ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
2011.01.027. ПОРТНОФФ А.-И. ПРЕДПРИЯТИЕ 2020 г. PORTNOFF A.-I. L'entreprise de 2020 // Futuribles. - P., 2009. -N 355. - P. 19-36.
В статье члена редакционной коллегии французского журнала «Futuribles» рассматриваются перспективы изменений во внешней среде, стратегии и структуре предприятий во Франции и Европе в целом в предстоящее десятилетие.
Автор выделяет две основные категории предприятий, различающиеся своей стратегией, которые через 10 лет, как и сегодня, будут сосуществовать, конкурируя друг с другом. Одни предприятия стремятся исключительно к максимизации прибыли в краткосрочном плане. Заботясь только об интересах основных акционеров, они до минимума сокращают расходы на повышение квалификации, НИОКР, инновации, заработную плату и т.д. Компании уходят с рынков, требующих длительных усилий, даже если в будущем они окупятся. Более того, предприятия толкают своих клиентов на преступления, если это приносит прибыль. «Пузырь» Интернета в большой мере вызван увеличением числа неразумных слияний-поглощений, стимулированных крупными банками, получавшими вознаграждение сначала за проведение этих операций, а затем за ликвидацию предприятий после банкротства.
Другие предприятия ориентируются на долгосрочную перспективу. Они стремятся к долговременной рентабельности, что требует управления изменениями и осуществление инноваций, а следовательно - инвестиций в квалификацию персонала и НИОКР, ответственности за риски. При таком подходе, основывающемся на гуманитарных ценностях и/или прагматических соображениях (предприятие более эффективно, если оно превращает в капитал
таланты и умения своих сотрудников), предприятие рассматривается как ассоциация людей, совместно производящих стоимость.
Независимо от этического выбора «терпеливый» капитал может существовать в различных конфигурациях: предприятия, контролируемые региональными инвесторами, которые стремятся к защите занятости и уровня жизни на своей территории; семейные предприятия, переходящие по наследству; предприятия, принадлежащие наемным работникам, ставшим акционерами. Такие предприятия наряду с прямыми экономическими интересами руководствуются гуманистическими и экологическими соображениями.
Указанным двум разновидностям капитала соответствуют два варианта капитализма, ориентирующиеся на разные временные горизонты. В основе первого варианта капитализма лежит право сильного, превращающее общество в клиентелистскую сеть, основанную на страхе. Сегодня ярким выражением этой тенденции является чрезмерное возвышение роли финансов - «финансиариза-ция», не признающая никаких ценностей, кроме денег. Другим выражением клиентелизма и права сильного является мафиозная экономика.
Второй вариант рассматривает каждого индивида как обладающего правами независимо от принадлежности к какой-либо группе. Суждения о таком индивиде выносятся только в зависимости от его действий и намерений. Такой подход к человеку служит основой правового государства, в котором господствует сила закона. На нем строится демократия, ассоциация индивидов, согласных соблюдать общие правила. Гуманистический капитализм относится к течениям, выступающим за создание реальной социальной экономики, за социальную и экологическую ответственность предприятий. При этом одновременно с финансиаризацией экономики происходит развитие экологических и гуманистических течений, ратующих за «справедливую» торговлю, учет интересов всех участников экономической игры для обеспечения устойчивого развития, что придает этим процессам противоречивость.
Еще один, третий вариант, противостоящий двум первым, объединяет группы, которые еще не перешли к западному образу жизни или отказываются от него. Даже в Европе есть приверженцы магии и мракобесия. Кроме того, наблюдающийся во всех религиозных конфессиях подъем фундаментализма, использующего для
собственного распространения самую современную технику, может оказать неожиданное влияние на предприятия. Его дальнейшее распространение может спровоцировать научный, технический, а затем и экономический регресс во многих западных странах (с. 24).
В течение следующего десятилетия общественное мнение продолжит требовать устойчивого и справедливого развития. Однако этот процесс будет идти медленно, и большие группы сохранят стремление к краткосрочной максимизации прибыли. Как только пройдет страх, вызванный финансовым кризисом, многие агенты вернутся к логике беспощадной «финансиаризации». Тем не менее большинство предприятий в то же время будут подчеркивать «социальную ответственность», по крайней мере внешне, а в некоторых секторах трудности с набором рабочей силы заставят их идти дальше, чем им бы хотелось, чтобы усилить свою привлекательность по сравнению с конкурентами. Необходимость в привлекательности для значительных групп потребителей также заставит их принимать дорогостоящие меры в области защиты окружающей среды, соблюдать трудовые кодексы, включая зарубежных субподрядчиков, и обеспечивать безопасность продукции. Хотя можно с иронией относиться к искренности некоторых по сути хищных предприятий, они могут быть вынуждены взять на себя социальную ответственность из-за увеличения числа различного рода катастроф.
Все это будет происходить в условиях жесткой конкуренции, которая едва ли ослабеет. Конечно, повышение цен на энергоносители, вызванное последствиями дефицита и/или регулирующих экологических ограничений, может несколько ослабить конкуренцию на рынках материальной продукции с низкой добавленной стоимостью за счет регионализации, развития местных производств. Но увеличение количества услуг, доступных в режиме реального времени, объемов выполнения работ и кооперации на основе телекоммуникаций будет оказывать давление на предложение как продуктов, так и квалифицированных специалистов. Дальнейший технический прогресс с учетом уже накопленных знаний требует непрерывных изменений и инноваций, поскольку лидеров постоянно атакуют новые предприятия.
В этих условиях речь идет о совершенствовании продукции за счет инноваций во всех формах - технических, маркетинговых,
организационных. Движущей силой экономического прогресса становятся творческие способности. Мир никогда не обладал таким количеством знаний для инноваций, поэтому необходимо создавать новые рынки на основе неисчерпаемого источника - творческих способностей человека.
Труд, производящий блага, больше не является преимущественно физическим. Он состоит из двух компонентов: интеллектуального и эмоционального, соответствующих принятию решений и конструированию человеческих отношений (т.е. отношений доверия внутри организации, а также с поставщиками, клиентами, согражданами). Следовательно, общество основывается не только на знаниях, как принято считать, а на дуэте знаний и намерений, т.е. на человечности. Только человек является носителем творческих и диалоговых способностей, играющих решающую роль в производстве стоимости, что ставит свободного индивида в центр общества (с. 25-26).
Для общества, в котором происходят постоянные изменения, необходимы свобода и уважение достоинства личности, позволяющие индивидам постоянно изобретать, приспосабливаясь к новым условиям. Предприятие сталкивается с необходимостью управлять настолько сложными и непредсказуемыми ситуациями, что если каждый работник не будет отслеживать вероятные сбои или, наоборот, использовать шансы на успех, его быстро опередят конкуренты.
Многочисленные исследования подтверждают, что решающее влияние на экономическую результативность оказывает качество управления персоналом, поскольку потенциал организации создается и разрушается ежеминутно в результате изменения качества потоков взаимодействий между участниками. Автор еще четверть века назад назвал это явление «интеллектуальной революцией», бросающей вызов предприятиям, стремящимся к долгосрочной эффективности: им необходимо перейти от логики насилия к логике убеждения и партнерства со своими клиентами и персоналом.
Тем не менее «предприятия-однодневки» с их «одноразовыми» служащими до 2020 г. не исчезнут. Логика «финансиаризации» может в течение определенного времени поддерживать спекулятивные операции, направленные на получение быстрой прибыли от приближающихся к гибели предприятий. Полученные средства ре-
инвестируются в другие предприятия, которые, в свою очередь, эксплуатируются, а затем умирают. Процесс продолжается до тех пор, пока остаются жертвы для эксплуатации и ресурсы. Но кризисы следуют один за другим, и есть основания полагать, что во время будущего кризиса государства, погрязшие в долгах, не смогут служить амортизаторами (с. 27).
Кроме того, необходимо учитывать и такое явление, как информатизация современного мира, которая расширяет сети взаимодействий между людьми, организациями и объектами, усиливая все эффекты, свойственные сетям. Структура предприятий неизбежно изменится. На изменение окружения под воздействием цифровой революции будут воздействовать следующие факторы: возможность выражать, накапливать, преобразовывать и передавать все продукты человеческого духа в цифровой форме; рост мощности обработки информации; снижение коммуникационных и трансак-ционных издержек; децентрализация Интернета. Сети взаимодействий далеко не так централизованы, как телефон, радио, классическое телевидение. В результате развиваются коммуникации между равными партнерами, что противоречит централизованной пирамидальной структуре большинства предприятий и администраций.
Сети обладают усиливающимся в условиях цифровой революции свойством расширения за счет быстроты распространения информации. «Эффект снежного кома» укрепляет преимущества одного рыночного агента над другими, увеличивая его отрыв от конкурентов и способствуя занятию им доминирующего положения, созданию монополий больших организаций. Хотя обычно последние по мере роста поражаются склерозом, легкость цифровых коммуникаций делает их более активными и дает руководству беспрецедентную возможность контролировать персонал, клиентов, предполагаемых покупателей и конкурентов.
Вместе с тем будущее едва ли принадлежит олигополии гигантских групп, сформировавшихся в результате приобретений и слияний, душащих любую конкуренцию. Маловероятен и возврат к однообразию крупносерийного производства, исключающего всякий выбор для потребителей, поскольку другие агенты будут использовать те же возможности информационных технологий. Хотя исследования по асимметрии информации показали, что предложение доминирует над спросом, сегодня у потребителя есть средства
поиска информации и людей, опытом которых он может воспользоваться, даже создать группу единомышленников, которая за счет эффекта синергии представляют собой большую силу, чем просто арифметическое сложение индивидуальных средств ее участников. Таким образом, благодаря Интернету рождается новая власть потребителей, которую крупные корпорации стремятся нейтрализовать с помощью рекламы и контроля над социальными сетями.
Развитие информационных сетей может заметно повлиять на структуру и размер предприятий. В результате синергии мелкие сетевые предприятия, работая в рамках партнерских отношений, лучше используют свои собственные ресурсы, чем классические централизованные группы. Каждый агент принимает решения на своем уровне, в своей области компетенций и, следовательно, с меньшим риском, чем генеральная дирекция, естественно, находящаяся дальше от «земли». Таким образом, сети способны быстрее реагировать, они более инновационны, чем крупные компании, и могут поколебать доминирующие позиции последних, обновляя промышленную ткань.
Это означает, во-первых, что сегодня легче, чем вчера, создать предприятие для эксплуатации идеи, компетенции, поскольку есть возможность сосредоточить усилия на инновациях, доверив дополнительные функции другим агентам, которые могут находиться за сотни километров. Поскольку физическое расстояние не играет особой роли, благодаря информационным технологиям предприятия могут выйти из изоляции. Во-вторых, во всех секторах партнерские кластеры будут развиваться быстрее, чем их конкуренты, объединяя ресурсы, разделяя риски и опыт.
В-третьих, мгновенность цифровых коммуникаций позволяет создавать сети предприятий с быстрой реакцией, эксплуатирующих спрос, сформулированный клиентом. Модель «продать, прежде чем произвести» значительно сокращает объем запасов и готовой продукции, непогашенную задолженность и потери от сбоев в снабжении. Она особенно интересна для Франции, где уровень запасов анормально велик. Однако для таких предприятий необходим иной тип менеджмента, культура «решения-действия-корректировки» и экспериментирования с помощью метода проб и ошибок, противостоящая современной культуре наказания за ошибки, царящей на большинстве классических предприятий.
По мнению автора, будущее не за сетями мелких и средних предприятий и не за сетями крупных компаний. Определяющим является стиль управления, отношения между подразделениями. Крупное предприятие может организоваться в сеть подразделений с широкой автономией, координируемых центром, который обеспечивает общую целостность системы. Такая структура может оказаться более конкурентоспособной, чем сеть независимых союзников, если центр правильно понимает свою роль и постоянно заботится об обеспечении синергии на всех уровнях.
И.Ю. Жилина
2011.01.028. ЛЕПРИНС Э. СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ -ЛИДЕРОВ БУДУЩЕГО.
LEPRINCE E. Créer les liders du futur // Futuribles. - P., 2009. -N 355. - P. 37-41.
Генеральный уполномоченный Комитета Ришелье, входящего во Французскую ассоциацию инновационных мелких и средних предприятий, рассматривает задачи и методы поддержки и стимулирования развития мелких и средних предприятий (МСП) во Франции.
По данным ОЭСР, более половины новых рабочих мест в мире создаются примерно пятью процентами мелких и средних предприятий, которые по мере роста превращаются в мировых лидеров в своей области (с. 37). Рост количества предприятий-лидеров повышает потенциал экономики в области НИОКР, экспорта, создания рабочих мест.
Хотя в Европе насчитывается больше МСП на душу населения, чем в США, ее экономическая структура остается «окаменевшей»: МСП не растут (среднее количество занятых - шесть человек против 20 в США). С 1980 г. Европа произвела на свет в семь раз меньше мировых лидеров, чем США. О необходимости создания во Франции 2 тыс. дополнительных предприятий с численностью персонала, превышающей 500 человек, заявил в 2007 г. Н. Саркози. В период кризиса эта проблема стала еще актуальнее.
В Европе только Германии удалось превратить свои лучшие МСП в мировых лидеров. В стране насчитывается более 10 тыс. предприятий с численностью занятых более 250 (против 4,7 тыс. во Франции); половина из них - самостоятельные предприятия, мно-