Приватизация систем водоснабжения привела к появлению в Западной Африке крупных частных компаний, занимающихся доставкой воды: «Вивенди Вотэ», «Суэц Энвайронмент» и «Саур». Все они работают по различным видам контрактов как с государственными, так и частными потребителями и имеют различные результаты работы. В 2001 г. в Уагадугу и Конакри, а в 2005 г. в Бамако вернулись к государственному регулированию водоснабжения, что также имело различные результаты. Повышение цен на воду часто вызывает открытое возмущение граждан, так, в Мали в начале 2000-х годов возникали на этой почве массовые беспорядки. Проводятся «многочисленные агитационные мероприятия с призывами к укрупнению фирм, занимающихся водоснабжением, для рационализации их деятельности» (с. 53). Отдельно автор отмечает деятельность Французского агентства развития (ФАР), предоставившего в г. Уагадугу крупные кредиты Государственному комитету водоснабжения и санитарии (ГКВС) на развитие водопровода в трущобах.
Отсутствие координации между государственными организациями и множеством малых водопроводных компаний и недостаточный уровень осведомленности граждан о возможностях улучшения водопотребления являются главными проблемами водоснабжения в Западной Африке. Отсутствие социально направленной государственной политики в области водоснабжения может привести к экономическим проблемам и «крупным социальным взрывам в странах Западной Африки» (с. 55).
В.С. Олишевко
ВЛАСТЬ
2010.04.014. РОТБЕРГ Р. УПРАВЛЕНИЕ И ЛИДЕРСТВО В АФРИКЕ: ИЗМЕРЕНИЕ, МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ. ROTBERG R.I. Governance and leadership in Africa: Measures, methods and results // J. of intern. affairs. - N.Y., 2009. - Vol. 62, N 2. -P. 113-126.
В Школе управления имени Кеннеди в Гарвардском университете (г. Кембридж, штат Массачусетс, США) коллектив исследователей, возглавляемый Р. Ротбергом, разработал индекс управления в 48 странах Африки южнее Сахары, основанный на 57 показа-
телях, объединенных в пять основных категорий, характеризующих качество политических услуг, предоставляемых правительством гражданам.
1. Безопасность. Включает две субкатегории: национальную и общественную безопасность. Первая измеряется шестью показателями: вовлеченность правительства в вооруженные конфликты; численность погибших в вооруженных конфликтах; число погибших гражданских лиц; численность беженцев, покинувших страну, а также лиц, вынужденных покинуть родные места внутри страны; легкость доступа и распространенность стрелкового оружия и легкого вооружения среди населения. Вторая категория измеряется только уровнем насильственных преступлений.
2. Правление закона, прозрачность, масштабы коррупции. Оценивается по восьми показателям: ратификация международных соглашений по правам человека; санкции ООН в отношении африканских стран; соблюдение прав собственности (используется индекс экономических свобод, составляемый фондом «Наследие» и журналом «Wall street journal»); независимость судебной системы (по данным Фридом Хаус); эффективность национальный судебной системы (в качестве показателя берется время, истекшее с момента задержания до доставки в суд; результаты деятельности судов основываются на данных Международного центра по изучению тюрем при Королевском колледже в Лондоне; эффективность национальных институтов в отношении исполнения контрактов (по данным Мирового банка о количестве дней, затраченных на рассмотрение контрактных споров в национальных судах); коррупция в госсекторе (используются данные Международного индекса транспарентности и коррупции).
3. Права человека. Измеряется пятью показателями: свободные, честные и состязательные выборы; свобода прессы; три других показателя оценивают полноту предоставляемых прав, соблюдение гражданских прав и отсутствие гендерной дискриминации.
4. Устойчивое экономическое развитие. Оценивается по 12 показателям: национальный ВВП на душу населения; темпы роста ВВП в расчете на душу населения; уровень инфляции; дефициты и профициты в процентах ВВП; надежность финансовых институтов; число дней, необходимых для открытия бизнеса (используются данные Мирового банка); дорожная сеть; энергетические
мощности; численность телефонных абонентов; число пользователей компьютером; число пользователей Интернета и экологический индекс.
5. Развитие человеческих ресурсов. Включает такие факторы, как уровень бедности, состояние систем здравоохранения и образования. Первый измеряется суммарными данными о числе бедных и коэффициентом Джини; второе оценивается по продолжительности жизни, детской и материнской смертности, недоеданию, уровням иммунизации, масштабам распространения туберкулеза и СПИДа, количеству докторов и медицинских сестер на 100 тыс. человек и доступу к питьевой воде. Оценка развития системы образования основывается на уровне грамотности взрослого населения, численности лиц, имеющих начальное образование, увеличении числа посещающих среднюю школу, соотношении девочек и мальчиков в школе и числа учеников в расчете на одного учителя.
Ротберг считает, что рассчитываемый его командой ежегодный индекс - наиболее репрезентативный в ряду других индексов как по количеству учитываемых показателей, так и по числу охватываемых африканских стран (с. 120).
Данные последнего индекса за 2006 г., опубликованного в 2008 г., представлены в таблице 1.
Таблица 1 (с. 118-119) Индекс управления в странах Африки, 2006 г.
Ранг Страна Суммарный показатель
1. Маврикий 85,1
2. Сейшельские острова 79,8
3. Острова Зеленого Мыса 74,7
4. Ботсвана 74,1
5. ЮАР 71,5
6. Намибия 70,9
7. Гана 70,1
8. Габон 69,4
9. Сан-Томе и Принсипи 68,3
10. Сенегал 66,1
11. Малави 63,9
12. Лесото 63,3
13. Бенин 62,5
14. Коморские острова 61,9
15. Танзания 61,6
16. Мадагаскар 60,4
17. Кения 59,1
18. Руанда 59,1
19. Уганда 58,3
20. Буркина-Фасо 58,3
21. Замбия 58,3
22. Мозамбик 57,1
23. Мали 55,9
24. Нигер 55,5
25. Камерун 55,2
26. Джибути 55,2
27. Гамбия 53,3
28. Конго (Браззавиль) 53,1
29. Того 53,0
30. Гвинея-Бисау 51,9
31. Эфиопия 50,9
32. Мавритания 50,8
33. Зимбабве 50,4
34. Свазиленд 50,2
35. Бурунди 50,0
36. Экваториальная Гвинея 49,2
37. Сьерре-Леоне 49,1
38. Либерия 48,7
39. Нигерия 48,5
40. Гвинея 47,8
41. Эритрея 46,5
42. Кот-д'Ивуар 45,6
43. Центральноафриканская Республика 43,6
44. Ангола 43,3
45. Судан 34,2
46. Чад 33,9
47. Конго (Киншаса) 18,9
48. Сомали
Источник: Rotberg R.I., Gisselquist R.M. Strengthening African governance: Index of African governance. Results and rankings. - Cambridge, Mass., 2008.
Ротберг делает вывод, что, несмотря на сохраняющиеся конфликты в отдельных африканских странах (Конго-Киншаса, Судан, Кот-д'Ивуар, Нигерия, Уганда, Сомали), основная тенденция состоит в том, что управление в Африке улучшается. Многопартийные системы укореняются в большинстве африканских государств; большинство экономик являются открытыми, устаревшие афро-социалистические идеи ныне в основном отброшены. Миллионы
африканцев пользуются Интернетом и мобильными телефонами. Наибольшие улучшения по сравнению с 2005 г. произошли в Либерии благодаря усилиям по реконструкции страны после длительного конфликта, предпринимаемые Эллен Джонсон-Сэрлиф - первой женщиной, ставшей президентом африканского государства. Либерия переместилась с 44 на 38 место.
Список возглавляют страны, в основном небольшие, в которых после провозглашения независимости установилось эффективное управление, принесшее безопасность и социально-экономический прогресс своим гражданам. Последнее место в этом списке занимают страны, подверженные постоянным внутренним конфликтам.
Из-за статистического лага в два года индекс 2008 г. не смог учесть ухудшение ситуации в Зимбабве. В 2008 г. школы и госпитали в этой стране закрывались соответственно из-за нехватки учителей и недостатка медикаментов и плохого управления, ВВП на душу населения упал с 850 долл. в 2000 г. до 150 долл. в 2008 г., безработица достигла 90% трудоспособного населения, ощущалась нехватка продовольствия и процветала коррупция. Деспотическое правление Мугабе привело страну к краху. В индексах 2009 и 2010 гг. все эти факторы гарантируют Зимбабве место в конце последней десятки африканских стран (с. 122).
Задача индекса - подчеркнуть значение управления в развитии страны. «Ныне большинство африканцев понимают, что путь к процветанию и социальному прогрессу проходит через эффективное управление. Ингредиенты позитивных изменений уже наличествуют. Африканцы становятся все требовательнее к своим правительствам, во многих странах гражданское общество "стоит в авангарде этих движений за изменения"» (с. 123). В 2009 г. некоторые африканские лидеры приглашали составителей данного индекса для ознакомления политического руководства с результатами обследования их стран. «Если проблемы управления станут действительно главными в мышлении лидеров и администрации, тогда, заключает Ротберг, население Африки, как и других стран мира, будет пользоваться плодами экономического, социального и политического развития» (с. 125).
Ю.И. Комар