2010/publication-bce. Pdf»

области единства права, свободы культуры и культов в условиях совместного существования. Трудные, но достойные задачи будущего европейского развития пока находятся в начале своего решения и должны решаться методично и решительно. ЕС не сможет осуществить нынешнюю фазу консолидации без творческого подхода. Органы ЕС должны придать новые импульсы европейской политике.

В.И. Шабаева

2011.02.024. ДОКЛАД ЕВРОПЕЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА О КОНВЕРГЕНЦИИ, 2010 г.

Яаррой sur la convergence, 2010. - Mode of access: http://www. banque-france.fr/fr/eurosys/bce/2010/publication-bce.pdf

В реферате излагаются основные положения опубликованного в мае 2010 г. Доклада Европейского центрального банка (ЕЦБ) об экономической конвергенции стран ЕС, не являющихся членами зоны евро, за исключением Великобритании и Дании.

В соответствии со статьей 140 Договора о функционировании Европейского союза (Traité sur le fonctionnement de l'Union européenne), Европейский центральный банк (ЕЦБ) должен каждые два года представлять Совету ЕС доклад о состоянии конвергенции стран - нечленов зоны евро, т.е. о приближении их к критериям, позволяющим стать членами Валютно-экономического союза (зоны евро). Как известно, в настоящее время в зону евро не входят 11 стран ЕС, однако Доклад о конвергенции касается только девяти стран, так как Великобритания и Дания имеют особый статус, определенный протоколом, включенным в приложения к Договору о ЕС. ЕЦБ может подготовить доклад о конвергенции этих двух стран только по их просьбе.

В последние годы все девять рассматриваемых стран (Болгария, Венгрия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Польша, Швеция) столкнулись с серьезными последствиями нынешнего глобального финансово-экономического кризиса. Объем ВВП в большинстве из них значительно снизился под влиянием замедления экономического роста и внешней торговли. Несмотря на снижение уровня инфляции, состояние госбюджетов ухудшилось, и премии за повышение страновых рисков возросли.

По отдельным критериям экономической конвергенции авторы доклада пришли к следующим выводам.

Стабильность цен. В период с апреля 2009 по март 2010 г. темпы инфляции были очень низкими, что объяснялось негативным шоком мировых цен и значительным замедлением экономической активности в рассматриваемых странах. Базовая величина для критерия стабильности цен составила 1%. В Латвии, Чехии и Эстонии уровень инфляции был менее 1%, тогда как в шести других странах - более 1%. При этом наиболее высокий уровень инфляции наблюдался в Венгрии, Польше и Румынии.

Состояние государственных финансов. В большинстве из девяти стран состояние государственных бюджетов значительно ухудшилось главным образом под влиянием ухудшения макроэкономических условий. В Болгарии, Литве, Латвии, Чехии, Венгрии, Польше и Румынии размер бюджетного дефицита превысил в 2009 г. базовый показатель в 3% ВВП. Только Эстония и Швеция зарегистрировали в 2009 г. бюджетный дефицит в размере менее 3% ВВП. Европейская комиссия (ЕК) начала процедуру рассмотрения чрезмерного бюджетного дефицита Болгарии. Что касается государственного долга, то из девяти стран только в Венгрии отношение госдолга к ВВП превысило базовый критерий в 60%, хотя во всех странах этот показатель в последние годы увеличился.

Валютный курс. Латвия, Литва и Эстония активно участвуют в валютном механизме. К моменту публикации доклада их участие продолжалось два года. Валюты данных стран за это время не были девальвированы, хотя латвийский лат испытывал некоторые трудности.

Долгосрочная процентная ставка. В рассматриваемый период величина базовой долгосрочной процентной ставки составляла 6%. В Эстонии величина этой ставки рассчитывается путем добавления двух процентных пунктов к среднеарифметической долгосрочной ставке Бельгии (3,8%) и Португалии (4,2%). В Швеции и Чехии долгосрочные процентные ставки ниже базовой ставки в 6%.

Эстония. Эта страна стала объектом более глубокого изучения, чем другие страны, что объясняется стремлением эстонских органов власти перейти на евро, т.е. стать членом зоны евро, с 1 января 2011 г. За 12 месяцев с апреля 2009 по март 2010 г. уровень инфляции в Эстонии составил 0,7%, что гораздо ниже уста-

новленного критерия стабильности цен в 1%. Низкий уровень инфляции отражает действие жесткой политики экономического урегулирования, которая привела к снижению реального объема ВВП страны в 2009 г. на 14,1%. Нынешнее отсутствие инфляционного давления в Эстонии обусловливает необходимость компенсировать убытки, связанные со снижением конкурентоспособности. В будущем Эстонии очень трудно будет поддерживать низкий уровень инфляции, поскольку она обладает ограниченными возможностями для маневра в области денежно-кредитной политики. В будущие годы на уровень инфляции будет давить процесс преодоления отставания Эстонии по показателю душевого дохода от среднего по зоне евро уровня. В условиях режима фиксированного курса эстонской валюты реальное урегулирование экономики будет проявляться в форме усиления инфляции, особенно когда ВВП начнет расти. Стране трудно будет обеспечивать стабильность цен, учитывая, что ее денежно-кредитная политика не является независимой.

В 2009 г. дефицит государственного бюджета в Эстонии составил 1,7% ВВП, а валовой государственный долг - 7,2%, что гораздо ниже 60%, установленных в ЕС Пактом стабильности и роста. Эстонская валюта (крона) участвует в валютном механизме ЕС в течение двух последних лет. В рассматриваемый период курс эстонской кроны оставался стабильным и не отклонялся от установленного в рамках валютного механизма, что отражает неизменность ориентации политики эстонских монетарных властей. Кроме того, Эстония не девальвировала крону в отношении к евро.

Финансовая система Эстонии характеризуется отсутствием развитого рынка долгосрочных долговых обязательств, номинированных в эстонских кронах. В этом отражается низкий уровень государственной задолженности и широкое использование евро. В таких условиях невозможно идентифицировать показатель, позволяющий сравнивать доходность долгосрочных государственных займов и оценивать характер процесса конвергенции Эстонии. В результате общий анализ финансовых рынков Эстонии был осуществлен с помощью различных показателей. В общем наблюдающаяся в рассматриваемый период эволюция финансовых рынков приводит к противоположным оценкам. Некоторые показатели свидетельствуют об устойчивом характере конвергенции Эстонии. Беспокойство по поводу конвергенции было особенно сильным в

разгар нынешнего финансового кризиса. Однако с конца 2009 г. изменения в состоянии бюджета и в поведении рыночных операторов в отношении перспективы присоединения Эстонии к зоне евро привели к уменьшению напряженности на финансовых рынках.

Установление условий, способствующих длительной конвергенции Эстонии, требует проведения экономической политики, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности и, в частности, долгосрочной стабильности цен. С учетом ограниченного поля для маневров в области денежно-кредитной политики настоятельно необходимо, чтобы другие сферы экономической политики давали экономике средства для преодоления специфических страновых шоков и для недопущения макроэкономических диспропорций.

Юридическая конвергенция. В Докладе ЕЦБ юридическая конвергенция, являющаяся одним из необходимых условий присоединения стран ЕС к зоне евро, рассматривается не столь подробно, как экономическая конвергенция. 22 апреля 2010 г. парламент Эстонии принял закон о введении евро. Во всех других восьми странах сохраняется независимость центральных банков в институциональном, персональном и финансовом отношениях. Кроме того, во всех этих странах, за исключением Литвы, наблюдается несовместимость с критериями конвергенции в области финансирования путем эмиссии (financement monétaire) и юридической интеграции центральных банков в Евросистему.

Л.А. Зубченко

2011.02.025. ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЗОНЕ ЕВРО.

The effectiveness of euro area fiscal policies // Month. bull. of ECB. -Frankfurt a. Main, 2010. - N 7. - Mode of access: http://www. ecb.int/pub/pdf/mobu/mb201007en.pdf

В статье, опубликованной в «Ежемесячном бюллетене Европейского центрального банка», анализируется эффективность программ оздоровления бюджетов в зоне евро. В ходе нынешнего финансового кризиса правительства многих стран мира проводили экспансионистскую бюджетную политику с целью поддержания национальной экономики за счет стимулирования внутреннего спроса. В странах зоны евро в 2009-2010 гг. бюджетные меры по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.