2010.04.020. ТРАВЕДИ С. АФРИКАНСКОЕ ЕДИНСТВО: ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД.
TRAVEDI S. African unity: the move forward // World affairs.- New Delhi, 2009. - Vol. 13, N 1. - P. 12-30.
Преподаватель политических наук Университета г. Дели характеризует интеграционные процессы в Африке.
Создание Африканского Союза (АС) - шаг в направлении интеграции Африки. Новая африканская инициатива и Новое партнерство для развития Африки, начатые в 2001 г., выполняют общий план африканского развития и призывают к новым отношениям с развитыми странами, чтобы преодолеть разрыв в развитии.
Идея о всеафриканском рынке или об экономическом сообществе возникала на различных всеафриканских конференциях. Потребность в панафриканском союзе стала особенно заметной после того, как большинство африканских государств стали независимыми. Различные региональные экономические организации были учреждены в разных регионах Африки.
После подписания договора в Абудже идея африканского единства и кооперации приняла новое направление и динамику. В подписанных декларациях 1999-2001 гг. африканские региональные блоки и экономические группы зафиксировали общие цели по борьбе с бедностью. Декларации сфокусированы на попытке создания АС и построения глубоких региональных интеграционных схем.
Африканские лидеры стремятся адаптировать модель европейской интеграции к условиям Африки и использовать интеграцию для решения проблемы растущей маргинализации Африки в мировой экономике.
Однако консенсуса о том, как добиться панафриканского единства, пока так и не удалось достичь. Дебаты идут между двумя диаметрально противоположными точками зрения - континента-лизмом и функционализмом. Континенталисты (радикалы) призывают к немедленной политической унификации континента. Функционалисты (консерваторы), напротив, предлагают создание субрегиональных объединений как реальной базы для политического единства. Единственной успешной попыткой в области объединения Африки стала Организация африканского единства (ОАЕ), созданная 25 мая 1963 г. Во время многочисленных саммитов ОАЕ
ставились задачи по продвижению единства и международного сотрудничества между африканскими государствами и избавлению от всех форм колониализма на континенте. Серьезным достижением стало то, что ОАЕ стала площадкой для политических диспутов, не допуская их перетекания в конфликты.
Несмотря на хорошие показатели в области унификации континента, ОАЕ оказалась неэффективной в объединении континента, противодействии вызовам региональных блоков, либерализации мировой торговли, быстрого технического прогресса и глобализации производства. Более того, позиции слабых и разрозненных африканских экономик продолжают ухудшаться. Также не удалось остановить войну в Конго и других африканских странах.
Несмотря на формирование и функционирование бесчисленных схем региональной кооперации в большинстве стран множество прежних проблем так и не были решены. С принятием Абуд-жийского соглашения идеи объединения Африки получили новое дыхание. Основываясь на Абуджийском соглашении и других действующих соглашениях, для ускорения экономической, социальной и культурной интеграции континента было рекомендовано создание Африканского экономического сообщества (АЭС). Создание АЭС запланировано на 2025 г. и разделено на шесть фаз: льготные торговые зоны, зоны свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, африканское экономическое сообщество, создание все-африканского парламента. Это была первая попытка оформления юридической базы для реализации долгосрочной задачи по экономической интеграции всей Африки. Она ясно описывает механизмы, принципы и задачи для работы договора АЭС.
Саммит в г. Сирт в Ливии 2 марта 2001 г. неофициально провозгласил создание АС. Формально он был основан в июле 2002 г. в Дурбане. Провозглашалась экономическая деколонизация, помощь малым странам, неспособным быть серьезными экономическими субъектами, и «дебалканизация».
АС базируется на общем видении объединенной и сильной Африки, а также на потребности в построении партнерства между правительствами и всеми сегментами гражданского общества. Как континентальная организация, она заботится о продвижении мира, безопасности и стабильности на континенте в контексте развития интеграционной повестки союза. АС нужно рассматривать как са-
моразвивающуюся, а не подконтрольную официальным властям организацию. Она осуществляет экономическую интеграцию на пути к политическому единству. Задачей АС будет проведение работы по разрешению конфликтов. В социоэкономической области задачами АС являются: ускорение экономического роста каждого члена союза, социоэкономическая интеграция, координация и создание условий, необходимых континенту для занятия адекватного места на экономических и международных переговорах, поднятие уровня жизни населения, координирование политики между АС и региональными экономическими союзами, поддержка и продвижение исследований и науки. В вопросе безопасности АС пытается создать систему коллективной безопасности для защиты территориального суверенитета и независимости своих членов. В отношениях с международным сообществом АС защищает общие позиции Африки.
На пути осуществления целей АС существует множество препятствий. Среди них: слабая инфраструктура, недостаток политической воли к экономической интеграции и неадекватные механизмы института кооперации и интеграции на национальном уровне; а также другие причины: слабое участие частного сектора, различие между группами интересов, слоями общества, политическая нестабильность, полная неплатежеспособность экономик государств и огромное количество конфликтов. Более того, все африканские страны страдают от бедности населения.
На данный момент в Африке крайне низок уровень исполнения условий соглашений. Отсюда и нежелание пожертвовать суверенитетом, интегрировать международные договоры во внутреннее законодательство и дать власть наднациональным организациям. Среди факторов, дающих надежду на осуществление проекта АС, -понимание среди африканских лидеров, теоретиков, активистов и частного сектора, что в глобализирующемся мире торговли будущее - за экономиками в торговых блоках. Второй фактор - рост демократии.
Будущее регионализма в Африке завязано на соревнующихся интересах региональных группировок и новых политических реалий в странах региона. Развитие африканских торговых зон основывается на уверенности в том, что свободная торговля поможет получить доступ к рынку местным производителям. Это шаг в сто-
рону от зависимости от северных рынков, представители которых присутствуют в Африке в бесчисленном количестве.
Конфликты между членами субрегиональных групп, членство в разных региональных организациях и конфликты между членами союза - основное препятствие для континентальной интеграции. Государства - члены союза должны взаимодействовать с другими региональными сообществами и субрегиональными организациями для установления мира, безопасности и эффективного государственного управления. Создавая АС, африканские лидеры ясно провозгласили стратегическую цель: Африка должна быть единой.
Д.В. Палаткин
2010.04.021. ШАРИФ И., АРВИН Б.М. КИТАЙСКИЕ ПОЗИЦИИ В АФРИКЕ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ.
SHARIFF I., ARVIN B.M. China's position in Africa: political anatomy // World affairs. - New Delhi, 2009. - Vol. 13, N 1. - P. 32-42.
Авторы анализируют причины и степень китайской экономической экспансии в Африку, а также ее последствия для стран континента.
Главной движущей силой китайской экспансии в Африке является стремление обезопасить поступление нефтяных и других ресурсов для своей быстрорастущей экономики. В то же время Китай использует Африку как растущий рынок для сбыта своих промышленных товаров. За 2000-2008 гг. торговый оборот Африки и Китая увеличился в шесть раз - с 11 до 69 млрд. долл. Китай, вероятно, превзойдет США как крупнейший африканский торговый партнер к 2011 г. Он экспортирует нефть из Анголы и Судана, железо из Мавритании, алюминий из Мозамбика, золото и платину из ЮАР и медь из Замбии. Почти треть топливного импорта Китая обеспечивается Африкой. На данный момент Ангола обогнала Саудовскую Аравию в качестве важнейшего поставщика топливных продуктов Китая. В ответ африканские страны получают огромное количество промышленных товаров (от кухонной утвари до оружия).
Является ли торговля с Китаем выгодной для африканских стран? На первый взгляд - да, особенно для богатых ресурсами стран. Быстрорастущая экономика Китая стала второй по потреб-