(с. 106). Правительство при этом принимало многочисленные законодательные акты, закрепляющие новых собственников участков, когда-то принадлежавших белым.
В 1980 г. 4,5 тыс. белых фермеров владели 80% сельскохозяйственных земель Зимбабве. В 2000 г. в результате перераспределения земли, часто насильственного, 800 черных фермеров стали владельцами 10% земли, при этом 1 млн. фермеров владели 20% земли, 300 тыс. домохозяйств не имели земли вообще или испытывали острую нехватку (с. 107). Крупные фермеры владели 75% земли, располагали 90% сельскохозяйственной инфраструктуры.
Международное сообщество, заключает автор, избирательно рассматривает существующие правительства как единственно возможные структуры поддержания безопасности и обеспечения прав граждан, воспринимая повстанцев в одних случаях как борцов с человеконенавистническими режимами, в других как террористов. «Требуется прекратить избирательное применение прав человека, сбалансировать гражданские и политические права с экономическими и общественными... при рассмотрении нарушений прав человека в Зимбабве необходимо, чтобы при рассмотрении всех прошлых и нынешних преступлений предъявлялись равные требования» (с. 109).
В. С. Олишевко
ЭКОНОМИКА
2010.03.025-026. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ АФРИКИ.
2010.03.025. Delapalme N. Dynamiques africaines // Commentaire. - P., 2009. - Vol.32, N 125. - P. 83-93.
2010.03.026. ^PSTEIN E.B. Africa's capitalist revolution // Foreign affairs. - N.Y., 2009. - Vol. 88, N 4. - P. 119-128.
Французский специалист по международным отношениям Натали Делапалм (025) указывает на новые тенденции в развитии Африки.
Последние десять лет ознаменовались прекращением ряда длительных конфликтов: Антола, Конго (Киншаса), Бурунди, Сьерра-Леоне, Либерия, Судан, Кот-д'Ивуар. Разумеется, ситуация во многих местах еще остается нестабильной: Сомали, Дарфур, Чад, ЦАР, район Великих озер и др. Однако тенденция к прекра-
щению конфликтов обозначилась. Она характеризуется двумя важными моментами. Во-первых, местные протагонисты все более осознают, что экономические выгоды мира перевешивают выгоды войны. Во-вторых, региональные силы стали играть решающую роль в урегулировании конфликтов. «Эндогенизация, африканизация процессов урегулирования конфликтов является отныне ключевым элементом и непременным условием успеха в прекращении конфликтов» (025, с. 84).
Другая важная тенденция - экономический рост, составивший для стран Африки южнее Сахары в среднем свыше 5% в год, что в три раза превышает соответствующий показатель стран зоны евро за тот же период (1,4%) (025, с. 35). Относительная изолированность Африки от глобальных рынков помогает ей ныне минимизировать влияние финансового кризиса. По оценке МВФ, темпы экономического роста стран Африки южнее Сахары в 2008 и 2009 гг. практически изменяются незначительно - 5,4% в 2008 г. и 5,0% в 2009 г. против соответственно 1,2-0,5% для стран зоны евро и 1,4 и 0,7% - для США (025, там же). Растет ВВП на душу населения. В 2007 г. в 39 африканских странах был зарегистрирован рост этого показателя против 23 стран в 2000 г. С 1997 по 2007 г. в 23 странах ВВП на душу населения возрос в среднем - 5% до более 50%, из них в 12 странах среднем более чем на 25% (от 25 до 50% - Буркина-Фасо, Эфиопия, Гамбия, Гана, Мадагаскар, Мали, Сан-Томе, Танзания: более 50% - Чад, Мавритания, Нигерия, Сьера-Леоне (025, с. 85).
Страновые показатели экономического роста в 2008 и 2009 гг. отражены в табл. 1.
По-прежнему сохраняются высокие темпы прироста населения. По оценке ООН, к 2050 г. численность населения Африки более чем удвоится и достигнет 1,93 млрд. человек, или 21% мирового населения (в 2000 г. было 906 млн. человек), в то время как население Европы сократится с 488 млн. человек до 472 млн. Причем Африка молодеет: 2/3 африканского населения - это лица моложе 25 лет), а Европа стареет. Сегодня африканские политики рассматривают фактор роста населения не как препятствие экономического роста, а как важный политический козырь, усиливающий позиции Африки в мире.
Таблица 1 (025, с. 86-87)
Экономический и демографический рост Африки южнее Сахары в 2008-2009 гг.
А. Южная Африка
Страны Рост населения, в % Рост ВВП, в % Рост ВВП на душу населения
2008 2008 2009 2008 2009
Ангола 2,7 16,0 13,2 12,7 9,5
Ботсвана 0,9 5,0 4,3 6,3 5,7
Замбабве 1,1 -6,6 -6,8 -8,2 -
Лесото 0,2 5,2 5,4 3,3 3,5
Малави 3,2 7,1 6,2 4,9 5,7
Мозамбик 2,1 7,0 7,0 4,4 4,6
Намибия 1,0 4,7 4,5 3,0 3,3
Свазиленд 0,0 2,0 2,0 2,3 2,1
Сейшелы 1,0 4,0 4,2 2,9 2,5
ЮАР 0,8 3,8 3,9 2,0 2,3
Б. Восточная Африка
Страны Рост населения, в % Рост ВВП, в % Рост ВВП на душу населения
2008 2009 2008 2009
Бурунди 3,0 5,9 5,7 2,5 2,9
Джибути 1,8 6,5 7,8 - -
Замбия 2,1 6,3 6,3 3,3 3,9
Кения 2,8 2,5 3,4 1,5 4,6
Коморы 2,8 7,0 6,0 5,7 5,4
Маврикий 0,7 7,0 6,0 5,7 5,4
Мадагаскар 2,8 6,8 7,3 -0,6 4,7
Руанда 2,7 6,0 5,6 3,8 3,4
Судан 2,1 7,6 12,7 - -
Танзания 2,3 7,8 8,0 5,4 5,9
Уганда 3,1 7,1 7,0 6,0 4,3
Эритрея 3,0 1,2 2,0 -1,9 -1,0
Эфиопия 2,5 8,4 7,1 5,7 38
В. Центральная Африка
Страны Рост населения (%) Рост ВВП (%) Рост ВВП на душу населения (%)
2008 2008 2009 2008 2009
Габон 1,5 4,2 3,8 2,4 5,4
Камерун 2,3 4,5 4,6 1,0 1,7
Конго (Браззавиль) 2,5 9,2 10,6 6,0 9,0
Конго (Киншаса) 3,1 8,8 11,6 6,8 7,1
Сан-Томе 2,7 6,0 6,0 4,1 4,3
ЦАР 1,9 4,9 5,0 1,5 2,5
Чад 2,7 1,8 2,0 -2,1 2,5
Экваториальная Гвинея 2,9 10,1 4,9 4,4 1,6
Г. Западная Африка
Страны Рост населения (%) Рост ВВП (%) Рост ВВП на душу населения (%)
2008 2009 2008 2009
Бенин 3,0 5,4 5,7 1,8 2,4
Буркина-Фасо 3,0 4,0 6,3 2,1 3,2
Гамбия 2,7 6,5 6,5 2,8 3,3
Гана 2,2 6,9 7,5 3,8 3,2
Гвинея (Бисау) 3,1 3,2 3,1 0,3 0,2
Гвинея (Конакри) 2,9 4,9 5,2 1,3 1,4
Кот-д'Ивуар 2,4 2,9 5,1 1,4 3,1
Либерия 3,1 9,5 10,2 3,3 9,0
Мали 3,3 4,3 5,1 2,5 2,9
Нигер 3,1 4,4 4,5 1,3 1,4
Нигерия 2,5 9,1 8,3 3,4 5,2
О-ва Зеленого Мыса 2,5 7,7 7,4 4,0 4,5
Сенегал 3,0 5,4 5,9 1,9 3,3
Сверра-Леоне 2,5 6,5 6,5 2,9 3,2
Того 2,8 3,0 4,0 0,0 0,9
Источник: Fonds monétaire international. Perspectives économiques regionales: Afrique subsaharienne. - 2008 / FMI. Population reference bureau.
Отчетливо прослеживается тенденция к смещению центра тяжести экономических и политических связей Африки на Восток. Китай стал вторым после США торговым партнером Африки. В 1960 г. на Европу приходилось 66% африканского экспорта, а в
2006 г. - только 40%, а доля Азии за этот период возросла с 6 до 16% (025, с. 87). Африка является для Китая не только стратегическим источником сырья, но и важным рынком сбыта китайских промышленных товаров, привлекательным местом для трудовой и предпринимательской миграции, привилегированным финансовым и политическим партнером.
В ходе своей шестой поездки по странам в Африку в феврале 2009 г. президент КНР Ху Цзинтао заявил о стратегическом партнерстве Китая с Африкой.
Наряду с Китаем повышенный политический и экономический интерес к Африке проявляют и многие другие страны незападного мира: Индия, Бразилия, Венесуэла, Иран, Турция, арабские страны, Япония, в последние годы вновь активизировалась Россия. Заметно возрастает активность негосударственных организаций. Усиливается роль ливанской, исмаилистской, индийской, китайской диаспор в Африке и африканской за пределами Африки. Исламские банки и независимые фонды, опираясь на поддержку стран Персидского залива и Ирана, становятся важными и даже привилегированными партнерами африканских банков и других инвесторов, аккумулируя все возрастающую долю капиталов африканских экспатриантов, оцениваемых британским парламентом в сумму свыше 700 млрд. долл. (025, с. 90). «Время западной монополии в политической и экономических сферах Африки закончилось» (025, с. 90).
Западному подходу к развивающим странам, в том числе и к Африке, основанному на таких приоритетах, как демократия, эффективное управление, права человека, новые партнеры Африки противопоставляют другой подход - уважение политической независимости африканских государств, установление с ними равноправных отношений, понимание особых условий их развития, что даст им реальные преимущества в обостряющейся конкурентной борьбе на мировой арене. К тому же финансовый кризис в странах Запада ставит под сомнение утверждения о наивысшей эффективности западной модели развития и управления, что негативно сказывается на отношениях Запада с развивающимися странами.
Делапалм считает, что западная стратегия в отношении Африки должна быть существенно изменена. Основными приоритетами должны стать содействие прекращению конфликтов, развитию
инфраструктуры, обеспечению продовольственной безопасности, сохранению природной среды, росту занятости, повышению эффективности управления, координация внешней помощи, уделяя основное внимание ее результативности, решение проблемы за-должности африканских стран. Учитывая новую геополитическую ситуацию, необходимо менять также международную систему управления.
Э.Б. Кэпштейн (Институт экономики и развития в Фонтенбло, Франция и приглашенный сотрудник центра глобального развития в Вашингтоне) (026) считает, что в условиях нынешнего глобального кризиса «Африка, по всей вероятности, остается единственным регионом в мире, приверженным глобальному капитализму». В то время как страны Запада национализируют свои банки и принимают различные протекционистские меры, Африка остается открытой для бизнеса, поощряя торговлю, иностранные прямые инвестиции и местных предпринимателей» (026, с. 1119).
Аналитики в развитых странах сокрушаются о сокращении из-за рецессии иностранной помощи Африке, но сами африканцы больше беспокоятся о росте барьеров на пути африканского экспорта и уменьшения притока иностранных частных инвестиций, что может затормозить дальнейший экономический прогресс, который демонстрирует Африке в последнее десятилетие.
Вопреки мрачным прогнозам афропессимистов темпы экономического роста Африки с 2004 г. составляют в среднем 6% в год. Доля внешней торговли достигает 60%, а инвестиции частного сектора 20% ВВП. С 1990 г. число африканских стран южнее Сахары, имеющих фондовые рынки, утроились, а их капитализация поднялась практически с нуля до 245 млрд. долларов (026, с. 119-120).
Демократизация политических систем в 1980-е и 1990-е годы сыграли решающую роль в капиталистической революции в Африке (026, с. 120). Другой важный фактор - прогрессирующая урбанизация. Ныне более 30% африканцев живут в городах против 15% в 1965 г. В ближайшие 20-30 лет в городах будут проживать более 50% всего африканского населения (026, с. 121). Города являются центрами экономической активности и тесного повседневнего взаимодействия различных племен, что абсолютно необходимо для развития рыночной экономики и демократических институтов и помогает разрушать патримониальные отношения.
В городах быстрыми темпами развиваются информационные технологии. С 2000 г. число обладателей мобильными телефонами выросло в 10 раз и достигло 30 млн. человек, а количество пользователей Интернетом в 4 раза (026, с. 122).
В последние годы растет интерес иностранного капитала к Африке. С 1998 г. прямые иностранные капиталовложения в этот регион увеличились более чем в 2 раза (более 15 млрд. долл. ежегодно в докризисный период) и составили почти 5% совокупного ВВП африканских стран южнее Сахары (026, с. 120, 124). Этому способствовали ряд причин.
1. Африканские банки из-за относительно слабой интеграции в глобальный финансовый рынок были защищены от «токсичных активов», обрушивших некоторые американские и европейские банки, и являются одними из более здоровых финансовых институтов в мире. С ростом сбережений африканцев растет роль африканских банков в экономике.
2. Значительный экономический рост и увеличение внутренних инвестиций создают больше возможностей для иностранных инвесторов.
3. Укрепление африканского предпринимательского класса.
4. Многие африканские страны достигли заметных успехов в макроэкономической стабилизации. Независимые центральные банки успешно контролируют инфляцию.
5. Демократизация политических систем и стремление африканских правительств к повышению эффективности управления также привлекают иностранных инвесторов (026, с. 124-125).
Разумеется, глобальный финансовый кризис подрывает экономический рост Африки. По оценке МВФ, в 2009 г. темпы экономического роста снизятся до 1,5%, но в 2010 г. прогнозируется уже 4% (026, с. 119). Но если нынешняя Великая депрессия приведет к значительному сокращению иностранных капиталовложений и установлению более высоких и многочисленных протекционистских барьеров в США и Западной Европе, что нанесет большой ущерб африканскому экспорту - главному источнику ВВП, то эти внешние факторы в соединении с хроническими проблемами самой Африки (хрупкость демократических режимов, сохранение межэтнических конфликтов, огромные масштабы бедности, слабое развитие
инфраструктуры, неэффективное управление и др.) могут повернуть успешную капиталистическую революцию вспять.
Кэпштейн полагает, что США и Европа должны помочь Африке поддержать начавшуюся капиталистическую революцию и помочь довести ее до конца.
Ю.И. Комар
2010.03.027. АЛЬ-МУНИФ, МАДЖИД АБДАЛЛА. ФОНДЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ И ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ НЕФТЯНЫМИ РЕСУРСАМИ. АЛЬ-МУНИФ МАДЖИД АБДАЛЛА, Санадик ас-сарва ас-сиядийя ва дауриха фи идарат аль-фаваид ан-нафтыйя // Маджаллят бухус иктисадийя арабийя. - Бейрут, 2009. - № 47. - С. 53-72. - Араб. яз.
Автор (профессор кафедры экономики университета короля Сауда, Рияд, Саудовская Аравия) отмечает, что экономика стран -производителей нефти (в первую очередь - арабских стран Персидского залива) характеризовалась во время первого и второго скачков цен структурной слабостью и малой емкостью. Например, если ранее цены в 11-14 долл. во время первого скачка или 30-35 долл. во время второго скачка хватало для роста золотовалютных резервов, то теперь уровня цен в 40-50 долл. хватает лишь для поддержания платежного баланса, что, по всей видимости, вызвано расширением экономики и вероятным неэффективным использованием финансовых ресурсов во многих странах-нефтеэкспортерах. Кроме этого, во время первого и второго скачков цен страны бывшего СССР и Китай находились вне поля рынка, а финансовые системы (как процентные ставки, так и глубина финансовых рынков) сильно отличались от их современного состояния. Во время текущего скачка мировая торговля более свободна и имеет более разнообразные формы. Денежные рынки также изменились: евро стало одной из мировых валют, а роль доллара снизилась, кроме того, была достигнута интернационализация этих рынков. Эти изменения рынка нефти, денежных рынков и структуры мировой экономики привели к необходимости создания новых способов управления денежными средствами, поступающими в страны-нефтеэкспортеры.
Исследование фондов национального благосостояния (ФНБ) требует рассмотрения всей системы государственных финансов