ность. Но следует честно сказать, что даже самое лучшее регулирование не смогло бы противостоять конкурентному давлению системы, в рамках которой задолженность домохозяйств становится единственной опорой экономического роста.
Если рассматривать нынешний кризис с точки зрения долгосрочной логики, то его происхождение следует искать не в сфере финансов, а в способах распределения, в открытости для международной конкуренции и в процедурах дерегулирования (социального, финансового, промышленного), характерных для неолиберальной модели. В США банки, пострадавшие из-за накопления «плохих» ипотечных кредитов, вынуждены были сократить объем кредитования. Уменьшение стоимости имущества домохозяйств из-за падения цен на недвижимость привело к уменьшению платежеспособного спроса. Предприятия стали испытывать трудности в получении кредитов для финансирования оборотных средств. Кризис приобрел кумулятивный характер; за 12 месяцев уровень безработицы повысился с 4,5 до 6,1% активного населения.
Нынешний кризис не является простой переходной фазой цикла, как считают некоторые экономисты. Он имеет структурный характер, и его основная ставка состоит в подрыве самих основ неолиберализма. Различные стратегии могут иметь разные экономические и финансовые последствия. Европейская экономика не является «монолитной», так как в ней (в том числе в зоне евро) появились «клоны» американской модели. Этот факт следует учитывать в экономическом анализе интеграционных механизмов, которые вследствие разнородности моделей развития могут также порождать кризисы.
Л.А. Зубченко
2010.02.017. ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС: СИСТЕМНЫЕ БАНКРОТСТВА И МНОГОСТОРОННИЕ МЕРЫ. The global economic crisis: systemic failures and multilateral remedies // Mode of access: ttp://www.unctad.org/Templates/webflyer.asp?docid= 11200&intItemID=1
В докладе, подготовленном членами исследовательской группы при секретариате ЮНКТАД, рассматриваются основные причины нынешнего кризиса и предлагаются меры по его преодолению.
Выдвигавшийся в течение ряда лет призыв ЮНКТАД к усилению международного управления валютно-финансовой системой, нашел свое подтверждение в условиях нынешнего финансового кризиса, который приобрел одновременно системный и глобальный характер. Динамика этого кризиса проявилась в крахе национальных и международных систем финансового регулирования, в сохранении мировых диспропорций, в фактическом отсутствии международной валютной системы и в глубоком несоответствии торговой, финансовой и валютной политики на мировом уровне.
Нынешний кризис имеет более глубокие причины, чем формулируемые отдельными специалистами, связывающими их с провалами политики властей в области регулирования. Ни слишком большой объем ликвидности, бывший результатом экспансионистской денежно-кредитной политики в США, ни слишком большой объем сбережений на мировом уровне не могут объяснить глубокие потрясения финансовой системы. Понятно, что если бы не алчность многочисленных экономических субъектов, стремящихся к доходности, выражаемой в двузначных цифрах, кризис не был бы столь внезапным и не приобрел бы нынешних масштабов. Власти должны были учесть эту алчность и принять меры, направленные на ее ограничение.
Дерегулирование финансовой сферы, осуществляемое под влиянием рыночной идеологии, позволило ускорить процесс инноваций финансовых инструментов, полностью оторванных от производительной деятельности реальной экономики. Эти инструменты способствовали развитию спекулятивных операций, которые опирались на информацию, представлявшую собой результат экстраполяции действующих тенденций. В течение ряда лет подобные спекулятивные операции с высоким уровнем доходности «самоподдерживались» благодаря тому, что многие рыночные субъекты обладали значительными капиталами (часто заимствованными), пополнявшимися за счет высоких цен на недвижимость, нефть, активы и валюту. СМИ, аналитики и принимающие решения лица поддерживали оптимистические ожидания в отношении постоянного повышения цен. Однако на деле спекуляции являются фактором дестабилизации, а не стабилизации цен. Действительные цены не могут существовать в условиях неопределенности. Единые, но ошибочные ожидания в отношении долгосрочной эволюции цен
рано или поздно сказываются на реальном положении дел, так как капиталы не были инвестированы в реальную экономику. Когда энтузиазм финансовых рынков сталкивается с реальностью, т.е. с относительно низкими темпами экономического роста, неизбежным становится пересмотр чрезмерно оптимистических ожиданий операторов финансовых рынков.
Глобальный финансовый кризис начался тогда, когда международное сообщество оказалось неспособным разработать для мировой экономики правила, касающиеся международных валютно-финансовых отношений и макроэкономической политики. Секью-ритизация активов, в том числе связанных с ипотечными кредитами, привела к росту численности инвесторов, стремящихся получать высокие доходы благодаря новым финансовым инструментам. В то же время темпы роста реальной экономики в большинстве развитых стран не превышали 5%, что не позволяло реальной экономике «поглощать» доходы от неконтролируемого роста цен на недвижимость и сырье. Тем не менее спекулятивные фонды инвестирования в новые финансовые инструменты продолжали расти, несмотря на повышение уровня риска подобных операций.
Крушение финансовых рынков разрушило наивную идею о том, что финансовая либерализация любой ценой и отказ от государственного вмешательства способствуют максимальному благосостоянию. Государства, органы надзора и международные организации играют важную роль в развитии рыночной экономики. Один из важнейших уроков нынешнего кризиса состоит в осознании необходимости регулирования финансовых рынков. Финансовая эффективность стала пониматься как способность финансового сектора стимулировать долгосрочный экономический рост и предоставлять услуги по регулированию потребления. Одна из главных целей реформы регулирования состоит в создании системы, позволяющей очистить финансовые рынки от инструментов, которые не способствуют повышению функциональной или социальной эффективности.
В целом основные проблемы мировой экономики, а также национальные и многосторонние меры их решения сводятся к следующему:
- Догма свободного рынка, господствовавшая в течение последних 20 лет, рухнула. Финансовое дерегулирование привело к
значительному накоплению весьма рискованных позиций, что повергло мировую экономику в состояние рецессии. Сегодня прежде всего необходимо разорвать спираль снижения цен на активы и совокупного спроса, восстановить способность финансового сектора предоставлять кредиты для производительных инвестиций, стимулировать экономический рост и избежать дальнейшего снижения цен. Главной целью реформы регулирования должно быть устранение сложной финансовой практики, которая снижает социальные доходы.
- Слепая вера в эффективность дерегулируемых финансовых рынков и отсутствие валютно-финансовой системы, основанной на международном сотрудничестве, создало иллюзию получения прибыли без риска за счет спекулятивных операций во многих областях. Противостоять системным крахам можно только с помощью реформы и глобального регулирования, в рамках которого правительства играли бы энергичную роль и действовали согласованно.
- Роль и вес могущественных финансовых инвесторов на рынках базовых финансовых документов повлияли на цены их продуктов и обусловили их нестабильность. В период экспансии на рынках некоторых финансовых продуктов возникли спекулятивные пузыри, которые с началом ипотечного кризиса лопнули. Органы регулирования нуждаются в получении более детальных данных о торговле финансовыми продуктами, чтобы иметь возможность лучше понять факторы, влияющие на изменения цен, и осуществлять вмешательство, когда на некоторых рынках возникают проблемы.
- Отсутствие международной системы, согласованно управляющей колебаниями валютных курсов, способствовало спекуляции на валютах и усилению мировых диспропорций. Развивающиеся страны не должны стать «объектами рейтинговых оценок» со стороны финансовых рынков, которые сами являются виновниками своих трудностей. Многосторонние (или глобальные) механизмы должны регулировать валютные курсы, чтобы поддерживать валютную стабильность на глобальном уровне.
- Кризис ясно показал, что глобализация торговли и финансов требует международного сотрудничества и глобального регулирования, которые затрагивали бы не только финансово-банковский сектор, но и фундаментальные вопросы экономического
подъема и развития. ООН должна играть центральную роль в управлении процессами реформирования, поскольку является единственным универсальным и надежным институтом, способным гарантировать законность и жизнеспособность системы глобального управления. Кроме того, ООН доказала свою способность к анализу проблем и выдвижению прагматических мер их разрешения.
Л.А. Зубченко
2010.02.018. ХИККЕЛЬ Р. ЗА РЕГУЛИРУЕМЫЙ КАПИТАЛИЗМ. HICKEL R. Pladoyer für einen regulierten Kapitalismus // Aus Politik u. Zeitgeschichte. - Bonn, 2009. - N 20. - S. 13-19.
Профессор политэкономии (Германия) пишет, что масштабы современного экономического кризиса до сих пор недостаточно оценены: впервые за 60 лет мировая экономика сокращается. По оценке МВФ, в 2009 г. мировой ВВП уменьшится на 1,3% (с. 13). В еще большей степени уменьшается объем мировой торговли. Сегодня, пишет автор, речь идет о двойном кризисе: глубокий конъюнктурный кризис, который характеризуется избыточными структурными мощностями, например в автомобильной промышленности и судостроении, совпадает с глубоким кризисом на мировых финансовых рынках. Оба процесса угрожающе воздействуют и усиливают друг друга. Взаимодействие происходит следующим образом: конъюнктурный спад в ведущих промышленно развитых странах (ПРС) является следствием агрессивной стратегии борьбы на мировых рынках. Одновременно в странах, ориентированных на экспорт, уделяется недостаточное внимание развитию внутренней экономики. Снижение экспорта вследствие сокращения внешнего спроса совпало со снижением внутреннего спроса внутри страны, следствием чего стало свертывание производства.
Ослабление внутреннего спроса усиливалось ограничительной финансовой политикой при одновременном снижении налогов на прибыли предприятий. Эта политика перераспределения является результатом целевой стратегии усиления самостоятельных предприятий без учета общеэкономических факторов. Такая концепция может быть обозначена как «неолиберализм».
Решающим фактором развития кризиса было создание новых финансовых инструментов, которые обещали большие прибыли, чем производственная деятельность, правда в результате рискованных