Научная статья на тему 'Эстония: неожиданно долгий путь в зону евро'

Эстония: неожиданно долгий путь в зону евро Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цибулина Анна Николаевна

В то время как отдельные страны зоны евро столкнулись с серьезными проблемами и в научных кругах все чаще стал обсуждаться вопрос о возможности выхода из нее тех или иных стран. Перед участниками Экономического и валютного союза остро встала задача реформирования структуры его управления. Тем не менее, процесс перехода новых государств на евро пока не затормозился. Семнадцатым по счету членом зоны евро с 1 января 2011 г. стала Эстония. В статье рассматривается динамика основных экономических показателей Эстонии, анализируются трудности, связанные с выполнением номинальных критериев конвергенции, а также положение Эстонии после перехода на евро.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстония: неожиданно долгий путь в зону евро»

ЭКОНОМИКА

Эстония: неожиданно долгий путь в зону Евро

А.Н.Цибулина

В то время как отдельные страны зоны евро столкнулись с серьезными проблемами и в научных кругах все чаще стал обсуждаться вопрос о возможности выхода из нее тех или иных стран. Перед участниками Экономического и валютного союза остро встала задача реформирования структуры его управления. Тем не менее, процесс перехода новых государств на евро пока не затормозился. Семнадцатым по счету членом зоны евро с 1 января 2011 г. стала Эстония. В статье рассматривается динамика основных экономических показателей Эстонии, анализируются трудности, связанные с выполнением номинальных критериев конвергенции, а также положение Эстонии после перехода на евро.

Согласно положениям Договора о ЕС 1992 г. (Маастрихтского договора) все страны-члены ЕС обязаны отказаться от использования своей национальной валюты в пользу евро. В течение какого времени после присоединения к ЕС государство должно осуществить переход на единую валюту, в документе не указывается. Великобритания и Дания при подписании этого Договора добились получения так называемой оговорки о «не участии» (по англ. opt-out clause), по которой они имеют право не переходить на евро. В этих странах перспектива перехода на евро широко обсуждается как на государственном уровне, так и в научных кругах. В 2004 г. к ЕС присоединились 10 стран, которые объявили о своем намерении как можно скорее ввести евро. Первой из этих страна стала Словения, которая ввела евро в 2007 г. За ней последовали Мальта и Кипр, которые ввели евро в 2008 г. С января 2009 г. евро был введен в Словакии.

Эстония, присоединившись к Европейскому союзу (ЕС) в 2004 г., официально заявила о своем намерении как можно скорее присоединиться к зоне евро. Изначально правительство Эстонии ставило целью перейти на евро уже 1 января 2007г. Однако выполнить все критерии номинальной экономической конвергенции, которые служат основанием для принятия решения о вступлении в зону евро, Эстонии к тому времени не удалось:

— темпы инфляции не должны превышать более чем на 1,5 процентных пункта средний

аналогичный показатель в трех странах с наименьшим ростом цен;

— дефицит государственного бюджета не должен быть более 3% от ВВП;

— государственный долг не должен быть более 60% от ВВП;

— процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий показатель для трех стран с наименьшим ростом цен.

— в течение двух лет страна должна участвовать в Механизме обменных курсов (МОК). Первым шагом на пути в зону евро стало

присоединение Эстонии 28 июня 2004 г. к МОК-2. В его рамках курс эстонской кроны был зафиксирован на уровне 15,6466 крон за евро, а допустимые пределы отклонения от центрального паритета могли составлять + 15%.1 В течение всего последующего периода курс кроны оставался неизменным. В Эстонии, начиная с 1992 г., действует система валютного комитета (валютной палаты), в рамках которого государство не проводит самостоятельной денежно-кредитной политики. Поэтому условно можно говорить о том, что Эстония находится в валютном союзе на протяжении более 18 лет.

Участие в валютном союзе привело к утрате независимости в использовании инструментов денежно-кредитного регулирования (ставок рефинансирования и определения объемов эмиссии). Оно же лишило государство возможности

Цибулина Анна Николаевна - преподаватель кафедры европейской интеграции МГИМО (У) МИД России. E-mail: [email protected]

управлять валютным курсом. В этой связи переход Эстонии на евро почти ничего не меняет в этой области.

В сфере государственных финансов положение Эстонии на протяжении последних 10 лет оставалось стабильным. Начиная с 2002 г., государственный бюджет был профицитным. Лишь в 2008 г. наметился дефицит на уровне 2,8%, который не превысил установленный предел в 3% от ВВП2. Эстонии на протяжении с 2000 г. по 2007 г. удавалось поддерживать самый низкий уровень госдолга по странам зоны евро. В среднем госдолг не превышал 5% от ВВП, а в

2007 г. достиг минимального значения в 3,8%. В

2008 г. госдолг начал увеличиваться, но Эстонии удавалось сдерживать его рост за счет использования накопленных за предшествующий благоприятный период золотовалютных резервов3.

В Эстонии не используется финансовый инструмент, номинированный в эстонских кронах и аналогичный 10-тилетним государственным облигациями, на основе которого производится расчет критерия по процентным ставкам. Следует также отметить, что критерий по процентным ставкам не является ключевым, а призван, в первую очередь, служить дополнительным подтверждением достижения реальной конвергенции показателей инфляции по странам ЕС. При определении выполнения данного критерия Эстонией в расчет принимались такие показатели, как спрэды по спотовым и форвардным сделкам на валютном рынке по отношению к зоне евро, процентные ставки по долгосрочным займам домохозяйствам со стороны финансовых и нефинансовых институтов, а также суверенный кредитный рейтинг страны. Несмотря на то, что выводы по итогам расчетов были особенно противоречивыми в 2009 г., в докладе Европейского центрального банка (ЕЦБ) по конвергенции за май 2010 г. отмечается, что Эстония, в целом, соблюдает данный критерий.

Главным камнем преткновения на пути Эстонии в зону евро была инфляция. Инфляция снизилась с 5,6% в 2001 г., до 1,4% в 2003 г., однако после этого стала возрастать, так что критерий по инфляции не выполнялся.4 Во многом это было связано с повышением заработной платы работников государственного сектора, мировым ростом цен на энергоносители, а также первыми признаками перегрева экономики, проявлявшимися в росте зарплат и цен на недвижимость. В 2008 г., несмотря на общемировой экономический спад, инфляция в Эстонии подскочила до 10,6%. Однако уже в 2009 г. инфляция составила всего лишь 0,2 при нормативном значении в 1%5.

Мировой финансовый кризис не обошел стороной и Эстонию. В 2009 г., по данным Европейской комиссии, эстонский ВВП сократился на 13,9%. Более серьезные последствия кризиса по региону ЕС были отмечены лишь в Литве и Латвии. В них ВВП сократился на 14,7% и 18% соответственно. Главным источником роста ВВП Эстонии является внешняя торговля, на долю

стран ЕС приходится примерно 70% ее экспорта и 80% импорта. Многие экономические обозреватели считали, что в такой ситуации оживление экономического роста без девальвации эстонской кроны невозможно. Однако за счет гибкости заработных плат и цен уже к концу 2009 г. удалось добиться сокращения удельных затрат на рабочую силу на 7,5%.6

Также положительным фактором служит улучшение экономической ситуации в Швеции

- главном торговом партнере Эстонии. Внешний спрос на продукцию и услуги из Эстонии будет определяющим для экономического роста в ближайшие два года. Увеличение внутреннего спроса, скорее всего, будет оставаться незначительным из-за возросшей с началом кризиса нормы сбережений домохозяйств. Аналогичная ситуация будет наблюдаться и с притоком инвестиций, улучшение которой будет связано с политикой предоставления кредитов и ожиданиями участников финансового сектора. В целом ожидается, что экономический рост в 2011 г. должен составить примерно 4,4%, и 3,5% в 2012 г.7

Еще одной проблемой для Эстонии является занятость. В начале 2010 г. уровень безработицы подскочил до 20,4% по сравнению с примерно 16% в 2009 г. Но уже к весне 2010 г. безработица сократилась до 19,2% и составляла на конец сентября 15,7%. Сокращение безработицы должно продолжиться в 2011-2012 гг. и по прогнозам составит соответственно 15,1% и 13,6%. В то же время структурная безработица в Эстонии продолжит возрастать.

После сокращения инфляции до 0,2 в 2009 г. в Эстонии ожидается рост индекса потребительских цен. Несмотря на то, что изначально рост цен был спровоцирован удорожанием энергоносителей и повышением цен на продовольственные товары, рост цен в начале 2010 г. во многом был связан со стремлением компаний восстановить прибыль после существенных потерь с началом кризиса, небольшим внутренним рынком и преимущественно краткосрочными контрактами. Более того, возросший экспорт продовольствия в Россию после неблагоприятных климатических явлений летом 2010 г., привел к сокращению предложения в Эстонии. Инфляция в 2010 г. оценивается на уровне в 2,7%. Рост цен продолжится и в 2011 г. на уровне 3,6% в год. Снижение инфляции до 2,3% прогнозируется только на 2012 г.9

В отношении государственных финансов ситуация в ближайшие годы коренным образом измениться не должна, если сохранится нынешняя экономическая конъюнктура. Дефицит госбюджета продолжит расти и к 2012 г. должен составить 2,7% от ВВП. Госдолг может возрасти до 11,7% и будет покрываться в основном за счет новых заимствований.10

Введение евро в Эстонии повысит роль страны в разработке и проведении общей экономической и единой денежно-кредитной политики ЕС. К Еврогруппе, в которую входят министры

■ Экономика

финансов и экономики стран зоны евро, присоединятся и представители Эстонии, они также войдут в состав Совета Управляющих Европейского центрального банка. В Эстонии этому придают большое значение, так как в его функции входит установление ставки рефинансирования и определение объема эмиссии. К тому же, ввиду того, что 80% внешней торговли Эстонии ведется со странами ЕС, а две трети внешнеторговых операций осуществляется в евро, то переход на евро существенно снизит трансакционные издержки и экономия на этом может достигать 0,2% от ВВП в год.11

В Эстонии переход на евро будет осуществляться также, как и в четырех предшествующих странах - Словении, на Кипре и Мальте и Словакии - по так называемому сценарию «большого взрыва» (big bang). В нем переходный период не предусмотрен. Период параллельного обращения будет составлять две недели, в течение которого эстонская крона и евро будут официальными платежными средствами. По истечении этого периода расплачиваться кронами будет нельзя. Кредитные учреждения в течение одного месяца до перехода и в течение шести месяцев после перехода на евро будут обязаны обменивать кроны на евро по среднему курсу без взимания комиссии. По истечении этого срока Банк Эстонии будет осуществлять бессрочный обмен крон на евро также по среднему курсу и без комиссии. С 1 июля 2010 г. по 30 июня 2011 г. во всех розничных торговых точках продавцы обязаны указывать цены в обеих валютах.

Введение евро в наличное обращение в 2002 г. в 12 государствах ЕС спровоцировало резкий скачок цен, особенно на товары и услуги первой необходимости. Поэтому в последующих государствах, осуществлявших переход на евро, колоссальное внимание стало уделяться вопросу честного ценообразования. Готовясь к этому, Торгово-промышленная палата Эстонии, совместно с другими предпринимательскими организациями и Департаментом по защите прав потребителей, составили соглашение, к которому, начиная с конца лета 2010 г., могли присоединиться все предприниматели. Присоединение к соглашению означало, что цены ими не будут округляться в сторону повышения, а в обиход будет введен логотип со словами «цена в евро не поднимется».

Департамент защиты прав потребителей один раз в месяц проводил мониторинг цен по наиболее востребованным товарам и услугам. Эстонский институт конъюнктуры проводил мониторинг цен на продукты питания как в магазинах, так и на рынках по всей Эстонии. Результаты проверок и информация по ценам публиковались в Интернете, а также в газете «Maaleht». Правительство Эстония для того, чтобы уменьшить давление валютного перехода на рост цен заявило о том, что суммы налогов, государственных пошлин и пособий в евро будут обнулены в меньшую сторону, показав тем

самым, что валютные перемены пойдут в благоприятном для граждан страны направлении.

Судя по опыту перехода на евро других стран, и в Эстонии повышение цен должно стать незначительным. К примеру, переход на евро Словении привел, по оценке специалистов, к повышению цен на 0,24 процентных пункта, а по данным Евростата - 0,3 процентных пункта.12 По оценкам Европейской комиссии, влияние перехода на евро на уровень инфляции как на Кипре, так и на Мальте был около 0,2-0,3 процентных пункта.13

Переход Эстонии на евро в момент, когда руководство Экономического и валютного союза ЕС ищет пути выхода из кризиса, который особенно сильно ударил по его отдельным его членам, может служить сигналом, что зона евро и впредь будет расширяться. И все новые страны будут находить те или иные преимущества в отказе от своей национальной валюты в пользу евро. Помимо того, что для Эстонии вступление в зону евро - это в некоторой степени вопрос престижа и признание того, что путем проведения реформ и грамотной экономической политики, стране удалось приблизиться к уровню экономического развития ведущих европейских государств. Некоторые экономисты полагают, что действия властей, направленные на ускорение выполнения маастрихтских критериев, в чем-то создали неблагоприятную ситуацию для Эстонии. Но не стоит сбрасывать со счетов те преимущества (снижение транскационных издержек, приток прямых инвестиций, более низкие ставки по кредитам и т.д.), которые несет с собой использование единой валюты.

Поддержание низкого уровня инфляции может стать главной задачей для Эстонии в ближайшей перспективе, что соответствует и главной цели Европейского центрального банка, а именно, подержанию ценовой стабильности в зоне евро. В заключении стоит отметить, что Экономический и валютный союз ЕС никогда не был исключительно экономическим проектом, так же как и полностью политическим. Эффективность и будущее его развитие будет связано с политической волей и желанием государств-членов продолжать процесс не только экономической, но и политической интеграции.

Tsibulina A.N. Estonia: an unexpectedly long way to the euro area.

Summary: The article deals with an issue of introduction of the euro in Estonia on the 1st of January 2011, at the time when some members of the euro area are severely hit by the sovereign debt crisis and the governance structure of the Economic and Monetary Union is in need of reforms. It explores economic developments in Estonia, its challenges on the way towards fulfilling the convergence criteria and euro changeover. The article also briefly surveys implications for Estonia once it is a member of the euro area.

------------ Ключевые слова ------------------------------------- Keywords -------

европейская интеграция, экономический и European integration, the Economic and Monetary

валютный союз, зона евро, Эстония. Union, euro area, Estonia.

Примечания

1. European Central Bank, Exchange Rate Mechanism-II, www.ecb.int

2. Convergence Report, European Central Bank. May, 2010.

3. Convergence Report, European Central Bank. May, 2010.

4. Convergence Report, European Central Bank. May, 2010.

5. Там же.

6. Там же.

7. European Economic Forecast, Directorate General for Economic and Monetary Affairs, European Commission, Autumn 2010.

8. Там же.

9. Там же.

10. Там же.

11. План перехода Эстонии на евро, Центральный банк Эстонии, 9-я версия, октябрь 2010.

12. Report of European Commission on the introduction of euro in Slovenia. Brussels, 233 final., 4 May 2007

13. Communication from the commission to the Council, the European Parliament, the European Economic and Social Committee, the Committee of the Regions and the European Central Bank, The introduction of the euro in Cyprus and Malta, Brussels, 18 April 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.